Рейтинг
Порталус

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ: НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА КРЫМСКИХ ТАТАР

Дата публикации: 25 октября 2007
Автор(ы): М. А. ХАЙРУДДИНОВ
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1193317708


М. А. ХАЙРУДДИНОВ, (c)

От редакции. В романе Ч. Айтматова "И дольше века длится день" звучит древнее предание. ...Жуаньжуаны, степные воины-кочевники, придумали страшную пытку: пленнику на обритую голову надевали шири - кусок сыромятной верблюжьей кожи. Высыхая под солнцем, шири стискивал голову несчастного, который после нечеловеческих страданий становился манкуртом. Манкурт терял рассудок, не знал, где родился, не помнил отца и матери, превращаясь в самого выгодного и покорного раба. ...Найман-Ана долго искала сына-воина, но нашла сына-манкурта. Из рук хозяина взял раб лук и стрелы и убил женщину - свою мать...

Трагические страницы отечественной истории напоминают сегодня о 40-х гг. прошлого века, о том времени, когда участь манкуртов была уготована целым народам. Их выселяли, вырывали с корнями из родных земель: балкарцев, калмыков, карачаевцев, чеченцев, ингушей, поволжских немцев, крымских татар. Принудительно отправляли десятки, сотни тысяч людей в Сибирь, Казахстан, Киргизию. Спустя десятилетия, после реабилитации, возвратиться назад смогли далеко не все. Вернулись их дети, внуки...

Мухиддин Аединович Хайруддинов сумел вернуться на историческую родину. Похоронил на родной земле отца, построил дом, посадил деревья, вырастил детей, опубликовал научные статьи и книги об истории, культуре, воспитательных традициях своего народа. Предоставим ему слово.

* * *

В сложном современном мире в течение последних десятилетий проявились различные противоборствующие общественно-исторические тенденции. Среди них доминируют две, касающиеся национальной культуры. Первая - всеобщая глобализация - выражается в нивелировании национальных культур, замене их новой эрзац-, псевдо-, поп- или антикультурой. Вторая - в стремлении сохранить исконные традиции, приумножить национальное достояние, укрепить самосознание, веру, мораль, духовность. Антаго-

стр. 99


--------------------------------------------------------------------------------

низм данных тенденции затрагивает практически все социальные сферы, в том числе и образование. Между тем национальная культура придает специфический колорит образованию и открывает новые возможности в воспитании юного поколения. В этих условиях каждому народу важно помнить свое историческое прошлое, изучить его и оставить в сознании современников то прогрессивное, что проявлялось в национальных традициях, в образе жизни, в воспитании и обучении.

Педагогика как совокупность житейских представлений и практического опыта формирования личности в детском и юношеском возрасте является неотъемлемой частью многовековой культуры того или иного народа. Идеи воспитания подрастающего поколения заложены в памяти каждой нации. Специфика воспитания в народной педагогике заключается в том, что овладение нравственными нормами, трудовыми и другими навыками и умениями происходит естественно, с учетом общепринятых норм, обрядов, обычаев, которые, в свою очередь, нуждаются в соответствующих этнопедагогических исследованиях.

Крым, расположенный на скрещении важнейших торговых путей древности (Балкано-Кавказского, Причерноморско-Малоазийского и Великого шелкового), стал не только местом пребывания разных народов (греков, римлян, тюрков, арабов, славян), но и центром взаимодействия их культур, педагогических знаний. Духовное наследие крымских татар корнями уходит в средневековье. Именно тогда осмысливались философские взгляды Аристотеля, Платонома, Кинди, Фараби, Бируни, Ибн Сины (Авиценны), Омара Хайяма, Ибн Рушда (Аверроэса), Насирэддина Туси, появлялись уникальные фольклорные произведения: "Лейли и Меджнун", "Юсуф и Зулейха", "Ашик-Гариб", "Кодекс Куманикус". В городах Бахчисарае, Кезлеве, Кефе, Карасувбазаре, Эски-Крыме, Акмесджите создавались монументальные сооружения архитектуры.

Крымско-татарская народная педагогика зародилась в период формирования народности в сложной и этнически пестрой обстановке XIII-XIV вв. История ее возникновения и развития является неотъемлемой частью культуры крымских татар, которая сложилась в процессе этногенеза в результате соединения мифологических и космогонических представлений с опытом повседневной практической деятельности пришлых цивилизованных тюркских народностей, местных племен и племенных объединений Крыма.

Народная педагогика крымских татар, как и вся их нравственно-духовная жизнь, богата и многообразна. И хотя педагогическая культура народа не была предметом специальных научных изысканий, о ней упоминали многие историки, археологи, этнографы, антропологи, филологи. Среди них Н. Карамзин, В. Семенов-Тян-Шанский, А. Крымский, С. Бахрушин, Л. Гумилев и др. Зачинателем серьезных этнопедагогических исследований стал выдающийся просветитель И. Гаспринский (1851 - 1914). Он выступал за соединение мусульманского воспитания и светского образования, основанных на лучших национально-патриотических традициях и толерантности народов. "Каждый человек, - по мнению Исмаила Гаспринского, - любит и должен любить свою Родину. Но когда мы говорим Родина, мы имеем в виду не только место, где мы родились, но и край, куда входит наша земля... В этом краю живут разные национальности... Народы, живущие в одном государстве, должны жить в дружбе и взаимопонимании" (Гаспринский И. Кыраем тюркий. Бахчисарай, 1894. С. 8 - 9).

Прошли десятилетия, однако в силу определенных исторических причин крымско-татарская этнопедагогика и по сей день не имеет достаточных теоретических разработок. В ней, например, до сих пор отсутствуют фундаментальные целостные исследования о воспитании детей. Поэтому в настоящее время воз-

стр. 100


--------------------------------------------------------------------------------

рос научный интерес к этнопедагогике тюркских народов, имеющих с крымскими татарами схожие традиции, вероисповедание и язык. Появилась необходимость в разработке методологии этнопедагогики.

Как известно, методология - учение о принципах, формах и методах научного познания. Методология педагогики - совокупность теоретических положений о педагогическом познании и способах преобразования действительности. Методология этнопедагогики - это целостная система знаний об истоках, основах и структуре этнопедагогики, о принципах подхода, мировоззренческих позициях и способах добывания знания, образующих педагогическую действительность конкретного народа, а также система деятельности по получению этнопедагогических знаний и обоснованию программ, логики и методов исследования, оценке качества научной работы.

В современной методологии, изучающей народную педагогику крымских татар, существуют свои научные каноны: человек рассматривается в единстве с природой и обществом; национальное начало - в синтезе с общегосударственным и общечеловеческим; новые культурные ценности создаются на базе сохраненных традиций; научно-педагогические поиски сопряжены с исторической и этнокультурной направленностью; допускается вариативная интерпретация первоисточников (археологических, фольклорных, письменных и др.).

Этнопедагогика, будучи отраслевой педагогической дисциплиной, безусловно, в своих исследованиях использует традиционные общепедагогические методы с учетом специфики ее предмета. Методы научного этнопедагогического исследования - это способы получения информации, которая нужна для установления закономерностей, отношений и зависимостей в этнопедагогическом процессе. Современные тенденции интеграции научного знания обусловливают необходимость использования в этнопедагогике систематизированных научных методов как совокупности способов исследования различных смежных дисциплин. Это важно потому, что взятые в отдельности факты и источники не могут отражать все многообразие педагогической культуры различных народов. Нужен интегрированный подход к осмыслению этих явлений.

Многообразны источники для осуществления этнической интерпретации и изучения педагогической культуры крымско-татарского народа. Первостепенное значение имеют фольклорные и литературные произведения, словари. В. Жирмунский, А. Кононов, Р. Липец, В. Пропп, К. Чистов постоянно говорили о важной роли устного творчества в изучении исторического прошлого, культуры, быта, социально-экономических и педагогических воззрений нации. Использование фольклорных данных в филологических изысканиях о Крыме впервые поставлено на научную основу Р. Музафаровым, А. Эмировой, Д. Бекировым. В работах А. Меметова путем этимологического и сравнительного анализа лексики крымских татар выявляется многогранный, сохранившийся благодаря языку духовный мир их предков.

Богатый материал для современных исследователей представляет народный эпос V-XVII вв. ("Китаби-деде Коркуд", "Манас", "Кер-оглы"), орхоно-енисейские и древнетюркские памятники рунической письменности, литературные и филологические произведения XI в.; например "Кутадгу билиг" ("Благодатное знание"), словарь тюркских языков "Дивану лугат ит-турк". Упоминания о предках крымских татар (печенегах, половцах) встречаются и в литературе Киевской Руси: в "Слове о полку Игореве", "Повести временных лет" и др.

Интересную информацию сохранили дошедшие до нас правовые документы

стр. 101


--------------------------------------------------------------------------------

XIII-XIV вв. ("Законы Ясы", "Кодекс Куманикус"), а также вещественные источники, найденные во время археологических раскопок в регионах проживания тюркских народов.

Первые официальные педагогические источники появились под прямым воздействием народной педагогической культуры. Этические воззрения крымских татар корнями уходят в первобытную эпоху, в семейное и общинное воспитание, которое стихийно осуществлялось в процессе совместной жизни детей и взрослых.

Крымско-татарская семья в основе своей была авторитарной. Исследование семейных традиций подтверждает мысль о сохранении преемственности в народной педагогике. С течением времени не утратили значимости многие почитаемые в глубокой древности обычаи и ценности: осуждение безбрачия, невозможность брака без родительского благословения, добрачное целомудрие, почитание главы семьи, многодетность, уважение к труду.

Этапы развития педагогических воззрений крымско-татарского народа связаны с общим процессом его этногенеза. В Крыму объективно сложилась и исторически существовала национально-территориальная государственность. С образованием Крымского ханства (1428 - 1783 гг.) завершилось формирование крымско-татарской народности. Поступательное развитие экономики, урбанизация привели к созданию оригинальной культуры, воплощающей в себе народные знания, поэтическое творчество, музыку, верования, изобразительно-прикладное искусство и т.д. В этом культурном контексте складывалась система правил и норм поведения в обществе и семье. Среди широких масс распространилась элементарная мусульманская образованность, было введено обязательное начальное образование, предусматривавшее изучение светских дисциплин. Общее начально-среднее образование осуществлялось в стенах мектебов - школ, содержавшихся за счет населения. Функционировали Солхатское (XIII в.), Зынджырлы (XVI в.), Гезлевское (XVI в.) медресе для получения высшего образования. Постепенно народные знания приобретали научный статус.

После присоединения Крыма к России в 1783 г. многие национальные учебные учреждения перестали функционировать. Прогрессивные крымско-татарские общественные и культурные деятели взялись за реформирование системы образования. Этому в немалой степени способствовало возникшее в Крыму педагогическое движение, известное как джадидизм. Новая методика его лидера И. Гаспринского получила позже общероссийское и международное признание.

Сторонником взглядов И. Гаспринского был Асан Сабри Айвазов, известный общественный деятель, просветитель, руководивший школой в г. Алуште. По его мнению, человек как личность может способствовать развитию общества, активно влиять на развитие цивилизации. Позже эти идеи нашли продолжение в научных работах Бекира Чобан-заде, Исмаила Леманова, Османа Акчокраклы, Ильяса Бораганского, Амета Озенбашлы и др.

В процессе взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой осуществляется обмен между субъектами и объектами деятельности, что приводит к формированию и развитию ценностных ориентации личности, народа и общества, на основе которых строится система народного воспитания. Поэтому аксиологический подход сегодня приобретает приоритетную роль в рассмотрении образовательно-воспитательных проблем, целей и задач.

Аксиологический подход тесно связан с культурологическим. Культура трактуется как социально-антропологическое и собственно педагогическое явление. Это дает возможность рассматривать педагогическую проблематику на общекультур-

стр. 102


--------------------------------------------------------------------------------

ном фоне социума и обеспечивает изучение педагогических явлений в контексте интеграции педагогики с национальной и мировой культурой.

Человек живет и осуществляет разные виды деятельности в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Это обусловливает тесную связь культурологического подхода с этнопедагогическим. Все воспитательные институты входят в структуры тех или иных "пространств" как своеобразных территориальных социально-педагогических целостностей. Под их суммарным, обобщенным влиянием и происходит развитие подрастающих поколений. Такие пространства называются образовательными, культурными, воспитательными и этнопедагогическими.

Крым - родина крымско-татарского народа, многовековая история, материальная и духовная культура которого складывались на этой территории. Крымские татары - коренной этнос, дети природы, земли, воспетой А. С. Пушкиным в "Бахчисарайском фонтане":

Волшебный край, очей отрада!
Все живо там: холмы, леса,

Янтарь и яхонт винограда,

Долин приютная краса.

И струй, и тополей прохлада -

Все чувство путника манит,

Когда, в час утра безмятежный,

В горах, дорогою прибрежной,

Привычный конь его бежит

И зеленеющая влага

Пред ним и блещет, и шумит

Вокруг утесов Аю-Дага...

Этнопедагогическое пространство Крыма обширно. Это и земля (любовь к земле-матери - главная ценность крымско-татарского народа), и уникальная природа (море, степь, горы, лес). Многие массивы имеют метафизическое значение как священные места с особой духовной и культурной аурой, а крымский лес - не только зеленый наряд полуострова, но и источник земледелия, животноводства, растениеводства, ткачества, разнообразных промыслов.

В этнопедагогическое пространство Крыма, конечно же, входят семья и государство. Крым сегодня - территория Украины. Но, как известно, татарский народ имел опыт государственности и в Крымском ханстве (1261 - 1793 гг.), и в Крымской АССР в составе РСФСР (1921 - 1944 гг.). Это открывает интересные перспективы для изучения истории государственности и ее влияния на воспитание современной молодежи.

Культурное пространство включает в себя несколько компонентов: общекультурный фонд общества, национальную и религиозную культуру. Крымские татары по вероисповеданию, как известно, мусульмане-сунниты. С принятием ислама арабская лексика и традиции вошли в их быт вместе с мусульманской культурой. По этой причине было бы неправильным отрицать влияние ислама на крымско-татарскую народную педагогику. Попытки различать исконно народные и сугубо религиозные традиции и обычаи, трактовать последние как реакционные и антинародные не увенчались успехом и привели в конечном счете к тому, что был почти ликвидирован религиозный контекст воспитания как фактор, стабилизирующий действия различных педагогических структур общества. Сегодня ислам может быть интересен для нас тем, что сохранил общечеловеческие ценности нравственного образа жизни человека, многие из которых вполне соответствуют гуманистическим идеалам воспитания в демократическом обществе и заслуживают внимания педагогов. Это поведение, основанное на соблюдении принципа взаимности ("Не делай другому того, чего бы не хотел испытать сам"), в основе которого лежат понятия "элял" (дозволенное: добрые, чистые помыслы и поступки) и "арам" (запрещенное: недобрые, нечистые дела). Это любовь к ближнему, к своему народу, почтительное отноше-

стр. 103


--------------------------------------------------------------------------------

ние к старшим, родителям, женщинам, забота о младших и нуждающихся, гостеприимство, доброта, скромность, честность, порядочность, доброжелательность и т.п.

В этой связи к уже существующим в науке точкам зрения на сущность народной педагогики необходимо присовокупить понимание ее как части культуры: общечеловеческой, национальной, религиозной. Ведь именно она служит источником и результатом воспитания, развития и образования человека.

Важная составляющая народной педагогики - традиции. По форме проявления они глубоко национальны, но в ходе исторического развития приобретают общечеловеческую ценность. Традициям и обычаям присущи две взаимосвязанные социальные функции: быть средством стабилизации утверждающихся в данном обществе отношений и осуществлять воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений путем передачи ценностей воспитания. В традиции наследуется духовность, укрепляется ментальность этноса, отражается национальное самосознание. Отрадно, что, несмотря на все исторические перипетии, именно благодаря соблюдению обычаев и иерархии жизненных ценностей крымско-татарский народ сохранил своеобразие национальной культуры.

Яркий тому пример - намус. Это очень емкое понятие, заключающее в себе моральные принципы и критерии поведения в соответствии с шариатом. Люди считали за честь очистить родник и водопой, дружно выходили на ремонт дорог и мостов. Существовал обычай прививать к диким деревьям в лесу хорошие сорта яблок, груш, слив и т.п. Девочкам и мальчикам с детства сообщались правила благородного и благопристойного поведения, внушалась мысль об ответственности за продолжение рода.

Народное воспитание, как любое социально-педагогическое явление, имеет содержание, форму и средства воздействия на молодое поколение. Под содержанием понимается система этноязыковых знаний, убеждений, практических умений и навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми необходимо овладеть воспитанникам в соответствии с поставленными педагогическими целями и задачами. Указания на определение содержания и способы получения образования можно найти уже в крымско-татарских фольклорных источниках, где говорится о ценности грамоты, чтения, письма, счета.

В систему народных воспитательных средств (т.е. всего того, что использует субъект в процессе движения к цели) входят родное слово, фольклор, национальные традиции, народное искусство, семейно-бытовая культура и произведения педагогического творчества народа.

К формам реализации относятся обычаи, обряды, праздники, ритуалы, церемонии. Они тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Вместе с тем каждая из форм имеет характерные особенности, которые выполняют конкретную педагогическую функцию. Обычно организационная форма выбиралась для реализации определенного содержания и включала комплекс воспитательных средств: родное слово, фольклор, национальные традиции, народное искусство и т.п.

В воспитательной практике крымскотатарский народ пользовался столь многообразными формами воспитания, что их очень непросто классифицировать. Однако учитывая, что главные средства воспитательного воздействия - это слово, переживание, деятельность, игра, можно назвать четыре группы форм воспитательной работы: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, досуговые.

При использовании словесно-логических форм (беседы на самые различные темы, сходы односельчан и др.) воздействие осуществляется через словесное

стр. 104


--------------------------------------------------------------------------------

убеждение, которое вызывает у людей ответные эмоции. Главное здесь - обмен информацией, выступления участников, совместное обсуждение проблем.

В процессе применения образно-художественных форм основным средством влияния становится совместное, преимущественно эстетическое переживание, сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, что возникают в театре, во время национальных праздников "Наврез", "Тепреш", "Дервиза", "Ораза байрам", "Къурбан байрам" и др.

К трудовым формам относятся различные виды совместного труда (ежедневная уборка урожая, сенокос, ремонт дорог, устройство сада), помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, участие в религиозных делах. Совместный труд порой напоминает эстетическое зрелище или праздник.

Досуговые формы - это игры, общий отдых, содержательные развлечения. О важной роли народных игр в воспитании и образовании подрастающего поколения говорил И. Гаспринский. Педагог считал их не только забавой, но и способом познания мира, укрепления здоровья, средством, вызывающим положительные эмоции, чувство справедливости. Но, предупреждал Исмаил Гаспринский, в играх нужно избегать зла: применения грубой силы, употребления непристойных выражений, недопустимы крик и раздражительность. И по сей день в Крыму популярны добрые игры: "Чукъуртоп" ("Мяч в яме"), "Къой къачты" ("Овца убежала"), "Чалма топ" ("Лапта"), "Учь таш" ("Три камня"), "Айгъырчыкъ" ("Жеребенок"), "Анам, отмек!" ("Мама, хлеба!").

В разнообразной деятельности ребенок обязательно с раннего возраста участвовал вместе со взрослыми. Семья была ответственна за качество воспитания детей не только перед общиной, но и перед Богом. Мусульманские заповеди и запреты, соединенные с народными традициями и позднее - с научными представлениями о совершенной личности, обусловили специфическое содержание, формы и средства этнопедагогики крымско-татарского народа.

Очевидно, в традициях народа, в его обрядах и обычаях, в фольклоре заключена не только значительная по объему, но и разнообразная по содержанию информация о воспитании. Поэтому и в этнопедагогике всего за три десятилетия ее существования определились различные направления исследований: методологических проблем этнопедагогики и национальной школы; этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в современных условиях и ее педагогического обеспечения; народных традиций и использования отдельных компонентов народных культур в воспитании подрастающего поколения; исторических аспектов развития этнопедагогики и сравнительной этнопедагогики.

Молодой педагогической науке еще предстоит ответить на многие вопросы, решить немало задач. Сегодня необходимы исследования, направленные в первую очередь на возрождение всего национального, самобытного, проявляющегося в восстановлении образа жизни, обычаев, традиций и обрядов предков. Нужно по-новому осмыслить роль религии в формировании духовной культуры крымских татар, значение народной культуры как стабилизатора этнических отношений. Важно научно решить проблемы оздоровления семьи, социального благополучия детей и стариков, педагогического контроля через общественное мнение.

Крымско-татарская этнопедагогика должна определиться в общей системе педагогических наук, призванных изучать место человека в цепи поколений. Для этого необходимо уточнить специальную терминологию, разработать и обосновать систему и структуру входящих в этнопедагогику областей знания; определить связи со смежными науками,

стр. 105


--------------------------------------------------------------------------------

обозначить позицию в кругу общественных наук и в системе всех наук вообще; установить взаимосвязь и взаимодействие эмпирического и теоретического в педагогическом познании; найти способы соединения исторического и сравнительного методов исследования для обеспечения ощутимого продвижения в познании сущности и закономерностей народной педагогики.

Применение теоретических достижений на практике - целенаправленный, планомерно организуемый процесс, обеспечивающий практическую деятельность, основанную на учете закономерностей, выводов и рекомендаций науки о народном воспитании. К сожалению, сегодня этот процесс не организован должным образом и пока не дает ожидаемого эффекта. Для решения данной проблемы необходимо реализовать этнопедагогический подход, предусматривающий изучение и формирование этнокультурной среды, использование ее возможностей в воспитании и развитии личности.

Этнопедагогический подход сужает понятие среды, определяет ее как обстановку, социально-бытовые условия, окружающие человека - представителя конкретного народа. В этой связи приобретает актуальность задача формирования образа человека культуры, т.е. личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство национальных ценностей в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и нравственной саморегуляции поведения. Основополагающее свойство такой личности - способность к национальной идентификации, понимание собственной принадлежности к определенному народу, принятие его ценностей как своих личных, выбор образа жизни и поведения, соответствующих национальной морали.

Объективной основой этнопедагогического подхода является национально ориентированное образование. Такое образование предполагает выбор принципов его содержания и технологий обучения, позволяющих подрастающему поколению воспитываться в духе культуры своего народа, осваивать ее и приумножать.

Сегодня в результате расселения татар в разных районах Крыма народ стал более разобщенным, изменились функции семьи, истинная религиозность заменилась во многом соблюдением ритуалов. В этих условиях в жизни крымских татар возрастает роль школы как главного общественного института, ответственного за социализацию и консолидацию подрастающего поколения, за возрождение национальной культуры, за гармоничное соединение знаний и веры, за интеграцию нации с мировым сообществом.

Создание национальной школы возможно только на этнопедагогической основе. Будущая крымско-татарская школа должна, сохраняя ментальность, адаптироваться в поликультурном образовательном пространстве. Она видится вариативной, основанной на традициях и философии собственного народа и отвечающей современным образовательным приоритетам.

В трудных условиях депортации и репатриации крымско-татарский народ не потерял веру в лучшее будущее и находит в себе силы обозначить в качестве приоритетных направлений жизнедеятельности развитие образования, культуры, науки, формирование эмоционально-ценностной сферы, нравственности. Это предопределит и основные тенденции в современной крымско-татарской этнопедагогике: сохранение и воспроизводство гуманистических народных традиций в жизни новых поколений; защиту языка как одного из важнейших элементов национальной культуры; получение образования на родном языке и межнациональное общение; соединение знания и веры; формирование и развитие национально-

стр. 106


--------------------------------------------------------------------------------

го самосознания молодежи через национальную среду; терпимость к национальной и конфессиональной принадлежности каждого человека, к его этнокультурным запросам; воспитание уважительного отношения ко всем народам на Земле, к их суверенитету.

Современный процесс взаимодействия и сближения отдельных культур все больше обеспечивает процесс вхождения народов в единую глобальную культурную систему. Однако, несмотря на интеграцию, именно в XX в. люди осознали ценность многообразия этносов. Теперь перспективны те направления развития науки о человеке, в которых рассматриваются отдельные культуры не просто как объект исследования, а как равноправные участники мирового культурно-исторического процесса.

Этнопедагогика крымско-татарского народа, будучи хранительницей народной мудрости, частью культуры нации, выражением ее самосознания, бесценна для дальнейшего развития этноса и человечества в целом.

Опубликовано на Порталусе 25 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама