Рейтинг
Порталус

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Дата публикации: 25 октября 2007
Автор(ы): Р. Н. АЗАРОВА
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1193319855


Р. Н. АЗАРОВА, (c)

Большинство исследователей считают досуг способом осознания себя в свободное время, его организации и планирования, включенности в какую-то деятельность и управления ею. На основе соотнесения свободного времени и досуга попытаемся дать его определение: свободное время - это объективно существующее время, внутри которого пересекаются различные виды деятельности; досуг - это субъективно оцениваемый человеком отрезок времени, как принадлежащий ему и наполняющийся целенаправленной полезной деятельностью.

Анализ концептуальных подходов к досуговой деятельности обучающейся молодежи показывает, что ученые и практические работники системы образования занимаются организацией досуга в рамках продленного дня, внеклассной и внешкольной работы и т.д. Возникает закономерный вопрос: "сколько времени учащейся молодежи охватывает система образования?" Чтобы ответить на него, мы провели эмпирическое исследование и выбрали в качестве респондентов учащихся ПТУ, лицеев, техникумов, колледжей, студентов вузов; незанятую молодежь (неработающие и не обучающиеся, инвалиды, юноши и девушки из группы "риска", подростки с девиантным и асоциальным поведением); взрослых (педагоги школ, гимназий, лицеев, ПТУ, вузов, руководители образовательных учреждений ряда городов и районов Московской области и Центрального Федерального округа).

Всем трем группам респондентов был задан вопрос: "Досуг это все свободное время?" Утвердительно ответили 60,3% респондентов. Практически все отождествляют досуг и свободное время: занятая молодежь - 57%, незанятая - 77%, взрослые - 47%. Разделение досуга и свободного времени на данном этапе важно для исследователей: если молодежь не выделяет в своем сознании досуг как деятельность, следовательно, и не организует, и не планирует свое свободное время. На первом этапе исследования (1998 - 2000 гг.) выявилась следующая картина: досуг считают формой отдыха - 28,6%; свободным от основной работы временем - 14,3%; освобождением от физических и психологических перегрузок - 5,5%; возможностью повысить свой культурный уровень - 6,3%; физически совершенствоваться - 8,3%; резервом для дополнительного образования - 5,6%; развития других способностей - 3,6%; способом заняться любимым делом - 14,7%; уходом от проблем реальной действительности - 3,7% респондентов. Понимание досуга как формы отдыха наиболее приближено к его восприятию как свободного времени. Немногочисленность других вариантов ответов связана, на наш взгляд, с непониманием социальной значимости досуга. Этот вывод, с одной стороны, усложняет решение задачи по его организации, программному обеспечению, с другой - способствует реализации государственного заказа на изменение характера досуга в новой образовательной парадигме. Данный вывод может рассматриваться как посыл к пересмотру устоявшегося, а скорее, несформированного взгляда на досуг как на социально значимое явление.

Чтобы проследить динамику изменений отношения молодежи к досугу, было проведено повторное анкетирование (2000 - 2002 гг.). Оказалось, суждения ребят по первому варианту (досуг - это форма отдыха) за этот период не изменились. Вероятно, организация досуга молодых людей занимает пока второстепенное место в системе образования, что является следствием формального осмысления проблем организации свободного времени обучающихся. Сопоставив полу-

стр. 27


--------------------------------------------------------------------------------

ченные результаты и на основе бесед, интервью, мы приходим к следующим выводам:

1. В целом, общее видение обучающейся молодежью организации досуга практически едино, что может свидетельствовать о сложившейся системе взглядов на досуг как на общественное явление. В то же время мы пока можем говорить о том, что все еще не сформирована структура досуга в системе образовательного пространства и за его пределами, что не позволяет выработать стройную систему воспитания с использованием всего арсенала форм, методов, содержания досуговой деятельности.

2. Национальная доктрина образования одним из условий качества воспитания и обучения выдвигает умение полноценно, предметно-ориентированно организовывать личностный досуг и досуг в среде. Требования к педагогам и учащимся основываются на компетентностном подходе, который изложен в "Стратегии модернизации общего образования". Особое место в нем занимает компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Мы попытались определить предпочтения молодежи в выборе форм досуга, а также выяснить оценку взрослыми этих предпочтений. По результатам анкетирования, в котором участвовало более 1000 человек, заранее были обозначены досуговые направления, которые выбирали молодежь и взрослые (руководители образовательных учреждений и педагоги). Первоначально мы опросили 367 педагогов школ Подмосковья с целью выявления мотивации их отношений к организации досуговой деятельности как таковой. Некоторые мотивационные аспекты исследовались среди учителей, ведущих классное руководство (более 100 человек), на них лежит основная нагрузка по организации внеклассной работы. Выяснилось, что: 50% учителей участвуют в организации досуга детей по собственной инициативе; 83% реализуют свои организаторские способности в досуговых учреждениях; 51% получают личное удовлетворение от данного вида деятельности. В то же время основная часть педагогов ориентируется исключительно на преподавание предмета, не обращая внимания на досуговый аспект своего труда. Это результат того, что в системе образования за последние десять лет в циркулярных документах осуществление досуговой деятельности не предусматривалось. Только сейчас в Концепции модернизации структуры и содержания российского образования на период до 2010 г. одной из основных сфер деятельности учителя определена организация культурно-досуговой работы. Ответы взрослых (в процентах) даны в порядке, который показывает их приоритеты по отношению к досугу в виде экспертной оценки: дискотека - 59%; "тусовки" - 49%; посещение баров - 14,3%; чтение книг - 13%; занятия спортом - 11,9%; нетрадиционные формы досуга - 9%; семейный досуг - 7,1%; вечера отдыха в клубах - 5,7%; проведение времени в одиночестве - 3,8%; увлечение разными видами искусства - 2,5%; художественная самодеятельность - 2,5%; участие в политических движениях - 0%; посещение церкви - 0%.

Подобный взгляд взрослых можно объяснить отсутствием целенаправленного подхода к организации досуга молодежи в образовательной системе.

Учащимся мы задали вопрос: "Как Вы проводите свой досуг?" Ответы показали, что: дискотеку выбрали 69% обучающихся; "тусовки" - 51%; чтение книг - 15,3%; занятия спортом - 14,9%; посещение баров - 12,6%; вечера отдыха в клубах - 7,8%; нетрадиционные формы досуга - 7,4%; семейный досуг - 5,1%; проведение времени в одиночку - 4,9% разные виды искусства - 3,1%; художественную

стр. 28


--------------------------------------------------------------------------------

самодеятельность - 2,1%; участие в политических движениях - 0,5%; посещение церкви - 0,5%.

Полученные ответы показывают преобладание в досуге дискотек (69%) и "тусовок" (51%), что практически совпадает с мнением взрослых. При этом, если выбор последних мы считаем результатом отсутствия целенаправленной программы досугового развития, то ответы обучающейся молодежи свидетельствуют о недоработках в деле досугового воспитания в семье и в учреждениях образования. Другие предпочтения имеют минимальное отличие, что также наталкивает на мысль о том, что роль традиционных досуговых форм, ранее культивировавшихся в обществе, резко снизилась.

В данном случае выявление преобладающих форм досуга имеет важное значение для уточнения структуры, содержания и форм, а также создания модели организации свободного времени. Поставленный нами вопрос был направлен на выявление понимания досуга в современном обществе для выстраивания в дальнейшем модели досуга молодежи как части жизнедеятельности.

С целью определения направленности досуга мы задали следующий вопрос: "Каким, по Вашему мнению, должен быть досуг?". Были получены следующие результаты: спортивно-оздоровительным - 14,7%; более развлекательным - 32,6%; пассивным - 1,6%; активным - 22,3%; экстремальным - 3,5%; нейтральным - 6,7%; свободным от системы воспитания - 4,9%; включенным в систему воспитания - 20,6%; направляемым специалистами в области досуга - 7,9%; индивидуально выбираемым - 7%; управляемым разными институтами социума - 6,9%.

Из этих ответов видно, что молодежь хочет видеть досуг более развлекательным. Эта позиция может быть следствием несколько упрощенного, даже примитивного понимания досуга. Мы полагаем, что конец 90-х гг. XX в. стал для молодежи временем самоопределения и активного включения в рынок труда и образования. Высокая степень конкуренции, а также необходимость профессиональной отдачи на всех уровнях жизнедеятельности требуют более развлекательного досуга. С другой стороны, такой результат может свидетельствовать о состоянии общества, которое само предопределяет досуг как исключительно развлечение, не учитывая возможности получения дополнительной профессии, необходимости развития творческих и интеллектуальных способностей и т.д. От данного ответа во многом зависит перспектива формирования новой модели досуга, которая будет отличаться более прагматичной направленностью. Это необходимо сделать еще и потому, что в понимании некоторой части молодежи досуг должен представлять собой продуктивный вид деятельности в рамках воспитательной системы. Вероятно, здесь играют значительную роль сохранившиеся в нашей стране традиции общественного, коллективного воспитания. Наметившиеся в предыдущем десятилетии значительные асоциальные тенденции повлияли на мнение о том, что досуг должен носить воспитательный характер. Думается, что это должно стать стимулом для поиска новых форм и методов работы во всех социальных институтах, в том числе в системе образования. Следовательно, повышается ориентация на относительно устойчивую стратегию и тактику образовательных учреждений по реализации культурно-досуговой компетентности, заложенной в Концепции модернизации российского образования. Именно этот вывод можно взять за одно из оснований при построении педагогической модели организации досуга.

Выбор молодежью спортивно-оздоровительной деятельности можно рассматривать как попытку внутренней самоорганизации и накопления качественного здоровьесберегающего потенциала для активной жизни в современных условиях.

стр. 29


--------------------------------------------------------------------------------

Организация досуга как индивидуально выбираемой сферы становится более субъективной, направленной на развитие скрытых нереализованных потребностей молодежи, утверждение их статусной роли в современном обществе. Индивидуальный выбор может происходить в рамках профессии, семейной жизни и т.д. Но он может иметь и асоциальную направленность, вести к разрушению личности, усиливая маргинализацию как собственной, так и общественной жизни. Полученные нами результаты показывают, что в настоящее время наметился слом коллективистско-патерналистского начала (берущего свое начало еще в русской общине), и формируется индивидуалистский утилитарный тип сознания западного типа, его основа - человек "сам себя делающий", а следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий. Поэтому анализ сложившихся тенденций должен служить основой для создания позитивно-содержательной модели досуга молодежи. Исходя из этого посыла, были предложены следующие альтернативные ответы на вопрос "Каким должен быть досуг?": активным (пассивным); экстремальным (нейтральным); включенным (исключенным) в систему воспитания; навязанным извне (индивидуально выбираемым). Как видим, использовалась парная система. Мы считаем, что досуг может быть не только положительно ориентированным, но и маргинальным, направленным на разрушение смысложизненной системы молодежи. Именно это в определенной степени обосновывает предложенный нами вариант решения проблемы, при котором предпочтения молодежи индивидуально выбираемого досуга и общественно значимого могут (и/или должны) совпадать. Если этого не произойдет, акцент может сместиться в область неформального, неконтролируемого досуга.

Возникает вопрос: какими должны быть педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи, способствующие реализации воспитательного воздействия государства через систему образования? Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем теоретическую (общую) модель досуга как явления в целом и педагогическую модель организации досуга обучающейся молодежи. В процессе работы мы изучили существующую информацию по проблеме и на основе анализа элементов досуга разработали его классификацию:

- по определению (дефинициям), формулировке критериев всей досуговой деятельности;

- по основаниям (как достаточное, необходимое условие для правомерности постановки проблемы);

- по видам и/или направлениям деятельности (где направление понимается как заданный вектор, а вид - как реализация данного направления, в нашем случае они могут совпадать);

- по мотивам (как психологический аспект досуга, выраженный в потребности или интересе);

- по моделям (как метод исследования объекта или как способ применения его в реально существующей системе);

- по концепциям (особый способ понимания системы досуга, общее видение предмета);

- по теориям (комплекс взглядов и представлений о досуге).

Модель досуга предусматривает создание условий для деятельностного, предметно-ориентированного досуга, который можно реализовывать и в традиционных, и в инновационных формах (см. табл. 1).

Предложенные виды и формы досуговой деятельности способствуют развитию разных потенциалов молодежи, отвечающих педагогическим задачам: мотивации, ее цели и формы реализации (см. табл. 2).

стр. 30


--------------------------------------------------------------------------------

Таблица 1

Виды и формы деятельности

Вид досуговой деятельности
Формы

Общественно-политический
- политические клубы, организации, объединения

Культурно-духовный
-воскресные школы для детей и взрослых;

- коллективы художественной самодеятельности и клубы по интересам;

- музыкальные салоны, литературные гостиные;

- творческие встречи с выдающимися учеными, музыкантами, представителями литературы, искусства, духовенства и пр.

Досугово-коммерческий
- аукционы; шоу-представления;

- концертно- и театрально-зрелищная деятельность;

- музыкальные марафоны;

- компьютерные классы;

- прокатная форма деятельности;

- работа кафе, Интернет-кафе и видео-баров;

Художественно-творческий
- коллективы художественной самодеятельности, изостудии, прикладное творчество и т. д.;

Учебно-образовательный
- курсы повышения квалификации, центры дополнительного образования, платное обучение иностранным языкам, быстрому чтению, программированию, машинописи, моделированию и т.д., и т.п.

Благотворительный
- акции милосердия для детей-инвалидов, сирот;

- деятельность фондов культуры и искусства, связанных с развитием творческой инициативы творческих людей;

- восстановление памятников культуры, истории, архитектуры и пр.

Производственно-творческий
- выставки-продажи произведений прикладного творчества (изделий из керамики, дерева, художественное литье, живопись, графика и т.д.);

- реставрация памятников культуры и архитектуры;

- рекламное издательство (реклама, буклеты, брошюры, информационные бюллетени и пр.);

- диско-мастерские (диско-, видео-, звукозапись, услуги по ремонту и эксплуатации технической аппаратуры и т.д.).

Физкультурно-оздоровительный
- секции по разным видам спорта, экстремальные виды спорта, боди-билдинг, культуризм, путешествия, походы и пр.


Таблица 2

Мотивация
Цель
Формы реализации

1
2
3

Общение
- реализация личностного потенциала в обществе;
Разные формы коммуникации, приводящие к достижению цели

- достижение социального статуса

Профессионально-творческое совершенствование
Повышение профессионального статуса:
Повышение квалификации, интеллектуальные формы деятельности (посещение библиотек, занятия на компьютере, изучение новых технологий, иностранного языка и пр.)

- рост авторитета личности;

- желание соответствовать социальному заказу общества (общности);

- поиск путей для выживания;

- улучшение материального положения;

- получение дополнительного образования;

- обеспечение собственной занятости (трудоустройства)

Удовлетворение культурно-духовных потребностей
- повышение культурно-духовного уровня;
Посещение коллективов художественной самодеятельности, театров, музеев, выставок, увлечение разными видами творчества и т.д.

- получение эстетического наслаждения;

- реализация собственных возможностей;

- отдых и пр.

Поддержание и развитие физических возможностей
- физическое соответствие или превосходство в обществе (общности);
Увлечение различными видами спорта, туризм, походы, соревнования, посещение секций и пр.

- полная реализация себя в производстве и досуге

Снятие стресса
Поддержание жизненного тонуса
Общение с друзьями в кафе, дискотеках, другие виды досуга


стр. 31


--------------------------------------------------------------------------------
1
2
3

Рекреационная
Отдых (активный и пассивный)
Все возможные формы досуговой деятельности:

Экологическая
Желание изменить окружающее к лучшему
- общение с природой;

- другие формы реализации

Потребность в асоциальных проявлениях
Достижение неудовлетворенной потребности самовыражения негативными поступками в условиях "андеграунда" (подростковые формирования разного толка)
Поступки и действия, не соответствующие установкам общества (социума, общности): наркомания, алкоголизм, преступления и пр.


Представленные мотивы молодежи позволяют наиболее полно подчеркнуть, что организацию досуга молодежи можно рассматривать как часть государственной политики, которая в основном реализуется системой образования. В данном контексте мотивация является важнейшим фактором, задающим качество программ досуга на уровне системы образования. Результатом применения педагогической модели организации досуга является адекватное отношение молодежи к целенаправленным (созидающим, воспитывающим, развивающим и т.д.) формам досуга на всех ступенях образования. Вариативность форм досуга определяется инвариантностью его целей, направленностью, содержанием.

Разрабатываемая нами педагогическая модель организации досуга непротиворечиво отражает тот огромный опыт исследования досуга, который может служить основой реализации после ее проектно-технологической и организационно-методической апробации.

стр. 32

Опубликовано на Порталусе 25 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама