Главная → ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ → ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Дата публикации: 01 ноября 2007
Автор(ы): М. И. ЗВЕРЕВА →
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru →
Номер публикации: №1193919770
М. И. ЗВЕРЕВА, (c)
Цель школьного образования состоит в том, чтобы формировать у учащихся научное мировоззрение, основываясь на данных современной науки, используя научный метод познания, руководствуясь системно-информационным подходом к анализу окружающего мира.
Учитель, преподающий любой предмет в школе, должен быть в курсе современных научных воззрений, иметь четкие представления об информационной картине мира, ибо ему в конечном счете предстоит формировать на основе целостной картины мира у учащихся их мировоззренческие ценности.
Нынешний этап обучения информатике характеризуется сменой целей и задач, стратегической линии ее развития. Академик А. П. Ершов в 1980-е гг., определяя задачи курса информатики, видел их в формировании алгоритмических и программистских навыков, которые должны стать основой для жизни и деятельности в информационном обществе (Ершов А. П. Кибернетика. Становление информатики. М., 1986). Ему и его последователям представлялось, что вся система образования в ближайшем будущем претерпит коренные изменения. Вряд ли это произошло в полной мере. Проблемы, стоящие перед обществом и образованием в области информатизации, настолько масштабны, многоплановы и затратны, что быстрого их решения ожидать не следует.
Тем не менее за эти годы информатика показала свою жизнеспособность, важность и необходимость для развития общества и образования. В 1990-е гг. приходит осознание того, что роль информатики гораздо значительней, чем быть прикладной наукой, ориентированной на подготовку молодого поколения, обладающего пользовательскими навыками.
В качестве фундаментальной наука информатика связана с философским подходом к информации как общенаучной категории и теории познания; с математикой - через понятия "математическая модель", "математическая логика" и "теория алгоритмов"; с лингвистикой - через учение о формальном языке и знаковых системах.
Мировоззрение, помимо информационной, выполняет еще и функцию аксиологическую. Ценностное сознание воплощает в себе отношение людей к происходящему, формирует нравственные, эстетические и другие идеалы. Мерилом ми-
стр. 45
--------------------------------------------------------------------------------
ровоззрения являются дела и поступки человека. Ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения - взгляды, психологические установки. Таким образом, мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, т.е. синтез разнообразных качеств человека и опыта познавательной деятельности.
С этих позиций поделимся опытом формирования информационно-мировоззренческой культуры учащихся МОУ гимназии N 44 г. Люберцы Московской области. С 1985 г. у нас преподается курс "Основы информатики и вычислительной техники" в старших классах. В 1991 г. в системе дополнительного образования был введен курс информатики в V-IX классах. В последние 4 года преподавание ведется начиная с I класса. Проводят уроки опытные учителя Т. В. Ровенская и М. Н. Латохина.
В соответствии с новой структурой обучения информатике в школе выделяются три основных этапа обучения данному предмету: 1) пропедевтический (I-VI классы) - на этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры; 2) основной базовый этап изучения курса, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике (VII-IX классы); 3) этап продолжения изучения информатики в качестве профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов, склонностей и направленности допрофессиональной подготовки учащихся (X-XI классы).
Изучение образовательной области "Информатика" преследует достижение следующих целей: формировать научное мировоззрение; развивать у школьников теоретическое мышление и формировать новый стиль операционного мышления; готовить школьников к жизни и труду в информационном обществе.
Подчеркнем важную роль информатики в формировании операционного мышления, рассматриваемого как совокупность таких умений и навыков: выделять главное, правильно и четко формулировать мысль, структурировать последовательность действий, осуществлять поиск информации, строить информационные модели. Одновременно происходит формирование приемов умственной деятельности у школьников путем сравнения, обобщения, аналогии, анализа, синтеза, абстракции, нахождения причинно-следственных связей.
Способность к логическому мышлению формируется и в процессе изучения логики, которая у нас в гимназии преподается в начальных и старших классах. К сожалению, у педагогической общественности нет должного понимания того, что способность к абстрактному мышлению не является врожденной. Логика изучает мыслительные и познавательные процессы, ведущие к истине, а также формы и законы мышления.
Программа образовательной области "Информатика" содержит обязательный минимум знаний на основе проекта федерального компонента Госстандарта, в который включены такие темы: "Информация и информационные процессы", "Представление информации", "Алгоритмические процедуры", "Компьютер", "Формализация и моделирование", "Информационные технологии". Предусматривается параллельное и концентрическое изучение курса материала. Это способствует углубленному изучению знаний по каждой из перечисленных тем, не утрачивая при этом целостности изложенного материала. Половина учебного времени выделяется на практическую работу в компьютерном кабинете.
В настоящее время у учащихся, родителей, да и у учителей преобладает мнение: "Что это за информатика без компь-
стр. 46
--------------------------------------------------------------------------------
ютера?" Думается, изменение взгляда на преподавание "Информатики" позволит увеличить пропускную способность компьютерных классов, охватить более широкий круг проблем, связанных с информатизацией учебного процесса.
Особое внимание мы уделяем подготовке учителей к использованию компьютера в образовательном процессе, а также программному обеспечению по предметам и образовательным областям, использованию новых информационных технологий (НИТ) на уроках по всем предметам. Эта работа продолжается последовательно и систематически с целью восхождения педагогического коллектива на более высокий уровень формирования информационно-мировоззренческой компетентности.
Для учителей был организован цикл занятий по теме "Современная информационно-энергетическая картина мира". Без создания внутришкольной интегрированной информационной среды, без информационного образовательного пространства невозможно формировать подлинно научное мировоззрение. В гимназии новые информационные компьютерные технологии широко используются и в управленческой деятельности. У нас есть медиатека (с выходом в Интернет), где ребята учатся работать с разными носителями информации, готовятся выступить с докладом, написать реферат, выполнить проект и т.д. Руководит школьной медиатекой Л. И. Алехина, работу группы консультантов-учащихся направляет учитель русского языка и литературы Л. М. Деньгина. Школьные психологи И. В. Колкова и Н. И. Кошелькова, имея специальные компьютерные программы, могут с помощью диагностики быстро и своевременно оказать психологическую поддержку учащимся, педагогам, родителям.
Каждая предметная область вносит свой вклад в школьный информационный процесс, на всех уроках широко используются информационные технологии. Преподаватели-словесники в течение многих лет успешно работают с компьютерными программами по русскому языку. Сначала были "IC: Репетитор", "Фраза" (автор В. В. Лидовский), потом программа - "Тренажер" (А. А. Беляева). Теперь к ним прибавились "Курс русского языка. Электронный репетитор-тренажер", "Школьник", "Уроки русского языка: Кирилл и Мефодий".
Программы включают все правила русской орфографии и синтаксиса, переработанные с учетом использования компьютера, что помогает учащимся в их самостоятельной работе. В программах содержится множество вариантов-заданий для различных классов по разным темам курса русского языка средней школы.
В качестве примера электронного учебника рассмотрим "1С: Репетитор", представляющий учебный комплекс на электронном носителе, построенный на основе мультимедиа и гипертекста. Мультимедиа позволяет объединить на одном носителе текстовую, аудио- и видеоинформацию. Если линейный текст непрерывен, то гипертекст предоставляет возможность выбора вариантов на основе смысловых связей. Этот учебный комплекс содержит более 5000 страниц текстовой информации, "Словарь лингвистических терминов", "Словарь примеров" (1000 учебных единиц), раздел "Подготовка в вуз", созданный на основе требований для поступающих на филологический факультет МГУ.
Тестовая система позволяет эффективно следить за ходом обучения: получать быстрый ответ на вопрос о том, как усвоен учащимися материал, выявлять пробелы в знаниях, а затем направлять обучение по оптимальному пути. Обучающий эффект достигается благодаря обратной связи (в конце работы программа выдает результат или выставляет оценку) и мгновенной реакции программы на каждое действие ученика: при ошибочном ответе
стр. 47
--------------------------------------------------------------------------------
на экране появляется правило-подсказка, а при неоднократной ошибке можно посмотреть правильный ответ.
Формированию информационного мировоззрения способствуют такие дидактические достоинства, как увеличение информационной емкости содержания обучения; овладение учащимися новым стилем мышления; освоение текста на электронных носителях; положительная мотивация к изучаемому предмету; использование НИТ в процессе изучения учебного предмета.
Учительница английского языка гимназии М. И. Четвернина в 2004 г. защитила диссертацию по теме "Методика обучения учащихся старших классов созданию вторичных иноязычных текстов на материале аутентичной информации Интернета". Основываясь на методике обучения чтению как виду речевой деятельности, она проанализировала уровень восприятия школьниками ознакомительного, поискового и просмотрового чтения, выявила специфику чтения электронного текста, а также информации, размещенной на электронных носителях, разработала систему упражнений на основе Интернет-ресурсов. Постэкспериментальный срез показал, что у старшеклассников сформировались умения создавать вторичные иноязычные тексты на основе аутентичной информации Интернета.
Учитель Е. А. Федорова применяет мультимедийное учебное пособие нового образца по химии для VIII класса, где содержатся 200 полноэкранных видеосюжетов с показом экспериментов, 70 интерактивных трехмерных моделей молекул и химических реакций, 300 фотографий. Имеется интерактивная периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева с возможностью их наглядной классификации, а также словарь химических терминов, биографии знаменитых ученых.
Компьютерная поддержка курса химии проводится при изучении тем: "Периодический закон", "Строение атома", "Химическая связь", "Водород", "Кислород", "Галогены". Компьютерная программа позволяет значительно расширить содержание учебного материала: заглянуть в микромир, увидеть строение атомов и молекул; продемонстрировать необычные опыты и т.д.
Многие рекомендуемые программами демонстрационные опыты и самостоятельные практические и лабораторные опыты учащихся невозможны для проведения в школьных классах по причинам не соответствия нормам техники безопасности кабинетов химии. Многие химические реактивы, необходимые для проведения подобных экспериментов, категорически запрещено хранить и использовать в школьных лабораториях. В этом случае выходом из положения является демонстрация соответствующих видеофрагментов, а также применение на различных этапах урока мультимедийных учебных пособий, когда объяснение материала сопровождается показом на экране анимационных фрагментов.
Индивидуальный (парный) тестовый контроль эффективен при условии использования программы, где есть подсказки или разъяснения. Школьники охотно работают по такой системе, даже если не удается набрать много баллов. Некоторым учащимся такое тестирование помогает усвоить учебный материал, так как самостоятельно добытый правильный ответ надолго остается в памяти. Использование тестовых программ обеспечивает контроль за качеством усвоения знаний; исключает возможность списывания; увеличивает объективность оценки.
Применение компьютерных технологий на уроках математики предоставляет большие возможности для развития у учащихся пространственного воображения, логического мышления, овладения практическими приемами геометрических измерений и построений. А главное - раз-
стр. 48
--------------------------------------------------------------------------------
вивает способности читать информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, создает условия для саморазвития и самообразования на компьютерной основе.
В практике обучения начинают складываться новые компьютерные технологии, которые используются отдельными учителями-энтузиастами в нашей гимназии. Система компьютерных технологий включает: компьютерные презентации; комплекс компьютерных демонстраций; лабораторно-компьютерный практикум; практические занятия с использованием тренажеров; компьютерное тестирование; интегрированные с информатикой курсы и модули; компьютерное моделирование.
Нам, живущим на Земле, планета кажется огромной, обладающей неисчерпаемыми возможностями, и очень надежной, а слова "выживание", "катастрофа" - это то, что придумали ученые-скептики, которые все преувеличивают. Но даже очень краткое перечисление того, где присутствует на планете "живое вещество" говорит о том, какая она хрупкая и как неосторожно и бездумно всем этим пользуется человек.
Приведем пример удачного проведения интеграционных уроков по теме "Сохранение всего живого на планете" учителями таких дисциплин, как биология, экология, информатика.
Учащиеся подготовили рефераты по теме: "Научные взгляды В. В. Вернадского". Они исходили из того, что одной из теории, оказавших серьезное влияние на научную картину мира в середине XX в., стало учение В. И. Вернадского о ноосфере, в котором он доказывал, что главным отличием планеты Земля от других небесных тел является наличие на ней живого вещества (а не живых существ, с которыми имеют дело биологи, биогеографы и др.). Жизнь, подчеркивал В. И. Вернадский, это не случайное явление в мировой эволюции, но тесно с ним связанное следствие ("Живое вещество". М., 1978).
Он был первым, кто понял космическое значение возникновения жизни на Земле, "представляя жизнь "буфером" между космосом и "косным", т.е. неживым веществом Земли, буфером, способным использовать космическую энергию для преобразования планетарного вещества". Это живое вещество входит в биосферу, взаимодействует с ней, составляя часть ее структуры.
С позиций сегодняшнего знания следует характеризовать ее как открытую систему, в которой живое вещество осуществляет главную функцию биосферы - круговорот веществ в природе (циклическое превращение и перемещение воды, газов и химических элементов). Старшеклассники проявили в своих сообщениях неплохую мировоззренческую подготовку, незаурядную эрудицию и горячую заинтересованность в сохранении всего живого на планете Земля.
В течение восьми последних лет в гимназии ведется работа, направленная на приобщение учащихся к проектной деятельности, когда они готовят и защищают индивидуальные проекты. Такая работа активизировалась после того, как состоялась общешкольная презентация проекта по темам "Познание мира" и "Земля XXI века" (руководитель Н. И. Кошелькова). Мы стремились выполнить такие задачи: формировать целостное научное миропонимание, основанное на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе; создавать участникам проекта необходимые условия для самостоятельной ориентации в окружающем мире, в том числе и на основе НИТ; вооружать участников проекта поисковыми и исследовательскими методами работы и др.
В рамках курса обществознания были проведены интегрированные уроки по теме "Развитие мировой общественной мысли конца XIX - начала XX вв.". На этих уроках рассматривались идеи и теории представителей русской философ-
стр. 49
--------------------------------------------------------------------------------
ской мысли: Н. А. Бердяева, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, В. И. Вернадского и др. Работал проблемный клуб. На одном из его занятий был проведен игровой экскурс "Путешествуем в ноосферу", когда изучалось творческое наследие В. И. Вернадского. Ребята обсуждали тему, искали ответы на вопросы проблемного мировоззренческого характера, оценивали ответы по системе баллов с точки зрения наук. После того как был собран материал, из участников проекта были сформированы 7 групп, каждая из которых продолжала работать, а затем и защищала одну из выбранных тем: "Глобальные проблемы современности", "Экологический кризис, решение экологических проблем", "Глобализация: за и против", "Катастрофы на планете", "Проблемы войны и мира", "Современные технологии", "Возрождение культурных и духовных ценностей".
Для исследования темы "Земля XXI века" учащиеся использовали учебники, журналы, научную литературу библиотек, но чаще всего они извлекали материал из Интернета, отбирая и преобразовывая информацию, создавая собственный продукт. Использование кибербиблиотек стало эффективным средством самореализации учащихся при исследовании проекта "Земля XXI века".
Учащиеся изготовили макет "Земля XXI века", отразив в цветовой гамме нашу планету с ее проблемами, достижениями и перспективами. "Наше будущее в наших руках!" - таково было единодушное мнение. Каждый в меру своего понимания выразил целостное представление о мире, осознал, что он часть этого мира, выразил уверенность в том, что будет жить в духе законов вселенской гармонии.
стр. 50
Опубликовано на Порталусе 01 ноября 2007 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK