Главная → ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ → ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дата публикации: 01 ноября 2007
Автор(ы): Л. С. КОЛЕСОВА →
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru →
Номер публикации: №1193919860
Л. С. КОЛЕСОВА, (c)
Еще в сентябре 2001 - феврале 2002 г. при поддержке Фонда Маккартуров мы провели исследование состояния профилактики социально опасного поведения российских подростков (употребление психоактивных веществ, ВИЧ/СПИД, опасный секс) и готовности субъектов профилактической деятельности к внедрению программ в области охраны здоровья в образовательные учреждения. С этой целью было опрошено 262 эксперта, осуществляющих профилактическую деятельность в 62 регионах и областях Евро-
стр. 50
--------------------------------------------------------------------------------
пейской и Азиатской частей Российской Федерации. Среди них было 11,9% работников управлений образования высшего и среднего звена, 22,7% - директоров и завучей школ, 26,3% учителей начальной и средней школы, 10,1% школьных психологов. Наряду с работниками системы образования в качестве экспертов выступили сотрудники центров социально-психологической помощи: руководители (1,8%), психологи (9,2%), социальные работники и педагоги (8,2%). Работники органов здравоохранения составили 9,8% (специалисты Центров по борьбе со СПИДом, Центров медицинской профилактики, наркологи). Среди опрошенных было 8,7% мужчин и 91,3% женщин. Возраст: до 25 лет - 8,6%; 26 - 30 лет - 16,7%; 31 - 35 лет - 17,6%; 36 - 40 лет - 17,1%; 41 - 45 лет - 15,7%; 46 - 50 лет - 14,3%; свыше 50 лет - 10,0%. Высшее образование имели 89,9% экспертов.
С целью получения дополнительной информации о состоянии профилактики в образовательных учреждениях регионов мы провели 10 семинаров с участием работников образования из разных регионов страны, а также 4 - с выпускниками школ Москвы и Московской области и 2 - с их родителями. Ответы на некоторые специфические вопросы об участии и характере содержания деятельности различных субъектов профилактики нам дали интервью с наркологами, гинекологами, венерологами, инфекционистами, эпидемиологами, психологами, методистами, педагогами и педиатрами г. Твери, Москвы и Московской области. (Исследование в г. Твери осуществлялось при организационной поддержке главного врача Центра-СПИД А. Н. Колесника и его сотрудников.) Кроме того, мы проанализировали нормативные документы министерств и ведомств, учебные пособия и программы, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ, ВИЧ/СПИДа и рискованного сексуального поведения подростков.
Анализ нормативных актов показал, что превентивное образование среди детей и подростков в области здоровья признано одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования России и органов управления образования субъектов Российской Федерации и регулируется целым рядом документов. Среди них следует отметить главные: "Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" (2000 г.); Федеральную целевую Программу по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) на 1996 - 1997 гг. и на период до 2000 г. "Анти-ВИЧ/СПИД". Основополагающие мероприятия по охране репродуктивного здоровья населения были осуществлены в рамках специальных федеральных целевых программ ("Планирование семьи" и "Безопасное материнство") и "Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000 - 2004 гг.".
Для развития федеральных законодательных актов и программ в субъектах Российской Федерации принимаются и реализуются соответствующие документы и программы.
Опрос экспертов показал, что в регионах на базе "Комплексной программы противодействия распространению наркомании и наркобизнеса" разрабатываются и внедряются программы для детей и подростков, направленные на профилактику в их среде употребления психоактивных веществ: "XXI век без наркотиков", "Я выбираю жизнь", "Спасибо - нет", "Удмуртия без наркотиков" и др. С целью охраны репродуктивного здоровья подростков и молодежи в рамках федеральных программ "Дети России", "Безопасное материнство", "Планирование семьи" в регионах действуют такие программы, как "Нравственно-половое воспитание школьников", "Профилактика наси-
стр. 51
--------------------------------------------------------------------------------
лия", "Здоровые дети - будущее Ельца", "Программа психологической и медико-социальной подготовки к родам". Профилактике ВИЧ/СПИДа адресованы региональные программы "Опасности и предупреждение ВИЧ/СПИДа", "Расти здоровым" и др. Одним из направлений просветительской работы стало издание и распространение буклетов, адресованных подросткам и молодежи, о рискованном поведении в отношении наркомании, ВИЧ/СПИДа, ИППП и способах самосохранителыюго поведения.
При поддержке международных организаций в регионах реализуются проекты по противодействию распространению наркомании и ВИЧ/СПИДа. В 20 городах России (в том числе в Твери и Москве) на базе молодежных центров осуществляется реализация проекта Фонда ООН по народонаселению "Репродуктивное здоровье и права молодежи Российской Федерации", целью которого стало содействие улучшению состояния репродуктивного здоровья молодежи. В рамках этого проекта решаются такие задачи, как распространение информации о репродуктивном здоровье и репродуктивных правах молодежи, формирование у нее навыков ответственного репродуктивного поведения; изменение общественного мнения в пользу необходимости информирования молодежи по вопросам репродуктивного здоровья; интегрирование деятельности молодежных центров в городские и муниципальные программы.
В Тверской области реализуются поддержанные международными организациями такие проекты, как "Профилактика ВИЧ-инфекции среди инъекционных потребителей наркотиков в Твери" (Фонд Сороса); "Программа по ресоциализации наркозависимых детей и подростков" (ЮНИСЕФ); "Информационные центры по ВИЧ-инфекции" (СПИД-инфосвязь); программа по оказанию консультативной помощи детям (ЮНИСЕФ); "Российская сеть по борьбе с ВИЧ-инфекцией" (российско-канадский проект).
Профилактика социально опасного поведения подростков в плане учебно-воспитательной работы школы. В настоящее время в системе образования сложилась практика по выделению места в учебном плане школ соответствующим профилактическим занятиям. В рамках учебных программ и пособий, направленных на развитие у учащихся установок на здоровый образ жизни и адекватное восприятие проблемы алкоголизма, табакокурения, наркомании, здоровьесберегающие технологии рассматриваются при обучении таким дисциплинам, как "Окружающий мир" (для начальной школы); "Основы безопасности жизнедеятельности"; "Биология"; "Граждановедение". Информацию о ВИЧ/СПИДе, ИППП, репродуктивном здоровье подростки получают на уроках ОБЖ и биологии. Преподавание ведется с использованием традиционных методов обучения (лекции, выполнение заданий в тетрадях) и предусматривает накопление знаний. Так, на уроке биологии рассматриваются лишь медико-биологические аспекты заболеваний в ущерб профилактическим и поведенческим. Уроки содержат задания на формирование у учащихся личностных качеств и здоровых поведенческих навыков, предохраняющих от социально опасных заболеваний. Эти навыки они смогут применить в реальной жизни (положительный Образ-Я, управление эмоциями, эффективное общение, принятие решений, сопротивление давлению и др.).
Наряду с этим внедряются специальные обучающие программы, разработанные отечественными специалистами и прошедшие экспертизу Министерства образования РФ. Профилактике употребления ПАВ и ВИЧ/СПИДа адресована программа "Полезные привычки" и "Полезные навыки" (Проект ХОУП), серия "Работающие программы" научно-методического центра "ДАР". Обучение предупреж-
стр. 52
--------------------------------------------------------------------------------
дению инфекционных заболеваний, употребления ПАВ и формирование гигиенической культуры у детей и подростков осуществляется в рамках междисциплинарной программы "Здоровье" для средних общеобразовательных школ. Уроки гигиены "Изменения" разработаны Российской ассоциацией "Планирование семьи". В ряде школ занятия по этим предметам проводятся за счет регионального или школьного компонентов. Данные курсы имеют научное сопровождение, четкие цели и задачи, направленные на формирование умений и навыков ответственного отношения к здоровью, включают в себя инновационные методы обучения. В программах "Полезные привычки" и "Полезные навыки" педагогам предложен инструментарий для оценки эффективности обучения школьников.
Разработка и внедрение профилактических программ, учебных и методических пособий, адресованных работникам образования, подросткам и молодежи, осуществляется и на региональном уровне: "Профилактика наркомании, ВИЧ-инфекции и болезней, передаваемых половым путем", "Наркомания и СПИД - болезни века" (г. Тверь), "Программа занятий по предупреждению наркогенной зависимости у детей школьного возраста" (г. Саратов), "Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании среди молодежи" (г. Томск) и др.
Широкое распространение в различных регионах страны получили программы взаимной помощи среди подростков по профилактике наркомании и ВИЧ/ СПИДа, опирающиеся на концепцию прямого общения сверстников, которое создает доверительное отношение к транслируемой от ровесников информации ("От равного к равному", "Добровольные помощники", "Подросток подростку").
В рамках классных часов, факультативных занятий осуществляется внедрение международных программ, адаптированных к национальным и региональным условиям: "Тренинг жизненных навыков", "Профилактика курения, алкоголизма, наркомании и СПИДа", "Система профилактических мер и здоровье населения России" и др.
Из ответов экспертов на открытый вопрос анкеты выяснилось, что наиболее распространенными формами профилактической работы в школах стали организуемые на классных часах, внеклассных и внешкольных мероприятиях, посвященных проблемам наркомании, ВИЧ/СПИДа, ИППП, лекции приглашенных специалистов (наркологов, венерологов, работников правоохранительных органов и др.). На них учащиеся и их родители узнают информацию о наркотиках, последствиях их употребления, а также о признаках, по которым можно определить, употребляет ли ребенок наркотики, о путях передачи ИППП и ВИЧ/СПИДа и способах защиты.
Все чаще лекции и беседы специалистов комбинируются с другими формами профилактической деятельности, такими как проведение массовых акций для подростков и молодежи, приуроченных к определенным датам ("День борьбы с наркоманией", "День борьбы со СПИДом", "СПИД - чума XXI века"); конкурсы плакатов; кино- и видеолектории; театрализованные представления и т.п. Как правило, подобные мероприятия планируются и организуются классными руководителями в рамках воспитательной работы. Доля их в практике профилактической работы школы доминирует и составляет почти 2/3 (или 72,2%). Однако известно, что разовый, краткосрочный характер профилактического воздействия не может дать должного эффекта, так как не позволяет решать задачи, направленные на изменение поведения детей и подростков, формирование ответственного отношения к здоровью.
Оценка эффективности профилактических мероприятий в школе. Много-
стр. 53
--------------------------------------------------------------------------------
образие профилактических мероприятий и программ делает актуальной проблему ответственности за их результат. Опрошенные нами эксперты, опираясь на личный опыт, оценили (по 10-балльной шкале) эффективность реального вклада в профилактику социально опасного поведения несовершеннолетних как достаточно низкую.
Так, профилактическое влияние семьи на детей они оценили в 5,6 балла, школы в 4,3 балла. Деятельность других субъектов профилактики получила более низкие оценки: работников медицинских учреждений - 3,4 балла; СМИ - 3,3 балла; общественных и детских организаций - 3,0 балла; работников правоохранительных органов - 2,6 балла.
Профилактическое воздействие на подростков в семье было оценено ниже, чем в школе: соответственно в 4,6 балла и 5,2 балла. Аналогичная деятельность работников медицинских учреждений, общественных и детских организаций и СМИ - по 3,8 балла, правоохранительных органов - 3,5 балла.
Профилактическая работа среди молодежи, осуществляемая семьей и медицинскими работниками, получила по 3,7 балла, школы - 4,5 балла. Вклад общественных и молодежных организаций, а также СМИ был оценен выше семейного (по 4,0 балла). Участие работников правоохранительных органов в решении проблемы оценено ниже, чем остальных участников профилактической деятельности (в 3,4 балла).
Результаты опроса показывают, что потенциал таких важных и влиятельных субъектов профилактической работы, какими являются медицинские учреждения, правоохранительные органы, общественные и детские организации и СМИ, задействован крайне незначительно. Следует также пересмотреть и характер профилактического вмешательства со стороны работников медицинских и правоохранительных органов.
Критика, высказанная в адрес СМИ со стороны медиков и педагогов, во многом была справедливой. На фокус-группах педагоги критиковали их за засилье рекламы психоактивных веществ, показ сцен насилия и жестокости, пропаганду свободной половой морали, которые пагубно влияют на растущую личность подростка.
В свою очередь медики готовы к сотрудничеству со СМИ в части освещения проблем наркомании и ВИЧ/СПИДа. Педагоги высказались за использование возможностей СМИ в деле пропаганды здорового образа жизни среди подростков.
Анализируя профилактические программы, мы пришли к выводу, что часто они представляют не собственно механизмы взаимодействия ведомств и учреждений, а совокупность планов каждого ведомства в решении профилактических задач. При этом цели и задачи могут оказаться несогласованными и не укладывающимися в единую концепцию. Однако каждое ведомство по форме предпочитает массовые мероприятия.
Исследование показало, что характер и границы отдельного субъекта профилактики четко не определены. Есть единство взглядов относительно того, на кого и в каком объеме должна быть направлена профилактика. Несмотря на то, что каждый субъект владеет своим содержанием, формами и методами влияния, они не могут и не должны заменять друг друга. Подросткам нужна информация от всех участников профилактики, но именно этого пока нет.
В подавляющем большинстве профилактических программ не указываются критерии оценки эффективности, следовательно, невозможен и контроль за результатами профилактической работы. Это приводит к безответственности ведомств и учреждений за их осуществление, приводит к подмене работы одноразовыми массовыми мероприятиями, типа
стр. 54
--------------------------------------------------------------------------------
дискотек под лозунгом "Нет наркотикам!". В одних случаях критерием оценки эффективности выступает повышение информированности подростков о последствиях курения, употребления алкоголя и наркотиков, путях распространения ИППП и ВИЧ/СПИДа. В других - это относится к проведению массовых акций, в качестве критерия эффективности рассматривается обращаемость подростков и их родителей за наркологической помощью. В третьих - уменьшение числа поставленных на учет в связи с заболеваемостью наркоманией и сопутствующими заболеваниями.
Отмечаемое в последнее время снижение наркотического пути передачи ВИЧ-инфекции, обращаемости за наркологической помощью дает основание некоторым авторам утверждать, что употребление наркотиков подростками стало сокращаться. В этом мы склонны видеть и результаты профилактической работы по борьбе с наркоманией.
Место профилактики социально опасного поведения в школьном расписании. Результаты опроса экспертов свидетельствуют, что специалисты признают необходимость проведения в школе среди детей и подростков профилактики употребления алкоголя (99,3% ответов), табака (98,6%), наркотиков (97,2%), профилактики ВИЧ/СПИДа (93,8%) и опасного секса (79,5%).
В настоящее время место профилактических мер в учебном плане школ четко не определено. Сложившаяся в образовательных учреждениях практика проведения занятий по профилактике употребления ПАВ, ВИЧ/СПИДа в рамках учебных дисциплин (ОБЖ, биология) и внеучебной деятельности (классные часы, внеклассные и внешкольные мероприятия) полностью принимается почти 2/3 экспертов. Проводить какие-либо изменения в учебном расписании они считают нецелесообразным. Поэтому идея введения специального предмета получила поддержку большинства экспертов только тогда, когда речь зашла о профилактике опасного секса (57,7%). Медики поддерживают введение в школах особой дисциплины по профилактике социально опасных заболеваний, подчеркивая необходимость не только информационной, но и психологической подготовки педагогов к проведению таких занятий с подростками.
Эксперты в лице венерологов и наркологов подчеркивают, что подавляющее большинство педагогов не только не владеют самой элементарной информацией по вопросам полового просвещения, но и психологически не готовы обсуждать с подростками "деликатные" проблемы взаимоотношения полов. ("Обсуждать с подростками откровенные вопросы мы не будем", "Проведем все что угодно, но вопросы презервативов и безопасного секса - это к специалистам".) Мало того, подростки заявляют, что не готовы искренне и доверительно разговаривать с педагогами об интересующих их вопросах сексуальной жизни и сохранении репродуктивного здоровья. По мнению тех и других, подобные занятия проводить в школе необходимо, но делать это должен либо психолог, либо сексолог, либо специалист-медик.
Врачи понимают, что в современных условиях поголовный отказ подростков от половых контактов до брака вряд ли возможен. Молодежь вступает в сексуальные отношения, несмотря на советы старших не делать этого. В условиях распространения ВИЧ/СПИДа подростки больше других групп населения подвержены риску заражения. Это данность. Поэтому в учебных заведениях, наряду с нравственным воспитанием, пропагандой полового воздержания, их необходимо просвещать и в вопросах безопасного сексуального поведения, сохранения репродуктивного здоровья. Для этого нужно, по мнению эксперта-венеролога, менять всю систему воспитания и устои об-
стр. 55
--------------------------------------------------------------------------------
щества. Однако ждать, когда это произойдет, не позволяет эпидемия ВИЧ, поражающая подростков и молодежь.
Эксперты, опираясь на опыт взаимодействия работников кожвендиспансеров с представителями православной церкви, считают ее привлечение к половому воспитанию важным условием формирования здорового поведения и семейных ценностей.
Возраст начала профилактики различных видов социально опасного поведения. В настоящее время эта проблема широко дискутируется. И если в отношении профилактики употребления ПАВ достигнуто понимание необходимости ее осуществления начиная с младшего школьного возраста, то в отношении полового просвещения в обществе идут очень острые споры. При этом дискутируется не только возраст начала полового просвещения, но и сама необходимость такового.
Средний возраст, с которого следует начинать профилактику употребления наркотиков, эксперты определили в 7,5 лет, ВИЧ/СПИДа - в 10,2 года и опасного секса - в 11,5 лет. По их мнению, в семье раньше дети должны узнавать о наркотиках - в 6 - 7 лет, о ВИЧ/СПИДе - в 8 - 9 лет, о рискованном сексуальном поведении - в 9 лет.
Возраст детей, с которого следует проводить профилактику наркомании, ВИЧ/СПИДа и опасного секса в школе, совпал с возрастом, когда в ней должны принимать участие медицинские работники: соответственно 8,6 и 8,9 лет; 10,4 и 10,3 года; 11,5 и 11,4 года.
По мнению многих экспертов-медиков, которые лучше других владеют информацией о неблагополучном состоянии репродуктивного здоровья подростков, сексуальное просвещение в семье желательно начинать как можно раньше. Параллельно с семьей в нем должны участвовать детский сад, а затем и школа. Информация и методы его подачи должны соответствовать возрасту ребенка. Детям нужно рассказывать, что ребенок зарождается в утробе матери, а подростков необходимо знакомить со средствами контрацепции.
Эксперты-венерологи утверждают, что профилактика ВИЧ и ИППП должна осуществляться в рамках системного подхода, быть объектом внимания и медиков, и педагогов, и психологов, и родителей; проводить профилактические мероприятия целесообразно с 9-летнего возраста, поскольку велико число 12 - 13-летних пациентов кожно-венерологических диспансеров, которые приобретали сексуальное образование из личного опыта. Знания, которые подростку необходимо получать прежде всего от компетентных взрослых, должны опережать его личный, часто негативный опыт.
Старшеклассников интересуют как вопросы репродуктивного здоровья (установление менструального цикла, симптомы ИППП, беспокойство по поводу первого полового контакта, последствия абортов и ранних родов для здоровья и др.), так и проблемы, связанные с сексуальным поведением (в каком возрасте лучше начинать половую жизнь, какие средства следует использовать, чтобы защитить себя от ИППП, какая разница между презервативами за 20 рублей и за 4 рубля, как вести себя, если партнер склоняет к сексуальному контакту, в том числе без презерватива, как научиться отказывать). Из бесед с родителями стало очевидным, что дети не обсуждают с ними проблемы, перечисленные выше. Более того, взрослые не предполагали, что для их детей эти проблемы столь актуальны и важны. Подростки говорили, что к родителям по проблемам взаимоотношений с противоположным полом обращаются за советом чаще всего только в критических ситуациях, связанных с беременностью или абортом. Выяснилось также, что родители по-разному относятся к сексуальной активности мальчиков
стр. 56
--------------------------------------------------------------------------------
("им можно") и девочек ("им нельзя"). Такая позиция обнажает проблему боязни только незапланированной (ранней или вне брака) беременности дочери, а не опасности заражения ИППП. Взрослые высказывают подобные опасения детям. Поэтому у подростков интерес к использованию средств контрацепции часто связан с предохранением от нежелательной беременности, а не от заражения ИППП.
Многих родителей беспокоит, что их дети слишком малы для трансляции им знаний в области сексуальной жизни. Однако, хотят того родители или нет, дети получают информацию о сексуальной жизни из разных источников (друзья, СМИ, кинофильмы).
Распределение участия субъектов профилактики в работе с детьми и подростками в школе. Профилактическая деятельность в условиях общеобразовательных учреждений осуществляется, как правило, на комплексной основе с использованием ресурсов различных субъектов профилактики: учителей, психологов, воспитателей, социальных педагогов, работников медицинских и правоохранительных органов, служб психолого-педагогической и медико-социальной помощи, волонтеров, общественных и молодежных организаций. Опрос показал, что сложившееся взаимодействие различных субъектов профилактики должно быть продолжено, но на качественно более высоком уровне.
В ходе дискуссий на фокус-группах педагоги подчеркивали, что проблему распространения наркомании среди детей и подростков только силами школы решить не удастся. Были высказаны мнения, что эффективность профилактических программ зависит от их интегрированности в другие аспекты жизни сообщества. Говорилось о профилактической важности создания условий для альтернативных форм здорового досуга подростков. Подчеркивалась необходимость привлечения общественности к созданию детских и молодежных общественных организаций с позитивной социальной направленностью.
Несмотря на высокую согласованность мнений опрошенных респондентов о необходимости профилактики социально опасного поведения, основную роль и ответственность они возлагают на семью. Доля ее участия для всех возрастных групп детей признается экспертами доминирующей. При этом, чем меньше возраст ребенка, тем больше ответственность семьи в профилактике социально опасного поведения.
Сейчас среди специалистов идет спор о том, кто из субъектов профилактики должен брать на себя приоритетную нагрузку: школа или семья. На фокус-группах с родителями звучали претензии к школе. А школа, как следует из опроса, возлагает надежды на семью.
В то же время эксперты ставят под сомнение готовность педагогов и родителей обсуждать с детьми проблемы наркомании, репродуктивного здоровья и полового поведения. Наркологи обращают внимание на то, что родители часто менее информированы в вопросах, связанных с психоактивными веществами и сексом, чем сами подростки и молодежь. Для подростков до сих пор основным источником информации в этих областях являются обсуждения в кругу сверстников. Это подтверждается данными различных социологических исследований. Информацию о вопросах пола подростки получают "подъездную", и она в основном искажена. Знания в области секса формируются спонтанно. Поэтому подростки "плавают" в вопросах гигиены, половой жизни, использования средств защиты от заражения ИППП. Результат таких обсуждений - ажитация, бравада, желание самоутвердиться: у кого "успехи" в вине, у кого в сексе, у кого в правонарушениях.
Часто на вопрос родителям "откуда берутся дети" ребенок получает самые разные ответы, ничего не имеющие об-
стр. 57
--------------------------------------------------------------------------------
щего с реальностью: "покупают в магазине", "находят в капусте", "приносит аист" и т.п. Родители взрослеющих детей также стесняются разговаривать с ними об их естественных возрастных изменениях. Они путают понятие "стыд" с понятием "надо". По мнению гинекологов, родители находятся в плену консервативных взглядов своей молодости, не поощряют чтение детьми литературы по половому просвещению, хотя время диктует необходимость такого дополнительного образования.
Педагоги обращают внимание на то, что, когда в школах вводятся профилактические программы в отношении ПАВ, обязательно находятся родители, которые активно возражают против того, чтобы с их детьми эти проблемы обсуждались. Они опасаются, что подобные занятия спровоцируют интерес и желание попробовать табак, алкоголь или наркотики. Одной из важных причин прекращения полового просвещения подростков в школах стало именно резко отрицательное отношение родителей. Но такая ханжеская позиция, а не половое просвещение, скорее спровоцирует нездоровый интерес ребенка к сексуальной жизни.
В связи с этим одна из актуальных задач настоящего времени - просвещение родителей по проблемам наркомании, ВИЧ/СПИДа и полового воспитания. Взрослые не должны шарахаться от полового воспитания. Они должны им заниматься. Если у ребенка появляются вопросы, возникает интерес, всегда нужно быть рядом, чтобы ответить на них. Им следует говорить с детьми о том, что они сами будущие родители, и, чтобы их дети рождались здоровыми, важно заботиться о сохранении собственного здоровья.
Участие школы в профилактике употребления среди детей и подростков психоактивных веществ эксперты поставили на второе место после семьи. Так, например, ее доля в профилактике употребления наркотиков среди детей составила 19,3%, среди подростков - 19,4%. За медицинскими работниками определено второе после семьи место в проведении профилактики среди детей всех возрастов ВИЧ/СПИДа и опасного секса. Подростки должны получать достоверную, а не искаженную или упрощенную информацию о том, как устроены мальчики и девочки. Она требует наличия знаний, интуиции, умения балансировать и найти путь к подросткам. Если между медиками и подростками мосты налажены, тогда можно говорить о пропаганде здорового секса. Но, как справедливо отмечается, медики далеко, а учителя всегда рядом.
Нередко для более сильного эмоционального воздействия на детей и подростков информации по наркомании, ИППП и ВИЧ/СПИДу подбираются устрашающие запугивающие факты и наглядные иллюстрации последствий употребления наркотиков, непродолжительности жизни ВИЧ-инфицированных, подчеркивается физическая и духовная деградация личности больного, грубое и агрессивное клеймение тех, кто уже поражен этим недугом, что можно расценивать как большую ошибку со стороны лиц и ведомств, формирующих отношение к этой проблеме у несовершеннолетних. Обучение безопасному сексуальному поведению приравнивается к развращению. Такое "профилактическое" воздействие возводит барьер, глухую стену между молодым и старшим поколением, провоцирует недоверие молодых к старшим и уничтожает все предпосылки позитивного диалога. Угроза распространения ВИЧ/СПИДа требует менять традиционные подходы. Молодые люди не должны умирать от невежества. Жертвовать здоровьем молодого поколения в угоду предрассудкам старших недопустимо и преступно. Запугивание не действует, замалчивание вредно.
По мере взросления ребенка возрастает ответственность за профилактику у общественных организаций. Несмотря на
стр. 58
--------------------------------------------------------------------------------
то, что профилактическая деятельность является важной функциональной обязанностью правоохранительных органов (ОПППН), за результаты которой они постоянно отчитываются, приводя цифры роста подростковой преступности, связанной с наркоманией, эксперты наделили их минимальной ответственностью. Место, отведенное силовым структурам, с одной стороны, обусловлено их закрытостью для общественности, а с другой - отражает оценку методов, с помощью которых осуществляется профилактика, и характера их реальной деятельности, которая выражается в активной борьбе с потребителями наркотиков вместо борьбы с наркодилерами. Ситуацию осложнил вывод российских пограничников с южных рубежей СНГ.
Профилактикой употребления наркотиков среди молодежи наравне с семьей, по мнению экспертов, должны заниматься СМИ (соответственно 24,2% и 20,6%). Следует отметить, что по мере взросления ребенка эксперты увеличивают долю участия СМИ в профилактике социально опасных видов поведения. В профилактике среди молодежи наркомании, ВИЧ/ СПИДа и опасного секса доли участия СМИ и семьи оказались практически равными и составили соответственно: 20,6% и 24,2%; 20,2% и 23,5% и 19,1% и 23,1%. Это говорит о разделении ответственности между вербально активной (в отношении молодежи) семьей и вербально пассивными СМИ. Рост ответственности СМИ за социально опасное поведение означает косвенное признание бессилия работников образования и социальной сферы.
Признавая мощное, но негативное влияние СМИ на детей, подростков и молодежь, они тем самым одновременно признают, что ничего этому влиянию не противопоставляют. В то же время порицают некоторые жанры профилактической деятельности. Особенно это относится к рекламе безопасного секса (презервативы), которая осуществляется под девизами "Безопасный секс - мой выбор" и "Разумный человек - разумный выбор". Опрошенные эксперты сформулировали предложения по вовлечению СМИ в пропаганду среди детей, подростков и молодежи здорового образа жизни - от создания различных рекламных роликов до мультфильмов, пропагандирующих безопасное поведение в отношении здоровья.
Медики готовы к сотрудничеству со СМИ по просвещению их сотрудников в области грамотного информирования подростков и молодежи о ВИЧ/СПИДе и ассоциированных заболеваниях. Важно, чтобы телепередачи по проблемам здоровья были привлекательными для подростков. В тех регионах, где такое взаимодействие налажено, информированность населения о наркомании и ВИЧ/СПИДе достаточно высокая. Но в целом сегодня СМИ в погоне за рейтингами и сенсациями обрушивают на подростков огромный поток никем не контролируемой информации сексуального характера.
В настоящее время медики оказались ближе всех к подросткам, когда речь идет о профилактике социально опасных заболеваний. Их отличает прагматический подход, который диктуется знанием состояния репродуктивного здоровья и практики рискованного поведения подростков. Они могут квалифицированно, без ложного чувства стыда ответить на все вопросы подростков по вопросам секса и пола.
Готовность работников учреждений образования к осуществлению профилактической деятельности среди учащихся. Ясно, что одного понимания актуальности и остроты проблемы распространенности социально опасного поведения среди подростков и необходимости что-то делать явно недостаточно. Даже наличие научно обоснованных современных программ не в состоянии помочь в решении этой проблемы, если не будет достаточного числа педагогов, спе-
стр. 59
--------------------------------------------------------------------------------
циально подготовленных для их внедрения в образовательную практику.
Несмотря на то, что темы охраны здоровья введены в вузах в программу подготовки педагогов, а вопросы употребления ПАВ - в программы курсов повышения квалификации педагогов при Институте повышения квалификации (ИПК), работники образования в большинстве своем незнакомы с теоретическими и концептуальными подходами к профилактике, не владеют интерактивными методами и психологической культурой проведения занятий среди учащихся.
Некоторые педагоги до сих пор считают предупреждение употребления ПАВ, ВИЧ/СПИДа и опасного секса среди учащихся работой, находящейся вне их поля учебно-воспитательной деятельности. Единственное, на что они согласны, это пригласить медика или милиционера для проведения беседы с учащимися на классном часе. Почти треть опрошенных экспертов, к сожалению, также не считают нужным участие учителей в данной профилактике. Вместе с тем, на необходимость специальной подготовки работников образования в этой области указали большинство респондентов.
По мнению 24% ответивших, специальная подготовка педагогов должна осуществляться среди студентов в вузах (спецкурс) и в рамках постдипломного образования педагогов на курсах повышения квалификации работников образования с участием специалистов и разработчиков профилактических программ. Желательными формами обучения респонденты назвали тренинги и семинары (61,4% ответов). В настоящее время работники образования испытывают острую нехватку методической и учебной литературы по проблемам профилактики.
На фокус-группах со специалистами были высказаны предложения, касающиеся создания методических пособий по сексуальному воспитанию подростков; организации превентивного обучения взрослых на рабочих местах; создания в СМИ специальных рубрик по проблемам социально опасных заболеваний и их профилактике.
стр. 60
Опубликовано на Порталусе 01 ноября 2007 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK