Рейтинг
Порталус

ВОСПИТАНИЕ И ДЕМОКРАТИЯ

Дата публикации: 06 ноября 2007
Автор(ы): Г. Н. ФИЛОНОВ
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1194355046


Г. Н. ФИЛОНОВ, (c)

Глобальные преобразования в сферах социально-экономической и духовной жизни российского общества, ориентированных на создание стабильной базы формирования реальной демократии и гражданского социума, все более отчетливо предстают в контексте закономерно обновляемой стратегии развития образовательно-воспитательного пространства с его институционально-субъектными деятельностными структурами.

Диалектика этих процессов обретает многомерный ценностно-функциональный характер, а их направленность и преобразующий потенциал имплицитно интериоризированы в зонах ближайшего развития духовности и морали ведущих социальных сфер влияния на социум - образования, воспитания, свободы и демократии. Темпы и эффективность, мобильный характер и качество происходящих перемен, а также возможности реализации инновационных ресурсов социальной и духовной жизнедеятельности российского общества - все это зависит от методологически обоснованной и технологически выверенной стратегии политического, социального и поликультурного развития государственно-общественных систем управления и гармоничного жизнеобеспечения общества и личности. В журнальной статье вряд ли возможно рассмотреть всю совокупность многоаспектных процессов и проблем. Поэтому изберем более реальный и весьма актуальный вариант социальных, правовых и культуросообразных условий и факторов, определяющих оптимальное взаимодействие управляемых систем воспитания в духе демократии с позиций обновления духовно-нравственных устоев и ценностей гражданского общества.

Смыслообразующая основа последующего рассмотрения сущности процессов единения воспитания и демократии в интегративный духовно-нравственный феномен гражданственности заключается в выявлении закономерных взаимосвязей воспитательного процесса с развивающимися социальными структурами гражданского общества, олицетворяющего развитие духовно-нравственных основ реальной российской демократии. Общая методология моделируемого рассмотрения данной проблемы состоит в том, чтобы вскрыть закономерные зависимости и выявить возможности целостной интеграции и объединения потенциалов воспитания и демократии в стратегически и функционально управляемый духовно-нравственный ценностный блок личностно ориентированного развития.

Понимание культуросообразного и социально стабильного бытия гражданского общества заключается, с одной стороны, в признании исторической закономерности: "полностью демократические системы будут обладать известной скромностью в вопросе познания мира. Они не смогут польстить себя утверждениями о своей способности непосредственного знания мира в целом, ибо во всех сферах жизни они будут вовлечены в рискованную и зачастую неоднозначную деятельность самосозидания" [1, с. 378). С другой стороны, речь идет о защите демократии, означающей готовность "про-

стр. 3


--------------------------------------------------------------------------------

явить неожиданное, возможность творения нового, сознавать необходимость продолжения демократического процесса... в высшей степени уязвимого, который так непросто развивать в мире, обремененном множеством старых и новых антидемократических тенденций" [1, с. 379].

Анализ исторической ретроспективы подтверждает, что реальные возможности преодоления рисков самосозидания и антидемократических тенденций в развитии жизнеспособных устоев гражданственности кроются в ценностно-направленном единении функций государственных и общественных институтов, в степени зрелости обретаемых личностью социализирующих качеств. Уровень и эффективность управляемого взаимодействия интегрированными ингредиентами этого процесса зависят от их четко моделируемой корреляции в реализуемых поликультурных, образовательных и других профильных проектах и программах. Это означает ориентацию технологий и механизмов социализации на выбор таких форм и средств личностно значимого воздействия, которые воссоздают в сознании и повседневных позициях человека интегрируемый потенциал духовности, нравственности и системного правосознания. Их избирательное ситуативно-субъективное взаимовлияние интенсифицирует во времени и пространстве социума общий процесс социокультурного развития государства, общества и личности, постепенно образуя их подлинную гармонию как основу жизнеобеспечения гражданского общества.

Разумеется, важно, чтобы в деятельностных сферах социума всем субъектам федерального и регионального уровня удавалось последовательно и достоверно отслеживать и координировать результаты реализации проектов и программ, ориентированных на стимулирование социокультурного и духовно-нравственного роста, что предполагает комплексное моделирование сопряженных взаимовлияний на личность интегративно слитных факторов воспитания и демократии. Поэтому необходимо поэтапно и последовательно, по мере накопления опыта и фактов, раскрывать содержательно-преобразующий потенциал воспитания и ценностно-нормативных основ демократии в конкретных проявлениях личностно ориентированной деятельности.

Методология разработки и вариативного проектирования развития поликультурных образовательно-воспитательных систем широкого социального и антропоцентрического профиля, ориентированных на формирование у человека адекватной готовности к жизнедеятельности в гражданском обществе, требует осуществления изначальных поисковых исследований.

Их смыслообразующая основа состоит в выявлении и методологическом обосновании выбора стратегических социальных ориентиров и содержания конкретных действий, обеспечивающих эффективное использование государственного механизма реализации глобальных общественных преобразований и привлечения средств воспитания и демократии для социально-психологической поддержки и духовно-нравственного развития личности, способствующих поиску путей, адекватных целям и принципам функционирования свободного гражданского общества.

Единение ценностей воспитания и демократии становится объективной реальностью в процессе деятельностно направленных отношений и взаимодействий институциональных и общественных субъектов социума в пределах профильно ориентированных проектов и программ в сферах образования, социально-экономической, социокультурной и законодательно-управленческой деятельности.

Современные ориентиры общенациональных и регионально программируемых проектов состоят в том, чтобы по

стр. 4


--------------------------------------------------------------------------------

мере готовности материально-экономических условий, зрелости профессионально подготовленных кадров значительно повысить созидательный духовно-нравственный потенциал социализирующих влияний на личность и оздоровить в целом жизнедеятельностные основы общества, планомерно и последовательно, не забегая вперед, вводить в практику инновационно-вариативные управляемые проекты и программы с учетом основного профиля деятельности социальных структур образовательно-воспитательного, культурно-просветительного, законодательно-управленческого, массово-информационного профилей.

При этом весь процесс создания и функционирования интеграционной системы единения воспитательных и демократических ценностей нуждается в постоянном обеспечении мониторинговыми данными, позволяющими отслеживать достижение адекватных результатов по установленным критериям и показателям, отражающим качество духовно нравственного прогресса в социуме, особенно на уровне личностью ориентированного развития, что весьма важно для раскрытия духовно-нравственного потенциала воспитания и демократии.

Возникает вопрос, принципиально и методологически значимый для ориентации практических установок: каковы механизмы выбора ценностной интеграции элементов воспитания и демократии, профильно взаимодействующих в качестве духовно-социализирующих и нравственных факторов в пространствах деятельности институциональных и общественных институтов? Чтобы ответить на него, немаловажно, прежде всего, выявить в пределах воспитательного и демократического процесса те ценностно-смысловые единицы или качественные параметры, которые по содержательной и функциональной специфике более коррелятивно и управляемо могут взаимодействовать в социуме на качественно интегративном уровне, образуя целостный духовно-нравственный потенциал личности в развивающемся гражданском обществе.

Добавим к этому, что государственная политическая стратегия консолидации усилий федеральных и региональных структур в качестве основы будущего развития регионов и России в целом, безусловно, способствует общему пониманию необходимости и поиска рациональных путей и средств создания и реализации профильных проектов интеграции воспитания в свете демократических преобразований.

При конкретном рассмотрении и сравнительном анализе сущности и приоритетов развивающихся в социуме процессов гражданской направленности ближайшее будущее, да и более отдаленная перспектива обустройства российского гражданского общества, как свидетельствует практика, существенно зависят от состояния инновационных процессов в сфере образования.

Понимание социальной и содержательно-функциональной парадигмы образования как многомерной открытой системы взаимодействия с социумом постоянно воссоздает интеллектуальный потенциал и служит духовно-нравственной основой формирования дееспособного сообщества людей, призванных принять на себя миссию глубоких преобразований по обеспечению материальной и духовной жизнеспособности государства, общества и личности. Все это позволяет предположить, что именно в пределах современного образовательного пространства могут быть реализованы профилированные учебно-воспитательные и социокультурные и деятельностные проекты и модели, ориентированные на воспроизводство целостного духовно-нравственного потенциала воспитания и демократии.

В этом смысле культуросозидающая функция образовательных систем, адаптированная к условиям различных типов учебных заведений - общеобразователь-

стр. 5


--------------------------------------------------------------------------------

ных школ, гимназий, лицеев, колледжей и др., - обогащает познавательный процесс и его деятельностную палитру. Показательно, что это происходит на фоне усложняющихся представлений и понимания у детей и молодежи сущности и специфики феномена гражданственности, освоения правовых и нравственных норм и положений, их внутренних взаимосвязей, имплицитно отражающихся в мотивированных отношениях, действиях и поступках личности, одновременно обусловленных и осознанных с позиций обеспечения гарантий социальной справедливости и свободы личностного развития.

Таким образом, образовательная деятельность задает предметные ориентиры, вскрывает реальные возможности и социально-педагогические механизмы использования в учебном процессе и широкой сети развивающихся общественных объединений детей и молодежи, дидактически организованных целевых проектов, факультативных курсов, практически направленных программ и моделей деловых игр, позволяющих развивать творческое мышление и рефлектирующие способности обучающихся.

В результате открываются реальные перспективы для создания в учебных учреждениях, общественных объединениях развитого социального движения, одухотворенного политической волей государственных структур управления, оснащенного целевыми профильными проектами, обеспеченного материальным и кадровым потенциалом, призванного воссоздавать в стране стабильную атмосферу культуросообразной социализации на основе обновленного мировоззрения и самосознания личности.

Следует подчеркнуть также, что познавательный и прагматически деятельностный процесс становления и развития у обучающихся полноценного гражданского самосознания и адекватных нравственных позиций требует, наряду с формированием интеллектуального и эмоционально-чувственного опыта личности, акцентирования на развитии ее креативных качеств, самостоятельности, свободы выбора и толерантности, воли и способностей к жизненному самоопределению.

Только с учетом этих предпосылок, в свое время фундаментально разработанных и философски осмысленных И. Г. Песталоцци в его педагогических сочинениях, в метафорически выраженных понятиях "элементарное образование" и "метод народного воспитания" [2], становится возможным постепенно и последовательно, соблюдая принцип природосообразности и возрастной подход в различных формах, видах и звеньях образовательной деятельности, обеспечить осознанное понимание детьми и молодежью политического и практического смысла усвоения ценностей на пороге социального, профессионального жизненного самоопределения, овладения общественным мировоззрением и духовной культурой. Таков путь человека, становящегося субъектом воспитания и развития демократии.

В трудах академика РАН В. С. Степина концептуально обоснована и раскрыта сущность социокультурного "бытия" мировоззренческих универсалий как потенциальных ценностей личности, определяющих осмысление, рациональное постижение и переживание человеком окружающего мира, что находит отражение в совокупности мотивированных эмоциональных оценок различных состояний и ситуаций, в качестве многогранного продукта которых возникают конкретные программы жизнедеятельности, воплощающие "образ" культурного человека, обогащенного знаниями, опытом интеллектуальной и духовной жизни [3, с. 74].

В контексте обсуждаемой нами проблемы ссылки на методологические разработки академика В. С. Степина продуктивно восполняют предлагаемые в статье подходы к рассмотрению системы обра-

стр. 6


--------------------------------------------------------------------------------

зования как приоритетного потенциального пространства, в пределах которого на федеральном и региональном уровнях коррелируются операциональные и прогностически просчитанные установки, отражающие стратегически выверенные позиции субъектов социума в проектировании и моделировании на общенациональном уровне взаимодействия ценностных установок воспитания и демократического процесса.

Следуя логике рассмотрения поставленной проблемы, считаем уместным, предваряя дальнейший анализ, высказать ряд суждений, относящихся к пониманию и оценке ее новизны и актуальности в условиях происходящих в стране социальных перемен. Этот краткий, как бы промежуточный комментарий, необходим и потому, что несколько необычная попытка найти дополнительный действенный ресурс социального и духовно-нравственного оздоровления общества за счет созидательно-потенциальной энергии управляемого взаимодействия двух сопредельных духовно и нравственно значимых в процессе социализации личности сфер жизнеобеспечения - воспитания и демократии - может быть воспринята частью читательской аудитории, да и представителями некоторых официальных структур скептически, как малопродуктивная по предполагаемым поисковым результатам.

В истории развития науки известны факты поисков и разочарований в результате крушения идей о возможностях и направленности либеральной демократии к самокоррекции социальных процессов и деятельности субъектов социума на основе философии критического рационализма. Подобные надежды возлагал известный философ К. Поппер, однако к концу жизни, созерцая всплеск насилия, нетерпимости и других антигуманных проявлений в странах с либеральными демократическими режимами, особенно после кровавых событий в Боснии, с сожалением и определенной долей скепсиса относительно нужности философии он признавал, что даже достаточно развитые демократические системы автономно не обладают необходимым потенциалом ментальности, гарантирующим наличие самокорректирующего сознания людей, и не обеспечивают регулятивного влияния ни на деятельность социальных институтов, ни на разумное и рациональное поведение людей [3, с. 20].

Продолжая свои поиски в области рациональных путей и механизмов реализации "достоинств" либеральной демократии, К. Поппер обратился к исследованию потенциальных ресурсов педагогики, не раскрывая сущности ее преобразующих влияний на ментальную гражданскую подготовку детской среды. Он полагал, что именно в сфере образования возможно достигнуть определенных результатов в формировании ментальности молодежи, на основе которой дети должны становиться не только способными к познанию, но и рассудительными и самокритичными, духовно и нравственно развитыми гражданами, ответственно соблюдающими законы и установленный в обществе правопорядок.

В настоящее время мировая общественная мысль отчетливо склоняется к приоритетам рефлексивного образования, обращенного прежде всего к обучению навыкам критического мышления в русле идей видного бразильского педагога П. Фрейре. Показательно, что во многих вузах США введены специальные курсы "Критическое мышление". В ряде регионов мира отмечается активное движение в поддержку рационализации ментальности людей, включая создание центров по распространению программы "Философия для детей". Основной ее создатель профессор М. Липпман утверждает, что "здоровье общества напрямую зависит от педагогических усилий по выработке у подрастающего поколения навыков мыслить разумно, самокритично,

стр. 7


--------------------------------------------------------------------------------

творчески; эти навыки являются необходимыми условиями морального и социально ответственного поведения. Эти навыки, как и математические или грамматические, нужно вырабатывать с начальных классов школы до ее окончания" [3, с. 20].

Очевидно, что созидательный ресурс современного образовательного процесса кроется в развивающихся инновационных системах, дидактически и методически обеспечивающих подготовку подрастающего поколения граждан к пониманию смысла и общественного значения самоорганизации сознания и поведения личности на обновленной парадигме критического мышления. Именно оно открывает дополнительный личностный потенциал обретения готовности и навыков жизнедеятельности, питаемых внутренне мотивированными ориентациями в свободе выбора ценностей воспитания и демократии, функциональное взаимодействие которых предопределяет повышенный социальный и духовно-нравственный статус личности, обновленный ресурс ее конкретной дееспособности.

Немаловажно, чтобы образовательный процесс на начальных и завершающих этапах был целенаправленно и предметно ориентирован на постепенное, пошаговое продвижение в обучении детей и молодежи: на первоначальных этапах в игровых формах, прививая умения и навыки оптимальной ориентации в ситуациях, требующих выбора сопряженных ценностных компонентов воспитания и демократии, наглядно представляющих высокий преобразующий потенциал человека.

Образовательный процесс постепенно усложняется путем введения специальных обучающих и исследовательских программ, посредством организации тренингов и деловых игр, использования доступных форм участия детей в общественно-политической деятельности, органах общественного самоуправления, ассоциациях гражданской направленности. Важно, чтобы дети имели возможности вариативного выбора творческой познавательной и культуросообразной деятельности, овладевали коммуникативными навыками консолидации, способностями к межличностному общению, которое невозможно без толерантности, обучались рефлексирующему самоанализу реальных явлений и процессов окружающего социума, в том числе носящих асоциальный, деструктивный характер [4].

Дальнейшее расширение масштабов этой деятельности связано с введением целевых проектов социокультурной, медико-оздоровительной, охранно-реабилитационной, природо-экологической направленности, а также с усилением научной и учебной базы социального образования управленческих кадров и с соответствующим нормативно-правовым и законодательным обеспечением этой общенациональной инновационной системы возрождения социальной стабильности и духовно-нравственного оздоровления общества, необходимого на всех уровнях ее обустройства и реализации крупных социальных мер и широкомасштабных действий, опираясь на идею воспитания в духе демократии.

Создание хорошо самоуправляемой отечественной системы гражданского образования невозможно без дееспособного сообщества населения страны, без консолидации государственных и общественных институтов, возвышения их статуса, без использования созидательного потенциала на основе глубоко осмысленных и проработанных проектов и моделей функциональной интеграции ценностных основ воспитания и демократии. Одновременно следует осознать, что данная общенациональная программа, о чем свидетельствует уже имеющийся в стране локальный опыт разработки и реализации социально-педагогических, социокультурных и других подобных проектов, не может быть результатом акта единовремен-

стр. 8


--------------------------------------------------------------------------------

ного назначения. В подходах к ее разработке и реализации должны быть исключены поспешность, фиктивные популистские стремления к однодневной готовности познать и сделать все необходимое.

В этой связи уместно напомнить замечательное по смыслу и форме суждение В. Г. Белинского: "Мы не завидуем, - писал он, - готовым натурам, которые все узнают за один присест и, узнавши раз, одинаково думают о предмете всю жизнь свою, хвалясь неизменностью своих мнений и неспособностью ошибиться. Да, не завидуем, ибо глубоко убеждены, что только тот не ошибался в истине, кто не искал истину, и только тот не менял свои убеждения, в ком нет потребности и жажды убеждения" [5, с. 178].

К настоящему времени в стране уже сравнительно четко обозначаются вариативные модели педагогически осмысленного и творчески регулируемого, одобряемого административными и управленческими структурами, профильно организованного опыта гражданского образования и воспитания, субъектами которого выступают учебные заведения и неформальные объединения, а также молодежные движения различных уровней и типов.

Например, в Республике Мари Эл и за ее пределами широко известен своими инновационными поисками в краеведческой и экологической деятельности, развивающей детские и молодежные инициативы по гражданскому и патриотическому воспитанию социально ориентированный и организационно сплоченный коллектив педагогов и учащихся Французской общеэстетической гимназии N 26 г. Йошкар-Олы.

В конкретном опыте этой деятельности проявляются смысл и социальный эффект ресурса сопряженной взаимосвязи воспитательных и демократических ценностей. Он отражает возросшую заинтересованность учащихся в овладении правовыми знаниями, понимании общественно-политического и социально-экономического смысла законодательных актов, принимаемых парламентом республики. В позициях детей стала заметной их приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, определяющим активные гражданские позиции личности.

Заметно усилилось стремление учащейся и студенческой молодежи в крупных городах и ряде регионов России участвовать в творческих проектах социокультурного назначения и массовых акциях гражданской направленности. Имеются в виду конференции, фестивали, волонтерские движения в поддержку инвалидов войны и труда, детей-сирот и страдающих заболеваниями, в защиту демократических прав и свобод граждан и др.

Наконец, нельзя обойти вниманием в русле обсуждаемой проблемы необходимость расширения масштабов социального образования кадров для различных сфер управленческой деятельности. Речь идет о содержательно-функциональном профилировании определенного объема общеобразовательных, науковедческих, правовых и социально-педагогических знаний, раскрывающих теоретические и научно-организационные основы деятельности субъектов управления в областях диагностирования и мониторинга качества происходящих социальных преобразований, их прогнозирования, дальнейшей демократизации взаимоотношений государственных и общественных структур, компетентностного содействия развитию гражданских институтов общества с их властными полномочиями.

Разумеется, это будет содействовать более четкой ориентации мотивированных позиций управленческих кадров в их деятельности по реализации комплексных проектов и моделей в области гражданского образования и воспитания.

Как справедливо утверждает профессор В. Н. Иванов, "сегодня в интересах государства и при его поддержке, необхо-

стр. 9


--------------------------------------------------------------------------------

димо серьезное повышение роли управленческих знаний в жизни российского общества. Начать, видимо, стоит с того, что наука социального управления в России обретает, наконец, самостоятельный статус, и будет включена в перечень как научных специальностей, так и специальностей, изучаемых в средней школе, средних и высших учебных заведениях" [6, с. 41].

В отдельных российских регионах уже накоплен некоторый опыт социально-педагогической, социокультурной и организационно-управленческой подготовки специалистов широкого профиля для работы в различных звеньях социального обслуживания и управления. В известной степени уже оправдывают себя организованные в высших и средних специальных учебных заведениях факультеты и отделения, ведущие подготовку социальных педагогов и социальных работников.

Дальнейшее развитие системы социального образования закономерно предполагает создание более разветвленной структуры (факультетов, отделений, кафедр) специализированной подготовки управленческих кадров, базирующихся на современных достижениях социальных наук, теории и методологии социального управления.

В перспективе предстоят мероприятия, связанные с всесторонней аналитической проработкой и определением теоретических, науковедческих и функционально-прикладных направлений образовательной деятельности создаваемых структурных подразделений, с обеспечивающих их научно-педагогическими кадрами, опытной базой, полноценными комплектами учебной литературы по современному науковедению и профильным проблемам социального управления. Возникает также необходимость разработки государственных стандартов для сферы социального образования.

В заключение подчеркнем: гражданское взросление молодых россиян определяет в качестве всеобщей социальной стратегии необходимость консолидации организационных и творческих усилий государства и общества, научных и религиозных организаций, молодежных объединений в поддержке и развитии новых инициатив в обустройстве демократического гражданского общества и преодолении на этой основе негативных явлений, тормозящих духовно-нравственное оздоровление общества и создание условий для его устойчивого стабильного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кип Д. Демократия и гражданское общество. М., 2001.

2. Рыбин В. А. Философские основы "Элементарного образования" И. Г. Песталоцци // Вопросы философии. 2006. N 7.

3. Обсуждение книги Т. И. Ойзермана "Оправдание ревизионизма" // Вопросы философии. 2006. N 7.

4. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности. М., 2005.

5. Белинский В. Г. Собр. соч.: Т. 3. М., 1948.

6. Иванов В. Н. Путь России в будущее. М., 2004.

стр. 10

Опубликовано на Порталусе 06 ноября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама