Рейтинг
Порталус

Воспитание в школе: каким ему быть

Дата публикации: 13 ноября 2007
Автор(ы): И. З. Гликман
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1194958167


И. З. Гликман, (c)

В России принят национальный проект "Образование". Хорошо, что Правительство серьезно взялось, наконец, за образование и изыскало для него определенные средства. Школьное обучение безусловно надо поднимать, если мы хотим, чтобы Россия действительно была страной образованных людей. А в частности, это необходимо потому, что плохо подготовленные выпускники школ обесценивают работу вузов и в значительной мере предопределяют выпуск слабых специалистов для народного хозяйства и всех отраслей государственной деятельности в современных, весьма конкурентных условиях.

Что же касается воспитания, то ему в Национальном проекте не повезло. В сообщении о нем упоминается лишь то, что к небольшой оплате за классное руководство добавляется довольно скромная сумма в 1000 рублей. Конечно, сам этот факт можно только приветствовать. Но изменит ли это ситуацию в школьном воспитании? Вряд ли. Даже если классному руководителю будут платить полную современную учительскую ставку, в состоянии воспитания мало что изменится. Не только потому, что эта ставка тоже не обеспечивает нормальное проживание и работу учителя. Но и потому, что само выделение денег еще не решает всех и даже основных проблем. Надо эти деньги еще рационально использовать.

Когда в 1956 г. организовались школы-интернаты, а еще через несколько лет - школы с продленным днем, то работавшие там воспитатели получали полную педагогическую ставку. Значит, они могли полностью сосредоточиться на воспитательной работе. В те годы мне приходилось наблюдать такую ситуацию. У весьма значительной части педагогов воспитательная работа выражалась в том, что они следили за поведением детей, часто делали им различные замечания, нередко наказывали расшалившихся и многие часы все выполняли и выполняли с ними домашние задания! То есть они делали именно то, что умел и привык делать обычный учитель! Особого толка от такой "воспитательной" работы не было.

Надо ли срочно заняться воспитанием? Переформулируем вопрос: является ли сейчас воспитание школьников и молодежи той острейшей социальной проблемой, без которой невозможно нормальное развитие и совершенствование нашего общества?

Ответ может быть только положительным. Изменения в состоянии молодежи, произошедшие за последние полтора десятка лет, можно вкратце охарактеризовать такими новыми типичными ее особенностями: отсутствие высоких нравственно-социальных идеалов и жизненных целей и стремление к личному обогащению; падение авторитета государства, общества, культуры; снижение общей культуры молодежи по сравнению с той, которая была лет 20 - 30 назад; нежелание выпускников школы служить в армии и защищать нашу Родину; плохая подготовленность к серьезному труду и к семейным отношениям; ранние половые связи; небывалый рост числа проявлений анархизма, шовинизма и фашистских на-

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

строений; широкая криминализация, наркомания и преступность среди молодежи.

Нравственная деградация молодого поколения усиливает социальную напряженность. Не только среди педагогов и родителей, но и в самых широких кругах общества нарастает понимание срочной необходимости налаживания воспитания. Вместе с тем в учительских разговорах на различных форумах, совещаниях, в различных выступлениях обсуждается вопрос: должна ли школа заниматься воспитанием?

Отвечают так: во-первых, она не в силах противостоять той пошлости, которая изливается на детей многие часы с телеэкрана, тому влиянию одуряющей "культуры" жадности и потребления; во-вторых, в условиях многолетнего социального кризиса, недофинансирования и плохой оплаты педагогического труда школа не может обеспечить успешность воспитательного процесса.

У таких высказываний есть свои причины. Однако посмотрим на анализируемые проблемы и с других сторон. Что касается положения школы и учителей, то оно постепенно, хотя и медленно, выправляется. Можно надеяться, что Правительство будет серьезно заниматься этой проблемой и со временем обеспечит школы необходимым финансированием.

Содержание телепередач за последнее время стало поприличнее, однако их общий культурный уровень (и, соответственно, воспитательный потенциал) пока довольно низок. Здесь есть, над чем работать и Общественной палате, и Министерству культуры, и Министерству образования и науки. Что касается моды в обществе на все западное, которая неблагоприятно сказывается на развитии молодежи, то можно прогнозировать постепенное ее, если не угасание, то все-таки существенное ослабление ее влияния.

Теперь насчет семьи. Да, неоспоримо сильное влияние имеет семья на ребенка, на его развитие. Но оно не всегда положительное. Учитывая, что воспитание - это процесс целенаправленный, о воспитании в семье можно говорить только тогда, когда родители действительно ставят высокие цели и стремятся их достигнуть. Но даже и в этом случае далеко не всегда можно ожидать положительного результата, поскольку многие родители не имеют необходимых педагогических и психологических знаний и умений.

Обоснованная надежда может быть только на школу. Именно она является реальным и мощным государственным инструментом, который может обеспечить надежное воспитание молодежи. Потому, что это государственный орган, управляемый правительством через соответствующее министерство. Потому, что в школе работают специалисты, которых в вузе хоть как-то готовили воспитывать детей. Выплачивая зарплату педагогам, государство может спросить с них за результаты воспитательной работы. Оно может поставить перед ними воспитательную цель, сформулировать подробное и ясное представление об ожидаемом результате воспитания, использовать необходимые средства для контроля за ходом воспитательного процесса и оценить выполненную работу.

Может быть, воспитание является столь сложным процессом, что школа не может с ним справиться? Думается, что такое утверждение не выдерживает критики. Оно опровергается опытом школьного воспитания в нашей стране в XX в.

Даже массовый опыт воспитания детей в советской школе при всех своих недостатках был продуктивнее того, что делается в современных школах. Увлечение детей патриотическими идеями, пропаганда самоотверженности и подвига во имя интересов народа, призыв к полезным для окружающего населения делам, обсуждение среди детей идей тимуровского движения и различные попытки их реализации, опора на молодежные и дет-

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

ские организации, упорные поиски работниками народного образования путей совершенствования воспитания, опора на социальные и школьные традиции - все это давало заметные результаты.

Конечно, не надо преувеличивать успехов массового школьного воспитания. Да, это было коммунистическое воспитание, и сама направленность его в главном исторически не оправдалась. Да, воспитанность детей в силу многих недостатков самой системы того времени не была полностью гарантирована. Тем не менее, многие качества, прививаемые школьными педагогами детям, оказывались полезными для них самих и для всего общества.

Намного важнее для понимания возможностей школьного воспитания является опыт учреждений А. С. Макаренко и его последователей, тоже возникший в нашей стране, но охвативший существенно меньшее количество детей и в то же время получивший мировое признание.

После публикации "Педагогической поэмы" и других работ А. С. Макаренко возникло движение его последователей-педагогов. Помнится, как активно действовала в 50 - 70-е гг. прошлого века Макаренковская секция Педагогического общества России, куда входили известные ученые, школьные педагоги, преподаватели вузов: Л. Ю. Гордин, Э. С. Кузнецова, Г. К. Калабалина, В. В. Кумарин, О. С. Кель, В. Е. Гмурман, А. А. Фролов, С. С. Невская и многие другие. В различных журналах и сборниках издавались малоизвестные и совсем неизвестные работы великого педагога. Многие учителя, воспитатели, директора школ, ученые-педагоги пытались использовать и воплотить на практике его идеи и опыт. Проводились совещания, слеты, конференции и симпозиумы, посвященные макаренковской педагогике.

Упорство и силу макаренковского движения, дожившего до наших дней, нельзя объяснить лишь силой увлечения, внушения, порожденной великолепным писательским даром Антона Семеновича. Его устойчивость не поколебали бури, пронесшиеся над нашей родиной, крушение СССР, смена исторических эпох и формаций, преобразование экономической основы общества и изменение условий работы школы. Это блистательно показали, в частности, ежегодные международные макаренковские конкурсы и чтения, проводимые в последние годы.

Чем же можно объяснить устойчивость и силу макаренковского движения? Только исключительной плодотворностью педагогических идей нашего великого соотечественника. Хочу сослаться на собственный опыт. Мне довелось работать учителем и воспитателем в обычной школе на Украине, в московских школах: N 544 для трудновоспитуемых детей, N 33 с продленным днем и в школе-интернате N 61. Во всех этих образовательных учреждениях воплощение педагогических идей А. С. Макаренко давало замечательные результаты.

Остановлюсь подробнее на опыте школы-интерната N 61, где директором был Л. Л. Микаэльян. В 1960-е гг. здесь было налажено эффективное школьное производство. В труде участвовали все школьники с III по X класс; выпускалась значительная по объему продукция, в мастерских шло массовое соревнование между детскими бригадами; заработанные средства выплачивались школьникам и использовались на покупку нужных им вещей и на путешествия по стране и за рубеж. Отношения, складывавшиеся в ходе производительного труда, способствовали нравственному и гражданскому становлению личности.

В разновозрастных отрядах ребята отдыхали, выполняли домашние задания, трудились и занимались многими другими делами. В воспитательном отношении разновозрастные отряды были весьма эффективными. Старшеклассники были хорошими помощниками воспитателей

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

отрядов. Они помогали младшим, заботились о них, приучали их к порядку, организовывали разнообразную деятельность. Такая структура первичных коллективов оказалась настолько эффективной, что вскоре отпала необходимость в прямом руководстве их деятельностью со стороны воспитателей.

Воспитателей в отрядах не стало, ими официально и фактически руководили старшеклассники. Они, кстати, специально изучали в IX классе дисциплину "Методика воспитательной работы", построенную на основе научных трудов А. С. Макаренко. Без опекающих и надзирающих взрослых они, по существу, оказались достойными воспитателями.

Взрослые же воспитатели руководили отдельными направлениями общешкольной воспитательной работы и жизнедеятельности детей: налаживали школьное производство, вели клубную работу; были созданы два оркестра, кино- и фотостудии, действовала общешкольная печать, развивался туризм и др. Появилось немало собственных фильмов, регулярно издавались школьные и отрядные газеты, успешно проходили клубные и отрядные вечера, проводились дальние походы, экскурсии и путешествия, и др.

Последовательное и творческое применение макаренковской методики привело к замечательным результатам. После многочисленных публикаций о школе и частого посещения ее различными группами педагогов появилось немало школ, руководители которых пытались использовать или даже повторить этот опыт. А когда на базе школы был проведен слет воспитанников А. С. Макаренко, они дали высокую оценку системе внеурочной воспитательной работы.

Воспитание - это не столько "душещипательные" разговоры с детьми, сколько целесообразная с точки зрения формирования личности организация жизнедеятельности детей. В интересах воспитания жизнь школы должна быть организована как своеобразная модель жизни взрослого общества, к которой готовятся дети.

Такая модель предусматривает: создание действенного школьного самоуправления, напоминающего парламент; "учреждение" школьных законов, выстраивающих правовое пространство школы; функционирование школьного клуба, приобщающего воспитанников к культурному использованию досуга; создание школьного производства, подготавливающего выпускника к будущей трудовой деятельности, и т.д.

Именно так и строилась воспитательная работа в московской школе-интернате N 61, опиравшейся на наследие А. С. Макаренко. Это не столько прошлое, сколько наше будущее. Хотелось бы, чтобы труды выдающегося педагога еще шире и основательней изучались в педагогических вузах и в среде педагогов. И надо добиться широкого внедрения макаренковского воспитания в массовую школу. Однако приходится констатировать необеспеченность и негарантированность воспитания, ибо наша школа в массе своей остается школой учебы, где образовательный процесс сопровождается отдельными "воспитательными" беседами и редкими совместными делами. Иногда проводятся так называемые "Дни самоуправления". Полнокровную и разнообразную воспитывающую деятельность (а не только уроки) организовать в школе сложнее, чем "беседовать по душам". Но другого пути для развития воспитания нет. Детям необходим длительный опыт нравственных отношений, который невозможно передать только во время уроков.

Как управлять школьным воспитанием? Как получить обратную связь? Можно ли надежно измерить уровень воспитанности выпускников школ? Измерять ее наподобие обученности невозможно. Хотя некоторые возможности для измерения эффективности воспитания вообще-то есть, но они дают весьма приблизи-

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

тельный результат и пригодны лишь для узкого употребления.

Надежным показателем уровня воспитанности выпускников школы является характер их длительного поведения и деятельности после окончания школы. Но изучение этого показателя достаточно сложно и требует значительного времени, поэтому оно не может дать текущей обратной связи для управления процессом воспитания в школе.

Полагаю, что для измерения эффективности воспитательного процесса в школе необходим текущий контроль за развитием педагогической организации жизнедеятельности воспитанников и работы школьного самоуправления. Чтобы эффективно руководить процессом школьного воспитания, надо налаживать, контролировать и оценивать его состояние и ход в рамках рассмотренной нами модели. С этой целью в школьный стандарт, утверждаемый Правительством, было бы целесообразно включить требования, ориентированные на организацию воспитательной деятельности в соответствии с упомянутой моделью.

Говоря о школьном клубе как системе деятельностных отношений, мы имеем в виду и создание современной материально-технической базы, где проводятся школьные кружки и где учителя совместно с ребятами организуют вечера отдыха. Клуб - это разветвленная, массовая, самостоятельно действующая и самоуправляемая детская организация, организатор повседневного досуга школьников. Клуб, для которого характерна активная общественно полезная деятельность для налаживания клубных дел с полностью самостоятельной системой самоуправления, с выборами, отчетами, собственной газетой, ответственностью и т.п.

Итак, мы предложили три основные области налаживания общешкольной (а через нее и внутриклассной) воспитательной деятельности: участие школьников в общественно полезных делах, организация досуговой клубной деятельности и развитие самоуправленческой деятельности школьников. Важно, чтобы администраторы и педагоги образовательных учреждений глубоко разбирались в теории воспитания и владели его методикой. Достаточно подготовленными должны быть и те, кто контролирует и направляет воспитательную работу.

Помощь Министерства образования и науки РФ особенно важна в области стимулирования школьного воспитания. Нужны значительные денежные средства, чтобы не просто обеспечить школы достаточным числом специалистов по школьному производству, клубной работе, массовому спорту и детскому самоуправлению, но и достойно оплатить их работу. Нужны также достаточные средства для обучения школьного персонала современным воспитательным технологиям и широкого издания литературы по системной организации воспитательного процесса как для работающих педагогов, так и для студентов, подготавливающихся к воспитательной работе.

стр. 57

Опубликовано на Порталусе 13 ноября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама