Рейтинг
Порталус

Вектор развития немецкой системы образования

Дата публикации: 13 ноября 2007
Автор(ы): Л. И. Писарева
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1194958416


Л. И. Писарева, (c)

Развитие системы образования в Федеративной Республике Германии, классически децентрализованном государстве, объединяющем 16 земель с правом "исключительной компетенции" в сфере просвещения, происходило в соответствии с исторически сложившимися социально-экономическими и политическими условиями, предопределившими выбор путей формирования культурной политики в стране в течение почти 60 последних лет. Не менее существенным фактором были и продолжают оставаться национальные немецкие традиции в области культуры и просвещения.

К числу основополагающих и наиболее значимых для формирования современной демократической системы факторов по праву относятся:

- разделение страны в 1945 г. после поражения в войне на оккупационные зоны;

- идеологическое, политическое, экономическое и психологическое противостояние двух различных немецких государств на одной исторической родине (1949 - 1990 гг.);

- проведение спустя 20 лет после создания ФРГ первой реформы немецкого образования, не устранившей социально обусловленные консервативные устои (1970 - 1980 гг.);

- значительные разногласия в определении стратегии развития образования в программах сменяющих друг друга у власти политических партий (1970 - 1983 гг.);

- проблемы интеграции и достижения европейской идентичности в связи с вступлением в Европейское Сообщество и с членством в Европейском Союзе (1967 - 2006 гг.);

- объединение Германии и создание единого образовательного пространства во имя национальной интеграции (1990 - 2006 гг.).

Закрепленный в принятом в 1949 г. Основном законе (Конституции) ФРГ новый демократический порядок заложил как социально-правовые принципы государства, так и организационно-юридические основы системы образования:

- свобода вероисповедания и мировоззрения;

- обязательность обучения для всех с 6 лет до 18 лет;

- гарантированный доступ к образованию;

- бесплатность и светскость образования в государственных учебных заведениях;

- право свободно выбирать для себя профессию, место работы и учебное заведение;

- право на организацию и обучение в негосударственных (частных) школах [1].

Однако провозглашение и внедрение в повседневную практику юридического равенства прав и возможностей в образовании, равно как и государственных программ по его реформированию, значительно труднее и дольше, чем в соседних странах Европы, пробивали себе дорогу сквозь дебри консервативных традиций, устоев и правовых нормативов, препятствовавших устранению серьезных барьеров на пути к общему образованию на разных этапах обучения.

стр. 95


--------------------------------------------------------------------------------

Причиной этого отчасти является более поздний переход страны на демократические рельсы. Дело в том, что, в отличие от других экономически развитых стран Европы, Германия на 100 лет позже по сравнению с Англией и Францией образовала свое государство и приобщилась к демократии. Лишь спустя 20 лет после создания в 1949 г. ФРГ смогла приступить к реконструкции своей образовательной системы на демократических началах.

Особенностями школьной системы и основными ее организационно-функциональными характеристиками были и остаются:

- внешняя (горизонтальная) дифференциация, заложенная в самой образовательной структуре с разными типами средних школ;

- значительно позднее сформировавшаяся внутренняя (вертикальная, или дидактическая) дифференциация, обусловленная наличием разных курсов, потоков и групп учащихся в соответствии с их успеваемостью и уровнем развития;

- более ранний, чем в большинстве других стран, отбор учащихся в разные типы школ, предлагающих разные по уровню и престижу направления среднего образования;

- солидная нормативно-правовая база, регламентирующая всю работу школьной системы и гарантирующая строгий порядок, согласованность действий различных школ той или иной земли и всех их вместе.

Демократизация образования в русле общеевропейских традиций проходила в условиях сохраняющейся еще с XIX в. многотипной и многоуровневой структуры школьного образования, куда входят:

- единые для всех детей с 6 лет начальные школы с 4-летним сроком обучения;

- I ступень среднего образования, включая начальную школу: неполные средние школы - главные, реальные, общие школы и гимназии с 9- или 10-летним сроком обучения;

- II ступень среднего образования: полные средние школы, гимназии или их старшая ступень (XI-XIII классы).

Каждая общеобразовательная школа имеет свой статус, определенные цели и задачи, срок обучения, набор учебных предметов, методику обучения, техническую оснащенность и соответствующий профессиональный уровень подготовки работающих в ней учителей, а также перспективы дальнейшего образовательного пути и социального устройства для выпускников.

1970-е гг. - период наиболее радикальной реформы в истории образования ФРГ, представленной в "Основном плане образования" (1970) и в "Структурном плане системы образования" (1971), где нашли отражение ведущие направления и принципы дальнейшего развития школьной системы страны на десятилетия вперед [2]. На заложенных в этих основополагающих документах положениях образование перестраивалось по европейскому образцу, обретая во многом свой современный облик.

В результате намеченной программы в 1970-е - начале 1980-х гг. из школьной системы были устранены ее наиболее морально устаревшие признаки: тупиковые ("народные", главные) школы; отсутствующая преемственность между разными звеньями образования; глубокий разрыв между элитарным и "народным образованием". Интервалы между периодами внесения изменений в структуру и содержание общего образования все более сокращались, и почти каждое десятилетие повышало планку требований к деятельности школы в стране.

Однако прошедшие во всех европейских странах структурные преобразования, которые привели к созданию объединенных школ в духе либеральных реформ, в ФРГ встретились с наибольшими трудностями. Подобная модель, или ана-

стр. 96


--------------------------------------------------------------------------------

лог объединенной школы - "общая школа" - в течение нескольких десятилетий (с 1950-х гг. в роли экспериментальной) пробивала себе путь к равноправию с другими типами учебных заведений, охватывая не более 3 - 5% учащихся соответствующего возраста.

В отличие от европейских стран, в ФРГ единая школа, т.е. равнодоступная для всех учащихся, независимо от их социального происхождения, способностей и экономического статуса семьи, распространяется только на четырехлетнее начальное образование как дань старой традиции, призванной служить единению нации, возникшей в противовес социальной разобщенности немецкого общества прошлых лет.

Одним из наибольших препятствий для эффективной работы всей системы школьного образования можно считать сохраняющийся селективный принцип отбора учащихся с первых же ступеней их школьной жизни, когда 10-летние выпускники начальной школы распределяются решением педагогических советов по разным типам средних школ в зависимости от своей успеваемости.

Наметившиеся с конца 1980-х гг. тенденции структурных преобразований на практике выразились в следующих формах:

- в постепенном переходе с трехтипной к двухтипной школьной системе в результате слияния главной и реальной школ или отказа от них в пользу развития общей школы;

- в продлении срока начального обучении с 4 лет до 6 лет, пока лишь в ряде земель;

- в переходе гимназии, некогда исключительно элитарного учебного заведения, к массовому обучению с расширением ее профилей с традиционных трех до семи новых видов;

- в сокращении одного из самых продолжительных в мире срока обучения в полных средних школах с 13 до 12 лет (в нескольких землях) и в высших школах - с 6,5 лет до 4 лет (в соответствии с принятой Болонской декларацией);

- в создании новых типов средних школ, учебных заведений и колледжей по интеграции общего и профессионального образования 17 профилей.

Переход учебных заведений на новые условия работы привел к следующим заметным качественным изменениям в системе общего образования. Были устранены препятствия на пути к более широким образовательным возможностям путем создания единой системы просвещения от детских садов до образования взрослых. Введение дифференцированного обучения в средних школах всех типов предоставило реальные шансы для развития способностей и повышения успеваемости учащихся. Были расширены юридические права для перехода в школы повышенного типа успевающим учащимся из менее престижных школ (главных, общих и реальных). Расширился диапазон и профилирование некогда привилегированного образования путем предоставления учащимся более разнообразных условий обучения: по срокам, уровню требований к успеваемости, при выборе предметов в различных вариациях профориентационной, академической или практической направленности в системе как общего, так и профессионального образования.

Качественные изменения отразились в следующих количественных показателях, представленных официальной статистикой. За последние 20 лет отток учащихся из малопрестижной ("остаточной") главной школы в другие типы учебных заведений увеличился почти вдвое: в 1980 г. - 40,3% от общего числа обучающихся, в 2002 г. - 22,8% [3]. Ускорился темп развития и рост авторитета общей школы, набравшей в 2002 г. уже 9,1% школьников соответствующего возраста вместо 3,7% в 1980 г. Благодаря открывшимся образовательным возможностям

стр. 97


--------------------------------------------------------------------------------

заметно возросла популярность гимназии, в которой охват учащихся составляет уже свыше 33% вместо 25% в 1980 г.

В 1980-е гг. параллельно структурным преобразованиям шло обновление содержания общего образования по следующим направлениям:

- усиление научного характера учебного материала;

- ориентация на развитие мышления и познавательных способностей учащихся;

- обновление учебных планов и программ с более широким и подробным раскрытием целей, задач, методов обучения по модели европейских куррикулумов; расширение номенклатуры предметов; введение интегрированных гуманитарных дисциплин; включение новых разделов и тем, касающихся современной проблематики, в традиционные предметы;

- изменения в организации и обновление содержания трудового обучения (введение нового предмета "трудоведение"), более приближенного к требованиям жизни;

- отказ от сугубо прагматического характера обучения (прежде всего в главных школах), ориентированного на "мир труда";

- перенос акцента в учебном процессе с овладения большим объемом знаний на познавательную деятельность и усиление ответственности за учебные достижения и социальное поведение;

- замена авторитарного стиля отношений "учитель-ученик" на сотрудничество и партнерство;

- расширение прав и самостоятельной деятельности средних школ, в том числе в управленческой сфере в рамках проекта "автономия школы".

Важными факторами, определившими направленность образовательной политики ФРГ в начале 1990-х гг., были участие в создании и деятельности Европейского Союза, ориентация на европейские ценности, формирование нового взгляда на развитие способностей мыслить масштабнее, категориями европейца, изучение наследия общеевропейской культуры, в том числе путем введения новых предметов, создание нового типа школы - "европейской гимназии".

Объединение Германии в 1990 г. явилось не только важнейшим стимулом, но и главным основанием для разработки новой стратегической программы по дальнейшему развитию общенемецкого образования и созданию единого образовательного пространства [4]. Эта программа объединила общей целью Западную и Восточную Германию в интересах строительства единого демократического государства, национальной интеграции, направленной на преодоление экономических, политических, социальных, идеологических, психологических и образовательных диспропорций в новых и старых землях.

Программа включает следующие основные положения:

- переход восточных земель на западногерманские образовательные стандарты;

- упразднение в новых землях всех действовавших социальных институтов и структур;

- признание и переход на ценности "Основного закона" и соответствующих ему Конституций земель ФРГ как общих для всех немцев главных законодательных документов.

В связи с принятием в новых землях модели образования ФРГ адаптация к новым идеологическим, социальным, моральным и образовательным ценностям была очень сложной, связанной с большими издержками, в том числе из-за отказа от 40-летнего опыта социалистической системы образования, которая по целому ряду параметров была более демократичной, а также из-за тяжелого груза экономических расходов на объединение Германии за счет сокращения социальных программ и др. [5].

стр. 98


--------------------------------------------------------------------------------

Огромные финансовые вложения в осуществление стратегической программы по интеграции старых и новых земель были отчасти причиной, отодвинувшей новую образовательную реформу, готовившуюся еще с конца 1980-х гг. Ее приоритетными задачами были:

- усиление роли фундаментальных знаний с целью повышения качества образования; отход от их раздробленности из-за увеличения количества новых предметов и предоставленного учащимся права свободного их выбора. С этой целью в ряде земель отказались от принципа интегрирования учебных предметов (прежде всего в полных средних школах-гимназиях);

- повышение роли и значения знаний по новым технологиям, ЭВМ, информатике, экономике в сочетании с развитием "инициативы, фантазии, прилежания, воли, самодисциплины, четкости и надежности";

- введение в учебный план в ряде земель предмета "этика" наряду с "религией" или вместо нее;

- совершенствование учебно-воспитательной работы (целей, содержания и методики) по ведущим направлениям образовательного процесса (гражданского, трудового, экологического, физического, нравственного) с выдвижением на передний план нравственного воспитания, призванного расширить представления учащихся о духовном и психологическом здоровье, об опасностях, связанных с болевыми проблемами современного общества - наркоманией, алкоголизмом, СПИДом, стрессами, депрессиями, психическими перегрузками, суицидом, а также о подходах к решению ряда семейных проблем (правила поведения при несчастных случаях в быту, уход за больными и младенцами) в рамках нового предмета "Основы педагогических знаний" или "Педагогика".

Характерные особенности совершенствования образования данного периода нашли отражение в работе над созданием нового поколения школьных учебников, учебных программ по разным циклам предметов, где раскрываются темы экономического, экологического, правового, семейного (педагогического) содержания; освещаются вопросы безопасности передвижения на транспорте, правила поведения в экстремальных ситуациях, основы и корни нравственных пороков современного общества. Появились новые разделы в предметах "информатика", "компьютерная техника". Были углублены теоретические подходы к предметам общетехнических ("трудоведческих") знаний, практического использования современных технологий. Экологическая проблематика вошла составной частью в ведущие учебные дисциплины [6].

К началу XXI в. страна располагала большим исследовательским и экспериментальным материалом, а также кадровым и техническим потенциалом для проведения образовательной реформы федерального масштаба. Она была ускорена и широким общественным резонансом на низкие результаты, полученные немецкими школьниками в международных исследованиях успеваемости учащихся (PISA), проводившихся с 1998 г. Германия заняла 22 место в таблице ученических достижений из 33 возможных по числу стран-участниц. Немецкие подростки 14 - 15-летнего возраста составили 42% среди "плохо читающих" (т.е. не способных понять, объяснить прочитанное, оценить информацию и сделать выводы); их доля среди наиболее успешных участников исследования достигла всего 9% [7].

Результаты, полученные в ходе PISA, выдвинули в центр бурных дискуссий в стране проблему качества образования, а также привели к оперативному созыву в 1999 г. представительной педагогической ассамблеи "Форум образования", провозгласившей девиз: "За качество образования и его гарантии". В преамбуле подготовленных обширных материалов говорится: "Исходным пунктом для организа-

стр. 99


--------------------------------------------------------------------------------

ции Форума образования было четкое осознание того, что образование и в будущем будет играть ключевую роль в обществе. Оно выполняет важную задачу: обеспечивает знаниями и компетенциями, с помощью которых решаются проблемы общественного и научного прогресса, а каждому человеку предоставляются шансы найти свое место в жизни в условиях постоянно возрастающих и обновляющихся квалификационных требований" [8].

Что касается определения понятия "качество образования", то оно интерпретируется в документах форума как педагогическая категория, представляющая собой не статичную, а динамичную величину, меняющуюся в соответствии с различными условиями и в зависимости от постановки целей, выполняемых функций в тех или иных образовательных структурах [9]. Немецкие специалисты рассматривают его не как целое, а разделяют на четыре блока: "качество ориентации" (целеполагание), "качество структуры", "качество процесса обучения" и "качество результата", что позволяет точнее найти и оценить слабые стороны или вклад каждого из них.

Более конкретное разъяснение термина "качество" как суммы требований и стандартов, предъявляемых к общему школьному образованию, можно найти в формулировках целей или, точнее, иерархии целей, зафиксированных в "Основном законе" (Конституции) ФРГ, школьных законах каждой из 16 земель, в учебных программах (куррикулумах) каждого типа средней школы.

Форум выделил наиболее важные для решения проблемы повышения качества образования положения в виде следующих установок:

- определить учебные и квалификационные (т.е. итоговые) цели образования, ориентированные на будущее;

- акцентировать внимание на обеспечении равенства шансов в образовании;

- гарантировать достижение успехов в международных соревнованиях;

- обеспечить образование в течение всей жизни (непрерывное образование);

- усилить личную ответственность учащихся и учителей за успеваемость и качество обучения, что обозначается словосочетанием "новая культура учебы и преподавания".

Достижению данных задач, по мнению немецких специалистов, должны способствовать следующее меры и внутренние резервы образовательной системы:

- более ранний переход к развитию (стимулированию) детей (т.е. с 3 - 4 лет, а не с 5 - 6, как было до сих пор в традициях дошкольных учреждений);

- повышение ответственности учителей за их педагогическую деятельность и школьные успехи учащихся;

- обеспечение тендерного равенства в образовании;

- пересмотр отношения к образованию мигрантов, т.е. наиболее проблемного контингента учащихся с самыми низкими показателями успеваемости (в 2002 г. из числа выпускников общеобразовательных средних школ, не получивших свидетельства об их окончании, 19,5% приходятся на иностранных и 8,2% - на немецких учащихся) [5; 10].

Данные международных сравнительных исследований по оценке успеваемости учащихся разных стран мира продемонстрировали сильную зависимость уровня успеваемости в ФРГ от социального происхождения; наибольшую дистанцию между "сильными" и "слабыми" учащимися; наименьший процент детей из "неэлитарных" слоев населения в школах повышенного типа и вузах.

Динамика развития общего образования в ФРГ шла в направлении повышения общих требований к общеобразовательной школе в соответствии со все усиливающимися запросами социума. Традиционные задачи по передаче и овладе-

стр. 100


--------------------------------------------------------------------------------

нию определенным объемом знаний, необходимых прежде всего в повседневной жизни, для выполнения молодым человеком социальных ролей гражданина, работника, семьянина, были дополнены и скорректированы в пользу задач, некогда стоявших перед средней школой повышенного типа: усвоение учебного материала на более серьезной теоретической основе, формирование интеллекта, развитие способностей критически мыслить, разбираться в передовой современной технологии, осознанно и активно участвовать в решении личных и общественных проблем с ориентацией на выполнение в будущем гражданского долга.

В дифференцированной системе школьного образования ФРГ заявленные общие требования по подготовке учащихся к жизни являются своего рода "программой максимум", так как неравенство образовательных возможностей обусловлено неравенством в сфере социальных отношений, отраженным в структуре школьной системы, в особенностях целей, содержания и образовательных перспектив двух исторически сформировавшихся видов общеобразовательной подготовки: академической и практической.

Система социальных институтов, действующая в правовых рамках демократического государства ФРГ, в частности, в направлении предоставления нуждающимся учащимся и студентам экономической помощи, принятия мер по устранению ряда преград на пути к более качественному образованию для большинства учащейся молодежи, чаще всего отстает от систематически поднимающейся планки требований, предусматривающих сохранение высокого уровня и престижа традиционных учебных заведений повышенного типа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutsch-land. Verfassungsreform Deufschland, Munchen, 1998.

2. Strukturplan fur das Bildungswesen Empfe-hlungen des Bildungskommission Hrsg. V. Deutschen Bildungsrat. 3. AufL. Stuttgart, 1971.

3. Bildung in Deutschland. Deutschland Statis-tisches Bundesamt. Wiesbaden, 2003.

4. Писарева Л. И. Образовательная политика ФРГ на рубеже XX-XXI веков // Народное образование. 2005. N 2.

5. Писарева Л. И. ФРГ: создание единого образовательного пространства // Мир образования. 1997. N 5.

6. Писарева Л. И. Модернизация школьного образования ФРГ // Народное образование. 2004. N 2.

7. Brugermann H., Heymann N. PISA-2000 // Padagogik. 2002. N 3.

8. Aus guten Beispielen lernen. Fachtagung des Forum Bildung am 14. September. Bonn, 2002.

9. Empfehlungen und Einzelergebnisse des Forum Bildung. Hrsg. Forum Bildung. Bonn, 2002.

10. Ergebnisse des Forum Bildung. Expertenberichte des Forum Bildung/ Hrsg/ Arbeitsstab Forum Bildung. Bonn, 2002.

стр. 101

Опубликовано на Порталусе 13 ноября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама