Главная → ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ → Развитие креативности школьников
Дата публикации: 13 ноября 2007
Автор(ы): И. Б. Левицкая, С. К. Турчак →
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru →
Номер публикации: №1194958498
И. Б. Левицкая, С. К. Турчак, (c)
К настоящему времени можно говорить о сложившейся традиции понимания креативности как способности, отражающей глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения, выходить за пределы известного; как интегрального свойства личности, воплощающего ее творческие возможности. К числу ключевых характеристик креативности относят интуицию, фантазию, выдумку, дар предвидения, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию и работоспособность. Личность, обладающая этими качествами, находит удовлетворение не столько в достижении цели, сколько в самом процессе творчества.
Обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, обусловливает необходимость педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого ребенка. Особое значение в связи с этим приобретает организация педагогического сопровождения, направленного на создание креативной среды образовательного учреждения. Она выстраивается вокруг интересов ребенка и выполняет функцию адаптации школы к индивидуальным особенностям и субъективным потребностям учеников.
Педагогическое сопровождение учащихся может осуществляться в двух вариантах:
- общегрупповое;
- индивидуально-личностное.
В первом случае создание креативной среды обеспечивается сотрудничеством педагога и учащихся, диалогическими формами работы, использованием заданий, предполагающих творческую активность учеников. Второй подход предполагает создание условий для индивидуального развития ребенка за счет предоставления ему свободы в принятии самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Предлагаемая нами модель развития креативности личности, включает в себя следующие составляющие.
1. Креативная среда, предполагающая наличие таких условий, как:
а) обучение с опорой на развитие дивергентности мышления;
б) педагогическое сопровождение;
в) педагогическая поддержка.
2. Креативная личность, базовыми критериями которой являются:
а) мотивационный компонент;
б) интеллектуальный компонент;
в) эмоциональный компонент;
г) коммуникативный компонент.
Основной в структуре креативности является интеллектуальная составляющая. Традиционно творческие способности
стр. 112
--------------------------------------------------------------------------------
связывают с гибкостью, беглостью, точностью, оригинальностью мышления. Дивергирование определяет развитые навыки планирования, прогнозирования, которые обеспечивают настойчивость в достижении цели. Ярко выраженный интерес к проблеме любого рода развивает способность конструктивного овладения понятиями, понимания сложных причинно-следственных связей и отношений. Дивергентные процессы в мышлении позволяют за короткое время воспринимать и решать проблемы, обеспечивают поиск информации для выполнения креативных заданий и получения комплексных эквивалентов своих гипотетических суждений.
Коммуникативная креативность во многом определяет успешность совместной творческой деятельности. Вместе с тем, несмотря на актуальность, этот компонент в настоящее время остается недостаточно изученным. Наибольший вклад в раскрытие проблемы (в основном в прикладном, технологическом аспекте) внесен теорией управления и педагогической наукой. В частности, в педагогике сотрудничества в структуре коммуникативных креативных характеристик личности выделяются: способность к сотрудничеству в творческой деятельности и способность мотивировать творчество других.
Педагогическое сопровождение развития креативности регулируется посредством следующих принципов:
- приоритет интересов сопровождаемого,
- непрерывность,
- мультидисциплинарность сопровождения,
- формирование единого отношения к ребенку со стороны всех участников сопровождения,
- постоянный информационный обмен между ними,
- признание приоритета ценностей ребенка;
Педагогическую деятельность, направленную на создание креативной среды, отличает ряд признаков:
- внимательное отношение к необычным вопросам;
- уважительное отношение к необычным идеям;
- демонстрация ценности детских идей;
предоставление детям большей самостоятельности;
- создание свободной, непринужденной учебной обстановки.
В процессе педагогического сопровождения учитель помогает ребенку почувствовать собственную состоятельность, поддерживает в каждом школьнике уверенность в себе и ощущение личностной значимости. Для этого ему необходимо понимать и признавать неповторимость и уникальность ребенка, представлять его индивидуальный психологический портрет, знать возрастные особенности, доминирующие мотивы, определяющие поведение ученика, его отношение к обучению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками, устанавливать соответствие между образовательной программой и задачами социально-личностного развития на данном этапе жизни ребенка.
В преподавании, осуществляемом на принципах педагогического сопровождения, акцент делается не на программный материал, а на организацию индивидуальной познавательной деятельности на основе знания ее психологической природы. Педагог анализирует сам и помогает понять ученику не только содержание того, что он усвоил, но и сами механизмы познания, принципы организации различных видов деятельности. Знание о том, как можно строить свою учебную работу, - это знание особого рода и оцениваться оно должно не столько количественно (по пресловутой пятибалльной системе), сколько качественно: от низкого до высокого уровня развития того или
стр. 113
--------------------------------------------------------------------------------
иного качества в различных сферах деятельности ученика.
Современные требования к педагогу, осуществляющему педагогическое сопровождение, заключаются в том что, он является не информатором, а координатором, менеджером, организатором диалога, консультантом учащихся с учетом их индивидуальных способностей. Учитель поддерживает и направляет поиски наиболее эффективных путей усвоения знаний, поощряет интересные находки, анализирует несостоявшиеся попытки, стимулирует детей к осознанию своих поражений и побед.
стр. 114
Опубликовано на Порталусе 13 ноября 2007 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK