Рейтинг
Порталус

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

Дата публикации: 14 ноября 2007
Автор(ы): А. А. ЗУБРИЛИН
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1195048999


А. А. ЗУБРИЛИН, (c)

В ближайшее время в старшем звене всех общеобразовательных учреждений России появится новый вид учебных курсов - элективы. Это привнесет ряд проблем. Рассмотрению некоторых из них и возможных путей их решения и посвящена наша статья. Соответствующие аргументы и примеры будут приведены из информатики и математики.

Первая проблема кроется уже в самом определении элективных курсов: это обязательные предметы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени средней школы [1]. Возникает правомерный вопрос: почему "курсы по выбору", если они "обязательны"? Ответ можно дать лишь при кропотливом изучении документов, раскрывающих суть элективов. Все, оказывается, просто: ученик выбирает определенное число элективных курсов, которые должен посетить обязательно. Через подобный подход предполагается выстраивание индивидуальных образовательных траекторий школьников. Если раньше все

стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

дисциплины были обязательными, то ныне ученик сам делает выбор, азы каких наук ему постигать. Тут же возникает еще один вопрос-проблема: а посильно ли такое осознанное решение 15-летиему школьнику? Или он станет ориентироваться не на область знания, а на учителя, который будет излагать материал? Мы больше склоняемся к последнему.

Выявленные проблемы нами условно распределены на три группы: организационные, методические и кадровые. Остановимся подробно на некоторых из проблем каждой группы, сформулировав их в виде вопросов.

Организационные проблемы

1) Сколько человек могут посещать элективный курс? Однозначный ответ дать трудно. В некоторых публикациях предлагается проводить элективы и для одного человека. Тогда может возникнуть парадоксальная ситуация, когда для 25 учеников одного класса потребуется организация двух десятков элективов. Данная проблема автоматически влечет за собой три следующие:

2) Что делать в том случае, если посещать электив захочет большое количество учащихся? Проблема трудноразрешима, так как любой школьный предмет имеет свою специфику (например, число учеников на занятиях по информатике не должно превышать количества компьютеров в компьютерном классе).

3) Где взять достаточное количество учителей для проведения элективов? Данная проблема относится как к кадровым, так и к организационным проблемам, и до сих пор она не решена.

4) Из какого расчета производится оплата за элективы? За количество учащихся, посещающих электив? За число проведенных часов? Или по каким-то другим критериям?

5) Каких нормативных документов, регламентирующих пути включения элективных курсов в обучение школьников и определяющих их организацию и содержание в составе профильного обучения, следует придерживаться? За исключением концепции профильного обучения [1], нескольких административных распоряжений и информационных писем, никаких других документов мы обнаружить не смогли.

6) Каково место элективов среди других видов курсов, в частности, базовых общеобразовательных и профильных? Элективные курсы не являются дополнительными занятиями по предмету и имеют статус, схожий со статусом базовых общеобразовательных и профильных дисциплин. Одинаковое внимание должно быть уделено всем видам курсов. Администрацию школ переубедить в этом будет сложно, и велика вероятность, что элективные курсы будут вестись с целым классом параллельно базовому общеобразовательному предмету, а заниматься на них школьники будут тем, что не успели пройти в базовом курсе.

Методические проблемы

1) Какие направления элективных курсов выделяются с точки зрения программного материала? Однозначного ответа на данный вопрос нет. Так, что касается элективов по математике, то предлагается вести работу по двум направлениям - решение задач и доказательство теорем [2]; в информатике их выделяется четыре - "надстройки" профильных курсов, которые обеспечат повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета; элективные курсы с межпредметными связями, направленные на изучение смежных учебных предметов на профильном уровне; подготовка к сдаче ЕГЭ; элективные курсы, носящие "внепредметный" и "надпредметный" характер [3].

Мы считаем, что элективные курсы по математике делятся на большее количество направлений - вычислительные, на доказательства, курсы исторической направленности [4]. Первые ориентированы на выработку умений решения задач вычислительного характера, либо имеющих уровень повышенной сложности,

стр. 33


--------------------------------------------------------------------------------

либо выходящих за пределы школьной программы. К таким элективным курсам относятся: "Математика в архитектуре", "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики". Элективы второго направления призваны сформировать у обучаемых навыки доказательства теорем средствами, не рассматриваемыми в основном курсе математики. Кроме того, курсы из первых двух направлений предполагают подготовку старшеклассников к поступлению в вуз. Основной задачей элективных курсов исторической направленности является реконструкция исторических событий сквозь призму достижений математики.

Для информатики мы также предлагаем выделять несколько направлений, но они несколько отличаются от принятых - на расширение или углубление знаний по базовым общеобразовательным курсам, на подготовку к поступлению в вузы или сдаче ЕГЭ, на получение начальных профессиональных навыков в одной из областей научного знания.

Широкий разброс направлений может запутать учителя и не позволит ему сделать однозначный выбор.

2) Как самостоятельно разработать элективный курс? Элективные курсы являются авторскими, и при их разработке и проведении должна быть учтена специфика класса, школы, региона. Но вот любой ли учитель сможет самостоятельно составить элективный курс? Многочисленные разработки, предлагаемые сейчас к использованию, в большинстве своем не апробированы и носят рекомендательный характер. Выпущенные программы только очерчивают направления, по которым могут вестись элективы [5]. Нередко в разработках элективные курсы уподобляются факультативным занятиям или ими подменяются обычные уроки.

Учитель должен хорошо владеть учебным материалом и знать запросы учащихся. Мы предлагаем к использованию собственную технологию разработки элективных курсов, которая призвана оказать действенную помощь учителям в подготовке элективов [6].

3) Где взять материалы - электронные и печатные, методические и программные - к разработанному элективному курсу? Количество материалов ежегодно увеличивается, но проблема в том, подойдут ли они конкретному учителю и не придется ли под них подгонять созданный электив. Достаточное количество материалов к элективам имеется в Интернете. Например, учителям информатики мы бы посоветовали посетить сайт городского информационно-методического центра работников образования г. Мурманска (www. gmcit.murmansk.ru). Активно ведется работа в области публикации элективных курсов Национальным фондом подготовки кадров. Именно этой организацией выпущена наиболее значимая на данный момент работа по элективам - комплект из семи книг под общим названием "Элективные курсы в профильном обучении", где приводятся нормативные документы и разработки по методике проведения элективных курсов по основным школьным дисциплинам.

4) Каким образом осуществляется контроль за деятельностью обучаемых на элективных курсах? Этот вопрос большинство исследователей предпочитают обходить стороной. В основном говорится, что обучаемые должны при поддержке учителя самостоятельно строить свою деятельность, и хорошим средством для этого служит проектная работа, реализуемая в групповой форме или индивидуально. Такой подход, скорее всего, приведет к анархии, и элективы потеряют свою значимость. По нашему мнению, необходимы четыре вида контроля: предварительный, текущий, рубежный и итоговый. Каждый из них имеет свое назначение. Заметим, что на данный момент практически не определен набор конкретных средств, реализующих указанные виды контроля. Сложность видится в том, что

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------

выбор зависит от целей электива и тех знаний и умений, которые формируются, а, как показывает опыт, цели в ходе проведения электива могут существенно корректироваться.

5) Какова оптимальная форма итоговой аттестации электива? Большинство исследователей акцентирует внимание на проектные работы, в которых ученики демонстрируют сформированные у них навыки, и доклады на конференциях, где обсуждаются вопросы по материалам элективного курса и ученики показывают уровень своих знаний. Более рациональным представляется написание итоговой характеристики на ученика, в которой будут описаны его достижения.

6) Как оценить готовность школьников к участию в элективе? Несформированность критериев выбора электива скорее всего приведет к тому, что учащийся придет на занятия, не имея базы для полноценного участия в них. Низкий уровень подготовки не только не поможет активно постигать материал, но и оттолкнет от изучения базового курса, к которому по содержанию близок электив. В связи с этим на первом занятии учитель обязан определить правильность сделанного учеником выбора. Средства, с помощью которых учитель может это осуществить, в первую очередь зависят от направленности и целей электива. Самые доступные, на наш взгляд, - анкетирование и беседа. Но беседа занимает значительное время, а при анкетировании не всегда обеспечиваются полнота и содержательность вопросов. Некомпетентный подбор вопросов не только не даст должных результатов, но и введет учителя в заблуждение, что, в свою очередь, негативно скажется на качестве обучения. Другие возможные средства предварительного контроля -^ тесты, задания на применение программных средств для решения простейших технологических задач, логические задачи и т.д. Выбор средства находится в прямой зависимости от профиля обучения.

7) Что делать с учениками, не имеющими соответствующей базы для изучения электива, но имеющих желание посещать его?

8) Какие технические средства обучения и оборудование могут использоваться на элективных курсах? Все зависит от специфики базовой общеобразовательной дисциплины и профиля обучения. Так, неотъемлемым атрибутом элективов по информатике является компьютерная техника. В одних случаях она выступает средством обучения, в других - оформления полученных результатов, в третьих - проведения эксперимента и т.д. В рамках элективов возможно использование как типовых для базового общеобразовательного курса информатики прикладных программных средств (текстовые и табличные процессоры, системы программирования), так и специализированных средств типа математических пакетов Mathcad, Eureka, пакета анимационной графики 3D-Max, редактора математических документов TX. Для элективов по физике возможно применение экспериментальных установок по химии - химического оборудования и т.д. Вопрос лишь в том, сможет ли школа обеспечить элективы соответствующим оборудованием?

9) Какие формы проведения занятий применимы на элективах? Формы и методы обучения при проведении элективных курсов однозначно определить затруднительно. Они тесно связаны с направленностью курсов. Это могут быть лекции, практикумы, семинары и т.д. - конкретный выбор возлагается на учителя. По возможности формы занятий должны быть приближены к вузовским, но любой ли учитель знает их особенности?

10) Какова методика проведения элективных курсов по информатике? Здесь можно дать только общие рекомендации. Поскольку структурно элективные курсы обязательно состоят из модулей (блоков), то каждый модуль предваряет мини-лекция. Отводимое на нее время зависит от специфики коллектива, с которым рабо-

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

тает учитель, от целей и задач курса, от количества теоретического материала, который доносится до обучаемых. После лекции проводятся практические или семинарские занятия. Завершает модуль отчетное занятие, где обучаемые представляют либо разработанный проект, либо набор решенных или самостоятельно созданных задач, либо реферат или доклад, выступая с отчетом о проделанной работе. Общим итогом всего курса должна стать выполненная и оформленная работа, позволяющая сделать вывод об успешности усвоения материала курса.

Кадровые проблемы

1) Где взять квалифицированные кадры? Проблема возникла в связи с тем, что элективные курсы являются переходным звеном от школьного к профессиональному или вузовскому образованию. Учителям постичь эту специфику довольно сложно или на это потребуется дополнительное время, что в условиях современной школы существенно тормозит учебный процесс.

2) Где учителя могут постигать премудрости методики проведения элективных курсов? В институтах повышения квалификации или на специальных курсах лишь обрисовываются возможные пути организации элективных курсов и даются частные методики проведения занятий. Все остальное учителя должны постигать самостоятельно, а на это уйдет достаточно большое количество времени. В вузовской системе практика подобных курсов также не является распространенной.

В заключении опишем, с какими из проблем, отнесенными нами к методической группе, нам пришлось столкнуться при проведении элективного курса "Создание и оформление занимательных материалов к дисциплинам гуманитарного профиля на компьютере" (X - XI классы гимназии N 29 г. Саранска).

Подготовленность к проведению элективных курсов позволила нам миновать первые две проблемы: направленность электива была определена однозначно - расширение знаний по информатике и получение начальных профессиональных навыков в гуманитарной области научного знания; общая технология создания элективов и соответствующая программа были разработаны и опубликованы в журнале "Информатика и образование" [6; 7]. Для проведения элективного курса нам потребовались типовые для информатики программы (текстовый процессор MS Word, табличный процессор MS Excel, программа векторной графики CorelDraw), которые уже были установлены в компьютерном классе, и специализированные программы для автоматического создания головоломок. Демо-версии программ взяты из сети Интернет. Подобной комплектации достаточно для проведения занятий.

С выбором средств контроля трудностей также не возникло: для предварительного контроля выбрано анкетирование, текущий реализуется через наблюдение и выполнение учениками творческих мини-заданий, для рубежного применяются творческие задания и мини-проекты, итоговый контроль предполагается осуществить через проектную работу по одному из разделов одной из школьных дисциплин соответствующего профиля (литература или история). Последнее предполагается использовать и для итоговой аттестации, хотя сейчас нами интенсивно ведется работа по разработке структуры итоговой характеристики.

Проверку готовности школьников, как уже было отмечено, мы осуществили через анкетирование. Вопросы анкеты таковы:

1) Какова Ваша степень владения компьютером (подчеркните): не работал(а), начинающий пользователь, продвинутый пользователь, опытный специалист.

2) Что Вы умеете делать па компьютере (подчеркните): играть в компьютерные игры, оформлять документы в текстовом процессоре Word, решать задачи

стр. 36


--------------------------------------------------------------------------------

в табличном процессоре Excel, работать с графикой в графических редакторах, не знаком ни с одной из компьютерных программ.

3) Чему бы Вы хотели научиться на элективном курсе?

4) Какие из школьных предметов Вас больше всего интересуют? Почему?

5) Что Вы понимаете под занимательностью?

6) С какими занимательными материалами Вы работали (отгадывали или создавали)?

7) Ваше мнение о том, можно ли использовать занимательные материалы на уроках.

8) На каких уроках, по Вашему мнению, учителя используют занимательные материалы? Что это за материалы?

Ответы на первый и второй вопросы показали, что большинство учеников считают себя начинающими пользователями. Все умеют играть в компьютерные игры, и большая часть владеет основами работы в текстовом редакторе Word. К сожалению, знаниями работы в графических редакторах обладают лишь 20%, а решать задачи в табличном процессоре Excel не умеет никто.

Ответы на следующие вопросы дали повод к серьезным размышлениям. Оказалось, что из названия электива ученики не поняли, чему он посвящен, а некоторые, по-видимому, решили, что курс является продолжением (а не дополнением!) базового общеобразовательного курса информатики и на него стоит ходить, так как занятия ведет преподаватель вуза. Подтверждением сделанному выводу послужили ответы на вопросы N 5, 6, показавшие поверхностное знакомство обучаемых с термином "занимательность" и их неспособность дать вразумительное его толкование. Все ученики имели дело хотя бы с одним из занимательных элементов: с кроссвордами и сканвордами работали 100% учеников, 50% учеников X класса знакомы с ребусами, некоторые упомянули о загадках и шарадах. В личной беседе выяснилось, что некоторые ученики из перечисленных головоломок пытались самостоятельно вручную создавать кроссворды, но пришли к выводу об утомительности процесса, который занимает много времени и не приносит какой-либо пользы.

Ответы на вопросы N 3, 5 и 6 привели нас к неутешительному выводу о неосознанном выборе учениками электива. Ответы на вопросы N 4 и 8 выявили отсутствие связи между любимыми предметами и тем, применяются ли на этих предметах элементы занимательности. Пришлось сделать еще более пессимистический вывод, что предмет, где используются элементы занимательности, менее привлекает учеников. Правда, в противоречие с этим выводом входят ответы на вопрос N 7 - все ученики поддержали присутствие элементов занимательности на уроках.

Ответы на вопрос N 4 выявили проблему, которая должна была проявиться во втором полугодии, где по плану предполагается самостоятельное создание учениками занимательных материалов по одной из дисциплин гуманитарного цикла. Во-первых, любимыми оказались отнюдь не гуманитарные предметы (большинство указали на физику и математику); во-вторых, наблюдается слишком большой разброс в приоритетных для изучения школьных предметах. Проблему мы смогли решить в течение первого полугодия, выдавая ученикам задания, ориентированные на логику и не имеющие привязки к конкретной дисциплине. Тем самым осуществилась корректировка первоначально заявленной цели электива.

С проблемой N 7 мы не столкнулись, так как требования к базовым знаниям, умениям и навыкам для успешного прохождения курса минимальны. Учащиеся имеют представление о способах обработки различных видов информации; владеют навыками работы в текстовом про-

стр. 37


--------------------------------------------------------------------------------

цессоре Word и одном из графических редакторов; знают роль программного обеспечения в работе компьютера. Окончательные результаты по курсу планируется получить по завершении учебного года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования// Информатика и образование. 2003. N 6.

2. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Математика". М., 2004.

3. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Информатика" М., 2004.

4. Зубрилин А. А. О подготовке студентов к проведению элективных курсов по математике// Гуманитаризация среднего и высшего математического образования: состояние, перспективы (методическая подготовка учителя математики в условиях фундаментализации образования). Саранск, 2005.

5. Сборник программ элективных курсов по информатике // Информатика в школе. 2005. N 5.

6. Зубрилин А. А., Паркина И. С. Технология разработки элективных курсов// Информатика и образование. 2006. N 1.

7. Зубрилин А. А. Создание занимательных материалов на компьютере: Сб. программ элективных курсов по информатике // Информатика в школе. 2005. N 5.

стр. 38

Опубликовано на Порталусе 14 ноября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама