Рейтинг
Порталус

Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности

Дата публикации: 14 ноября 2007
Автор(ы): В. К. Буряк
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1195049822


В. К. Буряк, (c)

В познавательной деятельности реализуются психолого-педагогические знания об учебном процессе: его сущности, целях, задачах, принципах, методах, приемах, способах организации. Познавательная деятельность, творческая по своей природе, предполагает умения планировать, прогнозировать, ставить цели, задачи, раскрывать содержание, выбирать методы, средства, анализировать результаты обучения. В понимании сущности умений мы разделяем точку зрения Л. Б. Ительсона и рассматриваем их как владение сложной системой психических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности за счет имеющихся у субъекта знаний и навыков. Каждое учебное умение включает в себя определенное количество целенаправленных и взаимозаменяемых действий, выполняемых в определенной последовательности. Конкретные условия деятельности (особенности классного коллектива, личностные особенности учителя, качество общепедагогической и специальной подготовки по предмету, уровень материальной оснащенности учебного процесса и др.) обусловливают творческий характер познания, меру его успешности как эвристического действия педагога.

Составными компонентами познавательной деятельности являются: объект, на который направлено действие; знание объекта действия (его состава и состояния в данный момент); понимание его сущности; знание способов действия; перенос действия в новые ситуации. А. Н. Леонтьев, выделяя структурные элементы деятельности, указывает, что она несводима к сумме действий. В свою очередь действие не является простой составной частью деятельности, а выступает в качестве средства ее выполнения.

Учебная деятельность есть форма активного отношения к изучаемому материалу. Она возникает на основе мотивации ученика и предполагает наличие таких моментов, как избирательность подхода к объектам познания, цели, задачи, которые надо решать, преобразование объекта в последующих действиях, направленных на решение проблемы. Такое понимание учебной деятельности позволяет рассматривать ученика как ее активного субъекта, что является главным фактором

стр. 71


--------------------------------------------------------------------------------

личностного развития. Результатом учебной деятельности становятся те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте - учащемся.

Целостность учебной деятельности определяется тем, что входящие в нее компоненты находятся в тесных связях между собой: потребности и мотивы указывают, почему необходимо достигать избранной цели, которая в свою очередь реализуется в учебных задачах и способах действий. Результат любого отрезка учебного процесса всегда многосторонен, так как совмещает обучение, воспитание и развитие различных компонентов личности - от знаний, умений, навыков до убеждений, мировоззрения, воли, характера. Многомерность педагогического процесса позволяет говорить о выявлении скрытых в нем резервов познавательной активности учащихся.

Наличие в классе коллектива учеников с высоким уровнем развития познавательных способностей позволяет учителю успешно решать главные задачи учебно-воспитательного процесса. Но такая ситуация складывается далеко не всегда. В большинстве случаев перед учителем встают вопросы развития познавательной активности, самостоятельности, познавательных интересов школьников.

Познавательная активность учащихся проявляется по-разному. Ученик может внимательно слушать учителя, записывать предлагаемый им материал, заполнять схемы по его указанию и т.п. Такие задания требуют активности, но она носит подражательный характер, это ответ на требование учителя. От нее отличается другой вид активности ученика - тот, в основе которого лежит познавательная инициатива учащегося, его интерес к учебной деятельности. Еще более высокий уровень - творческая активность школьника. Она предполагает не только активный поиск, отбор, но и оперирование способами, необходимыми для решения выдвинутых задач. На этой ступени утверждаются собственные шути достижения цели, не похожие на общепринятые. Высший уровень активности подводит ученика к познавательной самостоятельности. Она характеризуется потребностью в знаниях, умением мыслить самостоятельно, способностью ориентироваться в новой ситуации, желанием глубже понять не только полученную информацию, но и способы ее добывания. В познавательной самостоятельности ученика сливаются стремление и умение действовать без чьей-либо подсказки, в единстве выступают мотивационная и операционная стороны учения.

Высокий уровень познавательной деятельности учащихся отражается на организации работы, на характере педагогического руководства. Оно принимает форму управления действиями учеников. Учитель организует и направляет самостоятельную работу школьников, увеличивает число исследовательских элементов. Соответственно, сокращается объем тренировочной работы. Чтобы поддержать высокий уровень познавательной деятельности учащихся, учитель несколько раз обновляет содержание, предлагает конкретный материал, примеры и новые факты, перестраивает систему методов обучения (работа с картой, учебником, текстом, переход от одного средства к другому, комплексное их использование). Возможны использование технических средств, новых наглядных пособий, изменение форм работы: переход от индивидуальной самостоятельной работы к групповой и т.д. В атмосфере умственной активности возникает заинтересованность и увлеченность процессом учения.

В методике современного урока очень большое значение придается связи между внешними педагогическими воздействиями на школьников и внутренними условиями их развития. Для достижения поставленных задач необходимо, чтобы каждый ученик, в свою очередь, принял эти задачи как личностные, как значимые для

стр. 72


--------------------------------------------------------------------------------

себя и сделал все, что требуется для их выполнения. Или, по-другому, управление познавательной деятельностью школьников, осуществляемое учителем, должно инициировать развитие самоуправления у каждого из учащихся.

На практике мы имеем значительное количество примеров неприятия задач, целей учебной деятельности школьниками. Педагоги не могут непосредственно воздействовать на внутренние психические процессы. В их распоряжении лишь внешние рычаги. Совершенно очевидно, что они должны тонко касаться внутренних механизмов, обеспечивающих созревание личности учащегося. Важно разобраться, почему тем или иным ребенком не принимаются цели учебной деятельности, что нужно сделать, чтобы позиция ученика изменилась, как "заразить" темой, помочь пережить учебные задачи как глубоко личностные и значимые.

Действенным стимулом развития познавательной активности учащихся является жизненный контекст получаемых знаний. Он делает процесс познания самостоятельной ценностью. Работа учащихся, связанная с выявлением жизненно-практического значения знаний, как важный аспект практической направленности обучения, способствует искоренению абстрактности и схематизма, имеющих место в учебном процессе.

Насущная необходимость перевода объективной информации в личностные смыслы учащихся объясняет пристальное внимание к этой проблеме как ученых, так и учителей. Особое значение она приобретает в цикле общественно-гуманитарных предметов, способствующих формированию у школьников основ убеждений, идеалов, мировоззрения, эрудиции, опыта эмоционально-чувственного отношения к миру.

Все виды деятельности ученика опосредованы определенным уровнем культуры познания, общения, умственного труда. Она не связана лишь с внешними атрибутами деятельности, а представляет собой сложное личностное образование. Одной из характерных особенностей умственной деятельности является значимость операционной стороны (Д. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова-Меллер, В. В. Краевский, Н. А. Менчинская, Г. И. Щукина). Ее рассмотрение позволяет обратиться к внутреннему содержанию культуры умственного труда. Как объективно-субъективное свойство личности, она на высокой стадии развития позволяет человеку усваивать учебную информацию быстро, качественно, с наименьшими затратами сил и времени. Объективная сторона культуры заложена в самом содержании источников учебной информации, в их структурных особенностях, определяющих способы усвоения. Субъективная - проявляется в отношении ученика к учебной деятельности, которое определяет набор приемов и способов умственной работы.

Культура умственного труда - это синтез личностных качеств, которые в совокупности характеризуют отношение учащегося к учебной деятельности, уровень его интеллектуального, организационно-технического развития, гигиенических навыков. В ее составе, как, следует из определения, четыре компонента: личностный, интеллектуальный, организационно-технический и гигиенический. Центральное место принадлежит интеллектуальному компоненту. Он проявляется в умении определять главное, понимать структуру содержательной стороны информации, интерпретировать полученные данные. Организационно-технический компонент включает организационные (наметить конкретные цели и задачи работы, определить наиболее рациональные пути и средства достижения поставленных целей, планировать работу и ее результаты) и технические умения (организовать свое рабочее место, подготовить учебные принадлежности, измерять, вычислять и т.п.). Гигиенический компонент объеди-

стр. 73


--------------------------------------------------------------------------------

няет умения определять и выполнять режим дня, соблюдать гигиенические требования к умственной работе, учитывать особенности своей памяти, внимания, работоспособности.

Важнейшим признаком правильно организованной познавательной деятельности является мыслительная активность учащихся. Она проявляется в целенаправленном анализе и синтезе, обобщении и абстрагировании, классификации и систематизации учебного материала, в рассуждениях, умозаключениях, в применении индукции и дедукции, в обосновании утверждений, в овладении системой знаний. Мыслительная деятельность невозможна без активности эмоционально-волевой сферы личности. Она требует сосредоточенности и концентрированности внимания на объекте познания и практических действиях. Активизировать мыслительную деятельность - значит изменить ее направленность, придать ей более целенаправленный, интенсивный, динамический и гибкий характер.

Активность познавательной деятельности ученика - необходимое условие и в то же время признак зарождения самостоятельности мышления, использования приемов труда, поведения, характера, практической деятельности в школе и вне ее. Самостоятельность учащихся в учебной деятельности проявляется:

- в решении познавательных задач оригинальными способами;

- в формулировке выводов и обобщений, не предложенных в готовом виде ни в учебной литературе, ни в изложении учителя;

- в оценке изучаемых фактов и явлений с точки зрения личностных установок;

- в применении соответствующих мыслительных операций при анализе и синтезе фактического и теоретического материала, отличающегося от ранее изученного.

В понятии "самостоятельность учебной деятельности" особо следует выделить такой признак, как способность обучающихся ориентироваться в новой ситуации, критически подходить к оценке фактов и явлений, независимо от суждения других. Подлинная самостоятельность предполагает сознательную мотивированность действий и их обоснованность, неподверженность чужим влияниям.

Таким образом, мыслительная активность и самостоятельность учебной деятельности школьника выступают как ее взаимосвязанные стороны. Самостоятельность - одна из качественных характеристик интеллектуальной активности. Наивысшего уровня она достигает тогда, когда характер деятельности учащихся приближается к логике научно-исследовательской работы. Это творческий уровень самостоятельности. Он проявляется при наличии соответствующей организации учебной деятельности школьников. Одним из необходимых условий является система приемов, обеспечивающих активное восприятие учащимися учебного материала в процессе изложения учителем новых знаний.

М. И. Еникеев выделил этапы познания и соответствующие им приемы активизации учебной деятельности.

1. Осознание познавательной проблемы. Здесь основными приемами являются следующие: актуализация известных фактов, знаний, их сопоставление между собой и с новыми фактами в проблемной ситуации.

2. Переход в процессе познания от явления к сущности. Основные приемы: сравнение и сопоставление новых фактов, побуждение учащихся к индуктивному умозаключению, к самостоятельному выводу, использование с этой целью системы подводящих вопросов, привлечение новых фактов.

3. Переход от обобщения к новым явлениям, конкретизация обобщения. На этом этапе приемы активизации связаны с применением знаний и включают ис-

стр. 74


--------------------------------------------------------------------------------

пользование знании в новой ситуации, объяснение нового явления, выяснение многообразия явлений, охватываемых данной закономерностью, обоснование целесообразности того или иного явления, действия, нахождение общего основания для внешне различных явлений, их систематизацию.

Наряду с выявлением логики учебного процесса и соответствующих ей приемов активизации в теории раскрывается сущность отдельных приемов, выявляются условия их эффективного применения. Основное назначение этих приемов - мобилизовать учащихся на самостоятельный учебно-познавательный поиск. Это возможно, когда школьники осознают недостаточность имеющихся у них знаний для разрешения очередной задачи урока. Правильная постановка темы предполагает создание проблемной ситуации, что является началом активной мыслительной деятельности. Это достигается специальными приемами. Например, учитель предлагает учащимся сопоставить рассматриваемые явления и сформулировать проблемный вопрос. Далее целесообразно кратко раскрыть содержание темы. Если учащиеся не имеют общего представления о ней, то детализированное изложение будет затруднять их аналитико-синтетическую деятельность.

При предварительном раскрытии содержания темы выявляется структура нового материала, указывается на наиболее существенные его элементы. Кроме того, при этом учащиеся ориентируются на необходимость достижения определенного учебно-познавательного результата деятельности, перед ними ставятся вопросы для самостоятельного разрешения, предлагаются различные задания. Они зависят от содержания изучаемого материала. В их числе можно назвать следующие: сделать вывод по рассматриваемому вопросу; составить по ходу изложения нового материала план; указать на сходство или различие нового с известным ранее; вывести закономерности из ряда изложенных фактов и т.д.

Однако не все задания и вопросы, основанные на определенных приемах активизации, эффективны в одинаковой степени. Наиболее продуктивны те, которые связаны с основной задачей урока. Деятельность учащихся, направленная на ее решение, повышает качество усвоения материала. Соответствие приемов активизации этому требованию и обусловливает их эффективность. Мобилизация учащихся на решение второстепенных познавательных вопросов не оказывает существенного влияния на их развитие.

Интенсивному развитию познавательной активности способствует соблюдение ряда обязательных условий:

- систематичность нарастания познавательной трудности учебной работы;

- разнообразие учебной деятельности при овладении новым материалом;

- индивидуальный подход к учащимся. Одним из важнейших требований к современному процессу обучения является требование развития у школьников творческих подходов к деятельности. Как отмечают исследователи, творческое мышление характеризуется главным образом не объемом, не количеством приобретенных знаний, хотя и они важны. Но главное в нем - структура мыслительного процесса, богатство, сложность и результативность умственных операций. Укажем некоторые внешние проявления творческого мышления. Во-первых, обладающий им ученик при изложении усвоенного материала опирается не только на чужие, но и на собственные суждения, умозаключения, доказательства. Во-вторых, такой учащийся критически относится к чужим мыслям. Это требование он распространяет и на собственные представления. В-третьих, ученик успешно справляется с задачами проблемно-поискового характера, с заданиями на применение знаний в новой ситуации.

стр. 75


--------------------------------------------------------------------------------

Признаки творческого мышления у разных учащихся проявляются в разной степени. Сформировать их у каждого - одна из важнейших задач обучения. Эффективное средство для этого - познавательные задачи. Психологи утверждают: мышление начинается тогда, когда возникает задача. Это дидактическое средство полтора-два десятка лет назад было обязательным атрибутом обучения математике, физике, химии. Сейчас оно превратилось в общедидактический феномен. Такое изменение места и роли задачи в учебном процессе имеет свои причины. И главная из них, очевидно, в необходимости развивать у современных учащихся творческое мышление.

Какие умения и навыки творческого мышления формирует задача? Во-первых, способность самостоятельно анализировать изучаемое явление, расчленять его на основные элементы (условия, причины, средства и т.д.). Во-вторых, умение осмысливать роль и место каждой части в составе целого, во взаимодействии с ведущими сторонами. В-третьих, готовность находить в теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого материала. И, наконец, она обеспечивает умение правильно диагностировать явление, т.е. определять, к какой категории понятий оно относится.

При изложении учителем нового материала, когда учащиеся получают информацию преимущественно в готовом виде, степень их активности в мыслительной работе невелика. Поэтому у учеников далеко не всегда возникает потребность в приобретении новых знаний и в обосновании способов их использования. У них не вырабатываются навыки учебного труда творческого характера, не стимулируется стремление к поискам, изобретательству, рационализаторству. Высокий уровень креативности школьников проявляется в умении самостоятельно находить в окружающей жизни проблему, строить план ее решения и осуществлять его. Учащиеся старших классов способны не только решать субъективно новые, то есть новые только для них, познавательные задачи, но и добывать объективно новые, еще неизвестные науке знания. Они могут включаться в настоящую научно-исследовательскую, рационализаторскую, конструкторско-изобретательскую деятельность, имеющую не только учебное, но и научно-практическое значение. Включаясь в поисковую ситуацию, ученик приучается видеть диалектику изучаемого курса, перспективу предстоящих занятий. Благодаря этому он чаще прибегает к собственным соображениям, использует фантазию, выдвигает самостоятельные гипотезы.

Настоящий этап развития школы связан с необходимостью повышения теоретического уровня усвоения знаний. Психологи закономерно связывают его с усилением развивающей роли обучения. Научные знания на всех этапах строительства школы довольно успешно выполняли информационную функцию, но в меньшей степени развивающую. Современные концепции развивающего обучения создают благоприятные условия для усвоения, глубокого осмысления, систематизации получаемых сведений.

Умственное развитие ученика обусловливается рядом причин. Прежде всего, оно зависит:

- от содержания изучаемого материала и методов, с помощью которых оно раскрывается;

- от уровня развития школьников, их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.

Чтобы обеспечить полноценное усвоение знаний, необходимо вооружить учащихся эффективными методами и приемами самостоятельной работы. Они должны знать рациональные правила ее организации и уметь пользоваться ими в своей учебной деятельности, а также управлять собственными психическими

стр. 76


--------------------------------------------------------------------------------

процессами - восприятием, памятью, мышлением и др.

Умственное развитие характеризуется совокупностью показателей, между которыми существует определенная иерархия - от более частных к более общим, от поверхностных (и потому менее надежных) к глубоким (и более надежным). Н. А. Менчинская отмечает, что богатый запас знаний не всегда сочетается с более высоким умственным развитием. Это наименее надежный критерий. Степень системности знаний имеет существенное значение для характеристики умственного развития ученика. Еще большей значимостью обладает формирование обобщенных умений. Однако самыми надежными критериями являются качества ума.

Все эти показатели изменяются с повышением ступени обучения: растет запас знаний, увеличивается их системность, обогащаются умения, изменяется качество ума, усиливается его самостоятельность, критичность, развивается гибкость. В первые годы обучения дети испытывают потребность в наглядных опорах. Их конкретное мышление на данном этапе оказывает положительное влияние на формирующееся абстрактное. В среднем и старшем школьном возрасте обнаруживается влияние абстрактного мышления на конкретное. Оно сказывается, в частности, в том, что образы интерпретируются, рамки восприятия расширяются за счет привлечения обобщенных знаний.

Новые программы, предполагающие более высокий теоретический уровень, способствуют повышению познавательной активности учащихся. В чем проявляется влияние нового содержания обучения на развитие школьников? При каких условиях это влияние может быть успешно реализовано?

Во-первых, на основе понимания ведущих идей, которые содержатся в курсе, создается возможность установления причинно-следственных связей в изучаемом материале. От этого его понимание и усвоение изменяется качественно, становится более обобщенным. Так, введение буквенной символики в программу по математике для начальных классов меняет характер усвоения понятия арифметических действий и их свойств. Они приобретают более общий смысл. Всякое обобщение открывает возможность переноса усвоенных знаний и способов оперирования ими на новый материал. Этим обеспечивается расширение познавательных возможностей детей.

Во-вторых, вследствие сокращения удельного веса фактического материала возможно избегать перегрузки школьников, особенно их механической памяти. Одни факты были исключены из программы как устаревшие, другие - потому, что их всегда можно добыть самостоятельно, пользуясь справочниками, третьи рекомендуется давать школьникам только в порядке ознакомления. При перегруженности учебных заданий фактическим материалом учащиеся запоминают его без осмысления, автоматически. Такие знания не способствуют умственному развитию школьников, а тормозят его.

В-третьих, новые программы направляют внимание учителей на привитие школьникам рациональных умений и навыков самостоятельной работы. Они содержат указания, как учить детей работать с книгой, начиная с младших классов, как приучать к самоконтролю и др. В программе по математике, например, речь идет о формировании у школьников привычки пользоваться справочниками, что во многих случаях должно заменить заучивание формул. Большое внимание в программах уделяется обучению способам применения полученных знаний. Оно предполагает актуализацию межпредметных связей. Так, на уроках математики осуществляется разбор физических задач, при изучении геометрии используются навыки черчения, очень важно учить школьников применять знания

стр. 77


--------------------------------------------------------------------------------

за пределами учебной деятельности: в труде, общественной жизни, в быту. В некоторых программах не только указано, какие умения самостоятельной учебной работы необходимы школьникам, но и дана более конкретная характеристика этих умений, с указанием последовательных этапов их формирования. Например, в программе по иностранному языку по каждому классу дается качественная и количественная характеристики различных видов речевых умений.

В школе создается методическая система обучения, обеспечивающая развитие активности и самостоятельности познавательной деятельности, развитие творческих способностей учащихся. Она основана:

а) на применении педагогически и психологически обоснованной системы методов и приемов, побуждающих школьников к самостоятельному применению основных логических приемов в процессе познания;

б) на использовании системы познавательных задач, усиливающих направленность мышления на раскрытие существенных сторон изучаемого материала;

в) на установке на осознание учащимися логической структуры своей познавательной деятельности и приемов умственной работы;

г) на активизации субъективных факторов, стимулирующих мыслительную деятельность школьников.

Эта система максимально приближает учебный процесс к внутренним потребностям учащихся, связанным с их творческими устремлениями. Правильное использование ее возможностей позволяет направить интеллектуальную активность учеников на достижение высокого качества знаний и формирование у них основ креативной деятельности.

стр. 78

Опубликовано на Порталусе 14 ноября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама