Рейтинг
Порталус

Формирование предпринимательской культуры студентов

Дата публикации: 14 ноября 2007
Автор(ы): Х. Н. Магомедова
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1195049969


Х. Н. Магомедова, (c)

Предпринимательство как особая форма деятельности и способ самореализации личности в последние годы привлекает внимание ученых, представляющих различные области знания: экономистов, социологов, философов, психологов и педагогов. Этот интерес нельзя назвать случайным. Не секрет, что долгое время понятие "предпринимательство" ассоциировалось в отечественном общественном сознании с негативными ценностными установками. Сконструированный советской идеологией и пропагандой образ капиталиста непременно наделялся только отрицательными чертами: эгоизмом, алчностью, бесчестностью, грубостью, невежеством. К сожалению, подобное представление о деловом человеке определило модель поведения немалого числа российских предпринимателей конца XX в., готовых добывать деньги любой ценой, игнорировавших моральные законы и нравственные заповеди. Однако начальная фаза складывания капиталистических отношений, этап так называемого "дикого" капитализма, нашей страной уже пережит. Рациональное рыночное хозяйство современного типа предполагает особую общественную атмосферу, при которой запятнанность репутации, нечестность, любые проявления нравственной нечистоплотности закрывают человеку путь в бизнес. Слово "предприниматель" постепенно утрачивает негативный оттенок. Бизнесмен воспринимается сегодня как человек с особым складом мысли и поведения. Отнюдь не те люди, которые стали рабами денег, питая "к злату проклятую страсть", составляют опору рыночного хозяйства. Напротив, оно востребует тех, в ком развиты инициативность, творческий подход, любовь к своему делу, - иными словами "дух капитализма" (М. Вебер).

Для понимания предпринимательства как общественно полезной деятельности в России сегодня сложились определенные условия: рыночные отношения, относительная экономическая стабильность и др. Однако предстоит еще много и напряженно работать, чтобы сформировалось новое поколение отечественных бизнесменов. Этот процесс зависит не только от экономических факторов. Его успех определяется на современном этапе усилиями педагогов. Перед ними стоит задача воспитания предпринимательской культуры молодого поколения. Понятия "предпринимательство", "предприимчивость", "предпринимательская культура" до недавнего времени не входили в тезаурус педагогической науки. Однако сейчас они являются частью ее активного словаря. Опираясь на появившиеся научные исследования, посвященные психолого-педагогическим аспектам предпринимательской деятельности (А. И. Агеев, В. Г. Смольников, М. И. Левитан, З. Г. Ханова и др.), можно вывести определение предпринимательской культуры: это интегративная способность личности создавать, организовывать, осуществлять инновационные проекты, приносящие социальную пользу и экономическую прибыль, обеспечивающие полноценную самореализацию. Ядром предпринимательской культуры является мотивированность на проектную деятельность, на развитие социально-экономических отношений в бизнесе, образовании и других сферах. В современных условиях прибыль рассматривается только как средство, она перестает быть самоцелью. Интерес для человека, обладающего предпринимательской культурой, представляет само дело, успешность которого лишь внешне определяется размером приобретенных материальных благ.

Уровень развития предпринимательской культуры зависит от степени сформированности необходимых личностных

стр. 94


--------------------------------------------------------------------------------

качеств. Согласно дореволюционному исследователю В. Безобразову, предпринимателю должны быть присущи такие черты характера, как чувство меры, практический расчет, самообладание, трезвость ума, сила воли, бодрость духа, целеустремленность. Современные ученые (В. В. Марченко, С. Н. Пшеничникова и др.) предлагают социально-психологический портрет среднестатистического успешного делового человека, выделяя следующие личностные качества: энергичность и работоспособность, самостоятельность, любознательность и открытость новому, стремление к лидерству, карьере, успеху, способность управлять людьми и ситуацией, решительность, ответственность, высокий профессионализм. Исходя из накопленных в науке представлений об образе идеального бизнесмена, а также опираясь на собственные исследования, обозначим признаки предпринимательской культуры личности:

- увлеченность своим делом;

- предприимчивость как способность к предвидению, прогнозированию, "профессиональное чутье";

- самостоятельность и нестандартность мышления;

- новаторство в достижении целей;

- смелость и изобретательность;

- деловитость и практичность;

- высокий уровень овладения информационными технологиями;

- требовательность к себе и другим;

- умение работать в команде;

- развитое чувство ответственности, верность слову.

Предпринимательская культура не может быть результатом механического накопления знаний, умений и навыков. Она предполагает развитие всех сторон личности - когнитивной, эмоциональной и волевой - и выражается в совокупности компетенций - общекультурных, профессиональных, личностных. Предпринимательская культура складывается из нескольких компонентов:

- экономического: знание законов рынка, профессионализм, ориентация на перспективу; бережное отношение к орудиям труда и др.;

- социального: умение выстраивать конструктивные отношения с различными государственными и частными структурами, конкурентами, использовать социальные механизмы для привлечения новых ресурсов в производство; заинтересованность в дальнейшем улучшении не только собственной, но и окружающей жизни; владение различными социальными ролями, развитые коммуникативные навыки, дух корпоративизма; менеджерские способности и др.;

- психологического: креативное мышление; наличие выраженных предпринимательских намерений, мотивация успеха, достижения; психологическая устойчивость, решительность и др.;

- этического: человеческое достоинство, совестливость, стремление к получению прибыли честным путем; готовность к благотворительной деятельности и др.;

- педагогического: уважение к людям, понимание абсолютной ценности человеческой жизни, стремление создавать условия для реализации творческого потенциала сотрудников, стимулировать состязательность и др.

Воспитание предпринимательской культуры - одна из приоритетных задач современной высшей школы. Необходимость ее решения обусловлена как внешними по отношению к образованию, социально-экономическими, факторами, так и нуждами самого образования. Высшие учебные заведения сегодня активно работают на рынке образовательных услуг, осуществляют совместные программы с бизнес-структурами. Дагестанский государственный университет позиционирует себя как научно-инновационный вуз предпринимательского типа. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование предпринимательской культуры студентов. В основу работы, проводимой

стр. 95


--------------------------------------------------------------------------------

в ДГУ в данном направлении, положен ряд базовых общенаучных и педагогических принципов: системности, целостности, культуросообразности, интегративности, личностного подхода.

Формирование предпринимательской культуры студентов осуществляется в процессе решения следующих задач:

- овладение системой экономических знаний; развитие критического мышления, креативности, толерантности, коммуникативных умений;

- воспитание важнейших качеств современного предпринимателя: целеустремленности, настойчивости, выдержки, решительности, инициативности и самостоятельности, организованности и уверенности;

- формирование ключевых компетенций в области предпринимательской культуры.

Решение поставленных задач обеспечивается различными дидактическими средствами, охватывающими учебную, научную и внеучебную деятельность студентов. Необходимую информацию они получают в ходе знакомства со специальным курсом "Современная предпринимательская культура". Усвоение данной дисциплины, расширяя общую эрудицию, углубляя экономические знания, формирует в сознании идеальную модель современного предпринимателя, способствует воспитанию гражданской ответственности, правового самосознания, творческой инициативы. От подготовленности студенчества к деятельности в сложившихся социально-экономических условиях, от уровня профессионализма будущего предпринимателя, экономиста, управленца зависит качество жизни общества в целом.

В процессе изучения "Современной предпринимательской культуры" молодые люди получают не только определенный объем знаний. Этот курс выстраивается на основе компетентностного подхода и направлен на овладение студентами профессиональными функциями. Теоретический анализ научных работ подводит к выводу, что предпринимательская культура формируется более интенсивно, если человек становится совладельцем определенных материальных средств, фирмы, производства и др. или хотя бы работает в названных структурах. Однако не для всех студентов это условие выполнимо, поэтому необходимо в учебном процессе моделировать жизненно и профессионально ориентированные ситуации, которые позволяют обучающимся получить практический опыт. Курс "Современная предпринимательская культура" носит прикладной характер. Количество традиционных лекций незначительно, гораздо больше внимания уделяете таким формам работы, которые активизируют самостоятельную деятельность студентов, помогают им развивать те личностные качества и функции, которые впоследствии станут основой их успеха в предпринимательстве. С этой целью используются соответствующие методы обучения. Среди наиболее востребованных из них выделим несколько.

1. Деловые игры. Они способствуют формированию практических навыков в определенных областях предпринимательской деятельности, развитию стратегического и критического мышления.

2. Моделирование. Модели имитируют реальный мир, дают возможность проведения эксперимента, не всегда осуществимого в реальных экономических условиях. Особые возможности открывает компьютерное моделирование, использование интерактивных программ, создающих иллюзию непосредственной деятельности. Разрабатываемые студентами модели позволяют рассматривать сразу несколько вариантов решения проблемы, выбирать оптимальный, анализировать допущенные ошибки, проявлять изобретательность.

3. Практикумы. Они обеспечивают закрепление полученного материала, умений и навыков решения экономических задач.

стр. 96


--------------------------------------------------------------------------------

4. Научно-исследовательская работа студентов. Очень важно, чтобы она носила практикоориентированный характер, поэтому целесообразно вовлекать обучающихся в подготовку и осуществление университетских бизнес-проектов. Это обеспечит проверку знаний, даст понимание собственной востребованности, а значит, наполнит процесс обучения личностными смыслами.

Помимо тех форм работы, которые предусмотрены в рамках спецкурса "Современная предпринимательская культура", важную роль играет внеучебная деятельность молодых людей. Так, на экономическом факультете ДГУ создан деловой клуб, в котором обсуждаются наиболее острые экономические проблемы, вопросы развития Дагестана и России в целом, проходят встречи студентов с наиболее известными и успешными бизнесменами республики. В рамках клуба молодые люди общаются со своими ровесниками, которые уже пробуют себя в предпринимательской деятельности. У студентов появляется возможность изучить опыт работы различных предприятий, завязать необходимые знакомства, проявить себя, проверить свои силы.

Предпринимательская культура предполагает развитие определенных психологических функций личности, поэтому в работе по ее формированию достаточное внимание уделяется психологическим тренингам.

Современной России нужен бизнесмен нового типа - человек, обладающий высоким уровнем предпринимательской культуры, отличающийся от других людей своей энергичностью, творчеством во всех сферах деятельности, ярко выраженными организаторскими способностями, стремлением своим инновационным трудом способствовать личному преуспеянию и росту богатства страны. Истинное предпринимательство базируется на социальных мотивах и благородных помыслах. Достижение идеальных образцов этой деятельности станет возможным, если основы предпринимательской культуры будут формироваться уже в студенческие годы.

стр. 97

Опубликовано на Порталусе 14 ноября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама