Рейтинг
Порталус

О ГЕРОЕ СТИХОТВОРЕНИЯ "В ЧАС ВЕЧЕРНИЙ, В ЧАС ЗАКАТА..."

Дата публикации: 20 ноября 2007
Автор(ы): М. Д. Эльзон
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1195564668


М. Д. Эльзон, (c)

Это стихотворение было впервые опубликовано Никитой А. Струве в 1970 году с обоснованием авторства Н. С. Гумилева. 1 Несмотря на общеизвестность, приведу его целиком с воспроизведением доказательств.

В час вечерний, в час заката

Каравеллою крылатой

Проплывает Петроград.

И горит над рдяным диском

Ангел твой на обелиске,

Словно солнца младший брат.

Я не трушу, я спокоен,

Я моряк, поэт и воин

Не поддамся палачу.

Пусть клеймит клеймом позорным.

Знаю - сгустком крови черной

За свободу я плачу.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Струве Н. Последнее стихотворение Н. Гумилева // Вестник РХД. 1970. N 98. С. 64-65.

стр. 150


--------------------------------------------------------------------------------

За стихи и за отвагу,

За сонеты и за шпагу,

Знаю, строгий город мой

В час вечерний, в час заката

Каравеллою крылатой

Отвезет меня домой.

"Мы ничего не знаем о происхождении (...) "тюремного" стихотворения Н. Гумилева, - пишет Никита А. Струве. - Оно сейчас довольно широко ходит в списках в среде литературоведов, но как, из какого архива попало им в руки, нам неизвестно. Однако общее впечатление и стилистический анализ говорят в пользу подлинности этих предсмертных стихов Гумилева. В худшем случае мы имеем дело с первоклассным подражанием, написанным большим знатоком гумилевской поэзии, усвоившим не только ее внешние приемы, но и дух" (курсив мой. - М. Э .).

Какие аргументы приводит публикатор в пользу авторства Н. С. Гумилева? Частое использование формы шестистишия, схожесть с первым стихом "Отражения гор" ("Фарфоровый павильон"): "Сердце радостно, сердце крылато" и рифма "заката", как в данном (то же - в "Вечере" из "Колчана": "Как этот вечер грузен, не крылат, / С надтреснутою дыней схож закат"). По наблюдению Н. Струве, "крылатый" было "излюбленным словом" поэта и отражало "одну из сторон его духа". "Образ корабля" отмечен Н. Струве как самый частый в поэтике Гумилева. Каравелла фигурирует в "Открытии Америки" (написанном шестистишиями), "окрашенном в характерные для Гумилева вечерние тона". Там же образ "младшего брата" Колумба - "старый кормщик, рыцарь иль пират". К этому добавлено сопровождение поэтического "я" "рядом сказуемых", то, что в "Смерти" эпитет "строгий" приноровлен "именно к последнему часу", наконец, многозначность образа "дом" в поэтике Н. С. Гумилева.

В заключение, признавая "общий тон, основную мысль стихотворения: легкость, окрыленность настроения и вместе с тем предельную простоту и спокойствие в ожидании смерти", Никита А. Струве гипотетически называет место и время написания ("в камере, незадолго до смерти"). 2

В дополнение к аргументам первопубликатора добавлю: четыре стихотворения из первого сборника, "Путь конквистадоров", негативное отношение к которому самого Н. С. Гумилева столь же общеизвестно, дают все основания считать "В час вечерний..." завещанием: "С тобой я буду до зари..." ("Промчится день, зажжет закат"), "Credo" ("В предсмертный час больного дня"), "Рассказ девушки" (рефрен "В вечерний час горят огни"), "Сказка о королях" ("Только солнце в час вечерний"). И никаких сомнений в авторстве не оставляет, казалось бы, "Память" (заглавное в гениальном "Огненном столпе"): здесь Н. С. Гумилев на пороге Вечности говорит о себе: "Я люблю избранника свободы, мореплавателя и стрелка". Так что почему Г. П. Струве не включил это стихотворение в "Неизданное и несобранное" (1986), мы, вероятно, никогда не узнаем. Может быть, потому, что не разделял уверенности своего племянника даже с точки зрения dubia?..

Первая публикация этого стихотворения на родине состоялась в 1989 году (составитель вышедшего годом ранее тома большой серии "Библиотеки поэта" не включил его, считая, что "В час вечерний..." - стихотворение неизвестного автора, посвященное памяти Н. С. Гумилева и написанное от первого лица). 3 Публикуя это стихотворение, В. Б. Муравьев писал: "Начальные страницы истории лагерной поэзии, как и любой другой истории, мифичны. Но исторический миф - это не только миф, но и символ. Таким начальным мифом лагерной поэзии является стихотворение, которое издавна ходит в списках как стихотворение Н. С. Гумилева, будто бы обнаруженное


--------------------------------------------------------------------------------

2 Там же. С. 65.

3 См.: Муравьев Вл. "Мы - новые колокола..." (страницы лагерной поэзии) // Лит. газ. 1989. 5 июля. С. 5.

стр. 151


--------------------------------------------------------------------------------

на стене камеры, в которой он сидел перед расстрелом" (курсив мой. - М. Э.; далее приведен текст с разночтениями: "над обелиском" вместо "на обелиске" и "сгустком крови черным" вместо "черной"). 4 Позже стало известно, что же в действительности написал Н. С. Гумилев на стене камеры. 5 По словам Л. Н. Гумилева, отрицавшего авторство "предсмертного стихотворения", у Н. С. Гумилева была "прекрасная память" на стихи, особенно собственные, он мысленно творил в "тюрьме и рассчитывал все записать по выходе" (дату беседы, к сожалению, я не зафиксировал; разговор относится примерно к 1989- 1990 годам).

Достаточно подробно излагая становление "лагерной поэзии", В. Б. Муравьев не указывает источника сведений о псевдопредсмертном стихотворении Н. С. Гумилева (сомнений в этом статья не оставляет). Неясно только, относится ли стихотворение к 1920-м годам или к предвоенным.

Если считать стихотворение непосредственным откликом, то непонятно, почему оно тогда же не появилось в русской зарубежной периодике (рижской "Сегодня", парижских "Последних новостях" и др.), почему его нет в бездонном архиве П. Н. Лукницкого, почему его ни разу не упомянула А. А. Ахматова. Если же оно действительно относится к концу 30-х (в понятиях и Никиты А. Струве, и В. Б. Муравьева известно, в самом деле, издавна ) - то тогда кем же оно написано и кому посвящено?

Можно только предполагать, что оно написано поэтом, чье творчество пропитано гумилевской поэтикой (имя им едва ли не легион) и уж кто точно мог сказать о себе: "Я моряк, поэт и воин", кто (в отличие от Н. С. Гумилева) действительно был "клеймен клеймом позора" и заплатил за "свободу" (напомню надпись на памятнике Мартину Л. Кингу: "Свободен наконец") пулей в затылок ("сгустком крови черным") - Н. С. Гумилева расстреляли четыре красноармейца. 6

Все это относится к поэту и прозаику Сергею Адамовичу Колбасьеву - прототипу "лейтенанта" из гумилевских "Моих читателей". С. А. Колбасьев начинал как поэт. Его поэму "Открытое море" (1922) Be. Рождественский назвал "полу заглушенным воспоминанием "Открытия Америки" Гумилева". 7 О его же публикации в сборнике "Островитяне" (1922) Be. Рождественский писал: "Стихи С. Колбасьева читайте вслух. Прислушайтесь к их ритмическому ходу. Какое властное преобладание пэона, дающее крепкую стремительность его любимому хорею (...) Слова сухи, отчетливы, как команда. В них даже есть не совсем приятный металлический привкус". 8 Появись эта рецензия на пару лет раньше, можно было бы подумать, что речь идет об особенностях гумилевской поэтики (ср. аргумент Никиты А. Струве). Но С. А. Колбасьев прислушался к мнению В. Я. Брюсова - и стал прозаиком...

9 апреля 1937 года С. А. Колбасьев был арестован. 25 октября того же года Особой тройкой НКВД приговорен (за антисоветскую пропаганду и измену Родине ) к высшей мере. По ранее известным данным расстрелян (пуля в затылок) 30 октября 1937 года. 9 Так что стихотворение могло быть написано им перед казнью - но не вышло на волю...

Однако в делах ФСБ обнаружились новые документы. Приговор не был приведен в исполнение. С. А. Колбасьев был этапирован в лагерь на Талнахе (под Таймыром) и умер там - замерз по дороге, возвращаясь с лесоповала, в феврале 1938 года (сведе-


--------------------------------------------------------------------------------

4 Там же. См. также: Средь других имен... М., 1990. С. 56. Антология, составленная В. Б. Муравьевым, была анонсирована в "Литературной газете" как выходящая осенью 1989 года, но вышла летом следующего года.

5 Эльзон М. Д. Последний текст Н. С. Гумилева // Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994. С. 298- 299.

6 См.: Эльзон М. Д. Евг. Замятин: поминки по Гумилеву // Русская литература. 1999. N 4. С. 140-141.

7 Книга и революция. 1922. N 7/19. С. 64. Подпись: В. Р.

8 Там же. С. 63-

9 См.: Ленинградский мартиролог / Сост. А. Я. Разумов. СПб., 1996. Т. 2. С. 171.

стр. 152


--------------------------------------------------------------------------------

ния Галины Сергеевны Колбасьевой, располагающей двумя официальными справками - о смерти отца от лимфосаркомы 30 октября 1942 года и о том, что расстрелян в тюрьме 30 октября 1937 года). В декабре 1956 года С. А. Колбасьев был реабилитирован посмертно (по традиционной формулировке "ввиду отсутствия состава преступления").

Как в "Открытом море", которое, видимо, слышал Н. С. Гумилев в исполнении автора, погибший в Черном море корабль, подобно Летучему Голландцу, оказывается в конце поэмы в Неве между шпилем Адмиралтейства и Александрийским столпом (аналог с "Заблудившимся трамваем" очевиден), так "строгий город" "каравеллою крылатой" "отвез" героя поэмы "домой".

Если, конечно, автор и прототип написанного в лагере на Таймыре стихотворения "В час вечерний, в час заката..." - одно и то же лицо.

стр. 153

Опубликовано на Порталусе 20 ноября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама