Рейтинг
Порталус

ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ И СОЗИДАНИЕ КРАСОТЫ

Дата публикации: 27 января 2011
Публикатор: genderrr
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1296125119


Вокруг мыслей В. И. Ленина об искусстве всегда - начиная с 1905 года - велась острая полемика. Но едва ли не самый напряженный характер она приобрела в мировой эстетике за последнее время, ибо уже невозможно просто "не замечать" эстетической концепции ленинизма; даже самые реакционные теоретики вынуждены определить свое отношение к ней, хотя бы отрицательное... Но наряду с прямыми нападками на те или иные ленинские положения мы сталкиваемся и с ложным толкованием их, и использованием для подтверждения взглядов, противоречащих целостной ленинской концепции. Примеры этого рода можно найти, в частности, в статьях некоторых югославских критиков. В нашей печати уже говорилось о статье Иосипа Видмара "Из дневника", где он, по его словам, рассмотрел "один из основных взглядов Ленина на литературу, который по-своему подтверждает старую (точнее, нравящуюся Видмару. - В. К.) истину об искусстве, о поэзии... Природа и смысл искусства, - пишет Видмар, - заключается в том, что Ленин называет "давать несравненные картины жизни". Вырывая из контекста ленинских работ отдельное замечание, Видмар утверждает, что Ленин понимал искусство как самоцельное творчество прекрасных образов, выражающих эмоции, и что "подлинную природу" искусства нельзя объяснить "рассуждениями о том, что искусство является отражением своего времени". Так высказывание Ленина используется для подтверждения формалистически-эстетской теории искусства... Но, оказывается, в югославской критике встречается и другое будто бы ленинское понимание искусства. Известно, что про- стр. 68 -------------------------------------------------------------------------------- тив статьи Видмара выступил влиятельный югославский теоретик Борис Зихерл. Он гораздо чаще и решительнее, чем Видмар, утверждает, что стоит на ленинских позициях. Но послушаем, как он рассуждает в своей последней книге. Художественная критика, говорит Зихерл, должна "объяснять основную идею произведения и определять ту форму общественного сознания, которая нашла в этой идее свое отражение..." Таким образом, критика "научно открывает общественный эквивалент какого-либо художественного произведения". От этих фраз так и веет уже основательно забытым передовой эстетикой духом вульгарного социологизма. Что останется от бетховенской сонаты, от "Войны и мира", от "Демона" Врубеля, от лирики Гейне и Тютчева, от Венеры Милосской после "открытия эквивалента"?! Нет, напрасно Зихерл клянется именем Ленина... Ни подход к искусству как к самоцельной игре неосмысленных образов, ни превращение его в какое-то "образное дополнение" к науке не имеет ничего общего с последовательно диалектической концепцией Ленина. Выхватывание отдельных положений способно только извратить действительную суть ленинских взглядов, их целостный смысл. Да, Ленин всегда утверждал глубокую идейность искусства, понимал его как специфическое отражение, как осмысленное проникновение во внутренние тенденции общественной и частной жизни людей. "...Если перед нами действительно великий художник, то некоторые хотя бы из существенных сторон революции он должен был отразить в своих произведениях"1. Но на этом ни в коем случае нельзя остановиться. Определяя задачи театра, Ленин особо подчеркивал, что тысячи людей "...придут в восторг, наслаждаясь блестящим спектаклем..." (стр. 584). И, конечно, вовсе не простая цель нечто "узнать" владела Лениным, когда он перечитывал сцену охоты у Толстого, с наслаждением вбирая в себя живой, красочный и шумный мир, созданный великим художником. О творчестве гения другого искусства, Бетховена, Ленин говорил: "Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью... думаю: вот какие чудеса могут делать люди!.. Хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту" (стр. 567). Искусство, как мы видим, оборачивается к нам другой своей стороной: художественное произведение - не только глубокое познание, но и созданное человеком "чудо", изумительная "красота", не только отражение жизни, но и созидание красоты. Однако и в цитированной работе о Толстом Ленин вовсе не упускает из виду эту сторону: он подчеркивает здесь же, что Толстой - "...гениаль- -------------------------------------------------------------------------------- 1 Цит. по кн.: "В. И. Ленин о литературе и искусстве:", Гослитиздат, М. 1957, стр. 201. В дальнейшем цитаты даются по этому изданию. стр. 69 -------------------------------------------------------------------------------- ный художник, давший... несравненные картины русской жизни..." (стр. 202). Гибкое, подлинно диалектическое сочетание этих двух сторон - единственно верный путь теории искусства; всякого рода односторонность, узкое понимание искусства неизбежно ведет к искажению его сущности. Произведение искусства обогащает наше сознание новыми и глубокими художественными мыслями и вместе с тем являет собой несравненно прекрасный, оставляющий ощущение "чуда" предмет, который вызывает гордую радость и высокое наслаждение. Во многих ленинских высказываниях ясно виден этот двуединый подход, хотя Ленин и не сформулировал его специально как общий принцип. Говоря о ничтожестве "авангардистских" извращений живописи, Ленин отмечает их несостоятельность именно в двух этих планах: "Я не в силах считать произведения экспрессионизма, футуризма, кубизма и прочих "измов" высшим проявлением художественного гения. Я их не понимаю. Я не испытываю от них никакой радости" (стр. 583). В свете этого высказывания очевидно, что картины последовательных экспрессионистов, футуристов, кубистов, во-первых, лишены подлинной осмысленности и, во-вторых, не представляют собой действительно прекрасных созданий человека, вызывающих эстетическую радость. Но обе стороны искусства, о которых идет речь, конечно, неразрывно связаны, их единство вырисовывается еще определеннее, когда мы охватываем взглядом все многогранное, многоликое здание искусства. Его историческим "фундаментом" является декоративно-прикладное искусство - художественные изделия из камня, металла, дерева, фарфора, стекла, в которых реально обнаруживается изначальная и решающая связь искусства с человеческим трудом в целом. В одной из первых своих телеграмм в освобожденный от Врангеля Крым Ленин призывал: "Примите решительные меры к действительной охране художественных ценностей, картин, фарфора, бронзы, мрамора и т. д., находящихся в ялтинских Дворцах и частных зданиях..." (стр. 467). Это была забота о таких произведениях человеческого труда, которые далеко превзошли задачу удовлетворить ту или иную узкую практическую потребность и способны вызывать гордое восхищение тем, какие чудеса, какую красоту могут созидать люди даже в условиях эксплуататорского общества. Точно так же и в архитектуре на первый план выступает созидательная сторона искусства, его трудовая основа - практическое творение прекрасного предмета. Но строитель-художник руководствуется при этом не только потребностью создать жилище или какое-либо помещение для общественных нужд. Он как бы воплощает в здании все богатство своих сил, способностей; мыслей, чувств, фантазии. Как и всякий художник, он, пользуясь словами Ленина, реализует свое стремление и право "творить свобод- стр. 70 -------------------------------------------------------------------------------- но, согласно своему идеалу" (стр. 582). Поэтому в здании - в его формах, линиях, красках -запечатлевается, выражается индивидуальность художника: знакомые с архитектурой люди легко отличают архитектурный "почерк" великих зодчих. Но настоящий художник - это всегда человек, в индивидуальности которого своеобразно и вместе с тем цельно отражаются существенные особенности людей его времени, "характер эпохи"; поэтому подлинное произведение архитектуры - это художественный образ эпохи. Когда мы смотрим, например, на вздымающиеся в головокружительную высоту островерхие громады средневековых соборов и крепостных башен с их узкими стрельчатыми окнами и стремящимися ввысь тонкими колоннами, - через эти созданные людьми прекрасные "предметы" как бы начинает проступать сам облик средневекового общества. Стоя перед этими словно рвущимися к небу каменными громадами, которые производят одновременно и подавляющее, внушающее мысль о слабости, незначительности отдельного человека и возвышающее, очищающее душу впечатление, мы зримо постигаем противоречивый, двойственный характер средневекового общества. Это общество подавляло и глушило человеческую личность, заставляло людей жить по строго установленному порядку, ограничивающему все свободные проявления разума, воли, чувств. Но вместе с тем как раз в этом обществе сложились такие человеческие качества, как рыцарская честь, самоотверженное служение долгу, способность отречься от всех соблазнов ради высшей цели. Это противоречивое лицо общества предметно выступает перед нами в архитектурном образе; оно отражено или даже осмыслено здесь. Созерцая средневековые здания, мы, быть может, не отдаем себе отчета в этих усваиваемых нами "архитектурных мыслях", не формулируем их в словах, но мы все же именно осмысляем существо жизни людей того времени. И важно понять, что это "архитектурное мышление" с необходимостью совершается в свободном творческом созидании произведения "согласно идеалу" художника. Творя прекрасное здание, зодчий как раз и выражает специфическую мысль о современном человеческом обществе. Эта мысль непосредственно воплощается в предметном образе, слагающемся из слитых воедино деталей: мрачные, похожие на щели окна, тесный сводчатый вход, суровые, словно стиснутые, сдавленные стены - и неудержимо стремящиеся в чистую высь точеные колонны, величавое благородство очертаний, остроконечные башни, будто парящие в небе. Как видим, даже произведение архитектуры - вопреки взглядам Видмара - дает емкое художественное отражение эпохи. Архитектура являет собой как бы "пограничную" область между трудом и искусством; здание - это еще вполне "практическое" сооружение. Созидательная сторона искусства выступает здесь с наибольшей весомостью. Но подлинно великое архитектур- стр. 71 -------------------------------------------------------------------------------- ное произведение также неизбежно должно отразить "некоторые хотя бы из существенных сторон" своей эпохи, давать ее образное познание, вызывать не только радостное наслаждение красотой, но и определенное "понимание" (оба эти качества находятся, конечно, в нераздельном единстве). В известном смысле близка архитектуре музыка; не случайно ее называют "звучащей архитектурой". Музыкант создает прекрасный, вызывающий радость и наслаждение "предмет" не из объемных форм и красок, а из последовательности звуков. И в этой ритмически звучащей красоте воплощается человеческое богатство художника - как воплотилась в сонатах Бетховена его великая душа героя и творца, которая словно вобрала в себя всю революционность и человечность современного мира. Созидая прекрасную гармонию звуков, Бетховен делает "реальными", "слышимыми" для нас творческую разумность, страстность и красоту человека, "осязаемо" ставит перед нами самое глубокое и ценное в человеке. Литература, искусство слова существенно отличается от архитектуры или музыки: это по сути дела другой "полюс", противоположная "граница" искусства. Здесь искусство, которое в архитектуре непосредственно связано с практическим трудом, выступает уже в теснейшей связи с научно-философским мышлением. И все же нельзя ограничиваться указанием на то, что "Война и мир" отражает существенные черты эпохи; "Война и мир" есть также созданные Толстым "несравненные картины русской жизни", сотворенный им прекрасный "предмет". Писатель "созидает" по-иному, чем архитектор, скульптор, музыкант, живописец, актер; он не производит вещественного, творимого непосредственно физическими усилиями "предмета", его творчество происходит в сфере сознания, в работе воображения, результаты которой запечатлеваются, Материализуются в поэтической речи. И все же он именно созидает. Ленин говорил Горькому: "Дураком вообразить себя я не имею права, а вы - должны, иначе не покажете дурака. Вот - разница"1. Это замечание шутливо по форме, но в нем схвачено очень существенное и необходимое свойство литературного творчества. Созидая свой "художественный мир" людей, вещей и событий, писатель напряженно переживает все, совершающееся в этом "мире". Он перевоплощается в своих героев, он как бы совершает все их поступки. Мы знаем бесчисленные свидетельства о том, как писатели плачут вместе со своими героями, начинают разговаривать с ними вслух, живут их радостями и горем, ощущают физическую боль или даже вкус принятого ими яда; мы знаем, что уже созданные герои могут вдруг совершить "сами" неожиданные дей- -------------------------------------------------------------------------------- 1 "В. И. Ленин и А. М. Горький. Переписка, воспоминания, документы", Изд. АН СССР, М. 1958, стр. 295. стр. 72 -------------------------------------------------------------------------------- ствия. И созидаемые в этом творчестве (не выражающемся в непосредственно телесных усилиях, но все же связанном с почти физическим напряжением) "несравненные картины жизни" вызывают у нас захватывающую радость и гордость перед сделанным человеком "чудом", перед созданной им "красотой" и открывают нам существенные черты современного мира. Таковы две основные, необходимые стороны искусства, по-разному проявляющиеся в различных его видах. Но едва ли можно сомневаться в том, что гораздо важнее понять нераздельное единство, живую связь этих сторон, чем выделить и различить их. "Разрывание" двуединой сущности искусства - то ли эстетски-формалистическое, то ли вульгарно-социологическое - как раз и ведет к искажению ленинских взглядов. Ленин говорит, что Толстой сумел поставить "...столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе" (стр. 206). Ленин подчеркивает, что "Толстой знал превосходно деревенскую Россию, быт помещика и крестьянина. Он дал в своих Художественных произведениях такие изображения этого быта, которые принадлежат к лучшим произведениям мировой литературы" (стр. 213). "Великие вопросы" и "художественная сила", превосходное "знание" и "изображение" берутся здесь, как мы видим, в нерасчленимом единстве. И это действительно так. Во-первых, созидание "картин жизни" абсолютно невозможно без "превосходного знания", без проникновенного осмысления человека и его отношений с другими людьми. Толстой только потому и мог созидать такие "живые" изображения человеческой жизни, что его художественная мысль с удивительной остротой проникала в сложные мотивы людских поступков, схватывала тончайшие движения души, характернейшие особенности лиц и жестов людей и всего предметного мира. Но, чтобы не впасть в узкую односторонность, еще важнее подчеркнуть и другое: Толстой только потому и мог создать "несравненные", вызывающие гордую радость и наслаждение высочайшей красотой "картины", что он ставил в них подлинно "великие вопросы" человеческой жизни. Эти - "картины" прекрасны прежде всего потому, что Толстой запечатлелся в них своими несравненными "...страстностью, убедительностью, свежестью, искренностью, бесстрашием в стремлении "дойти до корня", найти настоящую причину бедствий масс..." (стр. 214) - свойствами, порожденными в нем "великим народным морем, взволновавшимся до самых глубин", и развитыми им до изумительной высоты, силы и чистоты. Иначе говоря, созданные Толстым "картины жизни" вызывают ощущение красоты и "чуда" прежде всего потому, что в них запечатлен великий и прекрасный эстетический идеал, вобравший стр. 73 -------------------------------------------------------------------------------- глубину мысли и силу чувства гениального, подлинно народного и человечного писателя. Эти картины Толстой, если воспользоваться высказанными в другой связи словами Ленина, творил "свободно, согласно своему идеалу" (стр. 582). И идеал прекрасного человека и прекрасных отношений между людьми выступает как решающий источник "энергии" творчества. Толстой создал принадлежащие к самым совершенным в мировой литературе образы Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского, Константина Левина, - образы, которые еще очень долго будут вызывать восторг людей богатством и силой духа, чистотой и гуманностью стремлений, страстностью идейных и жизненных исканий. Но и в этих людях Толстой обнажает те или иные черты дисгармонии, слабости, несовершенства; он показывает пределы развития человека, поставленные данным обществом даже для самых лучших. Но идеал Толстого воплощен не только в "положительных" образах; он выражается с не меньшей силой и выпуклостью и в самом характере изображения даже "отрицательных" персонажей; именно при свете этого идеала осуществляется "срывание всех и всяческих масок" и "полное самого глубокого чувства и самого пылкого возмущения" обличение извращающих существо человека общественных и частных отношений. Эстетический идеал, согласно которому творит художник, представляет собой как бы "центральное звено" творческой деятельности, связывающее воедино "отражение" и "созидание". С одной стороны, эстетический идеал предполагает глубокое отражение объективного мира современности и вбирает в себя "великие вопросы" человеческой жизни; с другой - требует созидания "картин жизни", в которых перед нами является словно "реальное" бытие и сознание людей; только в образе, только в этой как бы вновь созданной "жизни" воплощается целостное понимание и оценка человека. Однобокое понимание искусства, "расщепление" его как раз и не позволяют понять всю важность проблемы эстетического идеала. Ленин записывает мысль, на которую его натолкнуло изучение философии Фейербаха: "Искусство не требует признания его произведений за действительность" (стр. 27). Это очень содержательное положение, из которого вытекает целый ряд важных выводов; остановимся здесь лишь на одном аспекте. Мы знаем, Что искусство отражает действительность; даже архитектурный образ, как отмечалось выше, именно отражает на своем специфическом "языке" существенные черты эпохи. Но нельзя забывать о том, что само произведение искусства есть нечто совершенно иное, чем отраженная в нем действительность, что оно даже "не требует" признания его за действительность. Произведение искусства - будь то архитектурное здание, соната, спектакль или роман - есть как бы новая эстетическая "действительность", новый реальный стр. 74 -------------------------------------------------------------------------------- "предмет", созданный художником. И самым существенным, что отличает этот предмет от отраженной в нем действительности, является воплощенный в нем идеал художника, творческое предчувствие того, какими могут и должны быть люди и отношения между людьми. В архитектуре или музыке этот идеал обычно выражается в "прямой" форме; зодчий и композитор в созидаемых ими гармониях из камня или звуков стремятся зримо запечатлеть величие, красоту, богатство свободно раскрывающихся человеческих сил и способностей. В живописи, театре, литературе нередко выступает несовершенство современного мира, но, изображая это несовершенство или даже опускаясь в "грязный ад" жизни, художник в самом характере изображения выражает свой идеал. Страстность, свежесть, искренность, бесстрашие художественного отрицания в творчестве Толстого как раз и являются объектом нашего восхищения, определяют действительную красоту его произведений, ибо Толстой тем самым открывает перед нами, дает нам возможность глубоко пережить подлинные человеческие ценности, а не только их подавление и извращение в современном ему мире. Именно поэтому перед истинным произведением искусства люди всегда испытывают радость и гордость за человека. Это высшая и благороднейшая радость, которая соединяет в себе захватывающий чувственный восторг и проникновенное познание, осмысление того, каким может и должен быть человек - прекрасным, сильным и свободным, - и того, что мешает ему стать таким. Давая людям это радостное познание и осмысленное наслаждение, искусство играет громадную и необходимую роль в жизни и развитии человечества. "Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем", - писал Ленин (стр. 351). Именно поэтому Ленин уделяет такое внимание вопросам искусства, именно поэтому в подписанном им документе об установке памятников, опубликованном в "Известиях" в 1918 году, рядом с именами великих революционеров и ученых стоят имена Пушкина и Тютчева, Толстого и Достоевского, Андрея Рублева и Михаила Врубеля, Мусоргского и Скрябина (см. стр. 521 - 522). Подлинное искусство выступает как одна из важнейших и необходимых движущих сил развития человечества на пути к подлинно прекрасному и человечному коммунистическому обществу. Поэтому нельзя мириться с искаженным пониманием природы искусства, с извращениями марксистско-ленинской эстетики. стр. 75

Опубликовано на Порталусе 27 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама