Рейтинг
Порталус

РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ О ЛИТЕРАТУРЕ

Дата публикации: 27 января 2011
Публикатор: genderrr
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1296141552


Вышла в свет новая книга - сборник статей о литературе выдающегося политического деятеля, одного из основателей Германской коммунистической партии - Розы Люксембург. По сравнению с изданием 1934 года последнее издание содержит новые статьи, а также письма, из которых некоторые были опубликованы в журналах "Вопросы литературы" и "Новый мир" в 1961 году, или еще в 1920 - 1923 годах изданы по-русски, некоторые же публикуются впервые. Статьи Розы Люксембург написаны в свободной публицистической -------------------------------------------------------------------------------- "Роза Люксембург о литературе". Сост., перевод, вступит, статья и примеч. М. Кораллова, Гослитиздат, М. 1961, 351 стр. стр. 224 -------------------------------------------------------------------------------- манере, а не в стиле академического литературоведения. Но в каждой из этих статей - глубокие мысли, хотя и лаконично выраженные. Судя по составу сборника, Роза Люксембург особенно интересовалась литературами трех стран: Польши, России и Германии. С этими странами Люксембург была связана разносторонними узами. Она родилась в Польше, и польская литература была одним из факторов ее духовного формирования. Столь же понятен интерес ее к классической немецкой литературе, по-новому освещаемой и высоко оцененной марксистской наукой. Вокруг классического наследия (имея в виду и поэзию и философию) в Германии шли идейные бои - между социал-демократией и буржуазией, а внутри самой пролетарской партии - между теми, кто протаскивал в марксизм буржуазные идейки, и теми, кто оставался верен марксизму. Активистка польской социал-демократии, Роза с 1897 года была непосредственно связана с партией немецкого рабочего класса и принимала участие также в литературно-критических спорах. Что касается русской литературы, то особое пристрастие, глубокая любовь к ней Розы Люксембург обусловлены не только тем, что польское освободительное движение опиралось на братские связи с прогрессивными, демократическими, революционными силами России, но и тем, что русский пролетариат с первых своих шагов оказывал все более могучее влияние на ход политического развития Европы. Глубокий реализм русского искусства, подъем которого резко контрастировал с западноевропейским декадансом, прямо или косвенно вдохновлял своими гуманно-этическими идеями и художественными открытиями устремленные к решительному перевороту народные массы. Что Роза Люксембург почувствовала, поняла это внутреннее родство русской революции и великой русской литературы, доказывают ее статьи о Глебе Успенском, Льве Толстом и особенно статья "Душа русской литературы". Исходный пункт литературно-критических анализов Розы Люксембург - "мысль о неразрывной связи искусства, революции и действительности". Так определяет современность и актуальность ее статей составитель сборника и автор вступительной статьи М. Кораллов. Идет ли речь о Мицкевиче, Р. Люксембург слышит за его стихами громы политических боев. Она замечательно полемизирует с рыцарями мещанской фразы, использующими слабые черты Шиллера для приукрашивания своей высокопарно-либеральной болтовни. Она чувствует, что бытописатель русской деревни Успенский, "писавший кровью сердца", в чем-то, хотя и не сознавая это, подготовил "момент, когда русский пролетариат вышел на улицу с красным стягом" (стр. 75). Она увидела в Толстом "великого человека, который по-своему до конца боролся против эксплуатации и угнетения и до самой смерти не знал никаких компромиссов" (стр. 118). Она открыла для себя в русской литературе не фатализм, не покорность страданиям, а "дух борьбы", и находила этот дух в "моральном протесте против всякой несправедливости" у Короленко (стр. 169), в "трагическом, грозовом настроении" Горького (стр. 172). Во многом, очень многом эстетические позиции Розы Люксембург близки к ленинским, и это характе- стр. 225 -------------------------------------------------------------------------------- ризует её как одного из создателей Коммунистической партии Германии. Вместе с К. Либкнехтом, Ф. Мерингом и Кларой Цеткин Роза Люксембург внесла свой вклад в революционные идеи немецкого пролетариата. Но развитие немецкой социал-демократии в сторону оппортунизма в определенной степени сказалось на ее эстетических взглядах. Обстоятельный разбор достоинств и недостатков критической деятельности Розы Люксембург с марксистско-ленинской точки зрения содержится в статье М. Кораллова, и мы не хотели бы предлагать читателю свое краткое, сухое изложение рекомендуемой статьи, представляющей серьезное исследование. Кроме предисловия, в книге есть еще ряд маленьких очерков об отдельных работах Розы Люксембург перед комментариями к ним, и не менее интересных; порою становится жаль, что они не вошли органически в текст большой статьи. Разносторонне образованным человеком, с тонко развитым эстетическим вкусом, с интересами, обращенными ко всем искусствам - поэзии, музыке, живописи, - такой выступает Роза Люксембург в своей обширной переписке, значительную часть которой М. Кораллов включил в рецензируемую книгу. Конечно, сегодня хотелось бы и поспорить с Розой Люксембург по поводу отдельных ее высказываний, например с ее недооценкой романтической школы, Готфрида Келлера, Мопассана, с тем, что Бальзак "не совсем в ее вкусе", с преувеличенной похвалой роману Гауптмана "Эммануил Квинт" (хотя это можно объяснить мрачными моментами ее личных переживаний). Но, в общем, отношение Р. Люксембург к художественному творчеству имеет отчетливую, прочную, руководящую нить - idee mere. Особенно чарует в ней разносторонность ее эстетической культуры, ее живое отношение к любому произведению искусства. Далеко не все ей нравится, даже в артистических по отделке стихах. Р. Люксембург упрекали в предубежденном отношении к современной поэзии. Несправедливый упрек: из самой поэзии, а не из заранее установленных правил, повяла Роза великую истину искусства - на первом месте стоит красота мысли, а не красота рисунка и ритма. Так, в Гофманстале и Георге она не приемлет "мастерского, совершенного владения формой, средствами поэзии и отсутствия при этом великого, благородного мировоззрения". Декаденту очень метко говорит Роза, "обычно передают удивительные настроения, но настроения еще не делают человека" (стр. 244 - 245). Как легко понять влечение Розы к стилю "простому, спокойному и величественному" и ее скептическое отношение к "нарочитой, псевдоклассической" манере Рикарды Гух. Даже то немногое, что мы здесь отметили, показывает, что письма, включенные в сборник, служат не просто украшением книги; они придают эстетическим воззрениям Розы Люксембург индивидуальное своеобразие и сложность, над которыми очень интересно задуматься. Читатель, можно быть уверенным, примет с благодарностью изданную Гослитиздатом книгу и почерпнет для себя из нее много полезного. стр. 226

Опубликовано на Порталусе 27 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама