Казис Амбрасас - критик сравнительно молодой. Первый сборник его статей вышел в 1960 году. Но его выступления на страницах республиканских газет и журналов сразу же привлекли внимание своей идейной целеустремленностью, горячей поддержкой всего нового в искусстве, непримиримостью к буржуазным, мещанским влияниям.
За последние два года критик, как говорится, приобрел "свое лицо". В новом сборнике его статей "Взгляд на литературу довольно ярко раскрываются эти индивидуальные черты автора: склонность к публицистичности, к эмоциональной, порою почти "импрессионистической" интерпретации произведений. У критика наметился и свой собственный стиль. Может быть, иным К. Амбрасас покажется слишком щедрым на слова, излишне патетичным, недостаточно точным и объективным в анализе, подчас даже сентиментальным. Однако других читателей такая эмоциональность увлекает, захватывает, и это вполне закономерно. В критике так же необходимо многообразие стилей и индивидуальных творческих манер, как и в других областях литературы.
Достоинством К. Амбрасаса является то, что в лучших своих работах он умеет тонко почувствовать и передать пафос захватившего его произведения, сам его дух, и тогда статья критика проникается художественностью. Вот, например, этюд "Апофеоз жизни", посвященный героической поэме Юстинаса Марцинкявичуса "Кровь и пепел".
Это превосходная, с вдохновением написанная статья. Литературные ассоциации, публицистический пафос, широкие обобщения здесь как бы слиты в единое целое. И хотя с точки зрения литературного анализа в ней можно найти какие-то упущения, - об этом не думаешь, потому что передана сущность поэмы и сама статья звучит подлинно поэтически.
К. Амбрасас каждый раз стремится найти новую форму критических выступлений - в зависимости от особенностей разбираемой книги и темы работы. В одном случае это как бы возвышенный гимн замечательному произведению Марцинкявичуса ("Апофеоз жизни"), в другом - лирическое раздумье ("Дорога идет вперед" - о рассказах М. Слуцкиса), в третьем - дружеский разговор с писателем (письмо автору "Шестнадцати ключей" - А. Поцюсу), в четвертом - речь с трибуны ("Речь о критике"). Он не чуждается и кропотливой исследовательской работы: в книге помещены два фрагмента из истории литовской эстетической мысли. Своей идейной направленностью и высоким публицистическим пафосом обе эти статьи, в которых собрано немало фактов о воздействии Белинского и Плеханова. на развитие прогрессивной литовской эстетической мысли, органически связаны с другими материалами сборника.
Много и справедливо пишут у нас о том, что ложный академизм, сухость изложения, тяжеловесный стиль все еще являются распространенной болезнью и именно это закрывает часто критике путь к широкому читателю. Тут К. Амбрасас имеет явные преимущества. Однако
--------------------------------------------------------------------------------
К. Амбрасас, Взгляд на литературу, Государственное издательство художественной литературы Литовской ССР, Вильнюс, 1961, 296 стр. (на литовском языке).
стр. 229
--------------------------------------------------------------------------------
когда читаешь подряд - статью за статьей - его сборник, невольно возникают и некоторые возражения и опасения. И главный упрек критику, пожалуй, заключается в том, что он еще не "выработал в пределах избранной им манеры необходимого вкуса. Порою К. Амбрасас как бы теряет чувство меры: увлекаясь какой-либо темой, ассоциацией, он настолько "растягивает" лирические отступления, что они почти теряют связь с конкретным произведением, вместо подлинного чувства приходит риторика, и тогда статья начинает напоминать раскрашенный узор в стиле барокко ("Дорога идет вперед").
Книга К. Амбрасаса много теряет из-за того, что ее автор, поддавшись первым впечатлениям от прочитанного, как бы довольствуете" этим, остается во власти эмоций и не стремится глубже проникнуть в замысел писателя, в его проблематику. Иногда это приводит к тому. Что эмоции критика "отрываются" от конкретного литературного анализа, суждения становятся поверхностными и односторонними.
Высокая культура публицистической критики, к которой стремится К. Амбрасас, должна проявиться в" органическом сочетании страстной эмоциональности, широких жизненных обобщений и глубокого литературного анализа. Этот путь трудный, требующий мобилизации всех способностей, солидной подготовки. Но К. Амбрасас может идти этим путем.
г. Вильнюс
стр. 230