Рейтинг
Порталус

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ И КОНКРЕТНОСТЬ

Дата публикации: 27 января 2011
Публикатор: genderrr
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1296141624


Казис Амбрасас - критик сравнительно молодой. Первый сборник его статей вышел в 1960 году. Но его выступления на страницах республиканских газет и журналов сразу же привлекли внимание своей идейной целеустремленностью, горячей поддержкой всего нового в искусстве, непримиримостью к буржуазным, мещанским влияниям. За последние два года критик, как говорится, приобрел "свое лицо". В новом сборнике его статей "Взгляд на литературу довольно ярко раскрываются эти индивидуальные черты автора: склонность к публицистичности, к эмоциональной, порою почти "импрессионистической" интерпретации произведений. У критика наметился и свой собственный стиль. Может быть, иным К. Амбрасас покажется слишком щедрым на слова, излишне патетичным, недостаточно точным и объективным в анализе, подчас даже сентиментальным. Однако других читателей такая эмоциональность увлекает, захватывает, и это вполне закономерно. В критике так же необходимо многообразие стилей и индивидуальных творческих манер, как и в других областях литературы. Достоинством К. Амбрасаса является то, что в лучших своих работах он умеет тонко почувствовать и передать пафос захватившего его произведения, сам его дух, и тогда статья критика проникается художественностью. Вот, например, этюд "Апофеоз жизни", посвященный героической поэме Юстинаса Марцинкявичуса "Кровь и пепел". Это превосходная, с вдохновением написанная статья. Литературные ассоциации, публицистический пафос, широкие обобщения здесь как бы слиты в единое целое. И хотя с точки зрения литературного анализа в ней можно найти какие-то упущения, - об этом не думаешь, потому что передана сущность поэмы и сама статья звучит подлинно поэтически. К. Амбрасас каждый раз стремится найти новую форму критических выступлений - в зависимости от особенностей разбираемой книги и темы работы. В одном случае это как бы возвышенный гимн замечательному произведению Марцинкявичуса ("Апофеоз жизни"), в другом - лирическое раздумье ("Дорога идет вперед" - о рассказах М. Слуцкиса), в третьем - дружеский разговор с писателем (письмо автору "Шестнадцати ключей" - А. Поцюсу), в четвертом - речь с трибуны ("Речь о критике"). Он не чуждается и кропотливой исследовательской работы: в книге помещены два фрагмента из истории литовской эстетической мысли. Своей идейной направленностью и высоким публицистическим пафосом обе эти статьи, в которых собрано немало фактов о воздействии Белинского и Плеханова. на развитие прогрессивной литовской эстетической мысли, органически связаны с другими материалами сборника. Много и справедливо пишут у нас о том, что ложный академизм, сухость изложения, тяжеловесный стиль все еще являются распространенной болезнью и именно это закрывает часто критике путь к широкому читателю. Тут К. Амбрасас имеет явные преимущества. Однако -------------------------------------------------------------------------------- К. Амбрасас, Взгляд на литературу, Государственное издательство художественной литературы Литовской ССР, Вильнюс, 1961, 296 стр. (на литовском языке). стр. 229 -------------------------------------------------------------------------------- когда читаешь подряд - статью за статьей - его сборник, невольно возникают и некоторые возражения и опасения. И главный упрек критику, пожалуй, заключается в том, что он еще не "выработал в пределах избранной им манеры необходимого вкуса. Порою К. Амбрасас как бы теряет чувство меры: увлекаясь какой-либо темой, ассоциацией, он настолько "растягивает" лирические отступления, что они почти теряют связь с конкретным произведением, вместо подлинного чувства приходит риторика, и тогда статья начинает напоминать раскрашенный узор в стиле барокко ("Дорога идет вперед"). Книга К. Амбрасаса много теряет из-за того, что ее автор, поддавшись первым впечатлениям от прочитанного, как бы довольствуете" этим, остается во власти эмоций и не стремится глубже проникнуть в замысел писателя, в его проблематику. Иногда это приводит к тому. Что эмоции критика "отрываются" от конкретного литературного анализа, суждения становятся поверхностными и односторонними. Высокая культура публицистической критики, к которой стремится К. Амбрасас, должна проявиться в" органическом сочетании страстной эмоциональности, широких жизненных обобщений и глубокого литературного анализа. Этот путь трудный, требующий мобилизации всех способностей, солидной подготовки. Но К. Амбрасас может идти этим путем. г. Вильнюс стр. 230

Опубликовано на Порталусе 27 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама