Рейтинг
Порталус

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР О ЛИТЕРАТУРЕ

Дата публикации: 27 января 2011
Публикатор: genderrr
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1296141646


Трудно определить жанр книги Юрия Смолича - тут и беллетризованный очерк, и воспоминания, и письма к читателям и начинающим писателям, рассказ о своей работе, "беседы о ремесле" и обзорно-критические статьи. Весь этот материал объединен единой идеей - о высокой роли литературы, об ответственности ее перед народом, о совершенно новых отношениях, которые сложились между писателем и читателем в советской стране. Юрий Смолич пишет о "драгоценном своеобразии" работы именно советского литератора - о его тесной, неразрывной связи с читателем. Книга состоит из двух частей - "Разговор с читателем" и "Разговор с молодым писателем", но деление это в значительной мере условно, потому что у советского писателя нет никаких "тайн", никаких "секретов" от читателя, и заинтересованный, глубоко профессиональный разговор необходим не только в узком кругу "знатоков", но и в широкой читательской аудитории. Воспитательное значение произведений искусства, говорит Смолич, заключается вовсе не в том, чтобы навязать читателю свои мысли. Художник должен "проникнуть в душу человека", помочь ему разобраться в жизни, в самом себе, дать правильный настрой его собственным чувствам. -------------------------------------------------------------------------------- Юрий Смолич, Разговор с читателем и писателем. Статьи, "Советский писатель", М. 1960, 360 стр. (перевод с украинского). стр. 230 -------------------------------------------------------------------------------- И в этом сборнике Ю. Смолич обращается прежде всего к жизненному опыту советского человека, широко привлекая для анализа литературы материал самой действительности. Мы видим, как вместе со страной, с ростом читателя растет герой литературы, как все более сложными и интересными становятся задачи художника. Автор делится с нами своим богатым опытом, ведет в творческую лабораторию, рассказывает о своем писательском пути, и не только о достижениях, но и о трудностях, о срывах и неудачах... В книге ярко проявляется столь характерная для Ю. Смолича строгая аналитичность, четкость и определенность характеристик литературных явлений. Вот почему мысли автора о путях развития научно-фантастического жанра, о публицистическом романе, о принципах изображения положительного героя, о "синтетичности" современного романа, о сюжете я т. д. содержат в себе так много верного и поучительного. Вот почему так интересно читать обзорные статьи о молодой украинской прозе, написанные в 1947 и 1951 годах, - в них речь шла о первых произведениях "молодых", многие из которых теперь стали "ведущими" и "известными", и сейчас особенно отчетливо видно, как метко удалось Ю. Смоличу "схватить" характерные черты их таланта, их писательского почерка, сильные и слабые их стороны. Много внимания уделяет автор проблемам литературного языка, ратуя за близость его к живому языку народа. Он выступает как против традиционной "напевности", характерной для старых украинских повестей да "селянской жизни", так и против внешнего "динамизма", вычурной "сверхкраткости". Особо хочется сказать о страницах, посвященных Матэ Залка, который был другом Ю. Смолича, подсказал ему замысел трилогии о судьбе поколения революции ("Детство", "Наши тайны", "Восемнадцатилетние"). Образ этого замечательного человека с его ясной целеустремленностью, с его бескомпромиссностью в вопросах идейных и в то же время человека беспредельно доброжелательного, "открытого для всех", считавшего себя "знакомым со всеми людьми на свете", предстает перед нами как образ подлинного героя, как "живое воплощение революционного слова и дела". В начале книги Ю. Смолич пишет: "Хочется, чтобы читатель принял ее как задушевную беседу с писателем". Цель эта достигнута. Искренность, самокритичность, горячая влюбленность в литературу делают мысли автора близкими и убедительными. Однако воспитательный пафос книги, мне кажется, был бы выше, если бы Ю. Смолич проявлял больше требовательности и к самому читателю. Читатель пытливый и придирчивый, читатель-энтузиаст, тонко проникающий в самые сокровенные тайны слова, - да, таким читателем вправе гордиться советская литература. Но как нередки у нас еще примеры "эстетической глухоты", проявления неразвитого или дурно направленного вкуса и как часто именно такой читатель выступает весьма агрессивно, судит, выносит безапелляционные приговоры, "разоблачает" писателя во всяческих грехах! Конечно, подобного рода "ценители литературы" не раз встречались на пути Ю. Смолича, и вывести их на "всеобщее обозрение", вступить в спор с ними было бы тоже очень полезно. стр. 231

Опубликовано на Порталусе 27 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама