Рейтинг
Порталус

ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ ПОМЯЛОВСКОГО

Дата публикации: 27 января 2011
Публикатор: genderrr
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1296141721


Книга Н. Ждановского отражает знаменательные перемены, которые происходят сейчас в нашем литературоведении. Все больше укрепляется близость между теоретиками и историками литературы. Видимо, не за горами время, когда историки уже не будут упрекать теоретиков в схематизме и в иллю- -------------------------------------------------------------------------------- Н. П. Ждановский. Реализм Помяловского (Вопросы стиля). Изд. АН СССР, М. 1960, стр.182. стр. 234 -------------------------------------------------------------------------------- стративном использовании литературного материала, а теоретики не смогут заметать даже элементов эмпиризма в историко-литературных исследованиях. Замечательное положение Чернышевского: "Без истории предмета нет теории предмета; но и без теории предмета нет даже мысли о его истории" - начинает воплощаться в литературоведческой практике. Большая насыщенность фактическим материалом и обстоятельность, с какой он освещается, делают книгу о Помяловском серьезным вкладом в научную литературу о реализме XIX века. Стиль писателя в трактовке Н. Ждановского выступает не только как некая совокупность формальных художественных приемов, но и как историко-литературное явление. Стиль основывается на тех же общих закономерностях, которые рождают литературное направление; именно этот теоретический вывод вытекает из исследования. Стиль одного из наиболее талантливых реалистов демократического лагеря 60-х годов изучается автором без какой-либо изоляции от других художников слова. Причем установление внутренних связей писателей одного стиля и связей с иными стилевыми тенденциями в литературе той поры делается Н. Ждановским конкретно и аналитически. Автору только следовало еще больше расширить круг писателей, рассмотрение которых необходимо для полной характеристики изучаемого стиля. Рассматривая проблематику, объекты типизации, всю образную систему у Помяловского, автор, как правило, очень точен в определении идейной и художественной роли каждого из персонажей. Это сказывается даже в трактовке таких второстепенных персонажей, как Негодящев. Без Негодящева, говорит автор, непонятен Молотов. Хотя этот образ и не стоит в центре развития действия, Помяловский не случайно в важных поворотах сюжета обращается к нему, ибо в философии Негодящева видно целое общественное явление. Низменные принципы Негодящева разбивают иллюзии Молотова вследствие его моральной нестойкости. Молотов приходит к идеалам мещанского благополучия, но самый путь его характерен внутренним драматизмом. Помяловский делает резкие идейно-эмоциональные акценты: мучительные искания героем большого смысла жизни он стремится драматизировать, в то время как итог этих исканий показан сатирически. Собственно, в сочетании этих двух тенденций и состоят особенности стиля Помяловского и некоторых других писателей той поры. Н. Ждановский устанавливает, что стилевое своеобразие Помяловского обусловлено мировоззрением и методом писателя-реалиста, видящего причины поведения героя не во внутренних импульсах, а во внешних общественных обстоятельствах. Реальные пути разночинца 60-х годов - это не только пути Лопухова и Кирсанова, но, конечно, пути и Молотова, и Негодящева, и Череванина с его "кладбищенской" философией. Одновременно автор характеризует стиль Помяловского в более узком смысле - как специфическое, индивидуальное качество писателя. Он возражает тем литературоведам, которые не склонны дифференцировать творческие принципы Помяловского, Решетникова, Левитова и Н. Успенского. Конечно, жанровые формы и композиция произведений стр. 235 -------------------------------------------------------------------------------- Помяловского, в общем, были характерны для определенного стиля литературы 60-х годов, но вместе с тем Помяловский и здесь был новатором. Свой труд писателя Помяловский приравнивал к исследовательской работе. И эта четко осознанная исследовательская установка отливается у него в художественную форму, определяя жанр и композицию произведения. Выходя за рамки любовно-психологического сюжета, Помяловский как "писатель-исследователь", по выражению К. Федина, широко использует в повести, например, композиционные приемы очерка. Правда, следует отметить, что порою автор чересчур увлекается противопоставлением Помяловского таким писателям другого стиля, как Тургенев. Впервые в научной литературе Н. Ждановский подробно освещает вопрос об эволюции стиля Помяловского после завершения "Молотова" и "Мещанского счастья". Писатель глубже видит общественные противоречия, шире охватывает действительность, в замысле и фрагментах романа "Брат и сестра" он начинает подходить к овладению большой эпической формой. Исследование не затрагивает всех проблем творчества Помяловского и всех сторон его стиля. Читатель может спросить, почему, скажем, не выявлены сложные противоречия Молотова, суждения которого близки философии Череванина, хотя Молотов и выступает против "кладбищенства"; почему автор не заметил того, что Негодящее полемизирует с этической теорией Чернышевского; почему не подчеркнуто, что метафизическое мышление Череванина и его биологическая концепция человека являются одной из причин, и источников, его пессимизма. Но дело в том, что исследователь постоянно имеет в виду опыт своих предшественников (особенно автора интересной диссертации о Помяловском А. Плотникову) и не претендует на полноту охвата материала в своей собственной работе. Пожалуй, можно посетовать лишь на то, что Н. Ждановский, во-первых, исследует не все стороны стиля писателя (в книге, например, нет анализа языка Помяловского), а во-вторых, не выявил весьма сложных и интересных связей между повестями Помяловского и его "Очерками бурсы", не заметил стилистических различий между "Мещанским счастьем" и "Молотовым". Хочется также возразить автору, когда он Мичулина из "Запутанного дела" Салтыкова-Щедрина неожиданно сближает с гоголевским Акакием Акакиевичем; нетрудно заметить и другие незначительные погрешности книги. Но вместе с тем нельзя не увидеть главного: содержательное исследование Н. Ждановского заслуживает высокой оценки как полезный труд по теории и истории литературы. стр. 236

Опубликовано на Порталусе 27 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама