Одной из крупнейших заслуг советского литературоведения справедливо признаются открытия новых, неизвестных ранее произведений русских писателей, установление авторства для многих анонимных произведений, наконец, освобождение литературно-художественного наследия прошлого от цензурных искажений и редакторского произвола. Огромное количество историко-литературных фактов, которыми мы теперь располагаем, сделало полнее наше представление о литературном процессе и заставило по-новому осмыслить многие его явления. Однако для создания подлинно научной истории литературы еще необходимы дополнительные разыскания, так как на русской историко-литературной карте все еще остается немало белых пятен, за которыми скрываются часто явления глубокого духовного содержания и первостепенного социально-исторического значения. К таким явлениям, в частности, относится поэзия революционного народничества, произведения которой почти не изучались, никогда не издавались отдельным собранием. Такое положение сложилось из-за неисторического понимания народничества, в котором не видели качественных различий на разных этапах его развития, и вульгарно-социологического подхода к поэзии, отождествлявшего политические взгляды народников с художественным содержанием их поэтических произведений. Лишь в последние годы произошел перелом в оценках народничества, они уточнились в ходе дискуссий, появился интерес к этому общественному движению и поэтическому творчеству его деятелей.
В связи с этим особое значение приобретает рецензируемая книга, дающая цельную характеристику одного из важных течений русской поэзии. Автор рассматривает поэзию революционного народничества как соединительное звено между ранней пролетарской поэзией и традициями революционно-демократического творчества Некрасова и близких ему поэтов его времени.
Н. Осьмаков обобщил достижения: ряда исследований последнего времени и дал правильное освещение народничеству, показав противоречия в нем и неравноценность его исторического значения на разных этапах развития. Это послужило надежной теоретической основой для решения: поставленной задачи.
Поэзия народников, отражавшая передовые гражданские идеалы своей эпохи, справедливо берется исследователем в тесной связи с движением революционного народничества. Соответственно этапам развития народничества автор убедительно, не упуская из виду литературоведческих задач и не впадая в излишнюю социологизацию, раскрывает основные периоды в истории поэзии народников с характерными для каждого из них идейно-художественными особенностями. Внутренне связанная с историей народничества, литературоведческая периодизация определяет план всего исследования и придает композиционную стройность книге. Поэзия народничества анализируется автором в процессе ее становления, а не по отдельным поэтам, хотя крупнейшим из них посвящены специальные очерки. В книге выясняются основные пути и тенденции на-
--------------------------------------------------------------------------------
Н. В. Осьмаков, Поэзия революционного народничества, Изд. АН СССР, М. 1961, 199 стр.
стр. 213
--------------------------------------------------------------------------------
роднической поэзии, проблематика и жанры, характерные для данного поэтического течения в целом.
В итоге рассмотрения значительного количества стихотворений в книге показано, что для начального периода поэзии революционного народничества характерным жанром была песня, создававшаяся на основе фольклорного материала и переработок народных песен. Но уже в следующий период, когда народники обращаются к пропаганде среди интеллигенции, почти совсем исчезают, произведения, созданные на материале устного народного творчества, заменяясь различными жанрами лирических стихотворений.
Наряду с определенными жанрами каждому периоду развития поэзии свойствен свой характер лиризма, обусловленный конкретно-историческими особенностями и условиями революционной борьбы; например, оптимистическая тональность стихотворений периода, для которого характерны революционные искания и надежды, сменяется мотивами обреченности, разочарования, трагизма, жертвенности, вызванными крахом народнической идеологии.
Очень интересны в книге наблюдения над стилевыми и жанровыми особенностями народнической поэзии, для которой, как поэзии агитационной и отличающейся известной дидактичностью, характерны логическая ясность и последовательность в развитии лирического содержания, отсутствие сложных и необычных эпитетов и сравнений. Часто эта целенаправленность и злободневность, как показывает исследователь, подчеркивалась тесной связью стихотворения с газетным текстом, статей, рядом с которым оно печаталось. Так, в газете "Начало" за 1878 год вслед за прокламацией о покушении В. Засулич напечатано посвященное тому же событию стихотворение "24 января 1878 года", а в первом номере "Земли и воли" рядом со статьей Клеменца об убийстве Мезенцева помещено стихотворение А. Ольхина "У гроба", и т. д.
Для стиля народнической поэзии, как показано Н. Осьмаковым, характерны также широкое использование прозаизмов, сочетание высокой традиционно-поэтической гражданской лексики с публицистической лексикой демократической интеллигенции 70 - 80-х годов, особая идейно-композиционная роль концовок, имеющих значение лозунга, однородность поэтических формул у разных поэтов и другие особенности. Все это составляет единый поэтический контекст, выделяющий революционно-народническую поэзию как самостоятельное течение и вместе с тем указывающий на прямую связь ее с предшествующей демократической поэзией 60-х годов, в частности с творчеством Некрасова, а также отчасти с поэтами-декабристами. Автор поэтому правильно поступил, посвятив отдельную главу Некрасову, так как благодаря этому особенно очевидным становится влияние некрасовской поэтики на творчество поэтов-народников.
Большой заслугой автора является то, что народническую поэзию он рассматривает не только в развитии, но и в связи с литературным процессом всей русской поэзии XIX-начала XX века, вплоть до ранней пролетарской поэзии. Правда, сделано это очень бегло, но основные тенденции развития указаны правильно.
Из книги становится ясным, что вольная народническая поэзия - это одно из звеньев гражданской лирики, для которой вообще характерны свои критерии художественности,
стр. 214
--------------------------------------------------------------------------------
обусловленные специфическими особенностями самого поэтического задания. Эти критерии, исторически меняясь, в существе своем остаются теми же как для песен Рылеева и Бестужева, так и для песен народнического периода и ранней пролетарской поэзии. Доказывая и отстаивая художественное своеобразие народнической поэзии, автор внутренне полемизирует с теми исследователями, которые нигилистически подходили к поэтическому творчеству народников, отрицали его художественное значение и видели в нем лишь "исторический документ, характеризующий общественные настроения". Проблема художественности агитационной поэзии требует дальнейшего специального изучения. Однако самый анализ произведений в книге Н. Осьмакова убеждает в правильности той оценки, какую он дает народнической поэзии, и в справедливости его утверждений о ее художественности, несмотря на известные недостатки мастерства в творчестве того или иного поэта. Возникает в связи с книгой много и других больших и малых вопросов историко-литературного и теоретического характера, Один из таких вопросов, не затронутых Н. Осьмаковым, - это вопрос о влиянии вольной народнической поэзии на поэзию 70 - 80-х годов и последующего времени; отражение ее мы находим не только у таких поэтов, как Боровиковский, Барыкова и др., но и у Полонского, Апухтина, Бунина и даже раннего Мережковского. Очень важно проследить, как традиции народнической поэзии развивались ранними пролетарскими поэтами и как они вырождались у таких поэтов, как Немирович-Данченко, Федоров и др.
Автор утверждает, что главным жанром поэзии этого времени была песня. С такой формулировкой трудно согласиться, так как и в это время существовало два рода произведений, одни из которых предназначались для народа (песня), другие для революционной интеллигенции (лирические стихотворения - послания, напутствия, гимны). Нигде автор не говорит о характерном жанре тюремных дум, песен о неволе и др.
Стихотворение И. Варзара "Хитрая механика" в книге ошибочно приписано Д. Клеменцу.
В заключение еще раз хочется отметить большую ценность работы Н. Осьмакова как начала подлинно научного изучения одного из интереснейших периодов в развитии русской поэзии.
стр. 215