Рейтинг
Порталус

А. А. ШАХОВСКОЙ В "БИБЛИОТЕКЕ ПОЭТА"

Дата публикации: 28 января 2011
Публикатор: genderrr
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1296215067


В серии "Библиотека поэта" вышел сборник пьес и стихотворений А. А. Шаховского. В него вошли комедии "Урок кокеткам, или Липецкие воды", "Своя семья, или Замужняя невеста", "Пустодомы", "Не любо - не слушай, а лгать не мешай", "Какаду, или Следствие урока кокеткам", сатиры, ирои-комическая поэма "Расхищенные шубы" и другие произведения. Сборнику предпослана содержательная статья А. Гозенпуда, а в конце даны обширные примечания, носящие подлинно исследовательский характер. Обидно мало знали мы до сих пор о Шаховском (1777 - 1846) - драматурге, сатирике, непременном участнике литературных битв, видном театральном деятеле. Между тем пушкинские строки: Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой, - уже давно как бы обязывали нас раскрыть смысл и значение его творчества. "Угрюмых тройка есть певцов - Шихматов, Шаховской, Шишков", - писал Пушкин. Стремясь осмеять сентиментализм как новое направление русской литературы, являясь одним из застрельщиков борьбы с Карамзиным, Шаховской оказался в лагере А. С. Шишкова и его архаической "Беседы любителей русского слова". Казалось бы, все ясно. Место Шаховского в консервативном лагере литературно-театральной борьбы того времени окончательно определено. Но ведь известна также творческая близость Шаховского к Крылову и Грибоедову, его неустанная пропаганда Пушкина. Живой, разговорный язык стихотворных комедий Шаховского повлиял на автора "Горя от ума"; Грибоедов написал пять явлений второго действия в комедии Шаховского "Своя семья, или Замужняя невеста" (1818), до сего дня бытующей на нашей сцене. Эта сложность и противоречивость идейных и творческих позиций Шаховского превосходно раскрыта А. Гозенпудом: "Ненавистник сентиментализма, он ставил пьесы сентименталистов... враг Коцебу, он заполнял репертуар его пьесами. Называя французский водевиль пустым, ничтожным, глупым, он переводил и переделывал пьесы Скриба, Байяра, Теолона и других авторов" (стр. 19). Взгляды и позиции Шаховского менялись быстро. Недавний противник Жуковского, он в 20-е годы сближается с ним. В сборнике опубликован аллегорический дивертисмент "Меркурий на часах, или Парнасская застава", где Шаховской - "гроза баллад", как окрестил его Дашков, - заставляет Меркурия пропустить на Парнас балладу после того, как он прослушал "Светлану" Жуковского. -------------------------------------------------------------------------------- А. А. Шаховской, Комедии. Стихотворения. Вступительная статья, подготовка текста и примечания А. А. Гозенпуда, "Библиотека поэта". Большая серия, "Советский писатель", Л. 1961, 828 стр. стр. 230 -------------------------------------------------------------------------------- Во вступительной статье к сборнику много интересных находок. Впервые в исследовательской литературе А. Гозенпуд сопоставляет "Новый Стерн" с популярной в то время книгой В. Измайлова "Путешествие в полуденную Россию" и сочинениями П. Шаликова. Текстуально заимствуя из книги Измайлова целые отрывки, карикатурно воспроизводя штампы сентименталистской стилистики, Шаховской добивался острой пародийности своего произведения. В анализе "Липецких вод" (1815) А. Гозенпуд показывает, что не только Жуковского (в чувствительных стихах рифмоплета Фиалкина) пародировал здесь Шаховской; объектом его насмешек были также В. Л. Пушкин, С. С. Уваров, в то время, правда, далекий от политической реакции. Заслуживают внимания впервые высказанные в статье мысли о полемической направленности неоконченной комедии Шаховского "Игроки" против романа Ф. Булгарина "Иван Выжигин". Выпады против Булгарина содержатся и в водевиле "Еще Меркурий, или Романный маскарад" (1829), впервые напечатанном в сборнике (по суфлерскому экземпляру, хранящемуся в Государственной театральной библиотеке имени А. В. Луначарского в Ленинграде), и в неопубликованной шутке "Каламбурист и журналист, или Артисты в редуте" (1832). В книге помещен список драматических произведений и переводов Шаховского, насчитывающий сто одиннадцать названий. Подавляющее большинство этих пьес не опубликовано. Многие из них в виде режиссерских и суфлерских экземпляров хранятся без имени автора, и установление их принадлежности Шаховскому требовало кропотливой работы. Таким образом, перед нами первое научное издание наиболее значительных произведений Шаховского. Книга не только знакомит с творчеством писателя. Она выполняет более широкую задачу и будет полезна каждому, кто изучает и интересуется литературно-театральной борьбой в России в первой четверти XIX века. г. Ленинград стр. 231

Опубликовано на Порталусе 28 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама