Рейтинг
Порталус

УЧИТЕСЬ МЫСЛИТЬ

Дата публикации: 28 января 2011
Публикатор: genderrr
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1296215539


Обновление в критике связано не только с обновлением самих кадров. Это глубокий процесс, связанный с постановлениями о реформах нашего образования - начального, среднего и высшего, - процесс, рассчитанный на многие годы. Я не буду его излагать. Эти постановления известны всем. Скажу только о том, как я его понимаю. Дело не только в том, чтобы сблизить физический и умственный труд, но и в том, чтобы сблизить разные науки, в пограничных областях которых рождаются новые идеи и новые методы познания. Я лично исхожу из того положения, что критика и литературоведение являются наиболее запущенным и отсталым участком нашей науки. Я не хотел бы, чтобы это предположение вызвало беспочвенное негодование среди моих товарищей по профессии. И среди старшего поколения мы встречаем немало одаренных людей (например, К. Чуковский, В. Шкловский, В. Ермилов, Д. Благой и другие товарищи), умеющих художественно излагать свои мысли. И новое поколение достаточно богато литературно-критическими и литературоведческими талантами (назову хотя бы А. Туркова, П. Палиевского, В. Огнева, А. Марченко). Все эти имена - лишь первые, пришедшие на ум. Их, конечно, легко можно было бы умножить. Но - увы! - как часто литературно-критические произведения читаются с превеликим трудом. И по содержанию, и особенно по форме они представляют собой довольно вязкое изделие, с трудом усваиваемое читателем. Отсюда и малый тираж литературоведческих работ, и вообще малая их доходчивость (на языке кибернетики мы назвали бы это обратной связью). Как мне представляется, нам необходимо устраивать литературно-критические и литературоведческие олимпиады, по примеру тех, что устраиваются по математике. В своей умной и блестящей по форме статье "Учить мыслить" математик С. Соболев в "Литературной газете" (26 июня 1962 года) высказал ряд весьма верных мыслей о подготовке нашей смены. Академик С. Соболев писал, что "главное - пробудить в человеке еще в юные годы интерес к точным наукам, помочь ему открыть "себя - в себе". В связи с гуманитарными науками, в частности литературоведением, С. Соболев писал, что "может быть, в этой области нам особенно нужны помощь и совет. Во всяком случае, ясно, что и здесь назревают перемены, что нельзя радикально менять одно и оставлять в неприкосновенности другое, тем более что жизнь и здесь предъявляет свои требования. Очевидно, и в этой области нужно искать активные методы обучения, которые будили стр. 101 -------------------------------------------------------------------------------- бы мысль, учили со школьной скамьи вырабатывать самостоятельное суждение о явлениях литературы и искусства". На эти темы я писал еще семь лет тому назад в статье "Наука и диплом" ("Советская культура", 8 марта 1955 года). Действительно, наши диссертации по конструкции похожи на сапожничьи колодки: вступительная часть, использованный материал, стереотипные формулы и т. п. Учить мыслить мы не учили, а без этого нет и науки. Наука - это прежде всего мысль, оригинальная, свежая, будящая другую мысль. Кроме того, сказывалась весьма малая начитанность и осведомленность в развитии других наук. То, что написали литературоведы по поводу дискуссии о кибернетике, вызывает чувство неловкости, - до такой степени литературоведы продемонстрировали полное незнание основных понятий современной математической логики. Я не думаю, чтобы кибернетические приемы и методика пришли на смену описательному литературоведению старого времени. Нет, последнее не только не отжило свой век, но, по моему мнению, вообще навсегда сохранит свое значение. Но оно будет обогащено машинной обработкой фактов. Сейчас некоторые критики и литературоведы считают себя жрецами, искусство которых понять нельзя. Им кажется, что понять их оценки художественных произведений может только по-другому организованная "материя", имеющая четырнадцать миллиардов нейронов. Не буду подсчитывать числа нейронов, но отбор комбинаций нейронов, наиболее чувствительных к восприятию качественных категорий, как, например, образ, несомненно, должен быть изменен. Сейчас мы штампуем и немало бездарностей! Метод же олимпиад дает правильную систему отбора. С. Соболев прав в том, что существует целая система сложных взаимосвязанных проблем, касающихся подготовки вашей научной смены. Да и не только подготовки научной смены, а вообще воспитания молодого поколения, потому что окончательное преодоление догматизма, развитие самостоятельного мышления, причем с юных лет, когда начинает складываться человеческий интеллект, глубокий по своей значимости и соответствующий духу времени, - все это относится к литературной критике и литературоведению. Не правы те, которые думают, что надо сближать литературоведение по преимуществу с гуманитарными науками. В этом есть тот минус, что гуманитарные науки - это не точные науки, но науки описательные, опирающиеся на интуитивное восприятие образа. Стоит подчеркнуть, что даже в этой области литературоведческая рутина необычайно велика. Например, Когда Д. Благой со своими сотрудниками попытался построить курс литературы без монографий, рисуя только литературный процесс, даже это скромное желание вызвало протест и сопротивление в литературоведческой среде. И нелегко было осуществить этот, казалось бы, уже не такой далеко стр. 102 -------------------------------------------------------------------------------- идущий эксперимент. Что же будет, если за ним последуют другие эксперименты, обработка литературоведческих фактов электронно-вычислительными машинами? А новосибирский историк Устинов доказал возможность подобной обработки в отношении истории. Мы, несомненно, столкнемся с гораздо большим сопротивлением. Я считаю, что критика, теория и история литературы вступают в совсем новый период, который, несомненно, потребует новых людей. Не берусь предсказать те изменения, которые произойдут в этих областях. Это предмет сугубо практический. Но в одном я глубоко уверен: "сапожные колодки" кончились, начинается период подлинно самостоятельного мышления. Критика - это мышление на людях, - вот что это такое. И мне хочется обратиться к молодежи словами академика С. Соболева, в которых звучит самая суть науки: учитесь мыслить. стр. 103

Опубликовано на Порталусе 28 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама