Рейтинг
Порталус

ПРИНЦИПЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСТУПЛЕНИЯ

Дата публикации: 28 января 2011
Публикатор: genderrr
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1296225496


С большим вниманием прогрессивные зарубежные деятели отнеслись к крупнейшему событию культурной жизни Советского Союза - историческим встречам руководителей КПСС и Советского правительства с деятелями литературы и искусства, состоявшимся в декабре 1962 - марте 1963 года. Об этом можно судить по первым по времени откликам на московские встречи, на речи Н. С. Хрущева и Л. Ф. Ильичева, обращенные к нашей творческой интеллигенции и ко всему советскому народу. Отклики эти убедительно говорят о большом международном резонансе, вызванном боевой инициативой руководителей Коммунистической партии Советского Союза. Как известно, эта инициатива была горячо поддержана советской общественностью. Многочисленные статьи и выступления, появившиеся в зарубежной печати, наглядно и ярко свидетельствуют о том, что ленинский курс в области художественной политики торжествует в странах социализма и находит сердечное признание и одобрение многих прогрессивных деятелей в капиталистических странах. За московскими встречами последовали совещания, проведенные в двух социалистических республиках. Много ценного для понимания путей развития искусства социалистического реализма дают материалы совещаний - Политбюро ЦК Болгарской коммунистической партии с работниками культурного фронта и Политбюро ЦК Социалистической единой партии Германии и Президиума Совета Министров ГДР с деятелями литературы и искусства. В зарубежной прессе помещены также многочисленные речи, ста- стр. 79 -------------------------------------------------------------------------------- тьи и заметки, принадлежащие видным политическим деятелям, писателям, публицистам, ученым, художникам всех видов творческого оружия. Мы знакомимся с суждениями крупных партийных и государственных руководителей - первого секретаря ЦК БКП Тодора Живкова, первого секретаря ЦК СЕПГ и председателя Государственного Совета ГДР Вальтера Ульбрихта, первого секретаря ЦК ПОРП Владислава Гомулки, генерального секретаря Союза коммунистов Югославии и президента Социалистической Федеративной Республики Югославии Иосипа Броз Тито. Мы читаем также статьи и речи члена Политбюро ЦК Венгерской социалистической рабочей партии и секретаря ЦК ВСРП Иштвана Сирмаи. Встречи руководителей КПСС с представителями художественной интеллигенции вызвали живой отклик у многих зарубежных мастеров искусства. В этом убеждают статьи и речи писателей Галины Рудницкой (Польша), Имре Добози (Венгрия), Суана Чыонга (Вьетнам), Иржи Марека, Яна Пиларжа, Станислава Неймана (Чехословакия), Георгия Караславова, Камена Калчева, Андрея Гуляшки, Младена Исаева, Веселина Ханчева (Болгария), Вилли Бределя, Александра Абуша, Альфреда Куреллы, Кубы, Дитера Нолля, Вернера Ильберга, Иоахима Вольгемута (ГДР) и других. Мы читаем содержательные выступления болгарских академиков Тодора Павлова и Андрея Стоянова, искусствоведов и критиков Ямамура Фусадзи (Япония), Джона Говарда Лоусона (США), академика ЧССР - Ладислава Штолла, художников Ренато Гуттузо (Италия), Леи Грундиг (ГДР), Ненко Балкански (Болгария), Бронислава Брикнера (Польша), деятелей театра, кинематографии и музыки. Этот перечень имен - далеко не полный... Приятно отметить единодушие, господствующее среди многих прогрессивных зарубежных деятелей по основным эстетическим вопросам. Это - единый фронт борьбы против буржуазной реакции, против ревизионизма и догматизма в эстетике. Это все расширяющийся фронт идейно-эстетического единства. Вряд ли нужно доказывать, насколько различные задачи решаются прогрессивными деятелями искусства в странах капитализма и художниками, работающими в условиях социализма. Различны и многие задачи, разрешаемые художниками, работающими в социалистических странах. Эти отличия, разумеется, определяются и своеобразием национальных культурных традиций. Однако при всех различиях и отличиях важно отметить прежде всего глубокую общность идейно-эстетических принципов у прогрессивных деятелей современности. В этом убеждают нас уже непосредственные отклики, говорящие о значении советского опыта и примера для всего передового искусства во всем мире. "Речь товарища Хрущева, - отмечает Тодор Живков, - является новым, ярким, программным документом не только для дея- стр. 80 -------------------------------------------------------------------------------- телей культурного фронта Советского Союза, но и для наших идеологических работников". Монгольский художник Ням Осорын Цултэм заявляет: "...мы единодушно присоединяемся к советским художникам в их борьбе против абстракционизма и его последователей". Польская писательница Г. Рудницкая коротко формулирует программное содержание призывов, обращенных к художникам Коммунистической партии Советского Союза: "Глубоко прав Н. С. Хрущев, когда он говорит, что сила художественных произведений - в ясности и чёткости идейных позиций, в мастерстве, в страстности". "Вполне понятно, - пишет Ямамура Фусадзи, - что положение в СССР и Японии неодинаково, и у нас нельзя механически брать за образец курс, который проводится в области литературы и искусства в СССР. Но вместе с тем состоявшаяся недавно в Советском Союзе дискуссия по вопросам литературы и искусства, естественно, не может не касаться и нас". "...Само существо дискуссии, - говорит замечательный художник Италии Ренато Гуттузо, - хотя условия, в которых она проходит, весьма специфичны для советской ситуации, - касается и нас, нашей западной "цитадели". Можно было бы привести еще много подобных откликов. Но вряд ли это нужно, их смысл и так вполне ясен. Многие статьи, речи, заметки, выступления зарубежных деятелей, появившиеся на страницах зарубежной печати, проникнуты боевым, наступательным духом, заострены против растленной и растлевающей буржуазной идеологии. В них последовательно отстаивается революционная позиция художника, пропагандируется социалистический реализм как метод искусства, служащий революционному преображению действительности. "Социалистический реализм, - пишет Джон Говард Лоусон, - позволяет художнику вырваться из тесного и узкого мирка буржуазной эстетики, возвышая его до роли толкователя истории, пропагандиста новых достижений и творца будущего". В речи Тодора Живкова перед деятелями болгарской культуры превосходно обнажена тайная механика, с помощью которой американские империалисты стремятся овладеть средствами искусства, использовать людей искусства против демократии и социализма. Товарищ Живков блестяще показал скрытую от неопытного глаза систему лжи, обмана и всевозможных хитросплетений, с помощью которой реакция ведет свои идеологические атаки. Что нового в тактике наших идеологических противников? - спрашивает Т. Живков. И отвечает: "Новое состоит в том, что они всеми средствами стремятся путем широкого совместного сожительства идеологий навязать нам литературу и искусство, оторванные от жизни, чуждые политическим и общественным проблемам, насаждающие пессимизм, отчаяние, бесперспективность". Значение идеологического наступления против модернизма состоит прежде всего в непримиримой антибуржуазной направленности, в ударах, наносимых по буржуазным взглядам, вкусам и настроениям. стр. 81 -------------------------------------------------------------------------------- Прогрессивные деятели зарубежных стран активно ополчаются против гнилой "теории> мирного идеологического сосуществования, прикрывающей капитулянтскую практику. Вальтер Ульбрихт решительно осудил тех, кто попытался использовать "борьбу против культа личности и его последствий, чтобы добиваться сосуществования в области идеологии". "Ликвидация культа личности, - заметил в этой же связи Иштван Сирмаи, - является не "оттепелью", а восстановлением марксистских принципов и коммунистической практики". Не сосуществовать с идеологией противника, а наступать на нее, подрывать ее тлетворное влияние - такова задача всех, кто стоит на почве идей социализма и коммунизма. "Развивая в ГДР нашу социалистическую культуру в соответствии с запросами общества и стремлением творческих сил, - говорит Вальтер Ульбрихт, - мы одновременно оказываем влияние на те социальные слои и политические силы в Западной Германии, которые ведут борьбу против уродливой империалистической, клерикально-милитаристской системы; мы вдохновляем эти силы, организуем их, формируем их сознание". Вьетнамский писатель Суан Чыонг заявляет: "Мирного сосуществования в области идеологии быть не может. В условиях разделенной страны, когда реакционные радио и пресса на Юге пропагандируют плоды растленной буржуазной культуры и клевещут на нашу жизнь, мы тем более обязаны отстаивать принципы партийности литературы". Борьба с буржуазной идеологией немыслима без борьбы с ревизионизмом и догматизмом. Задачи разоблачения этих врагов марксизма-ленинизма, этих проводников буржуазных влияний ясны передовым деятелям во всем мире. Им ясно, в частности, что буржуазная реакция стремится "скомпрометировать" высокие принципы социалистического гуманизма и социалистического реализма, лишить их души, содержания, отбросив - как якобы незначащее - прилагательное "социалистический". Буржуазные пропагандисты, говорит Тодор Живков, "проповедуют надклассовый, абстрактный, общечеловеческий гуманизм, гуманизм вообще... Они хотят лишить нас классового подхода, нашей коммунистической точки зрения - этой основной позиции в нашей теории и практике". Надо зорко смотреть за тем, чтобы в наши ряды, в нашу печать не "вползала" гнилая идейка о "надклассовом" гуманизме. Точно так же нельзя допускать ревизии ведущего метода современного искусства - социалистического реализма. Проблемы социалистического реализма стоят в центре идейно-эстетических интересов многих зарубежных художников и теоретиков. Большой вклад ЦК КПСС в дело отстаивания и развития ленинской концепции литературы и искусства приобретает международно-политическое значение. Тодор Живков сформулировал это с предельной ясностью: "Не будет преувеличением, если мы скажем, что замечательная речь товарища Хрущева, в которой подчеркнуто значение чистоты идейной, политической стороны социа- стр. 82 -------------------------------------------------------------------------------- листической литературы и искусства, нанесла чувствительный удар по самой сути политики, стратегии и тактики западных идеологов... Совершенно ясно, что литература и искусство стали первостепенными факторами в политике не только в отдельной стране, но и в международной политической жизни". Высказывания зарубежных прогрессивных деятелей по вопросам социалистического реализма говорят о полной поддержке эстетических принципов, выдвинутых КПСС, о стремлении внести свой вклад в марксистско-ленинскую художественную теорию. В связи с жизнью, с народом видят наши друзья залог успешного развития искусства. "Одна из целей социализма, - пишет английский ученый А. Мортон, - покончить с этой (буржуазной. - А. Д.) изоляцией человека от общества и установить мир, в котором будут превалировать чистые и честные человеческие отношения". Он же приводит как девиз слова известного английского писателя прошлого века Уильяма Морриса: "Дело искусства есть дело народа, и в этом - наша надежда". Положение о единстве партийности и народности в социалистической литературе, которому уделил так много внимания в своей речи Н. С. Хрущев, полностью разделяется нашими друзьями в странах социализма. Опираясь на богатый опыт литературы нашего века, многие зарубежные деятели показывают превосходство социалистического реализма над другими художественными методами, богатство и многообразие его форм, его огромные новаторские достижения и возможности. Искусство социалистического реализма тесно связано с новой, революционной действительностью, - именно оно открывает людям черты нового героя, именно оно идет дорогой художественного расцвета. "В сегодняшней литературе... укрепляется партийное, социалистическое, реалистическое направление, с полной ответственностью отображающее борьбу строящего социализм общества и формирующегося в борьбе человека. Представители литературы этого направления принимают сознательное участие в борьбе трудящихся". Это говорит Иштван Сирмаи (Венгрия). "В нашей сегодняшней жизни так много красивого, нового! - восклицает Ненко Балкански (Болгария). - В первую очередь это - новый человек, который не только преображает экономику и географию нашей страны, но и создает новые отношения между людьми". Показать этого человека во всей его духовной глубине, во всем его эмоциональном богатстве может только социалистическое искусство, бескомпромиссно враждебное модернизму. Четко осознается великое политическое и эстетическое значение социалистического реализма, его место в борьбе народов за свободу и за построение свободного общества, его интернационалистский пафос и его органическая связь с лучшими традициями национальных культур. "Мы выступаем за социалистический реализм также и по политическим соображениям, - говорит Вальтер Ульбрихт, подчеркивая действенное, политическое содержание стр. 83 -------------------------------------------------------------------------------- социалистического гуманизма - основы нового искусства. - В этом методе художественного творчества выражено уважение к человеку. Десять заповедей социалистической морали требуют от нас изображать человека хозяином своей судьбы, помогать ему преодолеть еще имеющиеся пережитки капитализма. Мы выступаем за социалистический реализм, ибо сознаем свою ответственность перед нацией... Мы выступаем за социалистический реализм, исходя из нашей интернациональной ответственности перед социалистическим лагерем и всем прогрессивным человечеством". Разрабатывая проблемы социалистического реализма, определяя особенности нового метода искусства, многие авторы подчеркивают его новаторский характер. Резко критикуя формалистическое лженоваторство, Тодор Живков решительно выступает и против эпигонства, против бездумного движения по проторенным путям. Социалистический художник должен быть всегда искателем, разведчиком, открывателем нового. "Искусство может нормально развиваться, - сказано в редакционной статье "Руде право", - только при условии его активного участия в борьбе за все новое в нашей жизни и - одновременно - поисков новых средств выразительности и формы... Ни одно великое искусство не возникало еще путем простого повторения достигнутых результатов; им всегда двигал "мотор"- стремление стать частью никогда нескончаемого процесса человеческого познания и борьбы за общественный прогресс". Серьезным вкладом в эстетическую теорию является действенная критика, которой многие зарубежные прогрессивные авторы подвергли так называемый интеллектуализм, поднимаемый на щит буржуазными эстетиками. Речь идет, конечно, не о раскрытии духовного мира, не об изображении интеллектуальной жизни. Речь идет о декадентском, "снобистском" рационализме. Отвергая буржуазное лженоваторство, Андрей Стоянов пишет, что оно "в искусстве ныне очень часто выступает под знаком интеллектуализма, проявляющегося за счет эмоционального в человеческой психике, - интеллектуализма, имеющего очень мало общего с интеллектуальным, философским проникновением в проблемы искусства". "Искусство, - справедливо замечает А. Стоянов, - не должно отказываться от своей власти над человеческими сердцами: волновать их, трогать, пленять, облагораживать". Эти слова прямо перекликаются с остроумным афоризмом известного немецкого писателя Ганса Мархвицы, сказавшего на недавней конференции Союза немецких писателей: "Интеллект не должен становиться холодильником чувств". Иосип Броз Тито в речах, призывающих развивать социалистические принципы в культурной жизни Югославии, критикует буржуазные влияния в творчестве некоторых югославских художников. При этом он характеризует тип декадентствующего "интеллектуала", творчески бесплодного проводника отрицательных взглядов, проникающих с Запада. "Обычно, - замечает Тито. - стр. 84 -------------------------------------------------------------------------------- это люди, ушедшие в себя, которым все кажется слишком будничным и банальным, которые на все смотрят свысока и все больше становятся антиобщественными личностями. Их не интересует ничего, кроме собственных мыслей". Холодный, безэмоциональный, бездушный "интеллектуализм", как верно замечают его критики, представляет нередко питательную почву для абстракционизма, ташизма, дедекафонизма и прочих формалистических "измов". С ним нельзя не бороться самым решительным образом. "Можем ли мы равнодушно смотреть, как эти современные компрачикосы уродуют души молодых людей, подобно тому как в средние века в Англии и других странах компрачикосы похищали людей, обезображивали их лица и делали из них смешных уродцев, чтобы с их помощью собирать милостыню", - восклицает И. Броз Тито, призывая к борьбе против вредной деятельности этих нищих духом, живущих подачками с барского стола буржуазии. Выступая против современного буржуазно-декадентского искусства, зарубежные прогрессивные деятели прежде всего вскрывают его социальную, политическую природу. Опираясь на знаменитые слова В. И. Ленина об иллюзорности "свободы" художника в буржуазном обществе, о его зависимости от денежного мешка, подкупа, содержания, Джон Говард Лоусон пишет: "Когда буржуазный художник утверждает, что его искусство сугубо лично и неприкосновенно, он цепляется, одинокий, за отношения буржуазной собственности". Не только в индивидуализме и субъективизме, но и в буржуазном космополитизме коренятся основы модернистских течений. Абстракционизм безнационален, "безроден", космополитичен. "Цель космополитизма - уничтожение национальных культур и замена их посредственным, лишенным какого бы то ни было реального жизненного содержания эрзацем, духовная американизация мира", - замечает А. Мортон. "Модернистские писатели, возглавляющие ныне в Южной Корее реакционную литературу, служат американскому империализму; проповедуя космополитические идеи и преклонение перед "красотой", они находятся в плену заблуждений и духовного одиночества", - справедливо отмечается в одной из корейских газет. Космополитизм и духовное одиночество, космополитизм и моральное одичание - ведь это две стороны одной и той же монеты! Характеризуя абстракционистские и формалистические тенденции, прогрессивные деятели зарубежных стран единодушно подчеркивают и их реакционную роль, и их враждебность природе искусства... "Я считаю абстракционизм умирающим искусством, - заявляет талантливая немецкая художница Леа Грундиг. - Он непонятен народу, потому что в нем нечего и понимать. В нем нет никакой мысли, никаких глубоких чувств, никакого отражения жизни..." Прогрессивные мастера искусств солидарны с советскими художниками, объявившими войну абстракционизму и формализму. Они горячо поддерживают позицию руководства КПСС, призывающего вести борьбу в области искусства на два фронта - стр. 85 -------------------------------------------------------------------------------- против абстракционизма и формализма, с одной стороны, против натурализма - с другой. Та же Леа Грундиг решительно противопоставляет социалистический реализм натурализму. "Социалистический реализм, - говорит она, - это не скучное повторение форм, данных природой"; "...искусство социалистического реализма не является ни механической фотографией, ни субъективистским измышлением...", - пишет Тодор Павлов. Против "серости, морального безразличия" выступает Иштван Сирмаи. Мирослав Кусый приводит замечательные слова Антонина Новотного: "...мы боремся против либерализма и своевольной самоцели, открывающих путь идеалистическим взглядам и буржуазной морали, а точно так же и против схематизма, приблизительности и поверхностности, против консервативной приверженности старым условностям и застывшим представлениям, которые не соответствуют жизненной правде". Во всех этих высказываниях ярко выступают революционные, марксистско-ленинские позиции в области эстетики. Решительное, принципиальное наступление на модернизм и модернистские влияния, открыто объявленное сторонниками реалистического искусства, вызвало в буржуазной печати демагогические заявления об эстетической "узости", которая, дескать, проповедуется в Советском Союзе, о политике художественных "ограничений", якобы проводимой всеми марксистами в разных странах. Известно, однако, что, отбрасывая с путей искусства модернизм, по самой своей сути враждебный природе художественного творчества, мы спасаем искусство, даем ему возможность здорового развития и процветания. По-настоящему богатым и разнообразным является искусство социалистического реализма, новаторское, ищущее и дерзающее творчество. Об этом много говорилось в речах Н. С. Хрущева и Л. Ф. Ильичева. Об этом же очень верно сказал и Вальтер Ульбрихт: "Мы открыто заявляем, что мы против так называемого модернизма, характеризующегося примитивным изображением людей и исключением настоящих чувств". "Партийность, народность и творческая индивидуальность как выражение многообразия нашего искусства являются важными критериями художественного мастерства". "Узок" не реализм, а модернизм, - это он бежит от действительности, скрывается в тайниках одинокой души, в дебрях субъективного воображения. Реализм же смело идет навстречу жизни, познает ее законы, служит ее объяснению и изменению. Он широк, многообразен, богат. Читая статьи и речи зарубежных прогрессивных деятелей, находишь многочисленные признания того, как много дала им советская эстетическая теория, как внимательно изучали они труды классиков марксизма-ленинизма и богатейший опыт КПСС в области партийного руководства искусством. Но не только научная теория - и живая творческая практика советских художников, мастеров социалистического реализма вооружала их в борьбе против буржуазного декаданса. Не случайно с такой любовью стр. 86 -------------------------------------------------------------------------------- упоминаются во многих статьях и выступлениях имена классиков советской литературы -Максима Горького, Владимира Маяковского, Михаила Шолохова. Революционная борьба в самых разных странах привела к выработке собственных передовых эстетических традиций, обогащающих мировую коммунистическую научную мысль. Тодор Живков по полному праву опирается и на опыт советских коммунистов, и на эстетические суждения великих болгарских революционеров - Димитра Благоева, Георгия Димитрова. Английский марксист А. Мортон черпает аргументы в мировой марксистской мысли - и у советских ученых, и у знаменитого английского критика-коммуниста Ральфа Фокса, автора известной книги "Роман и народ". Вальтер Ульбрихт, цитируя В. И. Ленина и Максима Горького, опираясь на речи Н. С. Хрущева и Л. Ф. Ильичева, с гордостью называет и классические образцы социалистического реализма в новейшей немецкой литературе. "По пути Максима Горького" - так озаглавлен Вальтером Ульбрихтом один из разделов его речи. В нем он говорит о достижениях немецких писателей- мастеров социалистического реализма, высоко оценивает творчество Иоганнеса Р. Бехера и Бертольта Брехта как крупнейших художников социалистического реализма в немецкой литературе. "Для творчества Иоганнеса Бехера были характерны его тесная связь с жизнью народа и - я хотел бы подчеркнуть это - его стремление всегда отыскивать новое, передовое", - говорит В. Ульбрихт. "Если мы тщательно исследуем творчество Бертольта Брехта, то увидим, что, создавая свои глубоко идейные произведения, он в совершенстве владел материалистической диалектикой... Характерным для творчества Берта Брехта является реализм, социалистический реализм". Кстати, эта характеристика, данная Брехту Вальтером Ульбрихтом, позволяет уточнить оценку ряда мыслей Брехта о театре и искусстве актера, которая содержится в интересном выступлении Андрея Стоянова. Используя некоторые суждения Брехта 20-х годов, впоследствии уточненные автором, А. Стоянов приходит к выводу, будто Брехт отказывался от эмоциональности в пользу рассудочности. Эта тенденция изображать Брехта сухим рационалистом (получившая известное распространение и в некоторых работах советских критиков) является, на мой взгляд, неверной и не учитывающей в полной мере эволюцию эстетических воззрений этого великого писателя и режиссера. Брехт, подчеркивал В. Ульбрихт, - именно социалистический реалист. И путь его к социалистическому реализму, как это очень интересно показала Е. Книпович ("Иностранная литература", 1963, N 4), открылся довольно рано. Об этом надо помнить еще и потому, что буржуазные декаденты пытаются изображать Брехта как художника-"интеллектуалиста", то есть изображать его чуть ли не формалистом. Между тем "Берт Брехт в своем творчестве является противником формализма, - справедливо замечает Вальтер Ульб- стр. 87 -------------------------------------------------------------------------------- рихт. - Но есть люди, которые пытаются формалистически истолковать произведения Берта Брехта". Само творчество Брехта, логика развития его эстетических взглядов опровергают эти попытки. Но возвращаемся к основным темам. Сознание того, что в наше время именно в области идеологии идет в мировом масштабе острая и бескомпромиссная борьба, сознание того, что искусство есть идеологическое оружие и что принцип партийности составляет душу нового, социалистического искусства, - владеет умами и сердцами наших зарубежных друзей. Глубоко воспринято ими эстетическое учение В. И. Ленина, требующее от художника сознательного участия в борьбе за социализм и коммунизм, а от социалистических и рабочих партий, систематического и целеустремленного руководства процессом художественного развития. В редакционной статье "Руде право" говорится о важнейшей обязанности партийного авангарда - руководить искусством: "Как дирижер следит за тем, чтобы все инструменты в оркестре звучали гармонично и слаженно, так и партия устремляет усилия всех людей в общественно-политической жизни к одной общей цели, снова подчеркнул Н. С. Хрущев. Это закономерность развития социалистического общества, и она распространяется также и на все области искусства, несмотря на их специфические особенности". Партийное руководство искусством осуществляется в различных условиях. И эти различные условия, их конкретная специфика предполагают своеобразие форм этого руководства. Но идейные принципы и идейные цели всегда едины. Это ясно видно из высказываний политиков и художников разных стран социалистического лагеря. Подлинно партийное руководство искусством везде и всюду решительно противостоит как либералистской уступчивости, так и проявлениям сектантства. Поддерживая и развивая искусство социалистического реализма, партийные руководители в странах социалистического лагеря помогают нормальному, здоровому развитию художников, еще не достигших уровня социалистического искусства, - критических реалистов, революционных романтиков и т. д. Ясно и четко сказал об этом Владислав Гомулка еще на III съезде ПОРП: "Мы поддерживаем прежде всего литературу, реалистическую по своей форме, социалистическую по своему идейному содержанию, по своему отношению к миру и судьбам человека. Такую литературу мы считаем достойной самого широкого распространения. Мы поддерживаем также прогрессивное творчество, расширяющее духовный кругозор человека, формирующее его моральный облик и прививающее ему чувство прекрасного. Мы издаем ценные в художественном отношении произведения старых и современных авторов, которые хотя и не стоят на позициях марксизма, но служат своим творчеством делу освобождения человечества". Ратуя за многообразие прогрессивных художественных на- стр. 88 -------------------------------------------------------------------------------- правлений и ведущую роль социалистического реализма (в свою очередь богатого различными художественными тенденциями), Вальтер Ульбрихт сказал; "У нас в Германской Демократической Республике имеются... различные направления в телевидении, литературе, театре, кино, живописи. Это здорово и нормально. Но подобно тому как партия и рабоче-крестьянское государство выступают против реакционных буржуазных идеологов, они выступают также против буржуазного декадентства и против мелкобуржуазно-анархических взглядов". Позиция эта ясна и благородна: против буржуазной реакции и эстетического упадничества, за объединение всех сил, способных служить своим творчеством народу и прогрессу. С партийными руководителями полностью солидарны и деятели искусства. Атанас Стоиков говорит о той поддержке искусству социалистического реализма, которую оказывают художники-реалисты, работающие в мире капитализма, создающие большое искусство в исключительно трудных условиях. Это "Сикейрос, Ренато Гуттузо, Рокуэлл Кент, Бидструп, Жан Эффель и многие другие, крепко связанные с прогрессивными силами в своих странах, влюбленные в самые дорогие завоевания своего родного искусства, черпающие надежду и смелость в большом искусстве Советского Союза, всего социалистического лагеря...". Не только этих художников называет Атанас Стоиков. Он отмечает, что делу прогресса содействует "вклад и тех больших, хотя иногда и противоречивых в своем развитии, художников, которые честно и взволнованно откликаются в своем творчестве на самые острые социальные проблемы и расширяют возможности изобразительного искусства". "Я, - добавляет он, - имею в виду таких художников, как Матисс, Руо, Кокошка, Марини, Мандзу, Громер и другие, среди которых особенно выделяется фигура Пабло Пикассо". В условиях идеологического наступления всех прогрессивных сил в искусстве особенно возрастает роль марксистской критики. Полностью развенчать все виды формалистического лженоваторства и натуралистической мимикрии "под реализм" может только идейно зрелая, по-настоящему принципиальная научная критика. Она же может выполнить и ту задачу, о которой не раз говорил Н. С. Хрущев, - помочь заблуждающимся осознать свои ошибки, помочь им встать на твердую почву реалистического творчества и служения народу. При этом, отмечает вице-президент Чехословацкой академии наук Ладислав Штолл, критика обязана отличать безнадежных шарлатанов и фигляров от заблуждающихся художников, которые "благодаря своему таланту, своей культурности и личной честности" не останутся глухими к научной критике. "Таким творцам, - замечает Л. Штолл, - ...марксистская критика может во многом помочь. Речь, разумеется, идет не о том, чтобы этому ищущему или заблуждающемуся художнику критик помог разрешить тот или иной вопрос творческого процесса. Речь стр. 89 -------------------------------------------------------------------------------- идет о том - и это самое главное, - чтобы помочь ему не только эстетически, но и граждански выкарабкаться из иллюзий ложного сознания, найти правильное отношение к социальной жизни..." Решить такую задачу, как и все другие свои задачи, может только убежденная, принципиальная, нелицеприятная в суждениях критическая мысль. Это справедливо подчеркнул в своем докладе перед деятелями немецкой культуры член Политбюро ЦК СЕПГ, профессор Курт Хагер, высоко оценивший ту прямоту, с которой в Советском Союзе критикуются за реальные ошибки отдельные писатели и ученые независимо от признания их талантов и достижений. Ни мы, ни наши друзья-единомышленники за рубежом не можем мириться с отступлениями от марксизма-ленинизма в критике, в эстетической теории и в литературной науке. Критикуя "критиков", ставших на путь уступок модернизму, Тодор Живков сказал: "Это люди - иначе этого не объяснишь, - не имеющие необходимой марксистско-ленинской подготовки, я бы сказал, не имеющие для критика специальной подготовки". Идейная борьба против модернизма и всех видов и форм его тлетворного влияния имеет великое историческое значение. Она проводится во имя интересов всего передового и прогрессивного человечества, на пользу всех искусств, как справедливо заметил Иштван Сирмаи: "Идеологическое наступление ведется не против людей, а за людей..." Оно ведется против всего античеловеческого, антигуманистического. В процессе этого наступления на реакцию крепнет и развивается народное искусство - искусство социалистического реализма. Решаются задачи, о которых неустанно напоминает художникам всех видов творческого оружия Коммунистическая партия Советского Союза, призывающая их повышать идейность и мастерство своих произведений. Этот партийный призыв услышан во всем мире, услышан миллионами честных, талантливых художников всех стран и наций. Художник, который убежденно и открыто связал свое творчество с историческим делом социализма и коммунизма, который творит, находясь в гуще народной жизни, - только такой художник создает действительно свободное искусство, владеющее умами и сердцами миллионов. Эта ленинская мысль, подтвержденная творчеством многих и многих художников, является ведущим мотивом в боевых откликах наших зарубежных друзей. Идеологическое наступление на реакцию в литературе и искусстве продолжается. Оно поднято на новую ступень историческим июньским Пленумом ЦК КПСС, речью Н. С. Хрущева на этом Пленуме, докладом Л. Ф. Ильичева, выступлениями участников партийного Пленума. Нет никакого сомнения в том, что передовая зарубежная мысль почерпнет в материалах июньского Пленума ЦК КПСС новые творческие импульсы, новые идейные силы для борьбы против буржуазной эстетической реакции. стр. 90

Опубликовано на Порталусе 28 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама