Рейтинг
Порталус

ЛИТЕРАТУРА И ВОСПИТАНИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Дата публикации: 28 января 2011
Публикатор: genderrr
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1296225636


Начавшееся обсуждение вопросов преподавания художественной литературы в вузе (см. "Вопросы литературы", 1963, N 1) можно только приветствовать. Дискуссия, надо надеяться, окажет положительное влияние на улучшение подготовки педагогических кадров. Но прежде всего следует вернуться к средней школе. Постановка филологического образования здесь вызывает большую тревогу. Знания многих поступающих на филологические факультеты и отделения неглубоки и бессистемны. Например, в прошлом году на филологические специальности Казанского госуниверситета поступало 235 человек, из них почти половина отсеялась сразу же после сочинения. А из 120 человек, выдержавших конкурс и зачисленных на первый курс, отличные и хорошие оценки по литературе (устные и письменные экзамены) получили только 36 человек. И "производственники" и "школьники" в своей значительной части не имеют достаточно полного представления о творчестве отдельных писателей и не владеют навыками идейно-эстетического анализа художественного произведения. Не менее огорчительно и низкое качество сочинений. Не говоря об их содержании, они часто изобилуют грамматическими и стилистическими ошибками. Язык их за малыми исключениями бесцветен, полон стандартных оборотов. Конечно, в ответе за это не только учителя. Среди них много мастеров своего дела, влюбленных в свой предмет. Причина в неудовлетворительной постановке литературного образования в средней школе. Программы по литературе урезаны до предела и поэтому не позволяют дать учащимся систематических знаний. Как же все-таки следует строить процесс обучения в вузе? Прежде всего задачу подготовки кадров в высших учебных заведениях необходимо решать не умозрительно, а руководствуясь велением времени, требованиями новой Программы нашей партии и с реальным учетом степени подготовленности по литературе поступающих в вузы. Нельзя ориентироваться, как предлагает Н. Гудзий, стр. 155 -------------------------------------------------------------------------------- на студента, который все знает и все понимает, надо строить преподавание, исходя из реального уровня знаний основной массы студенчества. Учитывая это обстоятельство, правы, как мне кажется, те, кто считает лекции по общим курсам необходимой формой вузовского обучения. Основное назначение этих курсов в том, чтобы научить студентов правильно, с марксистско-ленинских позиций рассматривать литературные явления, раскрывать закономерности развития литературы, ее зависимость от жизни общества. Очень важно донести до сознания молодежи мысль о том, что советское литературоведение - такая же, хотя со своими методами исследования и критериями, наука, как физика или математика, не имеющая ничего общего с субъективистскими, лженаучными построениями реакционных буржуазных литературоведов. В общих курсах студенты получают, в отличие от отрывочных школьных сведений по литературе, целостную систему знаний, знакомятся с литературными направлениями, художественными методами, с основными этапами развития критического и социалистического реализма, учатся идейно-эстетическому анализу художественных произведений, короче говоря, формируются как специалисты, обладающие марксистским взглядом на искусство. Однако, как правильно заметил А. Н. Соколов, литературный процесс надо изучать конкретно-исторически, а не только в общих чертах. Раскрытие закономерностей не исключает, а предполагает внимание к своеобразию творчества того или иного писателя. Общее раскрываете через индивидуальное. Можно ли понять и показать эволюцию критического реализма в России, не определив того индивидуального вклада в литературу, который сделали Пушкин, Гоголь, Тургенев, Л. Толстой и другие крупнейшие русские реалисты XIX века? Лекции по общим курсам должны в сжатой форме знакомить студентов с различными концепциями по тому или иному вопросу, вводить их в сегодняшнее состояние советского литературоведения, активизировать их творческую мысль, пробуждать интерес к самостоятельным занятиям. Недоверие к этим лекциям, прозвучавшее в выступлении Н. Гудзия, во многом объясняется тем, что в учебно-педагогической практике их чтение зачастую сводится к повторению учебников. Лекции следует максимально разгрузить от материала справочного характера, который легко найти в любом учебном пособии. Совершенно не обязательно рассказывать биографию писателя, гораздо важнее охарактеризовать наиболее ценные исследования о нем, раскрыть своеобразие его творчества, определить его место в истории литературы. И все же, как мне думается, в лекциях по общим курсам не только невозможно полностью освободиться от "влияния" учебников, но и не следует к этому стремиться. Учебники - разумеется, хорошие, с учетом последних достижений науки - дают как раз представление об историко-литературном процессе, о закономерностях развития литературы, о смене литературных направлений, о художественном методе писателей, то есть решают ту же задачу, которая возникает при чтении общих курсов. Весьма спорным представляется мне мнение тех товарищей, которые предлагают читать лекции только о том, чего нет в учебнике. В этом случае лектору грозит опасность уклониться от кардинальных вопросов литературоведения и увлечься проблемами второстепенными. Разумеется, слушатели обогатятся при этом новыми знаниями, горизонт их расширится. Но не правильнее ли будет идти по пути более глубокого и широкого (в историко-литературном плане) стр. 156 -------------------------------------------------------------------------------- разъяснения приводимых в учебнике положений? Ведь студенты нередко пользуются многими определениями, не осознавая их подлинного смысла или имея о нем лишь приблизительное представление. В лекциях по общим курсам надо разъяснять студентам важнейшие историко-литературные понятия, чтобы они употребляли их вполне сознательно и впоследствии сами доходчиво и популярно смогли растолковать их учащимся. Конечно, такая "разъяснительная работа" не есть повторение учебника, она является его дополнением и предоставляет преподавателю широкие возможности для выявления своих знаний, для изложения своей точки зрения. Таким образом, прежде всего на лекциях формируется научное мировоззрение студентов, их следует рассматривать, по выражению одного из участников дискуссии Р. Самарина, как "основной путь проникновения в науку". Но и этим далеко не исчерпывается значение общих курсов. Преподавание литературы нельзя сводить к раскрытию одних закономерностей литературного процесса, надо, кроме того, помнить, что нашим предметом является великое искусство слова, обладающее огромной силой воспитательного воздействия. Короче говоря, лекции должны не только развивать научное мышление молодежи, но и эстетически воспитывать ее. Эта вторая функция преподавания не менее важна, особенно сейчас, когда XXII съезд КПСС и принятая на нем Программа партии выдвинули задачу воспитания нового человека, руководствующегося в своем поведении моральным кодексом строителя коммунизма. Наши высшие учебные заведения самим ходом истории поставлены перед необходимостью пересмотра традиционных форм воспитательной работы. Сейчас речь идет о том, чтобы из стен вуза выходил не только хорошо подготовленный специалист узкого профиля, но и человек с высокими моральными взглядами и эстетическим вкусом, идейно закаленный, активный строитель коммунистического общества. Особенно благоприятны условия для формирования коммунистического сознания молодежи на филологических факультетах, которые имеют в своем арсенале такое мощное средство идейно-эстетического воспитания, как художественная литература. Использовать ее богатейшие воспитательные возможности - первейший наш долг. Можно ли считать задачу подготовки педагога-словесника решенной, если выпускник хорошо знает закономерности историко-литературного процесса, правильно оперирует основными литературоведческими понятиями, но при этом остается равнодушным к красоте художественных творений, оказывается не в состоянии передать ее очарование учащимся? Степень подготовленности студента к будущей профессии учителя и воспитателя надо определять не только суммой усвоенных им знаний, но и эстетическим уровнем его развития. К сожалению, мы иногда не обращаем достаточного внимания на морально-эстетическую подготовленность будущего преподавателя средней школы и нередко вручаем дипломы людям, по существу глухим и равнодушным к тому, что составляет величие художника, к благородству его идеалов, к глубокой человечности его произведений. Хорошо известно, что литература на протяжении многих веков своими специфическими средствами боролась за прекрасную жизнь и прекрасного человека. Все большие художники слова готовили своим творчеством завтрашний день, и имеем ли мы право забывать об этом сейчас, когда осуществляются лучшие стр. 157 -------------------------------------------------------------------------------- мечты человечества? Раскрыть духовное морально-эстетическое богатство классического художественного наследия, превратить его в активный фактор воспитания молодежи - важнейший элемент преподавательской работы в вузе. Человечность, пронизывающая творения Шекспира, Сервантеса, Байрона, Диккенса, Пушкина, Л. Толстого и других классиков мировой литературы, делает их прекрасными, близкими и понятными читателям наших дней. В гуманистической направленности секрет долголетия их книг, в ней заключен тот эликсир бессмертия, который позволяет настоящим художникам "убежать тленья" и "пережить свой прах". Как мне кажется, в своей преподавательской деятельности мы недостаточно раскрываем гуманистическую сущность классической литературы. Но надо признать, что преподаватели литературы в решении этой важной задачи получают слабую помощь от теоретиков искусства. Если говорить о недостатках в разработке марксистско-ленинской эстетики, то один из них состоит в том, что исследование тех или иных эстетических вопросов носит, как правило, отвлеченный характер и мало приближено к живой современности. В учебных пособиях, монографиях и многочисленных статьях по эстетике мало яркого, живого материала, который можно было бы непосредственно использовать в воспитательной работе. А между тем такой аспект исследования настойчиво "подсказывается" решениями XXII съезда КПСС, всем содержанием и духом Программы нашей партии, которая учит рассматривать идейно-теоретические вопросы не абстрактно, а применительно к задачам современности. Наши литературоведы проделали очень большую и плодотворную работу по изучению жизни и деятельности классиков русской и мировой литературы, по выяснению их общественно-политических и эстетических воззрений, но до сих пор нет монографий (да и отдельные статьи об этом чрезвычайно редки), в которых бы в широком плане показывалось воспитательное значение их творчества для современности. В вузовских учебниках в большинстве случаев хорошо освещаются общественно-политические убеждения классиков, их резко критическое отношение к самодержавно-крепостническому и буржуазному обществу. Все это, конечно, очень важно, но никоим образом не исчерпывает того богатства, которое заключено в классическом художественном наследии. Недостаточно внимания уделяется пониманию писателями "смысла жизни", общественного долга человека, их взглядам на любовь, дружбу, - то есть темам, которые дают возможность поставить вопросы воспитательного значения. Общее состояние нашей эстетики и нашего литературоведения, их сильные и слабые стороны находят свое отражение и в характере вузовского преподавания художественной литературы. Классические художественные произведения обычно рассматриваются в историческом аспекте, без достаточного учета тех интересов, которыми живет в настоящее время студенческая молодежь. Известно, что молодые читатели обращаются к творчеству Шекспира, Пушкина, Горького не только как к документу исторического прошлого, они ищут здесь ответы на волнующие их вопросы, в том числе и морально-эстетического порядка. Учебные вузовские программы в какой-то мере также толкают на обеднение воспитательных возможностей классической литературы. Возьмем в качестве примера Пушкина. Его лирика представлена в программе только вольнолюбивыми стихами. Однако Пушкин - наш современник не только в своей граж- стр. 158 -------------------------------------------------------------------------------- данской и политической лирике, но и в тех своих произведениях, где он ставит эстетические и моральные вопросы. Поэзия Пушкина созвучна нашей современности своим жизнеутверждающим пафосом и является средством воспитания человека бодрого, нравственно здорового, с ясным взглядом на мир. А разве утратил свою силу в нашем социалистическом обществе смех Гоголя над тем, как под влиянием частной собственности мертвеет и "оскотинивается" человек? Хотелось бы в заключение остановиться на вопросах специализации в подготовке научной смены. Если на лекциях студент получает необходимые навыки теоретического и эстетического анализа художественной литературы, то специальные курсы способствуют расширению полученных знаний; специальные семинары, кроме того, дают ему возможность творчески проявить себя. Специализация в наибольшей мере оправдывает себя в том случае, когда она развивается в духе научного направления кафедры, когда спецкурсы и спецсеминары связаны между собой единством темы и в своей совокупности обеспечивают формирование молодого специалиста в избранной им области. При тематической унификации значительно повышается и специальная подготовленность, и заинтересованность студентов, обсуждение семинарских докладов проходит более живо, выступления становятся более квалифицированными. Мне кажется, что уже на первом курсе, после соответствующих бесед, имеющих целью выявить те или иные склонности студентов, они в зависимости от проявленных интересов должны быть закреплены за определенными преподавателями для ведения научно-исследовательской работы. Такой преподаватель обязан руководить студентом на протяжении всех лет учения, он "подсказывает" ему тему курсовых работ и дипломного сочинения, рекомендует необходимую критическую литературу, помогает разобраться в сложных вопросах. Существует мнение, что тематика самостоятельной научно-исследовательской работы студентов должна быть отличной от той, какую они разрабатывают в семинарах в порядке учебной подготовки. Вряд "ли с этим можно согласиться. Даже сложившийся ученый не должен распылять свои силы. Самое лучшее, когда студент все время работает в одном направлении, год от года совершенствуя свои знания и методику исследования. Целенаправленная научная работа со студентами", перевод наиболее успевающих из них на индивидуальный план обучения благотворно отразится на подготовке научной смены. Формировать будущих исследователей надо еще в студенческие годы. Причем семинары, кружки приносят наибольшие плоды лишь тогда, когда они органически связаны с научным направлением кафедры, когда студенты привлекаются к исследованию действительно неизученных тем, помогают раскрывать какую-то, пусть небольшую, "тайну" поставленной проблемы, постепенно подводятся к решению все более сложных вопросов. Говоря о повышении качества преподавания, об улучшении подготовки кадров для средней школы, следует подумать о замене преподавателей, не оправдывающих Своего назначения, растущей, способной молодежью. Президент Академии наук СССР академик М. Келдыш справедливо говорил на XXII съезде КПСС: "Надо добиться, чтобы в науку шли действительно талантливые люди, энтузиасты своего дела, и решительно освобождаться от работников неспособных, нетворческих". Решению этих задач должны помочь широкая научная общественность, развитие научной критики. стр. 159 -------------------------------------------------------------------------------- Подготовка специалистов-филологов в вузе зависит, разумеется, не только от квалификации и мастерства преподавателей, но и от самостоятельной работы студентов, от того, насколько прочно они закрепляют знания, полученные на лекциях и на семинарских занятиях. Эта вторая сторона учебного процесса также не может не вызывать большой тревоги. Хочется всемерно поддержать мысль Г. Поспелова о перегрузке студентов, о том, что они не имеют возможности углубленно изучать материал. Подготовка к экзаменационным сессиям обычно осуществляется в авральном порядке. Необходимые художественные произведения нередко читаются "по диагонали". Следует отметить, что удельный вес специальных дисциплин (литература и родной язык) в учебном плане филологических отделений год от года снижается. Министерство высшего и среднего специального образования почти ежегодно вводит в учебный план все новые и новые предметы, причем не подлежащие какому-либо сокращению. В этих условиях попытки увеличить бюджет времени студента на самостоятельную работу за счет уменьшения часов на литературу и язык могут привести только к ухудшению филологической подготовки. Возникает неотложная необходимость координации домашних заданий, пересмотра списков обязательной критической литературы, сокращения занятий в аудиториях. Возникающие при этом трудности мы не в состоянии преодолеть самостоятельно. Улучшить дело можно лишь совместными усилиями вузов и Министерства. г. Казань стр. 160

Опубликовано на Порталусе 28 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама