Рейтинг
Порталус

ПЕРВЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

Дата публикации: 28 октября 2015
Автор(ы): И. Мерзон
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Исторический журнал, № 2, Февраль 1941, C. 117-119
Номер публикации: №1446022535


И. Мерзон, (c)

1

 

После выхода в свет учебника древней истории под редакцией проф. Мишулина прошло уже некоторое время. Многие учителя успели серьезно и внимательно ознакомиться с содержанием учебника и на основе проделанной в этом направлении работы пред'явить учебнику ряд дополнительных требований. Отмечая некоторые неточности выражений, слишком большую сжатость отдельных положений, преподаватели одновременно указывают, как следует, по их мнению, это исправить при дальнейшем переизданий учебника. Замечания учителей дадут авторам ценный материал для еще более тщательной отделки текста учебника.

 

Так например учитель мелитопольской школы пишет:

 

"На стр. 41 - 42 сказано: "Захватив на юге области урартов, Ассирия увеличила свои владения и в других местах". Получается, что Урарту находится на юге Ассирии. Мне кажется, лучше было бы написать: "Захватив южные области урартов..." и т. д.".

 

Преподаватели отмечают некоторую перегруженность отдельных параграфов учебника именами и фактами. Безусловно перегружен урок о древнекитайских династиях. О Ханьской династии можно было на этом уроке совсем не говорить, а перенести этот вопрос на следующий урок, на котором рассказывается о восстаниях в ханьский период.

 

Перегрузка чувствуется в таких уроках, как "Персия", "Буддизм", "Древнейшая история Китая", "Диоклетиан", "Христианство". Не удивительно поэтому, что учителя на практике часто разбивают их на два урока, хотя время на прохождение курса не позволяет делать этого.

 

Для проверки того, как учащиеся справляются с учебником, как они усваивают его материал в своей домашней работе, было организовано наблюдение над подготовкой урока по истории учащимися 5-го класса 32-й школы ФОНО. Пятеро учащихся с различной успеваемостью были оставлены после уроков с тем, чтобы они тут же, в школе, готовили заданный к следующему дню урок. Работа эта проводилась под наблюдением обследователя. Учащиеся получили по этому уроку следующее задание:

 

Прочесть по учебнику § 25 - "Древнейшая история Китая. Периоды Чжоу, Цинь и Хань".

 

Подготовить устный рассказ.

 

Записать в хронологическую таблицу дату правления Цинь-ши-хуанди.

 

Записать в словарь и об'яснить слова "династия" и "реформа".

 

Результаты этого обследования показаны в таблице (см. таблицу на стр. 152).

 

Кроме того для выявления того, как проходит самостоятельная работа учащихся по учебнику, было организовано наблюдение за этой работой со стороны родителей по определенному, разработанному для них плану.

 

Мать одной ученицы 5-го класса, которая учится на "посредственно" и "хорошо", пишет свои впечатления по отдельным урокам:

 

"Тема урока - "Персия". Урок готовился последним, в течений часа. По учебнику был прочитан .два раза... Вторая часть урока - "Дарий и его реформы" - оказалась труднее обычного. Материал учебника изложен понятно, но слишком богат по своему содержанию и давался не так легко, так обычно".

 

"Тема урока - "Буддизм и завоевание Индии". На то, что учебник скучен, дочь не жалуется, только иногда сразу приходится запоминать много имен и названий, что довольно трудно".

 

В результате этих данных: непосредственного наблюдения за приготовлением учащимися уроков и наблюдений родителей - установлено, что подготовка урока по истории древнего мира отнимает у учащихся от 15 минут до одного часа, в зависимости от сложности содержания и способностей учащихся. При этом учащиеся, которые учатся на "посредственно" и на "плохо", уделяя на подготовку урока истории около часа, усваивают не все: не запоминают некоторых имен, могут отвечать только на вопросы.

 

Преподаватели указывают на некоторый разрыв между учебником и картами. Иногда города, которые в учебнике упоминаются, на карте не отмечены, например Урук, Лаврион, Декелея. При этих, условиях

 
стр. 117

 

 

Характеристика успеваемости

Сколько раз читал

Сколько минут готовил урок

Знание материала

Какие сделал ошибки

1. Ученик

Учится хорошо

2

20

Рассказал в хронологической последовательности материал учебника, а также изложенный учителем дополнительный к учебнику материал.

Вместо "Срединного царства" назвал Китай средним царством. Столицу Китая "Лоян" назвал "Ливан".

 

 

 

 

Ответил на заданный обследователем вопрос: " Почему войны китайских царей разоряли крестьян?" Умеет об'яснить иллюстрации учебника, анализ которых был дан на уроке учителем.

 

2. Ученица

Учится отлично

1

12

Примерно те же знания, что у первого ученика.

Не запомнила имени китайского императора Ли Вана.

3. Ученица

Учится посредственно

3

25

Рассказывает медленно, все время припоминает прочитанное. Не привела дополнительный к учебнику материал, изложенный учителем.

Не знает, что значит "династия", хотя значение этого слова было об'яснено учителем на уроке.

4. Ученица

Учится слабовато

3

30

Не могла связно изложить материал учебника. Отвечала только на вопросы. Дополнительный материал не запомнила.

Не могла назвать правившие в Китае династии. Не запомнила имени китайского императора Цинь-ши-хуанди.

5. Ученица

Учится слабовато

4

40

Не могла связно изложить материал учебника. Отвечала только на вопросы. Не запомнила имен. О китайской стене вспомнила только по иллюстрации.

Не зна'ет, кто был Цинь-ши-хуанди, какие он провел реформы. Не смогла объяснить причин смены династий в древнем Китае.

 

каждый преподаватель будет их "помещать" по-своему, а ученикам и вовсе трудно - будет ориентироваться. Между тем уже не раз отмечалось, как велика роль карты в закреплении знаний учащихся.

 

2

 

Выход учебников изменял коренным образам не только преподавание истории, то есть непосредственную работу учителей в классе, но и самый процесс подготовки их к уроку. Пользуясь учебниками как основным материалом, преподаватели получили возможность более углубленно изучать вспомогательный материал.

 

Об этом повороте в сторону более углубленной подготовки к урокам ряда учителей убедительно говорят данные о работе читальни Наркомпроса: увеличился спрос на первоисточники, на исторические учебники для вузов, на исторические журналы, хрестоматии, монографии.

 

Вот какие пособия в дополнение к учебнику были использованы одной учительницей в Москве для подготовки к урокам по теме "Египет": Маркс "Британское владычество в Индии"; Струве "Древний Восток"; Струве "Хрестоматия по древней истории"; Снегирев "Египет"; Флитнер "В стране пирамид".

 

Учитель мелитопольской школы N 6, кроме учебника, использовал для подготов-

 
стр. 118

 

ки к уроку на тему "Первый триумвират. Диктатура Цезаря" следующие пособия: журнал "История в средней школе" N 5 за 1935 год; В. Сергеев "Второй триумвират и падание Римской республики" ("Исторический журнал" N 9 за 1937 год).

 

В результате привлечения дополнительной литературы преподаватели оживляют и углубляют содержание урока.

 

Одна учительница Москвы в добавление к учебнику рассказала не только, как писали вавилоняне, но и как была разгадана клинопись. Это имеет большое воспитательное значение, так как вводит учащихся в лабораторию исторической науки и показывает им, как знания, упорство и настойчивость позволяют ученым разрешить на первый взгляд неразрешимые проблемы.

 

Изучая в процессе подготовки к уроку художественную литературу, учителя дополняют на уроке содержание учебника яркими характеристиками исторических деятелей.

 

Так, учитель одной школы Москвы, используя "Сравнительные жизнеописания" Плутарха, дает учащимся в дополнение к учебнику красочную характеристику Гая Гракха, выявляя черты, отличающие его от Тиберия.

 

Учитель кунцевской 320-й школы В. Вербицкий, рассказывая о римском водопроводе, показывает, что это древнеримское сооружение вошло в поэзию Маяковского как образ силы и мощи:

 
"Мой стих
трудом
громаду лет прорвет 
и явится 
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима".
 

Кроме разнообразного текстового материала из учебника и из дополнительных источников преподаватели также максимально используют иллюстративный материал. О методах его использования уже неоднократно говорилось на страницах "Исторического журнала".

 

Учителя, тщательно готовящиеся к своим урокам, показывают нам примеры творческой работы с учебником.

 

3

 

Строя свой рассказ на основе учебника, учитель проводит с учащимися работу на уроке и непосредственно по тексту учебника. Это необходимо прежде всего для закрепления изложенного на уроке материала.

 

Приемы при этом применяются разнообразные.

 

Один преподаватель на уроке по теме "Тиберий Гракх" уделил на закрепление рассказа по учебнику минут 12. Два ученика по очереди читали учебник, после чего учащимся задавались вопросы по содержанию прочитанного материала. На другом уроке, по теме "Гай Гракх", учитель повторил с учащимися по учебнику только вопрос о законах Гая Гракха, то есть то место, которое, по его мнению, могло затруднить учащихся в процессе выполнения домашних заданий.

 

Некоторые учителя ограничиваются тем, что зачитывают и разбирают на уроке с учащимися лишь имеющиеся в учебнике выводы, учитывая, что это наиболее сложная часть урока.

 

Однако большинство учителей совсем не работает еще с учебником на уроке. Не показав учащимся на уроках, как закрепить по учебнику изложенный материал, они ограничиваются тем, что в конце урока задают по учебнику "от сих пор и до сих пор".

 

Некоторые учителя, ликвидировав не только записи конспектов, что совершенно правильно, но и вообще всякие записи по истории, лишают учащихся возможности зафиксировать дополнительный материал, очень помогающий при выполнении домашних заданий.

 

Таким образом, кратковременный пока еще опыт работы с учебником истории древнего мира показывает, что учителя только начинают осваивать методику этой работы, что они еще не используют все те богатейшие возможности для повышения качества знаний учащихся, которые в учебнике заложены. Но у целого ряда учителей уже имеются несомненные достижения в преподавании истории древнего мира по новому учебнику.

 

Для закрепления этих достижений и устранения недостатков в работе с новыми учебниками необходимо:

 

а) обеспечить школы учебниками (на первое время хотя бы по одному на каждую парту);

 

б) помочь учителям приобрести необходимую для подготовки к урокам литературу (исторические журналы, учебник для вузов и др.);

 

в) ускорить выпуск методического пособия по истории древнего мира применительно к новому учебнику;

 

г) помещать в периодической прессе побольше конкретных статей об отдельных проблемах работы с учебником истории;

 

д) собрать и опубликовать лучший опыт работы учителей с учебником истории древнего мира.

 

 

Опубликовано на Порталусе 28 октября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама