Рейтинг
Порталус

...КЛАССНЫЕ КНИГИ МЫ ОТЫСКАЛИ!

Дата публикации: 01 декабря 2015
Автор(ы): И. А. ЛЯХОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Библиотечная столица, № 10, Октябрь 2005, C. 3
Номер публикации: №1448982837


И. А. ЛЯХОВА, (c)

Программа чтений "Лето - 2005" для читателей 5 - 9 классов

 

Лето! Дети провели его по-разному. Некоторые съездили к морю или сходили в походы, кто-то отдохнул в деревне у бабушки и дедушки, но, надеемся, книга обязательно была вместе с ними.

 

После окончания учебного года школьники уходят на каникулы, имея на руках план чтения литературы по программе. Мы же в библиотеке имеем возможность наблюдать, что и как они читают в свободное время. Два первых летних месяца они обычно читают книги "для души". В августе обычно спешно приступают к списку обязательной литературы. Мы подумали: а почему бы не сделать и это чтение более увлекательным?

 

Так в нашу жизнь вошли программы летних чтений, без которых мы уже не представляем свою работу. Мы определили цели, которых хотели бы достичь. Нам хотелось разнообразить досуг детей, познакомить их с творчеством писателей-юбиляров, напомнить о необходимости дружить с природой, повысить интерес ребят к истории страны и, конечно же, к страницам истории нашего города Орла.

 

В 2001 году наша библиотека предложила своим юным читателям на летний период программу под названием "Откопай сокровище". Художником библиотеки была оформлена большая красочная карта, изображающая маршрут некоего путешествия. Его, от старта до финиша, читатель должен был пройти за три месяца, с пятью остановками, указанными на карте.

 

Первая остановка - "Выбирай-ка". Ребята самостоятельно выбирали себе книгу для чтения. Вторая - "Деловарь", заполнение анкеты. В ней мы предлагали указать: название прочитанной книги, ее автора, любимую главу, любимого героя. А в конце нужно было написать, почему эту книгу стоит прочитать и другим детям. Третья остановка - " Почитай-ка", то есть чтение следующей книги. За лето мы советовали детям прочитать пять или более книг. Четвертая - "Заполняй-ка" - предполагала заполнение анкеты-отзыва на следующую книгу. И последняя остановка - "Иллюстрашка". Здесь ребята рисовали иллюстрации к прочитанным книгам.

 

Тех ребят, которые не свернули с маршрута и нашли для себя любимую книгу, в конце августа ожидали призы. В поисках сокровища - любимой книги - принимали участие школьники 5 - 9 классов, их оказалось более ста человек. Ребята заполняли анкеты, рисовали иллюстрации, обложки для книг, писали отзывы и письма писателям. Целую галерею портретов представили учащиеся школы-интерната N 2. Маша Еременко (10 лет) создала занимательную книжку-раскладушку, в ней она рассказала о необычной стране, где живут герои различных книг, а Ольгу Коломыцеву (11 лет) так увлек удивительный мир фантастики, что в письме любимому писателю Киру Булычеву она предложила свой сюжет новых приключений Алисы Селезневой.

 

В конце лета были подведены итоги работы по программе летних чтений.

 

Дети получили призы за наиболее интересные отзывы о книгах, за самое интересное письмо писателю, за самую удачную иллюстрацию. Отдельно была награждена Маша Еременко за книжку-раскладушку.

 

После подведения итогов была оформлена книжная выставка. На ней были представлены самые популярные, наиболее часто встречающиеся в читательских отзывах книги, сами отзывы и иллюстрации детей. Летняя программа так вдохновила ученицу 7-го класса Катю Волошину, что она написала стихи, которые и стали эпиграфом выставки:

 
  
  
 Остров сокровищ все лето искали, 
 Классные книги мы отыскали. 
 Мы их читали, про них рисовали, 
 Сколько чудесного в них мы узнали. 
  
 
 

На следующий год девизом летних чтений стали слова: "Помни: мира не узнаешь, не зная края своего". Работники библиотеки поставили перед собой задачи: приобщить читателей к истории родного края, воспитать чувство гордости и уважения к его самобытной культуре, обычаям и традициям, познакомить с природой, экологическими проблемами Орловской области и способам их решения. Программа включала в себя три основных направления: "Наш общий друг - природа" (июнь), "Орловщина литературная" (июль), " По родному краю" (август). Нашим читателям предлагалось познакомиться с произведениями писателей родного края, участвовать в конкурсах, викторинах, выполнять различные творческие задания, встретиться с интересными людьми города. К услугам участников чтений были подготовлены закладки-приглашения, буклеты, карты-плакаты с заданиями, красочно оформленные книжные выставки и витрины.

 

Итоги подводились на библиотечном празднике, открывал который уважаемый "Дедушка-краеведушка, он же и награждал победителей. А сделать это было уже сложнее, так как и участников, и работ, которые они представили, стало больше в несколько раз.

 

В 2003 году работники отделов обслуживания решили расширить поле своей деятельности и предложили читателям более широкую программу, опять же рассчитанную на три месяца. Выпуская красочный плакат-приглашение, мы делали его от лица Королевы-книги, которая и стала символом детских чтений "Лето, книга, я - друзья". Она обратилась к детям с таким обращением:

 
  
  
 Дорогой читатель! 
 Я - Королева-книга, 
 твой спутник, твой друг. 
 Со мной интересен бывает досуг. 
 Будем мы читать журналы 
 и смотреть мультсериалы, 
 соревноваться и играть 
 да буклеты заполнять. 
 Ждет нас фантазий большое раздолье, 
 здесь ум и смекалка будут нужны. 
 И если задания выполним, вскоре, 
 на финише ждут непременно призы. 
  
 
 

В конце лета были вручены призы по следующим номинациям: лидер чтения-2003, юный любитель природы, знаток родного края.

 

Наши читатели охотно откликаются на приглашения поучаствовать в анкетировании, опросах и мини-опросах, тестировании. Этот момент мы также решили использовать в летних чтениях, когда у ребят много свободного времени и они не связаны со школой. Был проведен опрос " Чудо-дерево", на листочках в виде яблочек дети писали названия книг и авторов, которые они хотели бы порекомендовать своим сверстникам. Это дерево у нас очень быстро выросло и было все усыпано яблочками-пожеланиями. Детям мы также предложили мини-опрос: "Чтение для меня - это..." и анкету "Люблю свой город, потому что..."

 

Это было своевременно, так как 2003 год был юбилейным: отмечалось 60-летие освобождения Орла и области от немецко-фашистских захватчиков. Участникам чтений мы предлагали видеобеседы, краеведческие викторины, заочные путешествия. В городском парке культуры и отдыха библиотека представляла для своих читателей игровую познавательную программу "Орел - город первого салюта", в которой участвовали дети от 7 до 15 лет. Активно отвечая на вопросы ведущих и зарабатывая заслуженные баллы, все они получили призы и остались довольны.

 

А в библиотеке к этой памятной дате была подготовлена встреча "Разве можно забыть нам с тобой 43-й". Это был вечер воспоминаний участников Великой Отечественной войны. Были среди них партизаны и узники концлагерей. За чашкой чая ребята задали им несметное количество вопросов, были здесь и прибаутки, и песни, на которые почтенные ветераны оказались большие мастера.

 

В течение всего лета мы принимали от читателей рисунки, поделки, фотографии, стихотворения, рассказы, сочинения. В итоге была подготовлена обширная выставка творческих работ наших читателей, самые активные из которых были награждены на празднике "Нам все это подарило лето".

 

С самого начала 2004 года читатели уже сами спрашивали: "А что будем делать этим летом?" Работники отделов обслуживания решили внести элемент новизны в составление летней программы и отразить в ней крупные юбилеи писателей и книг.

 

Мы обратились к творчеству Александра Сергеевича Пушкина, так как его 205-летие не могло пройти незамеченным. На суд читателей была представлена программа "Остров Читалия на планете Лето". Ее символом стал Кот ученый, который вместе с ребятами отправился в гости к литературным героям различных книг, надолго задержался в сказках А. С. Пушкина, принял участие в походах на природу, а также поведал интересные легенды и предания из истории города Орла. Ребятам предлагалось три направления: " Что за прелесть эти сказки в июне, Мы - друзья природы в июле, Орел из века в век" в августе. Детям, участвовавшим в массовых мероприятиях в рамках летних чтений, предлагалась очень разнообразная программа.

 

В отделах обслуживания для них проводились познавательно-игровые дни: "Лето, книга и я", "Загадочное Лукоморье" (по сказкам А. С. Пушкина), "О любимых сказочниках и сказках". Мы активно использовали фонд документов на электронных носителях, который к этому времени был сформирован в нашей библиотеке.

 

Пользовались популярностью, особенно у старшеклассников, анкета "Пушкин в моей жизни", блиц-интервью "Мой Пушкин". В рамках программы летних чтений читатели совершили путешествие по журналам "В мире животных", "В мире растений", " Друг", "Свирель", "Юный натуралист", встретились с главным редактором журнала " Муравейник" Н. Н. Старченко, фармацевтом Т. Н. Андрейкиной и писателем-краеведом В. М. Катановым.

 

Опыт работы показал, что чем выше интеллектуальный потенциал библиотеки, чем больше привлекаются к делу другие учреждения культуры, тем интереснее программа, а следовательно, и досуг детей.

 

Что же дают такие программы, какова их отдача?

 

Они стимулирует чтение: "Если ты прочитал за лето 5 книг, ты юниор... 10 книг - ты профи. 15 книг- ты звезда, ты силен! 20 книг - ты супер-звезда!! Аплодисменты, аплодисменты!! 30 книг - самый ценный читатель!!! Овации стоя!"

 

Читателей привлекает возможность заработать похвалу библиотекаря, получить приз, право поехать на экскурсию, стать участником заключительного праздника. Программа расширяет круг знаний детей и помогает раскрыть их творческие способности. Поэтому важно устраивать итоговые выставки представленных детских работ. Программа летних чтений поднимает престиж библиотеки, укрепляет связь в цепочке "библиотека - дети - семья".

 

И для библиотекарей летние чтения немаловажны. Они способствуют всестороннему раскрытию фонда, существенно увеличивают цифровые показатели и профессиональную заинтересованность в работе.

 

Важно еще, что программа летних чтений показала востребованность познавательно-творческих конкурсов в подростковой среде и еще раз убедила всех, что лето - не мертвый сезон в работе с читателями, а время творчества, активизации различных форм индивидуальной и массовой работы, дающих возможность поближе узнать своих читателей.

 

Остается добавить, что программа "Лето-2005" прошла также успешно под названием "Тайна в книге, книга - тайна", а ее итоги были подведены в конце сентября на театрализованном празднике "На пользу детям создана", посвященном 35-летию основания Орловской областной детской библиотеки им. М. М. Пришвина.

Опубликовано на Порталусе 01 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама