Рейтинг
Порталус

П. П. ЕПИФАНОВ, И. А. ФЕДОСОВ. ИСТОРИЯ СССР. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ IX-X КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Дата публикации: 31 мая 2016
Автор(ы): В. В. МАВРОДИН, С. Б. ОКУНЬ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 8, Август 1964, C. 147-149
Номер публикации: №1464676842


В. В. МАВРОДИН, С. Б. ОКУНЬ, (c)

М. Учпедгиз. 1963. 432 стр. Тираж 600000. Цена 71 коп.

 

Возросшие требования, предъявляемые к средней школе в период строительства коммунистического общества, подъем среднего образования в "нашей стране, стремительное развитие науки со все большей остротой выдвигают проблемы систематического использования в школьном преподавании самых последних данных, полученных исследователями. Вот почему оценка достоинств учебника для средней школы вне зависимости от предмета должна основываться на обязательном учете столь важного момента, как отражение в учебнике современного уровня научных знаний. Именно этот критерий мы считаем необходимым положить в основу характеристики рецензируемой книги, рассмотрев по существу ее содержание и не касаясь здесь чисто методической стороны дела.

 

В докладе на Всесоюзном совещании историков в декабре 1962 г. академик Б. Н. Пономарев говорил: "Историческая наука активно участвует в формировании мировоззрения. Только познав прошлое, можно понять настоящее и предвидеть будущее, выработать в себе твердую убежденность в неизбежности торжества коммунизма. В самом раннем возрасте, еще в начальных классах школы, человек из всех общественных наук прежде всего знакомится со сведениями по истории. Именно с нее начинает он по здание социальной жизни. История раздвигает духовный горизонт молодого человека, помогает ему понять свое место в обществе, рождает уважение ко всему созданному трудом, борьбой, жертвами и героизмом поколений, будит благородные устремления. В познании истории заложен могучий источник сил для новых свершений во имя построения коммунизма в нашей стране, во имя свободы и счастья народов, во имя мира на Земле"1 . Авторы стремились наполнить свою книгу конкретным содержанием, исходя из этих методологических предпосылок. Уже во введении они дают учащимся краткий очерк самой истории исторических знаний, превратившейся благодаря трудам К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина в подлинную науку.

 

Лаконично, с помощью точных формулировок авторы знакомят учащихся с некоторыми основными положениями исторического материализма, а также с особенностями истории народов СССР и значением ее как истории страны, первой вступившей на путь строительства коммунистического общества.

 

Полезен раздел, знакомящий с историческими источниками. Здесь дано четкое представление о том, на чем зиждется историческое исследование, "как делается" историческая наука.

 

Вопросы, поставленные во введении, затем раскрываются на конкретном материале последующих разделов пособия, характерной чертой которого является органическая связь популярно изложенных методологических положений с фактическими сведениями. Уже в первых разделах учащимся даются представления об историческом процессе не как о каком-то равномерно-поступательном движении или же некоей цепи случайных событий, а как о сложном, порой противоречивом пути развития общества. Хотя изложение ведется в пределах учебной программы, авторы сумели (что было нелегко сделать) найти такие формы композиции материала, так расставить акценты, что учащиеся должны будут прийти к правильным умозаключениям.

 

Так, в §§ 1 - 2 главы I учащиеся знакомятся с первобытнообщинным, а затем с рабовладельческим строем и рабовладельческими государствами, существовавшими на территории нашей страны; авторы пишут,

 

 

1 "Вопросы истории", 1963, N1, стр. 5.

 
стр. 147

 

что переход от первобытнообщинной эпохи, не знавшей эксплуатации человека человекам, к рабовладельческой, впервые ее установившей, несмотря на рабское состояние части населения, явился шагом вперед, ибо уровень развития производительных сил, материальной и духовной культуры, достигнутый при рабовладельческом строе, был недоступен для строя первобытнообщинного.

 

Другой пример. Излагая в § 7 главы I историю Руси периода феодальной раздробленности и характеризуя это явление как закономерное, всецело обусловленное развитием самого феодального общества, в основе чего в конечном счете лежит развитие производительных сил, авторы в отличие от предыдущего случая концентрируют внимание ученика "а том, что "раздробление древнерусского государства имело большие отрицательные последствия" (стр. 44). Именно таким путем на протяжении всего учебника, охватывающего историю нашей Родины вплоть до Февральской революции 1917 г., вырабатывается у школьника представление о диалектической противоречивости исторического процесса.

 

Подчеркнув во введении, что "со времени разложения первобытнообщинного строя вся история человечества была историей борьбы классов" - "главной движущей силы человеческого прогресса" (стр. 5), авторы иллюстрируют эту мысль и а большом конкретном материале и проводят ее через все пособие. Народные восстания в Киевской Руси, в частности восстание 1113 г., следствием которого было появление "Устава Мономаха"; классовая борьба в Новгороде, обусловившая ряд особенностей боярско-купеческой вечевой республики; народное восстание в Москве в 1547 г., положившее начало преобразованиям Ивана Грозного, и т. д. - такова прослеживаемая в пособии прямая связь между классовой борьбой и переменами в феодальном обществе.

 

Авторам удалось избежать той "однотипности" в характеристике массовых движений, в первую очередь крестьянских, которая имеет порой место не только в учебных пособиях, но и в специальных исследованиях. Исходя из ленинской оценки крестьянских восстаний как движений стихийных, авторы в то же время показывают те новые черты, которые были присущи сначала крестьянским выступлениям периода разложения крепостной системы; затем в первые десятилетия после реформы 1861 г.; наконец, в период буржуазно-демократических революций 1905 и 1917 годов. Так, характеризуя крестьянские волнения 30 - 40-х годов XIX в., авторы обращают внимание на распространение новых форм народного сопротивления эксплуататорам. Переходя к рассмотрению движений в период Крымской войны и первой революционной ситуации, они фиксируют внимание учащихся на специфических формах сопротивления именно в те годы и новых требованиях со стороны крестьянства, которое теперь выступает уже "не только против крайностей крепостного права", но и "за полную ликвидацию крепостнических отношений, за волю и землю" (стр. 262), и т. п.

 

Следует добавить, что все общие положения, даваемые в пособии, каждый раз иллюстрируются конкретным материалом, на основе которого складываются представления ученика о процессе развития классовой борьбы. В этой связи нам хочется выделить разделы, посвященные передовой общественной мысли, где четко в методологическом отношении и достаточно полно подытожены достижения советских исследователей в изучении всех трех этапов освободительного движения в России и дан весь необходимый материал для того, чтобы ученик уяснил, как формировалась передовая идеология, по каким главным вопросам шла идейная борьба, как развивалась прогрессивная общественно-политическая мысль. Впервые за много лет в школьном пособии для старших классов здесь приведены подлинно марксистская оценка роли народничества, правильная характеристика группы "Освобождение труда" во главе с Г. В. Плехановым. Всесторонне раскрыта и освещена в книге деятельность великого пролетарского вождя В. И. Ленина.

 

Хорошо, на наш взгляд, написаны параграфы, посвященные началу революционной борьбы пролетариата и перемещению в Россию центра мирового революционного движения. Учащиеся, безусловно, запомнят яркое описание морозовской стачки 1885 г., как и стачечного движения, руководимого петербургским "Союзом борьбы за освобождение рабочего класса", революционного движения в 1905 - 1907 гг., в период нового революционного подъема и во время Февральской буржуазно-демократической революции.

 

Довольно последовательно прослежена в пособии внутренняя и внешняя политика царизма. И здесь можно отметить удачный отбор наиболее значительных фактов, с помощью которых выявляются специфические особенности этой политики.

 
стр. 148

 

Небольшие, но выразительные рассказы из области военной истории, даваемые в пособии, содействуют развитию у учащихся интереса к наиболее ярким страницам борьбы народов России с врагами, воспитывают чувство патриотизма. Здесь опять-таки отсутствует та нивелировка в описании военных операций, которая, к сожалению, характерна для большинства учебников; авторы не ограничиваются общими фразами, а стремятся раскрыть принципы военного искусства, связь его с явлениями социальной жизни на различных этапах ее развития.

 

Большим достоинством пособия следует признать то обстоятельство, что оно освещает не только русскую историю, но и историю народов России в целом. На его страницах учащиеся найдут имена национальных героев и деятелей культуры украинского, белорусского, грузинского, узбекского, латышского и других народов.

 

Нам представляется, что П. П. Епифанов и И. А. Федосов в целом удачно справились со своей задачей и что новое пособие с научной точки зрения вполне может быть рекомендовано для школы. Теперь авторам предстоит работа по дальнейшему его совершенствованию. Здесь им на помощь должны прийти учителя, уже работающие с этой книгой в IX - X классах и проверяющие ее качества еще и с методической точки зрения. Что касается тех мест, которые требуют дальнейшей шлифовки, полагаем целесообразным указать на некоторые из них.

 

Нам кажется, что утверждение на стр. 238 "Белинский был разночинцем (то есть не дворянином) по происхождению" мало что даст школьнику, ибо разночинец в его представлении неизбежно будет ассоциироваться с крестьянином. Вряд ли можно оставлять без объяснения такие понятия, как "утопический социализм" (стр. 241).

 

На стр. 269 справедливо указывается, что к концу 1860 г. "Положения об освобождении крестьян" поступили для обсуждения в Государственный совет. Однако что это за орган? Ведь об учреждении его в 1810 г. авторы не упоминают. Или другой пример. Воззвание Н. Г. Чернышевского "Барским крестьянам" приводится в качестве документального приложения к § 48, посвященному первой революционной ситуации (стр. 261 - 268). Но о том, когда и как Н. Г. Чернышевский написал эту прокламацию, учащиеся узнают лишь на стр. 279.

 

В книге имеются некоторые неточности, упомянуть о которых необходимо, поскольку это поможет педагогу исправить их в процессе преподавания еще до выхода в свет нового издания работы.

 

Поволжские татары пришли вместе с Батыем. Непонятным поэтому будет высказывание, что их предки жили здесь "с незапамятных времен" (стр. 24). Если авторы имели в виду отатаренное коренное население, то они должны были высказать эту мысль как-то иначе. О "царь-пушке" говорится в таком контексте ("Андрей Чохов и его ученики отливали орудия, предназначенные для полевых боев и осады крепостей", стр. 93), что можно прийти к выводу о ее боевом применении. Между тем она является образцом не артиллерийского, а литейного искусства; как артиллерийское орудие она опасна была бы не для тех, в кого она стала бы стрелять, а для тех, кто попытался бы из нее выстрелить.

 

Хотя авторы и утверждают, что "героические подвиги таких выдающихся вожаков крестьянского движения, каким был Болотников, долго жили в народной памяти" (стр. 107), соответствующих фольклорных данных не существует. Образ Болотникова устному творчеству русского народа неизвестен. В фольклоре встречается лишь "камаринский мужик", который не захотел "своему барину служить".

 

В начале 20-х годов XIX в., по утверждению авторов, Россия опасалась столкновения "с Австро-Венгрией"; однако последняя возникла как двуединое государство лишь в 1867 году (стр. 245). Не совсем ясно будет для школьника, почему в составе эскадры, блокировавшей в 1827 г. бухту Наварин, оказались не только английские, но и французские корабли, поскольку ранее рассказывалось о переговорах России по греческому вопросу только с Англией, но ничего не говорилось о Франции (там же).

 

В учебнике для средней школы не обязательно, конечно, указывать, каким по старшинству сыном Александра II был Александр III. Но раз уж авторы сочли необходимым об этом упомянуть (стр. 312), то следует иметь в виду, что Александр III являлся не старшим, а вторым сыном Александра П.

 

Сделанные нами замечания ни в какой степени не умаляют большой работы, проделанной авторами. Думается, что наша школа получила полезное пособие, способствующее обучению и воспитанию молодых советских граждан.

Опубликовано на Порталусе 31 мая 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама