Рейтинг
Порталус

ПАТРИОТИЗМ В КАМУФЛЯЖНОЙ ФОРМЕ

Дата публикации: 20 декабря 2016
Автор(ы): АННА МАРГОЛИС, ЕКАТЕРИНА МАРГОЛИС
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Известия, № 178, 25 сентября 2004, C. 10
Номер публикации: №1482240339


АННА МАРГОЛИС, ЕКАТЕРИНА МАРГОЛИС, (c)


Актовый зал школы. Утренник. На сцену выходят то старшеклассники в костюмах лесных лекарственных растений, то выбегают малыши в камуфляже. Играет задорная музыка, все поют: Чечня, Афган иль Карабах/Так мы с оружием в руках/Оставим надпись на врагах/"Отчизна моя - Россия". Это не плод воспаленной фантазии и не ночной кошмар педагога, это - воспитание. И притом патриотическое. Эта сцена составлена из пьес психолога И. Агаповой, удостоенной звания "Драматург XXI века", и кандидата педнаук, лауреата конкурса "Правопорядок и общество" М. Давыдовой из книги "Патриотическое воспитание в школе" - cборнике сценариев внеурочных мероприятий для 4-11 классов в серии "Внимание: дети!".

В этой серии выходили милые домашние книги "Как научить ребенка читать", "Кукольный театр своими руками", "Занимательная литература". Но почитаем про патриотизм.

Цитата из разделa "Уроки русской истории": "Молодой солдат: Да, я слышал, что у них есть пословица "Родная земля дороже всего мира". Старый солдат: Но только все это напускное. А свободу они возвели в культ, которому поклоняются самозабвенно. Но ведь абсолютная свобода никому не дается в руки, это недосягаемая мечта. Знаешь, как говорил великий человек В.И. Ленин, "...жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". Зато легко быть свободным от голоса совести, если страдаешь полной потерей памяти. Если свобода всего лишь "их" культ, то не приходится удивляться, что убийца и диктатор именуется "великим", а война в Афганистане опять становится "подвигом русского народа". Все это подается как патриотическое воспитание - "постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, ненависти к ее врагам, постоянной готовности к ее защите", ведь подобный патриотизм - "одна из важнейших черт всесторонне развитой личности". Да, с такой всесторонне развитой личностью встретиться страшновато: "Родина в сердце частенько, как рана,/Весть о себе без конца подает. /И надоевшие звуки Корана/Пусть навсегда унесет, унесет..." Не будучи дипломированными психологами и педагогами, мы убеждены, что подобные строки наносят вред ребенку. Не будучи мусульманами, мы не хотим, чтобы наши дети презрительно отзывались о Коране. Не будучи юристами, мы полагаем, что подобные строки подпадают под статью о разжигании межнациональной и межрелигиозной розни. Такое предлагается преподавать в стране, где проживают от 10 до 20 млн мусульман!

Как известно, чем архаичней социум, тем скорее он будет самоидентифицироваться в противопоставлении "своих" и "чужих". Названия многих древних племен совпадает в их языке со словом "люди", а все соседние племена именуются "нелюдями" и наделяются всевозможными отрицательными качествами: "афганцам свойственны вспыльчивость, горячность и мстительность". Что ж, наши уважаемые авторы недалеко ушли от своих первобытных предков! С детства ребенку внушается чувство национальной ущербности, замаскированное под национальную гордость. Неужели за тысячелетнюю историю России не удалось найти более достойного повода для патриотических чувств, чем "совместная операция подразделений КГБ и "мусульманского" батальона", "боевой романтики воздушно-десантных войск" и "пехоты - царицы полей" (уж не перепутали ли в пылу патриотизма уважаемые авторы пехоту с хрущевской кукурузой?). А если о нашей эпохе, то почему бы не рассказать детям о подвиге ленинградских блокадников, o людях, выживших в нечеловеческих условиях сталинских лагерей, о мучениках за веру? Не упомянуть имен Солженицына, Сахарова? Не научить детей радоваться достижениям отечественной культуры и спорта? И вообще, не попытаться вложить детям мысль, что патриотизм напрямую связан с моральными ценностями общества? Но нам снова предлагают путь, который куда проще. В уста детей то и дело вкладываются реплики о "враждебных странах", "русских людях, добровольно защищающих покой своей страны" (на территории Афганистана!), да и "товарищ Сталин" поминается.

А какой простор для терпимости открывают рассуждения вроде "... местные дети купались в грязной речке под условным названием "вонючка". Мы, русские ребята, обходили ее стороной, уж очень она была грязной. Маленькие афганцы с удовольствием возились в ней"! Вот она, расовая чистота! Вообще, вопрос чистоты в связи с патриотизмом изрядно беспокоит наших авторов. A что может вызывать прилив патриотизма у школьников? Ну конечно, вы угадали - русская баня! Какая тема для веселых конкурсов, задорных песен и занимательных викторин: "Девица-краса: (...) Вот и я хочу дать задание командам. Перед вами - липовые мочалки. Соорудите из мочалок купальник. Ведь в бане не всегда ходят в простынях. Под веселую музыку команды выполняют задание".

Оригинальность таких педагогических изысканий несомненна и заставляет обратиться к трудам, к сожалению, не исконно русским, но зато хорошо объясняющим причудливость подсознания заслуженных работниц отечественного образования. Вышеприведенная цитата - отнюдь не единственный тому пример. Мужская сила, облаченная в камуфляж, непреодолимо влечет наших дам на протяжении всей книги: "Вбегают девочки-певицы. Девочки: И мы любим военных, всех-всех, кто служит в армии!.. Вот какие частушки мы про них споем (...): По дороге катится/Голубое платьице/На боку зеленый бант/Меня любит лейтенант!" В книге есть и другие ремарки: "Выходят девушки в камуфляжных формах. Демонстрируются защитно-атакующие комбинации". Не менее современно и лирично звучат и выстраданные истины вроде: "лучше умереть от вируса, чем стать предателем родной страны и в случае войны сдаться ее врагам". Как говорится, кто о чем, а вшивый о бане.

Но сегодня, увы, не до шуток. Такие книги, как "Патриотическое воспитание в школе", имеют прямое отношение к терроризму. Ибо в основе лежит идея: мир полон зла, а насилие и ненависть - единственный способ добиваться своих целей. Все главное закладывается с детства. Это знали диктаторы и террористы всех времен, но проморгали диссиденты и демократы. Так что вклад подобной литературы в развитие общества и хода истории вряд ли стоит недооценивать. "Думается, что тревожные симптомы современности не оставят в стороне педагогов, ответственных за будущее своих воспитанников", - пишут авторы в предисловии. Что ж, мы тоже на это надеемся.

Опубликовано на Порталусе 20 декабря 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама