Главная → ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ → Контрольные работы собственного изготовления
Дата публикации: 14 февраля 2017
Автор(ы): Мария Ганькина →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ →
Источник: (c) Педагогическая техника, № 1, 2012, C. 23-26 →
Номер публикации: №1487025671
Мария Ганькина, (c)
Когда диктанты придумывают, проводят и проверяют сами ученики
Мария Ганькина, учитель, Москва
Учителю нужно учиться освобождаться от вульгарной установки "всё и вся" контролировать и не передавать по эстафете свой собственный страх. Лучше внимание направлять не на контроль, а на свою главную профессиональную задачу - учение с увлечением. Тогда и контроль не будет мешать продвижению учеников к пониманию материала. Наоборот, из привычного способа ловить учеников на незнании, любая контрольная работа превратится в возможность вывести их на трамплин, с которого они могут взлететь.
Время от времени я задавала на дом сочинить собственный диктант на то или иное правило орфографии. Потом, на уроке, дети сами же и диктовали эти свои диктанты одноклассникам. Тетрадки проверяли и отметки ставили тоже сами авторы. Предварительно, правда, проработав собственные ошибки и заверив у меня очередной вариант текста на отсутствие оных (у некоторых, надо сказать, это получалось только с третьего захода).
Со второй попытки
Но предварительно тексты диктантов заверяли сами одноклассники. Устраивались читки, с тем чтобы класс на слух мог определить, во-первых, есть ли в нём слова с нужными орфограммами, во-вторых, не зашкаливает ли количество предложений (а оно было строго ограничено десятью), и, в-третьих, членораздельно ли звучит текст.
Случалось, что автор не мог и первое предложение дочитать до конца: либо написано "левой задней", либо так, что "моя твоя не понимай". Что ж, жаль. Но раз сам себя прочитать не можешь - диктовать и подавно. Перепиши ещё раз, порепетируй и выходи на авансцену ещё раз.
Диктовать диктант классу считалось престижным, поэтому выходили. Со второй попытки текст обычно утверждался ученическим голосованием (не мне же его писать - не мне и утверждать!), и "где-нибудь на следующей недельке" обязательно находилось время (8 - 12 минут урока), чтобы очередной автор продиктовал свой диктант классу.
За пару недель обычно получалось диктантиков десять. Не все претендовали, даже после получения допуска: это ж надо выйти на новую степень риска.
На полном серьёзе
Помню, что к рукодельным диктантикам все в классе относились совершенно серьёзно. Новоиспечённый "учитель" деловито выходил к учительскому столу, приосанивался, прокашливался и начинал диктовку.
К настоящей игре у детей - и младших, и старших - всегда очень серьёзное отношение. И взрослому, который предлагает игру, ничего не стоит обмануть детское доверие. Мне было достаточно, например, один раз взять судейство на себя, или разок самой проверить диктанты, или перепроверить авторскую проверку, или влезть в процесс диктовки со своими поправками, или продиктовать самой текст заболевшего Андрюшки, чтобы игровая ситуация из подлинной превращалась в поддавки, когда дети всего лишь подыгрывают раздухарившемуся учителю.
А чем же заняться учителю, пока ученики заняты диктовкой? Законный вопрос. Тоже делом, наверное. Если взрослому интересно и важно что-то понять про детей: про кого-то конкретно или про класс в целом, то у него есть уникальная возможность понаблюдать за тем, что происходит. Надо только справиться с одолевающим учителя педагогическим зудом и занять свето-теневую позицию.
Но вот Ксюша (это она была сегодня в роли диктующего учителя) собрала тетрадки, и наступает самое приятное и ответственное. Ученики страсть как любят что-нибудь проверять в чужих тетрадях.
Авторские отметки я, конечно, выставляла в журнал. И я, и ребята - мы доверяли проверяльщикам. В классе была налажена работа в сменных группах, поэтому отношения между детьми были по-деловому дружественные, а значит, сведение счётов посредством отметок как-то само собой исключалось.
Примеры диктантов
Вот какими у Ксюши получились 10 предложений с использованием глаголов с чередованием бер/бир, мер/мир, тер/тир, лаг/лож и кас/кос.
ВИНЕГРЕТ. Иду на рынок, отбираю свёклу (побольше, покрупнее). Иду обратно. Захожу домой и ставлю её вариться. Где-то часик необходимо покоситься на газ,
а то произойдет взрыв. Выключаю газ. Протираю стол перед готовкой. Ещё необходимо отложить горох, высыпать его в салатницу и потереть свёклу. Ах да, совсем забыла, необходимо отмерить салатницу, чтобы подходила для вашего кушанья. Потом всё это смешать. Вот и получается простой винегрет!
Предложений - 10. Глаголов - 6. Но в инструкции их количество и не оговорено. Другое дело, что слово "покоситься" не могло появиться на дереве с корнем кас/кос (касаться, коснуться и пр.). Оно с другим корнем - кос (косой, косить и пр.). И никакого чередования гласной в этом корне нету. А есть безударная гласная, которая к тому же проверяется ударением. (Интересно, сколько учеников заметят все это при написании диктанта, а, заметив, что предложат взамен?)
Ага, вот они, мои отступления от учебника, где всплыли! В учебнике традиционно - кас/косН! Некорректно: Н ведь кусок очень даже узнаваемого и продуктивного суффикса НУ (однократность действия) - вот я и лишила детей этой подсказки.
Ладно. Спасибо, Ксюша, за ошибку - ты подарила нам возможность в этом месте копнуть поглубже. Завтра можно, например, предложить детишкам по эстафете побегать к доске и попририсовывать листочки-слова на оба дерева - и с корнем кос, и с корнем кас/кос. А потом предложить поискать недоразумения - "огурцы на баобабе", как назвали в классе слова, которые "не с этого дерева".
Вот, например, ещё один "огурец" из Ксюшиного диктанта - отмерить (мерка, замерять и пр.). Тут корень мер. Это слово не могло вырасти на дереве с корнем мер/мир (замирать, умер и пр.). А ещё есть корень мир (примирять, мириться и пр.). Вот так удача! Вот завтра с этими тремя корнями и покувыркаемся. А потом все три дерева появятся у каждого в личной "орфографической оранжерее".
А вот что получилось у Веры:
ЗАНЯТИЕ СНИКЕРСЁНКА. На одной никому не известной планете Сникерс жил и живёт сейчас сникерсёнок (он сам себя так называет). Он живёт совсем один, не считая ста буряк, двухсот панафутиков, трёхсот фрюколбасиков и нескольких тысяч швюриков (они самые частые).
Он очень аккуратный. Весь день суматоха: он чистит, моет, всё время что-то убирает, обратно кладёт, протирает кратеры, потом подбеливает в них лаву. Уложит спать всех буряк, панафутиков, фрюколбасиков и швюриков (на что у него уходит шесть часов) и сам ложится спать.
Наутро начинается новая ссора: мол, какой-то там буряк выбросил любимые шортики швюрика в ближайшую лаву. Тут опять сникерсёнок всё быстренько наладит, шортики швюрика выловит, померяет и шутку какую-нибудь придумает, чтобы посмеяться немного.
Ои, пора еду готовить! Пойдет сникерсёнок, покосит рожь, протрёт, гляди - и еда готова!
Вот что значит жить на Сникерсе: сплошная уборка, стирка и готовка!
Предложений - 10. Отлично. Вот только у Веры те же недоразумения - покосит и померяет. Неспроста. Может, Ксюша с Верой посовещались? Так или иначе, а узкое, значит, это место. Тем более надо бы с ним повозиться.
P.S. Диктанты уместны не только на уроках русского языка. Сочинять тексты диктантов ученики могут и на материале других предметов: истории, географии, биологии. А по физике, математике или химии - изготавливать словарные диктанты на терминологию. Только, уважаемые товарищи предметники, не забудьте, предварительно договорившись с учителем словесности, надоумить детей, чтобы они заверяли у него "на грамотность" тексты своих диктантов.
/Отрывок из книги М. Ганькиной "Грамматическая аптечка"/
Опубликовано на Порталусе 14 февраля 2017 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK