Рейтинг
Порталус

Новые правила приёма в школу

Дата публикации: 28 февраля 2017
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Журнал руководителя управления образованием, № 5, Октябрь 2012, C. 55-56
Номер публикации: №1488280938


Дело касается вопроса приведения в соответствие с Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 310-ФЗ "О внесении изменений в статьи 16 и 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений" нормативных актов органов местного самоуправления и образовательных учреждений.

 

Данным законом закреплено, что правила приёма граждан в ОУ в части, не урегулированной настоящим Законом, другими федеральными законами, порядком приёма в ОУ, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уставами ОУ, а в государственные и муниципальные ОУ также типовыми положениями об ОУ соответствующих типов и видов, определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно.

 

В Типовом положении об ОУ, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года N 196, (с последующими изменениями и дополнениями), Типовом положении о вечернем (сменном) ОУ, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 года N 1237 (с последующими изменениями и дополнениями), Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года N 233, (с последующими изменениями и дополнениями) закреплено, что правила приёма граждан в ОУ определяются его учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе ОУ.

 

Необходимо ли принятие правил приёма общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей самостоятельно? Нужно ли отменять правила приёма, которые были установлены на муниципальном уровне?

 

В N 3 журнала за 2012 год мы публиковали материал "Новые правила приёма в школу. Необходимые действия в связи с вступлением в силу Федерального закона N 310-ФЗ". В редакцию продолжают поступать вопросы о порядке применения данного закона, не касающиеся собственно территориальной доступности. В связи с этим считаем необходимым дать некоторые разъяснения.

 

Федеральный закон от 8 ноября 2011 года N 310-ФЗ "О внесении изменений в статьи 16 и 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений" требует приведения в соответствие с ним нормативных актов органов местного самоуправления и образовательных учреждений.

 

Данным Законом закреплено, что правила приёма граждан в образовательные учреждения определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно в части, не урегулированной:

 

- настоящим законом;

 

- другими федеральными законами;

 

- порядком приёма в образовательные учреждения, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

 

- уставами образовательных учреждений;

 

- в государственных и муниципальных образовательных учреждениях также типовыми положениями об этих учреждениях.

 

В типовых положениях указано, что правила приёма граждан в общеобразовательное учреждение определяются его учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе ОУ.

 

В связи с этим возникают два вопроса:

 
стр. 55

 

1. Необходимо ли принятие правил приёма общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей самостоятельно?

 

2. Нужно ли отменять правила приёма, которые были установлены на муниципальном уровне?

 

Да, действительно, Федеральным законом от 08.11.2011 года N 310-ФЗ были внесены изменения в статьи 16 и 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании, Закон), затрагивающие порядок приёма граждан в ОУ.

 

Согласно п. 1.1 ст. 16 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 08.11.2011 N 310-ФЗ) правила приёма граждан в ОУ в части, не урегулированной законодательством,определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно.

 

На первый взгляд может показаться, что выделенное нами положение п. 1.1 ст. 16 Закона об образовании, введённое вышеназванным Федеральным законом N 310-ФЗ, не согласуется с нормами типовых положений об ОУ, которыми установлено, что правила приёма граждан в ОУ "определяются его учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе ОУ".

 

Речь идет о п. 45 Типового положения об ОУ, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. N 196; п. 25 Типового положения о вечернем (сменном) ОУ, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1237; п. 31 Типового положения об учреждении дополнительного образования детей, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233.

 

Однако, по нашему мнению, противоречия здесь нет. Указанное нововведение пункта 1.1 статьи 16 Закона можно толковать как предоставление ОУ "права голоса" в вопросе определения правил приёма граждан в учреждение.

 

Другими словами, Законом установлено, что ОУ самостоятельно определяют правила приёма в тех вопросах, которые не урегулированы законодательством. Конкретно речь идёт о возможности ввести некоторые положения, не предусмотренные перечисленными нормативно-правовыми актами и не противоречащие им.

 

В отношении правил приёма граждан в ОУ существует ряд обязательных положений, предусмотренных законодательством: тем же Законом об образовании, другими федеральными законами, порядком приёма в ОУ, установленным Минобрнауки России, типовыми положениями об ОУ соответствующих типов и видов, уставами ОУ.

 

Таким образом, мы считаем, что введение новых положений в Закон об образовании не заставляет отменять правила приёма, утверждённые на муниципальном уровне, и не обязывает ОУ принимать собственные правила приёма.

 

Тем не менее в подобной ситуации - когда можно найти основания для двоякого толкования имеющихся норм - считаем целесообразным обратиться в вышестоящую организацию за получением соответствующих разъяснений. Такой запрос может быть направлен в Минобрнауки России в соответствии с 6.5 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.

 

Минобрнауки имеет право давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесённым к сфере деятельности министерства. Кроме того, оно обобщает практику применения законодательства РФ (п. 5.4 Положения) и обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в 30-дневный срок (п. 5.7 Положения; срок для рассмотрения обращений граждан установлен ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

 

В Клубе подписчиков на сайте журнала http://obr.direktor.ru/club/ активно действует консультационная линия по разнообразным аспектам деятельности органов управления образованием.

Опубликовано на Порталусе 28 февраля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама