Рейтинг
Порталус

ВОСКРЕСНАЯ "СМОЛЕНСКАЯ ШКОЛА" В ПЕТЕРБУРГЕ

Дата публикации: 23 июня 2018
Автор(ы): А. А. Мироненко
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1529757119


А. А. Мироненко, (c)

Популярные среди рабочих России на рубеже, нынешнего века вечерне-воскресные школы возникли в Петербурге в пореформенное время. Развитие отечественной промышленности требовало привлечения к труду грамотных рабочих, способных осваивать машины, умеющих пользоваться измерительными инструментами, разбираться в чертежах. Поэтому фабриканты способствовали деятельности учебной сети существовавшего в столице "Технического общества" и даже выделяли средства на организацию вечерних и воскресных школ для рабочих. Такие школы появились, в частности, за Нарвской заставой на Петергофском проспекте и на Шлиссельбургском тракте и др. Среди них были и Смоленские классы. Они находились на проспекте с. Смоленского у Шлиссельбургского тракта. Их иногда называли также Корниловской школой (по имени землевладелицы, на участке которой они располагались). Инициаторами сознания классов были народные учителя В. Я. Абрамов, Е. А. Никитина, О. П. Поморская и др. 30 октября (11 ноября) 1883 г. начались занятия в 1-й и 2-й мужских воскресных школах. Они-то и положили начало Смоленским классам. В течение следующих двух лет были открыты 1-я и 2-я женские воскресные школы, и к 1885 г. на Шлиссельбургском тракте в 33 комнатах шли занятия 4 воскресных школ 1 .

Они сразу же завоевали популярность среди пролетариев Невской заставы. По предварительной записи 240 рабочих пожелали в 1883 г. поступить в мужские воскресные школы. Занятия с ними вели бесплатно 17 преподавателей 2 . К 1890-м годам Смоленские классы после реорганизации имели мужскую и женскую школы. Их посещали рабочие 17 предприятий Невской заставы, в том числе Александровского и Семянниковского заводов, фабрик Максвеля, Паля, Торнтона и др.; в школы принимались рабочие не моложе 16 лет. Затем к воскресным урокам добавились занятия в будние дни по вечерам, 2-4 раза в неделю. Курс обучения примерно соответствовал программе начальных народных училищ. С 1906 г. в классах было введено совместное обучение рабочих и работниц. Большое значение для привлечения в классы пролетариев имели устраиваемые в их помещениях лекции на научно-популярные темы и литературно- музыкальные вечера. На них приглашались все желающие. Учащиеся вывешивали на предприятиях, где они работали, объявления о предстоящих лекциях. Слушать их приходило множество рабочих, многие из них становились затем учащимися школы 3 . Лекции собирали по 200-300 слушателей.

Постепенно Смоленские классы превратились в одну из крупнейших вечерне-воскресных школ. Там ежегодно занимались свыше 1 тыс. учащихся, занятия вели около 150 преподавателей 4 . "Сюда тянулась вся прогрессивная интеллигенция, учителя, студенты, адвокаты" 5 , - писала А. Я. Гуревич, проработавшая в этой школе более 10 лет. За 1883-1917 гг. в школе прошли обучение до 40 тыс. рабочих-выходцев из почти всех губерний России 6 . Многие возвращались затем из Петербурга домой и распространяли там полученные в школе знания. А наиболее подготовленные из окончивших классы выступали даже в качестве лекторов или преподавателей в местных вечерне-воскресных школах 7 . "Свет загорелся за Невской заставой, и отблески его озарили далекие уголки России", - говорил один из учеников на 25-летнем юбилее шко-


1 Ленинградский государственный исторический архив (ЛГИА), ф. 997, оп. 1, д. 13, л. 9 об.

2 Там же, д. 72, л. 126 об.

3 Куделли П. Ф. Дом N 65 по Шлиссельбургскому тракту. - Школа взрослых, 1939, N 1, с. 37.

4 ЛГИА, ф. 997, оп. 1, д. 77, л. 9.

5 Гуревич А. Я. Мы часто обсуждали с учащимися вопросы преподавания. - Школа взрослых, 1939, N 1, с. 39.

6 ЛГИА, ф. 997, оп. 1, д. 77, л. 179 об.; д. 86, л. 7.

7 Там же, д. 77, л. 180.

стр. 173


лы в 1908 году 8 . Нередко в школу приезжали из других мест России, чтобы ознакомиться с ее внутренним распорядком и постановкой образования 9 .

Смоленские классы не только внесли большой вклад в просвещение рабочих, но и стали фактом истории революционного движения. Один из учеников, впоследствии деятель большевистской партии, С. И. Канатчиков отмечал: "Историю Корниловской школы нельзя отделять от истории революционного движения в Петрограде. Она являлась дополнительным средством революционного образования в то время передовых рабочих. Туда стремилось всё то, что было живого, революционного в среде рабочих Невской заставы" 10 . Другой ученик, большевик Е. П. Онуфриев писал: "Школа открыла мне глаза на очень многое, привела меня в ряды тех рабочих, которые шли вместе с В. И. Лениным" 11 .

Одной из первых рабочих организаций Петербурга, установившей связь со Смоленской школой во второй половине 1880-х годов, была группа П. В. Точисского. Контакты осуществлялись через рабочего-революционера, ученика этой школы Е. А. Климанова 12 . В той же школе училась А. Г. Болдырева, активная участница Брусневской группы. Решающая роль в превращении вечерне-воскресных школ в очаги развития классового самосознания рабочих принадлежала Ленину. Он был организатором политического образования рабочих в таких школах и руководил революционной работой среди учителей. В апреле 1895 г. на квартире Л. М. Книпович Ленин провел совещание учительниц воскресных школ 13 . "На этом совещании, - вспоминала Н. К. Крупская, - договорились об увязке работы и характере ее" 14 . Владимир Ильич не только идейно направлял работу преподавателей, но и стремился на практике помочь им овладеть мастерством марксистской пропаганды. С этой целью он посетил зимой 1894/95 г. лекцию учительницы Смоленских классов П. Ф. Куделли по истории Французской революции конца XVIII века 15 .

В Корниловской школе в 90-е годы работали учителя-марксисты Крупская, сестры З. П. и С. П. Невзоровы, А. Л. Якубова и др. З. Невзорова, которая как "Heблагонадежная" не была утверждена властями в качестве учительницы, преподавала нелегально, вместо одной из "законных" учительниц. Вместе с марксистами вели занятия преподаватели, придерживавшиеся народнических взглядов. Некоторые из них позднее перешли на позиции марксизма. Такой путь проделали Книпович, Куделли, Н. Л. Мещеряков, А. И. Чепурина. Педагогический коллектив школы жил сплоченной семьей. По негласной традиции, в него допускались только лица, имевшие три рекомендации учителей этой школы. А если случайно появлялся преподаватель, который был консервативен по взглядам или недемократичен во взаимоотношениях с рабочими, то он недолго удерживался в школе 16 .

Несмотря на постоянный контроль со стороны школьных инспекторов и полиции, требования не выходить за рамки утвержденной программы обучения, не упоминать имен революционеров, не употреблять слов "царизм", "стачка", "революция" и т. п., преподаватели тем не менее старались подвести рабочих к восприятию передовых идей, к мысли о необходимости борьбы за свержение самодержавия. Для политического просвещения рабочих успешно использовались, в частности, уроки географии, во время которых с марксистских позиций объяснялась существовавшая система доходов и расходов. Рабочим говорили, куда идут народные деньги, и излагали историю рабочего движения 17 . Особенно популярны были уроки Крупской, которые, как вспоминал ее ученик И. А. Дункен, "открывали глаза на многое. Каждый из нас убеждался, что должен бороться с монархией" 18 .

Своими мыслями, настроениями и отношением к жизни учащиеся делились с учи-


8 Там же, д. 76, л. 7.

9 Там же, д. 77, л. 179.

10 Цит. по: Паялин Н. И. Завод имени Ленина. М. -Л. 1933, с. 41.

11 Онуфриев Е. П. На уроках складывались и крепли наши революционные убеждения. - Школа взрослых, 1933, N 1, с. 42.

12 Очерки истории Ленинграда. Т. 2. М. -Л. 1957, с. 677.

13 БондаревскаяТ. П., Великанова А. Я., Суслова Ф. М. Ленин в Петербурге- Петрограде. Л. 1977, с. 66.

14 Крупская Н. К. Из далеких времен. М. -Л. 1930, с. 36.

15 Бондаревская Т. П., Великанова А. Я., Суслова Ф. М. Ук. соч. с. 65-66.

16 Гуревич А. Я. Ук. соч., с. 39.

17 См. Куделли П. Ф. Александра Михайловна Калмыкова. - Красная летопись, 1926, N 4(26), с. 153; Невзорова З. П. Наброски воспоминаний о "Союзе борьбы за освобождение рабочего класса".- Творчество, 1920, N 7-10, с. 11.

18 Цит. по: Рубанов С., Негинский С. Крупская в Петербурге - Ленинграде. Л. 1975, с. 51.

стр. 174


телями в сочинениях, которые так и назывались: "Моя жизнь". В одном из таких сочинений рабочий С. П. Фунтиков сравнивал фабрику с тиграми, полицейских - с волками, попов - со змеями 19 . В этих наивных и образных выражениях проявилось формировавшееся классовое сознание. Ленин с интересом читал эти сочинения, отражавшие рост сознательности пролетариата 20 . Рабочие с увлечением занимались в классах. "Каждое посещение все тесней сближало нас со школой и учительницами, мы чувствовали необыкновенную симпатию к ним, и между нами зародилась какая-то родственная, чисто идейная близость", - вспоминал И. В. Бабушкин 21 . У одной из учениц, М. Галковой, полиция нашла при аресте ученическую тетрадь со стихотворением, призывавшим рабочих взяться за оружие ради свержения власти капитала 22 .

Учителя-марксисты из Смоленской школы вели нелегальную работу и на заводах, привлекали передовых рабочих к революционной борьбе. С помощью учеников Смоленских классов устанавливались связи социал-демократии с предприятиями столицы, создавались марксистские кружки, распространялась нелегальная литература, велась подготовка к стачкам. Революционная работа школы была тесно связана с деятельностью ленинского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Крупская, Куделли, З. Невзорова вели пропагандистские занятия в кружках, состоявших в основном из учеников этой школы 23 . "Лучшие ученики моей группы очутились у меня в нелегальном кружке, где мы изучали уже теорию Маркса и неизбежность социалистической революции", - вспоминала Невзорова 24 . О росте сознательности учащихся свидетельствовало и их участие в организации марксистских кружков. Ученик из группы Крупской Ф. И. Бодров по ее поручению создал кружок, занятия в котором проводил затем Ленин 25 . Кружки основали и некоторые другие ученики Крупской - В. Щеглов, М. Рудаков. С помощью учащихся Смоленских классов пропагандист "Союза борьбы" В. Забрежнев создал несколько кружков из рабочих фабрик Максвеля, Паля, Торнтона и Семянниковского завода.

Большое значение для революционного воспитания пролетариата имели нелегальные социал-демократические издания. Материалы для листовок и брошюр нередко давали ученики Смоленских классов. "Через школу же мы собирали сведения о порядках на фабриках и заводах. Так были собраны сведения для N 1 "Рабочего Дела", - отмечала Крупская 26 . В основу листка, обращенного к торнтоновским рабочим и работницам, который был написан Лениным в ноябре 1895 г., положен материал, собранный самим Лениным, а частично - учениками Смоленской школы 27 . Нередко эти листовки поднимали рабочих на стачки. Как отмечал один из рабочих Александровского завода, большую роль в революционных выступлениях на его заводе сыграли листовки, которые приносили ученики Корниловской школы 28 . Через учащихся распространялась по предприятиям ленинская брошюра "Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах" 29 .

Во время стачки текстильщиков столицы в 1896 г. учителя и учащиеся Смоленских классов осуществляли связь между бастовавшими предприятиями Невской заставы. После подавления стачки среди учеников школы были произведены обыски и аресты, уволено более 20 преподавателей, в их числе Крупская, А, М. Калмыкова, Книпович, Куделли. Весной 1896 г. школа вообще была закрыта. Осенью того же года ее удалось возродить как школу Русского технического общества 30 . На место уволенных или арестованных пришли новые учителя.


19 ЛГИА, ф. 997, оп. 1, д. 72, л. 200.

20 Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 1. М. 1957, с 47.

21 Воспоминания И. В. Бабушкина. М. 1955, с. 45.

22 ЦГАОР СССР, ф. 124, оп. 8, 1899 г., д. 44, л. 89.

23 Там же, оп. 5, 1896 г., д. 2, т. 2, л. 237.

24 Невзорова З. II. Ук. соч., с. 11.

25 В начале пути. Воспоминания петербургских рабочих, 1872-1897 гг. Л. 1975, с. 376-377.

26 Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 1, с. 54.

27 Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. Т. 1. М. 1956, с. 78-79; Ложкин В. В. Обследование ленинским "Союзом борьбы за освобождение рабочего класса" положения рабочих. - Вопросы истории, 1982, N 7, с. 21.

28 Крейдлина Л. М. В. И. Ленин - организатор революционной пропаганды в вечерне-воскресных школах Петербурга (1895-1906 гг.) - Вестник Ленинградского университета, 1970, N 8, вып. 2, с. 77.

29 ЦГАОР СССР, ф. 102, ДП, ОО 1898 г., д. 5, ч. 6, лит. "А", л. 24об.; ф. 124', оп. 5, 1896 г., д. 2, т. 2, л. 237.

30 Ленинградский государственный архив литературы и искусства, ф. 118, оп. 1, д. 2650, л. 41.

стр. 175


В 1898 г. в число преподавателей была зачислена В. Р. Менжинская, через год - ее брат Вячеслав, затем сестра Людмила. Марксисты, несмотря на усиление контроля за их работой, продолжали политическое воспитание учеников. Вновь стали распространяться нелегальные издания, среди которых позднее была и ленинская "Искра". Ученики находили ее у себя в партах и несли эту "огненную газету" (как именовали они "Искру") на предприятия Невской заставы 31 . В 1902 г. А. П. Зарубкин получил в школе "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса 32 . Искровцы использовали помещения Смоленских классов для проведения нелегальных собраний и совещаний. Перед II съездом РСДРП там изучался проект Программы партии, велись острые дискуссии с "экономистами" 33 .

С началом революции 1905-1907 гг. классы стали одним из центров работы большевиков Невской заставы. Крупская, посетившая их в 1906 г., писала: "В них теперь преподавалась уже "не география", не естествознание, - по классам, переполненным рабочими и работницами, шла пропагандистская работа. Партийные пропагандисты читали лекции. Мне запомнилась одна из них. Молодой пропагандист излагал по Энгельсу тему: "Развитие социализма от утопии к науке". Рабочие сидели, не шевелясь, добросовестно стараясь усвоить излагаемое оратором" 34 . Почти все уроки в школе заменялись беседами и докладами, даже на уроках алгебры изучали "Манифест Коммунистической партии" 35 . После занятий ученики слушали сообщения о последних политических событиях. В школе работали партийные кружки, в которых изучались решения IV и V съездов РСДРП 36 . Ими руководили В. И. Невский и другие сподвижники Ленина. В помещении школы действовал штаб помощи семьям рабочих во время забастовок, устраивались районные партийные собрания. На одном из таких собраний проходили выборы делегатов на V съезд РСДРП 37 .

После поражения революции последовали многочисленные аресты и увольнения учеников и преподавателей. Был усилен полицейский надзор над школой. Но немногочисленные кадры учителей-марксистов, которые смогли избежать ареста, продолжали революционную работу. Возобновлены были деятельность партийных кружков и распространение через школу подпольных социал-демократических изданий. А. И. Соболев, который учился в ней в те годы, вспоминал: "Связь с подпольщиками- партийцами была постоянной, нас всех снабжали прокламациями, и мы распространяли их среди рабочих" 38 . Через эти классы к рабочим шла также большевистская газета "Звезда" 39 . В годы нового революционного подъема школа являлась одним из оплотов большевиков в столице. В ней бывали руководитель партийной организации Невского судостроительного завода А. А. Антонов, рабочий Александровского завода, депутат Думы и член Русского бюро ЦК и Исполнительной комиссии ПК А. Е. Бадаев, гравер фабрики Паля М. И. Зайцев, член ПК, делегат Пражской конференции рабочий- обуховец Онуфриев и др. 40 .

После Февральской революции в Смоленской школе находился штаб революционной охраны и боевых отрядов по разоружению царской полиции. В марте 1917 г. на одном из собраний большевиков в зале школы рабочие выступили против войны и Временного правительства; собрание послало приветствие Ленину 41 . В октябре 1917 г. среди тех, кто участвовал в Петроградском вооруженном восстании, находились и ученики Смоленских классов 42 . В разное время в них получили политическое образование и революционную закалку многие активные участники рабочего движения.


31 Крейдлина Л. М. Ук. соч., с. 74; ЦГАОР г. Ленинграда, ф. 9672, оп. 1, д. 481, л. 4.

32 Зарубкин А. П. Моя учительница. - Школа взрослых, 1939, N 8, с. 10.

33 Крейдлина Л. М. Ук. соч., с. 78.

34 Цит. по: Марксизм-ленинизм и питерские рабочие. Л. 1977, с. 179.

35 Крейдлина Л. М. Ук. соч., с. 82.

36 Паялин Н. И. Ук. соч., с. 222; Дункен И. А. Школа сделала нас борцами за социалистическую революцию. - Школа взрослых, 1939, N 1, с. 44.

37 Паялин Н. И. Ук. соч., с. 222.

38 Цит. по: Князева Г. В. Борьба большевиков за сочетание нелегальной и легальной партийной работы в годы реакции (1907-1910 гг.). Л. 1964, с. 19.

39 ЛГИА, ф. 997, on. 1, д. 72, л. 98.

40 Марксизм-ленинизм и питерские рабочие, с. 266.

41 Паялин Н. И. Ук. соч., с. 359.

42 Коллонтай А. Из моей жизни и работы. Одесса. 1921, с. 11.

Опубликовано на Порталусе 23 июня 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама