Рейтинг
Порталус

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Дата публикации: 16 июня 2020
Автор(ы): И. В. Веснина (Науч. рук. Н. П. Шаталова)
Публикатор: Шаталова Наталья Петровна
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ →
Номер публикации: №1592340483


И. В. Веснина (Науч. рук. Н. П. Шаталова), (c)

УДК 372.851

И. В. Веснина,  

студентка 5 курса, направление «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профили «Математика и Информатика», факультет психолого-педагогического образования, Новосибирский государственный педагогический университет (Куйбышевский филиал), Куйбышев, Россия

 

Н. П. Шаталова,  

научный руководитель, профессор кафедры МИиМП, Новосибирский государственный педагогический университет (Куйбышевский филиал), Куйбышев, Россия

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  МАТЕМАТИЧЕСКИХ  ЗАДАЧ  В  ПРОЦЕССЕ  ФОРМИРОВАНИЯ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ  ЛОГИЧЕСКИХ  ДЕЙСТВИЙ

 

В статье показана необходимость создания специальных педагогических условий для формирования универсальных учебных действий школьников.  Рассмотрены особенности использования математических задач в формировании у детей универсального логического действия. Предоставлена таблица для выявления уровня сформированности универсального логического действия у обучающихся.

 

Ключевые слова: универсальные  логические  действия;    математическая  задача;  общий  прием  решения  математической  задачи.

 

Summary. The article shows the need to create special pedagogical conditions for the formation of universal educational actions of schoolchildren. The features of the use of mathematical problems in the formation of universal logical action in children are considered. A table is provided to identify the level of formation of the universal logical action among students.

Key-words: universal logical actions; math problem general technique for solving a mathematical problem.

 

Происходящие в современном обществе изменения способствовали определению целей образования с учетом требований к ускорению совершенствования образовательной среды, личных, социальных, национальных потребностей и интересов.  Поэтому приоритетной задачей является обеспечение возможности развития нового уровня образования, что декларирует себя как одна из важнейших задач современной системы образования.

В широком смысле термин «универсальная учебная деятельность» означает способность к обучению.  В более узком (по сути, психологическом) смысле этот термин представляет собой разновидность изучения поведения обучающихся, которая предусматривает самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений и навыков, в том числе организацию этого процесса.

На сегодняшний день этот критерий используется для успешного обучения в средней школе, должен формировать когнитивные универсальные учебные модели поведения, особенно с логическим универсальным поведением [1]:

  • анализ объектов для выявления признаков (важных, несущественных);
  • синтез–компиляция целых частей, в том числе самозавершение путем восполнения недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • обобщение понятия, вывод результата;
  • установление причиноследственной связи;
  • построить логическую цепочку рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Логическое универсальное действие является средством обобщения и систематизации знаний, образуя основу для получения новых знаний из существующих. Изначально техника логического мышления должна изучаться как особый предмет.  Тогда технология логического мышления выступает как средство познания, обеспечивающее успешное усвоение дисциплин, знаний, умений и навыков [3].

Основным средством формирования универсального логического действия в школе являются уроки практикум по решению математических задач.  Причина большой роли данного предмета в развитии логического мышления заключается в том, что она является одной из  самых теоретических наук из всех изучаемых в школе.  Изучение практикума по решению математических задач в школе – это, прежде всего, цель интеллектуального развития обучающегося, особенности математической деятельности, формирование навыков мышления, необходимых для жизни в современном обществе, развитие общих социальных навыков.

Задача – это сформулированный вопрос, ответ на который можно получить с помощью арифметических действий. Они имеют повседневное, физическое содержание, а также задачу текста дать количественную характеристику любому компоненту этой ситуации.

Особое место в изучении заданий занимают такие виды текстовых заданий, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные (задачи).  Работа с проблемным текстом – это нетрадиционные задачи.

Стандартной  называется  задача,  в  которой  четко  определено  условие,  известны  способ  решения  и  его  обоснование,  а  также  даны  упражнения  на  воспроизведение  известного.  Задача  называется  обучающей,  если  в  ней  неизвестен  или  плохо  определен  один  из  основных  компонентов.  Если  неизвестны  два  компонента,  задача  называется  поисковой,  а  если  три   то проблемной.

Все  арифметические  задачи  по  числу  действий,  которые  необходимо  выполнить  для  их  решения,  делятся  на  простые  и  составные.  Задача,  для  решения  которой  надо  выполнить  один  раз  арифметическое  действие,  называется  простой.  Задача,  для  решения  которой  необходимо  выполнить  несколько  действий,  связанных  между  собой  называется  составной.

Приоритетной  задачей  математического  образования  является  обучение общим  приема  мышления,  развитие  способности  понимать  содержание  поставленной  задачи,  пространственного  воображения,  усвоение  навыков  алгоритмического  мышления  и  умения  логично  рассуждать. Обучающимся  необходимо  научиться  анализировать,  отличать  гипотезу  от  факта,  четко  выражать  свое  мнение,  а  так  же  развивать  воображение  и  интуицию.

Общий  прием  решения  задач  включает:  знания  этапов  решения  (процесса),  методов  (способов)  решения,  типов  задач,  оснований  выбора  способа  решения,  а  также  владение  предметными  знаниями:  понятиями,  определениями  терминов,  правилами,  формулами,  логическими  приемами  и  операциями.

При  всем  многообразии  подходов  к  обучению  решению  задач,  к  этапам  решения  в  Стандарте  выделяются  следующие  компоненты  общего  приема  [3].

  1. Анализ текста  задачи  (семантический,  логический,  математический)  является  центральным  компонентом  приема  решения  задач.
  2. Перевод текста  на  язык  математики  с  помощью  вербальных  и  невербальных  средств.  Чтобы  можно  было  работать  только  с  существенными  смысловыми  единицами,  текст  задачи  записывается  кратко  с  использованием  условной  символики.  Для  этого  текст  переводят  на  язык  графических  моделей:  чертежи,  схемы,  графики,  таблицы,  символические  рисунки,  формулы,  уравнения  и  др.
  3. Установление отношений  между  данными  и  вопросом.  Проанализировав  условия  и  вопрос  задачи  можно  определить  способ  ее  решения  (вычислить,  построить,  доказать),  таким  образом  выстраивается  последовательность  конкретных  действий.  Выделяются  четыре  типа  отношений  между  объектами  и  их  величинами:  равенство,  часть (целое),  разность,  кратность, их  сочетание  определяет  разнообразие  способов  решения  задач.
  4. Составление плана  решения.  На  основе  выявленных  отношений  между  величинами  объектов  определяется  план  решения  задачи.
  5. Осуществление плана  решения.
  6. Проверка и  оценка  решения  задачи.  Задача  проверяется  с  точки  зрения  адекватности  плана  решения,  способа  решения  (рациональность  способа,  нет  ли  более  простого).

Общий  прием  решения  задач  должен  быть  предметом  специального  усвоения  с  последовательной  отработкой  каждого  из  составляющих  его  компонентов.  Овладев  этим  приемом,  обучающиеся  смогут  самостоятельно  анализировать  и  решать  различные  типы  задач [1].

В  целом  уровень  сформированности  логических  универсальных  действий  сложно  назвать  высоким,  потому  что  в  основном  работа  над  решением  задач,  в  том  числе  и  математических,  сводится  к  поиску  «типового»  алгоритма  решения  и  дальнейшей  работе  на  его  основе.

На основе  анализа психолого–педагогической литературы и педагогического опыта, и в процессе формирования этой категории обучающихся интересующихся наукой математических задач и организацией их работы.

Необходимость разрешения этого противоречия обусловлена выявлением педагогических условий организации работы с математическими задачами в процессе формирования универсальных логических действий.

Необходимость решения задачи исследования определяет объект, субъект и объект исследования.

Цель исследования: обосновать эффективность педагогических условий использования математических задач в процессе формирования универсального логического действия обучающихся, а также проверить их экспериментально.

Объектом исследования является процесс формирования универсальных логических действий.

Предметом исследования является педагогическое условие организации работы с математическими задачами в процессе формирования универсальных логических действий.

Данное исследование основано на гипотезе о том, что на основе решения математических задач процесс формирования универсального логического действия у обучающихся эффективен в следующих случаях:

  • каждый обучающийся участвует в процессе решения как стандартных, так и развивающих задач;
  • учат обучающегося общему приему заданий, включающему знание этапов решения (процесса), методов (приемов), видов заданий, причин выбора способа решения, а также количества заданий по предмету;
  • применять различные виды математических задач и формы работы с ними;

Методологической основой исследования является системно–деятельностный подход. Для проверки этой гипотезы необходимо изучить практическое применение эффективности выбранных педагогических условий использования математических задач в формировании универсальных логических действий.

Общая схема эксперимента предусматривает три основных этапа: подтверждение, формирование и контроль.  Все этапы характеризуются своими конкретными целями, задачами, содержанием и процессуальными особенностями.

Экспериментальное исследование по изучению уровня развития универсального логического действия учащихся на уроках практикум по математике проводилось на базе класса 6 в МБОУ Новофеклинской ОШ.  Присутствовали 8 человека, в том числе 6 мальчиков и 2 девочки.

На первом этапе была проведена диагностика уровня сформированности универсально–логического поведения школьника, основанная на использовании следующих диагностических методик:

  • как «найти схемы к задачам»;
  • метод «присвоение существенных признаков»;
  • диагностика способности выполнять классификацию.

Для определения уровня сформированности универсальных логических действий разработана измерительная шкала, за основу взят высокий уровень сформированности универсальных логических действий.

Высокий уровень:

  • семантические единицы текста задачи, присваивая отношения между ними, находят среди этих схем соответствующие структуре задачи;
  • выделите все или большинство существенных признаков предмета;
  • разработка обобщений высокого уровня классифицируется корректно, независимо и по заданным критериям;

В таблице 1  представлена мера семи уровней интегральной оценки сформированности универсальных логических действий.

 

Таблица 1 – Уровни интегральной сформировонности универсальных логических действий

Уровень сформированности универсальных логических действий

Признаки уровня сормированности универсальных логических действий

7

Все  компоненты   находятся  на  высоком  уровне.

 

6

2  компонента  находятся  на  высоком  уровне,  а  1  на  среднем.

 

5

1  компонент  находится  на  высоком  уровне,  а  2 других  на  среднем.

 

4

Все  компоненты  находятся  на  среднем  уровне.

 

3

1  компонент  находится  на  низком  уровне,  а  2  других  на  более  высоком.

 

2

2 компонента находятся  на  низком  уровне,  а  1  на  более  высоком.

 

1

Все  компоненты находятся  на  низком  уровне.

 

0

Хотя  бы  1  компонент не  сформирован.

 

 

В результате при выделении представленного уровня шкалы выявляется и вводится «смешанная» градация путем объединения соседних уровней в таком чистом виде, 6–7 уровней соотносятся с высокими  уровнями, 3–5 – средними  уровнями, 1–2 низкими уровнями, 0-несформированными уровнями.

В соответствии с измеренной шкалой был выявлен уровень сформированности универсального логического поведения обучающегося.

 По результатам исследования был выявлен основной уровень развития универсального логического поведения выше среднего (25%), уровень развития универсального логического поведения повысился.

В ходе исследования мы также видем, что процесс формирования универсального логического поведения у обучающихся на уроках математики более эффективен при наличии дополнительных педагогических условий:

учитель имеет устойчивую направленность на развитие логического мышления;

обеспечить мотивацию обучающихся к изучению логических операций;

реализация деятельностного и личностно-ориентированного подхода к развитию логического мышления;

обеспечивает вариативность содержания класса.

Линия на развитие познавательных интересов обучающихся четко прослеживается во всех учебниках математики.  Они выполняют упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления.  Но у нас много геометрических задач,  комбинаторных задач с логическими цепочками, магических квадратов, стихотворных задач, головоломок, математических загадок, кроссвордов. Поэтому в результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

во-первых, в соответствии с изменениями в обществе и принятием новых образовательных стандартов второго поколения возникает новая система универсального образовательного поведения, реализация которой осуществляется через логическую систему;

во-вторых, развитие логического мышления не может осуществляться в отрыве от учебного процесса, оно должно быть органично связано с развитием предметных умений и учебных навыков). Формирование универсальных логических действий у обучающихся происходит по всем учебным предметам, но наибольший потенциал проявляется на уроках практикум по математике.  Реализация объекта формирования логического универсума поведения обучающихся может быть облегчена определением уроков по различным видам  и нестандартным логическим задачам;

в-третьих, все математические задачи имеют общую структуру: условия, данные, поиски, вопросы;

в-четвертых, использование математических заданий для младших школьников, выработка универсальной логики действий требует от преподавателя особой организации учебного процесса); различные дифференцированные логические нестандартные задания и использование разных методов, форматов, приемов их решения.

Из сказанного выше следует, что цель первый подтверждающий этап экспериментальной работы по теоретической проверке эффективности педагогических условий использования математических задач при формировании универсальных логических действий у школьников с использованием соответствующих методов исследования результативен.  Полученные данные показали, что требуется использование новых, более эффективных педагогических условий для реконструкции существующей образовательной системы и повышения уровня развития универсальных логических действий.

 

Литература

 

  1. Как проектировать  универсальные  учебные  действия  в  средней  школе.  От  действия  к  мысли /  под  ред.  А. Г.  Асмолова.  2-е  изд. – М.:  Просвещение,    –  152 с. 
  2. Пиаже Ж. Избранные  психологические  труды  /  Ж.  Пиаже. – М.:  Международная  педагогическая  академия,    –  680 с.
  3. Федеральный государственный  стандарт  начального  общего  образования. – М.:  Просвещение,    – 31 с. 

Опубликовано на Порталусе 16 июня 2020 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): универсальные логические действия; математическая задача; общий прием решения математической задачи



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама