Рейтинг
Порталус


Финансово-кредитная поддержка развития образовательных услуг в России

Дата публикации: 29 января 2021
Автор(ы): М. П. МЕРЗЛОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 5, Май 2007, C. 121-129
Номер публикации: №1611913437


М. П. МЕРЗЛОВА, (c)

Подготовка специалистов в соответствии с потребностями экономики и повышение качества образования - важнейшие задачи формирования образовательного потенциала в России. Автор статьи рассуждает о том, что делается и что можно сделать для укрепления сферы образования в России.

Представленные в статье материалы могут оказаться полезными для специалистов в области подготовки кадров.

Кадровый потенциал образования и науки

Важными показателями образовательного потенциала страны являются численность и состав педагогического персонала вузов. В 1994 - 2004 гг. число преподавателей в негосударственных вузах России быстро росло и достигло 50,1 тыс. чел. Численность основного состава государственных вузов была относительной стабильна (304 тыс. чел.). Более 10% общего числа преподавателей - доктора наук и 52,3% - кандидаты наук. Численность работающих на половину и четверть ставки увеличилась на 62%, а на условиях штатного совместительства - на 41%.

Все это говорит о том, что динамика формирования количественных параметров кадрового потенциала сферы образования относительно благополучна. Однако этого нельзя сказать ни о кадровом потенциале науки, ни о качестве образования. Кадровый потенциал науки ослабевает. Многие молодые специалисты (в том числе имеющие ученые степе-

стр. 121


ни) переходят в сферу предпринимательства, часть ученых уезжает за рубеж. Это не только снижает потенциал науки, но и ухудшает структуру научных кадров, создает угрозу для дальнейшего воспроизводства научных школ и направлений исследований.

В последние годы занятые в науке и образовании оказались у нас среди низкооплачиваемых категорий работников: размер оплаты их труда составляет примерно 70% среднего по стране уровня. А ведь это интеллектуальный потенциал нации. Несоответствие высокой социальной значимости этих групп населения, их уровня образования и профессионализма уровню оплаты труда является одним из реальных факторов риска снижения качества научно-технического и кадрового потенциала России, важнейшего источника долговременного развития государства.

И все же, несмотря на значительное сокращение численности занятых в науке в 90-е годы прошлого века, Россия до сих пор занимает лидирующие позиции по насыщенности экономики кадрами исследователей и разработчиков. Чтобы их не потерять, а напротив, усилить и восстановить кадровый потенциал науки, надо в ближайшие годы увеличить расходы на науку, повысить оплату труда научных работников. Это станет важнейшим рычагом экономического роста, возрождения и обеспечения конкурентоспособности отечественного производства.

Теперь о качестве образования. На всех ступенях обучения оно не отвечает в полной мере требованиям рыночной экономики к профессиональным качествам рабочих, служащих и специалистов. Несмотря на то, что за годы реформ существенно увеличилась ступенчатость образования, расширилось разнообразие организационных форм обучения, улучшился состав непедагогических кадров и методики преподавания, в системе подготовки кадров и школьного обучения еще многое не соответствует современным требованиям. В частности, сохраняется отрыв обучения от реальных запросов экономики, что затрудняет адаптацию выпускников учебных заведений всех уровней к трудовой деятельности.

стр. 122


Отметим также, что Россия подписала Болонскую декларацию, реализация которой меняет систему трудовых, социальных и организационных отношений в сфере профессионального образования. Новые социально-трудовые отношения, переход на двухуровневую систему подготовки специалистов, изменение образовательных стандартов, использование информационных образовательных технологий порождают необходимость переподготовки преподавателей. Существенной трансформации подвергаются организационно-трудовые отношения. Перевод нормативов государственных образовательных стандартов в зачетные единицы ведет к изменению организации учебного процесса.

Унификация продолжительности и содержания этапов высшего образования, принятие единой Европейской системы трансфертных кредитов (ECTS) служат своего рода фундаментом для взаимного признания национальных дипломов и степеней всеми участниками Болонского процесса.

Руководство нашей страны приняло ряд важнейших решений, направленных на повышение качества российского образования и конкурентоспособности выпускников российских вузов на мировом образовательном рынке. Так, в соответствии с п. 2 "Плана мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 - 2010 годы", утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 15 февраля 2005г. N 40, и в связи с обращениями Федерального агентства по образованию и образовательных учреждений высшего профессионального образования был издан приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июля 2005 г. N 215 "Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц". Этот приказ призван расширить инновационную деятельность высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц, повысить автономию вуза в совершенствовании планирования и организации образовательного процесса, а также усилить роль самостоятельной работы студента и оптимизировать учебную нагрузку педагогических работников.

стр. 123


Проект "Образование"

Связь современного, качественного образования с перспективой построения гражданского общества и эффективной экономики очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, необходимо дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта "Образование".

Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено два взаимодополняющих подхода. Во-первых, предстоит выявить возможные "точки роста". Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым - то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Необходимо поощрять тех, кто может и хочет работать, - это касается учащихся школ, студентов вузов и преподавателей.

Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием - вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.

Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

Системное решение поставленных задач обеспечит осуществляемая в рамках национального проекта "Образование" конкурсная поддержка вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. Конкурсные мероприятия предусматривают разработку вузами инновационных программ и их общественно-профессиональную экспертизу.

стр. 124


Приоритетный национальный проект "Образование" направлен на стимулирование вузов, активно внедряющих инновационные образовательные программы; создание принципиально новых учреждений высшего образования (национальных университетов в Южном и Сибирском федеральных округах, а также двух бизнес-школ в Московском регионе и в Санкт-Петербурге); осуществление государственной поддержки талантливой молодежи. Создаются также условия для взаимодействия вузов с работодателями.

В настоящее время общеобразовательные учреждения, ставшие победителями конкурса в рамках национального проекта "Образование", активно осваивают 3 млрд. руб., предоставленные из федерального бюджета на внедрение инновационных образовательных программ. Осваиваются и средства, выделенные 17 высшим учебным заведениям - победителям конкурса инновационных проектов. По данным мониторинга Национального фонда подготовки кадров - организации-оператора этого направления национального проекта "Образование", на внедрение новых программ и проектов, совершенствование образовательного процесса, материально-технической базы, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава уже успешно использованы более 13% средств от запланированного годового объема государственных субсидий, а с учетом софинансирования со стороны самих вузов - более 19% совокупного объема средств. С конца октября 2006 г. Рособразование начало перечисление в данные вузы оставшихся 1,5 млрд. руб. из средств, предусмотренных в федеральном бюджете на финансирование этого направления проекта.

Проводится работа по государственной поддержке талантливой молодежи: 3176 человек - победители международных, всероссийских, региональных олимпиад, творческих конкурсов и спортивных мероприятий - уже получили премии по 60 и 30 тыс. руб. на общую сумму 112,86 млн. руб. Сейчас Рособразование и организация-оператор данного направления национального проекта - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования - проводят работу по организации выплат оставшихся 2174 премий.

стр. 125


Налоговые льготы

Важную роль в развитии образования играет предоставление гражданам налоговых льгот, связанных с получением образовательных услуг. В соответствии с главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2007 г. размер социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, предоставляемого налогоплательщику в связи с его расходами на оплату обучения, увеличен с 38 тыс. руб. до 50 тыс. руб. Новая предельная величина будет применяться в отношении расходов, которые произведет налогоплательщик, начиная с 1 января 2007 г.

Что в реальности представляет собой социальный налоговый вычет? Это не выплата суммы, истраченной налогоплательщиком на получение платных образовательных или медицинских услуг, а возврат суммы налога, уплаченной с дохода налогоплательщика в пределах этих расходов.

Социальный налоговый вычет предоставляется в отношении расходов налогоплательщика как за свое обучение, так и его детей в возрасте до 24 лет.

Следует также отметить, что с 1 января 2007 г. в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Он также предусматривает финансовую помощь, выделяемую на образование детей. Согласно этому закону, при рождении второго и последующего ребенка государство обязуется выплатить семье 250 тыс. руб. по истечении трех лет после рождения ребенка. При этом размер материнского капитала будет ежегодно пересматриваться законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом темпов роста инфляции.

Материнский капитал будет предоставляться только один раз на любого из детей, родившихся после первого ребенка. Мать сможет сама выбирать, на что ей расходовать деньги, из трех установленных законом вариантов: приобрести жилье, оплатить образование ребенка или направить деньги в Пенсионный фонд для формирования накопительной части трудовой пенсии самой матери.

стр. 126


Государственная дума РФ предлагает использовать материнский капитал для погашения кредитов на обучение детей. Первый вице-премьер Д. А. Медведев сказал, что финансирование образовательных программ, а также возможность направления средств материнского капитала на погашение образовательных кредитов не должно привести к сокращению бюджетных мест в образовательных учреждениях. Он также указал на то, что возможность направления средств на образование ребенка должна сохраняться до достижения им 25 лет.

С выходом рассматриваемого закона были приняты поправки в главу 23 второй части Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц", освобождающие материнский капитал от налогообложения. Согласно этим поправкам суммы, направляемые для государственной поддержки семей, имеющих детей, освобождаются от налога на доходы физических лиц. При этом в случаях использования этих средств на обучение, а также на строительство или приобретение жилого дома, квартиры или доли в них социальные и имущественные налоговые вычеты применяться не будут.

Следует отметить, что в Федеральном законе РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не сказано, с какого срока будет ежегодно пересматриваться материнский капитал с учетом роста инфляции: от даты получения государственного сертификата на материнский капитал или от срока подачи заявления на его выплаты. Это волнует обладателей государственных сертификатов на материнский капитал. Срок действия Федерального закона - 10 лет. Средствами материнского капитала отдельные обладатели сертификатов могут воспользоваться на десятом году его действия при условной инфляции 10% годовых (тогда средства материнского капитала могут увеличиться вдвое).

Индексация на инфляцию будет осуществляться за счет средств бюджета, т.е. за счет налогоплательщиков. Нам же представляется, что средства материнского капитала должны находиться в надежных банках России, территориаль-

стр. 127


ных отделениях Сберегательного банка РФ, страховаться, работать как вклады населения под определенный процент. В этом случае не государство, а банки будут их ежегодно индексировать за счет процентов по вкладам. Контроль за адресностью использования этих средств следует сохранить за территориальными Пенсионными фондами РФ.

У банков, хранящих материнский капитал, расширятся возможности предоставления кредитов предпринимателям и населению, и это скажется на укреплении национальной экономики.

Кредиты на образование

Доля платного образования в России достигла почти 60%, для многих молодых людей, желающих окончить вуз, основным подспорьем могут стать образовательные кредиты, выдаваемые за небольшие проценты и на длительные сроки. Кредиты, выдаваемые на образование российскими банками, нельзя назвать доступными; они выдаются под высокие проценты - 16 - 20% годовых и сроком на 5 лет.

Предоставление долгосрочных кредитов чревато для банков высокими рисками, обусловленными непредсказуемостью динамики инфляции, рисками изменения реального обменного курса и невозврата кредита. Высокие риски образовательных кредитов порождают такие же высокие процентные ставки по ним, что невыгодно получателям кредитов.

По мнению экспертов, государство должно решить эту проблему путем принятия закона об образовательных кредитах и субсидирования процентных ставок по ним. Именно так обстоит дело в развитых западных странах, где государство является гарантом, покрывающим риски по невозврату кредитов. Например, в Китае, Швеции и Японии основной формой финансирования высшего образования являются именно образовательные кредиты. Они предоставляются государством, частными организациями и вузами. При этом гарантом выступает, как правило, государство.

К сожалению, законопроекты в России об образовательных кредитах уже в течение нескольких лет появляются и обсуждаются, однако законодательно вопрос госу-

стр. 128


дарственного субсидирования и гарантирования образовательных кредитов до сих пор не решен.

В заключение отметим, что в современном мире образование становится источником и условием роста благосостояния общества, основой его демографического развития. Будущее России во многом будет определяться тем, в какой мере государство, опираясь на принципы конкурсного отбора поступающих в учебные заведения, сможет обеспечивать бесплатное получение (хотя бы раз в жизни) образования любого желаемого уровня.

Возможность реализации права на образование стала фактором, определяющим степень развития общества. С учетом долгосрочных интересов России государству необходимо наращивать расходы на обучение подрастающего поколения, отдавая приоритет вузовскому и послевузовскому образованию, так как возрождение технического и инновационного потенциала страны потребует подготовки квалифицированных специалистов и управленцев в соответствии с мировыми стандартами качества. Осуществлять затраты на эти цели гораздо выгоднее, чем платить пособия по безработице специалистам, не отвечающим новым требованиям.

М. П. МЕРЗЛОВА, кандидат экономических наук, Московский государственный университет сервиса.

Опубликовано на Порталусе 29 января 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама