Полная версия публикации №1389010653

PORTALUS.RU СПОРТ © ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

А. С. Дамадаева, © ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 06 января 2014. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/sport/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1389010653&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 23.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

А. С. Дамадаева, © ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 06 января 2014. URL: https://portalus.ru/modules/sport/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1389010653&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 23.04.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

А. С. Дамадаева, © ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ / http://portalus.ru.



публикация №1389010653, версия для печати

© ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Дата публикации: 06 января 2014
Автор: А. С. Дамадаева
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СПОРТ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1389010653 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


А. С. Дамадаева: кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы ДГУ, Махачкала; e-mail: angelasagidova@mail.ru

_____________________

Особенности функционирования и формирования психики спортсменов лишь относительно недавно стали выступать в качестве самостоятельного объекта научного исследования. Пересечений гендерной психологии и психологии спорта в рамках отечественной науки не наблюдалось (хотя пол зачастую использовался в качестве основания для дифференциации спортсменов при их изучении).

В то же время в рамках зарубежной психологии спорта изучение гендерных характеристик спортсменов уже достаточно давно стало одним из приоритетных направлений. При этом изучается не только половой диморфизм, но и такие проблемы, как влияние занятий спортом на формирование половой идентификации и сексуальной ориентации, особенности мужской и женской спортивной карьеры, половое лидерство в спорте, особенности мужских, женских и смешанных спортивных команд и т.п. [17]. Однако данные, полученные на иностранных спортсменах, могут не вполне адекватно отражать реальность отечественного спорта в силу специфичности социальных процессов внутри нашего общества и в рамках мирового спортивного движения.

Гендерная психология изучает довольно обширный круг явлений: гендер (психологический пол), гендерная дифференциация, гендерные стереотипы, гендерная идентичность, гендерные роли. Степень изученности данных явлений в отечественной психологии спорта является различной, но в целом довольно невысокой.

Цель данной работы - провести критико-аналитический обзор эмпирических исследований гендерной проблематики в психологии спорта.

Задачи исследования:

1) Проанализировать факторы, осложняющие проведение гендерных исследований в психологии спорта.

2) Выявить общие закономерности по результатам исследований гендерной дифференциации и социализации в спортивной психологии.

3) Провести анализ гендерных стереотипов, имеющих отношение к спортивной психологии.

4) Оценить уровень развития гендерных исследований в отечественной и зарубежной психологии спорта.

ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СПОРТСМЕНОВ

Изучение гендерной дифференциации спортсменов оказывается довольно затрудненным в силу ряда причин. Во-первых, большинство сравнительных исследований осуществлено на недостаточно репрезентативных выборках спортсменов (например, испытуемыми выступают спортсмены конкретного вида спорта, одного возраста или пола), что не позволяет сделать более или менее взвешенных обобщений. Во-вторых, специфика гендерной дифференциации спортсменов может быть оценена только относительно выборки испытуемых, не занимающихся (и никогда ранее систематически не занимавшихся) спортом. При этом выборки должны совпадать по другим характеристикам (возрасту, социальному положению и пр.) для того, чтобы можно было в полной мере оценить именно спортивную специфику гендера. Таких исследований на данный момент - единицы.

Отсутствие перекрестного сравнения не позволяет делать полноценные выводы о процессе гендерной дифференциации личности. Так, например, СМ. Гордон [5] установил, что спортсменки имеют более высокие, чем спортсмены, показатели депрессии, невротичности, страха, эмоциональности, чувствительности, мечтательности, проницательности, чувства вины, напряженности, нейротизма, тревожности, экзальтированности, изменчивости настроения и демонстративности, а спортсмены - самоконтроля, приобретательства, сексуальности, игрового потенциала, эмоциональной устойчивости, самостоятельности. Все это в достаточной степени соответствует общепринятым представлениям о мужественности и женственности. Однако, не зная того, как эти качества проявляются у обычных мужчин и женщин, делать выводы о гендерно-типичных характеристиках личности спортсменов невозможно.

Г. Б. Горской [6] и Е. А. Пархоменко [18] были обнаружены существенные различия в возрастной динамике психологических показателей у спортсменов разного пола и у их сверстников, не занимающихся спортом, как по характеру различий, так и по степени их проявления. Основная тенденция состоит в том, что от младшей группы к старшей у занимающихся спортом различия между спортсменами разного пола уменьшаются, а у их сверстников, не занимающихся спортом, увеличиваются. Конкретно, в группе спортсменов 20 - 25 лет достоверно только превосходство юношей над девушками по показателю доминирования. Остальные же показатели практически одинаковы. Близко к достоверному уровню лишь различие по показателю принятия других, который выше у девушек-спортсменок. В то же время, различия изучаемых показателей юношей и девушек, не занимающихся спортом, достаточно достоверны. Юноши превосходят девушек по показателям интернальности, доминирования, принятия других, а у девушек достоверно выше показатели адаптированности и самопринятия, у них же значительно ниже, чем у юношей, показатель эскапизма. Авторы исследования объясняют усиление различий в показателях с возрастом у девушек и юношей, не занимающихся спортом, как следствие усвоения ими гендерных ролей. Они полагают, что отсутствие существенных различий между спортсменами - это одно из следствий профессионализации, в результате которой усвоение гендерной роли девушками-спортсменками осложняется противоречиями между традиционной женской моделью поведения и требованиями "мужского" вида деятельности, каким является спорт. В спорте в силу его соревновательности, конкурентности более адаптивными оказываются маскулинные модели поведения, которые усваивают не только юноши, но и девушки, занимающиеся им.

Эти данные подтверждаются другими исследованиями. Так, например, Р. К. Малинаускас [14] и С. С. Родоманова [19] не обнаружили существенных гендерных различий в среде профессиональных российских спортсменов.

Интересно, что даже на уровне анатомии и физиологии (особенностей телосложения, показателей морфологии сердца и механизмов адаптации кардиогемодинамики, типов кровообращения, пропорций и размеров мышечных волокон, количества митохондрий и т.п.) у высококвалифицированных спортсменов происходит снижение половых различий в процессе многолетнего отбора в условиях спортивной деятельности [1].

Мнение, согласно которому специфика спортивной деятельности нивелирует влияние полового диморфизма, довольно часто встречается в научной литературе. В последние годы довольно популярна андрогинная теория спорта, суть которой заключается в следующем: спорт способствует проявлению общих для мужчин и женщин качеств, тем самым он уравновешивает их в правах; подчеркивается, что спортсмен не имеет пола [4, 34].

Таким образом, на данный момент существуют основания предполагать, что спорт как специфический вид деятельности способствует нарушению стандартного процесса гендерной дифференциации личности, хотя делать окончательные выводы еще рано.

Однако следует учитывать, что спорт включает в себя совершенно разные виды физической активности (трудно сравнивать, например, бальные танцы с боксом в связи с большими различиями в содержании данных видов деятельности). В связи с этим в качестве фактора, детерминирующего развитие гендерных характеристик личности спортсмена, следует рассматривать спортивную специализацию, роль которой некоторые авторы, в частности, Н. С. Цикунова [28], рассматривают как определяющую. Сравнив достаточно большую выборку спортсменов (представителей восточных единоборств и бальных танцев) разных возрастных категорий (начинающих, имеющих опыт и взрослых) с их сверстниками, не занимающимися спортом, Н. С. Цикунова получила следующие данные. В подростковом возрасте у мальчиков и девочек, недавно приступивших к занятиям "маскулинным" спортом (восточные единоборства), обнаружены различия в уровне самоконтроля и внутренней конфликтности (они ниже у девочек). По сравнению со сверстниками и те и другие находятся в состоянии большей напряженности, активного неудовлетворения стремлений. Кроме того, мальчики, начавшие обучение маскулинным видам спорта, более мягки (что, возможно, и заставляет родителей отдать их в этот вид спорта), сдержанны и более общительны, чем сверстники. То есть, девочки, начинающие заниматься восточными единоборствами, являются более "боевыми", а мальчики, напротив, "мягче", чем другие дети. "Обычные" дети возраста вхождения в пубертат отличаются друг от друга по следующим параметрам. Девочки более общительны, мягкосердечны в отношениях, ориентированы на социальное одобрение, конформны. Мальчики демонстрируют большую мужественность, самоуверенность и практичность. То есть их развитие идет в рамках гендерных норм. Девочки, занимающиеся единоборствами, отличаются меньшей тревожностью, ранимостью, впечатлительностью по сравнению со своими сверстницами, занимающимися бальными танцами и неспортсменками. Кроме того, по сравнению со сверстницами, у них более развито активное неудовлетворение стремлений, а по сравнению с занимающимися бальными танцами - ниже самоконтроль. У последних же более высок самоконтроль и доминантность (по сравнению с занимающимися единоборствами и обычными девочками). Эти данные показывают тенденцию к закреплению "боевого" характера у девочек, занимающихся восточными единоборствами. Парадоксальным является момент, связанный с некоторой маскулинностью представительниц довольно "женственных" видов спорта. Мальчики-подростки, занимающиеся единоборствами, характеризуются большей общительностью и доминантностью, чем занимающиеся феминными видами спорта и сверстники.

В то же время, борцы менее энергичны, подвижны, экспрессивны, чем специализирующиеся в бальных танцах и фигурном катании. По сравнению с неспортсменами они более нормативны в своем поведении и менее жестки по отношению к окружающим. Таким образом, занятие определенным видом спорта оказывает влияние на формирование гендерных характеристик личности в подростковом возрасте.

В личностной сфере взрослых спортсменов определенным "стандартом" являются различия взрослых мужчин и женщин, не занимающихся спортом. Установлено, что женщины, не имеющие отношения к спорту, более общительны и тревожны, а мужчины проявляют несколько большую жесткость, расслабленность, невозмутимость. Таким образом, формирование гендерных характеристик личности обычных мужчин и женщин идет в соответствии с нормой. В феминных видах спорта мужчины более эмоционально устойчивы, доминантны, жестки, подозрительны, менее тревожны, чем женщины. Среди взрослых спортсменов в восточных единоборствах мужчины более доминантны, эмоционально некомфортны, чем женщины. Таким образом, во взрослом возрасте спортсмены мужского пола независимо от их специализации демонстрируют формирование гендерно-специфичных свойств личности. Женщины, занимающиеся восточными единоборствами, более жестки, мужественны, менее тревожны, чем женщины, занимающиеся феминными видами спорта, у которых отсутствуют различия с обычными женщинами. Мужчины, специализирующиеся на маскулинных видах спорта, в большей степени, чем их сверстники, эмоционально устойчивы, ответственны, смелы, решительны. Следовательно, нарушения процесса гендерной социализации затрагивают только женщин, занимающихся восточными единоборствами.

При изучении возрастной динамики личностных качеств спортсменов различной специализации были получены интересные данные относительно этиологии этих качеств. В процессе занятий восточными единоборствами (до пубертата) у девочек формируется смелость, активность, сниженная тревожность, а у мальчиков - мужественность, практичность, жесткость, ответственность, общительность и меньшая напряженность. От подросткового к взрослому возрасту происходят следующие изменения. У женщин, занимающихся восточными единоборствами, увеличивается жесткость, практичность, самоконтроль. У мужчин этой же специализации происходит усиление доминантности и самоконтроля. Среди занимающихся бальными танцами у женщин снижается доминантность, увеличиваются тревожность и нонконформизм, а мужчины становятся менее дипломатичными, но более эмоционально устойчивыми. Автор делает заключение, что именно спорт формирует данные качества личности.

Результаты этого масштабного (в отношении как выборки - более 500 спортсменов, так и массива полученных данных) исследования свидетельствуют в пользу маскулинизирующего влияния спорта на всех мужчин (вне зависимости от специализации) и женщин, занимающихся восточными единоборствами. У женщин, занимающимися феминными видами спорта, нарушений формирования гендерных характеристик личности не происходит. Формирование в процессе занятий единоборствами ряда маскулинных качеств вполне объясняется требованиями данной группы видов спорта [3, 28]. Полученные данные вполне соответствуют психологическому портрету спортсменов-борцов [26].

Исследований, в которых осуществляется сравнительный анализ спортсменов разного пола, в психологии спорта представлено довольно много.

Так, в отношении нейродинамических характеристик Е. П. Ильиным [9] установлено, что у представителей игровых видов спорта высокий нейротизм чаще встречается у женщин, а низкий -у мужчин. Также у спортсменок часто встречается инертность нервных процессов, независимо от вида спорта.

Довольно гендерно-типичными являются сведения о том, что для спортсменов-мужчин более характерна ориентация на достижение победы, тогда как спортсменки в большей степени стремятся к улучшению собственных результатов [10].

Данные некоторых исследований свидетельствуют, что даже в сходных видах спорта различия между мужчинами и женщинами могут сильно варьировать. Так, например, у спортсменок, занимающихся дзюдо, Ю. В. Краев [11] не обнаружил различий в агрессивности по сравнению с мужчинами (хотя в ряде исследований указывается на повышение уровня тестостерона и снижение эстрогенов при занятиях этим видом борьбы, т.е. усиление маскулинности), а среди занимающихся айкидо имеется тенденция к большей агрессии у женщин.

Г. Б. Горская [6] отмечает, что спортсмены разного пола различаются по особенностям взаимоотношений с ближайшим социальным окружением.

В возрасте 12 - 13 лет у девочек-спортсменок обнаруживается усиление значимости сверстников как партнеров по общению, а мальчики выделяют как значимых членов социального окружения родителей и других членов семьи. Такая тенденция прослеживается и в 14 - 15 лет. У 20 - 24-летних снижаются достоверные различия между спортсменами и спортсменками по значимости лиц из ближайшего социального окружения благодаря повышению значимости родителей и других взрослых у девушек.

М. Эншел (M. Anshet) [29] установил, что мужчины и женщины, занимающиеся спортом, используют разные механизмы копинг-поведения (переживания стресса). Так, мужчины чаще прибегают к "избегающим" стратегиям, а женщины чаще применяют копинг-подход - самокритику, пересказывание стрессогенного стимула.

Как уже отмечалось, весомую роль в формировании гендерных различий спортсменов может играть фактор спортивной специализации. Так, например, А. В. Мальчиковым [15] были получены различия спортсменов и спортсменок в командных и индивидуальных видах спорта. В командных видах спорта мужчинам свойственны: повышенная эмоциональность, интровертированность, зависимость от группы, высокий уровень саморегуляции и самоконтроля - так называемый "подстраивающийся тип", а женщинам - общительность, активность, ревнивость ("открытый тип", определяемый как воздействующий на товарищей по команде). В индивидуальных видах спорта у успешных спортсменок главным является соотношение эмоциональности, возможности самоконтроля и доминантности, а у спортсменов-мужчин - особенности интеллекта, независимость, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, активность.

Данные остальных исследований дают лишь ориентировочную информацию, поскольку в них отсутствует сравнительный аспект, важный для проблемы гендерной дифференциации. В некоторых из них изучены отдельные свойства личности у спортсменок (реже - у спортсменов) одного вида спорта, к тому же, они зачастую противоречат друг другу (см., напр., [3, 12, 24, 27, 35]), в других выводы строятся на основе самоописания спортсменов [22], что может не соответствовать объективной реальности.

В отношении проблемы полового диморфизма трудно судить четко и определенно. Даже если речь идет о характеристиках, которые можно объективно измерить, то, как отмечает Е. Садовски [20], в некоторых исследованиях утверждается превосходство мужского пола по этим показателям, в других - женского, а в третьих - их примерное равенство. Данных о связи гендера и личностных особенностей спортсменов практически нет. Следовательно, изучение этой проблемы нуждается в продолжении.

ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ СПОРТА

Специфика гендерной социализации личности в спорте может быть установлена путем сравнения психологических характеристик у представителей одного пола - спортсменов и не занимающихся спортом или же посредством установления связи спортивного стажа с изменением определенных черт личности.

В вышеупомянутом исследовании Н. С. Цикуновой [28] были отмечены многочисленные различия мужчин и женщин, занимающихся и не занимающихся спортом. Следовательно, спорт накладывает существенный отпечаток на процесс гендерной социализации, особенно заметный в так называемых "маскулинных" видах спорта.

В исследовании Дж. Кейн (J. Капе) [36] отмечается наличие у спортсменок ряда феминных качеств. Сравнив личностные профили преподавательниц физического воспитания и спортсменок - членов олимпийской команды Великобритании, он обнаружил в обеих группах экстраверсию, добросердечность и жизнерадостность, но низкий уровень эмоциональной устойчивости и высокую тревожность. Однако в данном случае нельзя назвать сравнение полноценным, так как преподавательницы факультета физического воспитания в прошлом были спортсменками. Поэтому делать выводы в данном случае довольно трудно.

При изучении спортсменок ряда специальностей (плавание, баскетбол, гандбол) Е. Джерон (E. Geron) [35] обнаружено, что, в отличие от неспортсменок, они характеризуются как малоимпульсивные, нераздражительные, лучше приспосабливающиеся и проявляющие нормативные поведенческие установки. В данном случае акцент ставится на позитивных эффектах маскулинизации личности женщин в спорте.

Важная роль вида спорта в гендерной социализации подтверждается и другими исследованиями. Так, например, установлено, что спортсменки имеют более высокие, чем их сверстницы, не занимающиеся спортом, значения интернальности и принятия других, но уступают им в показателях адаптированности, принятия себя, эмоционального комфорта. При этом снижение показателей у спортсменок отмечается в разной степени в зависимости от соответствия вида спорта гендерным стереотипам - например, оно более заметно у гандболисток, чем у художественных гимнасток [6, 18].

Возможно, определенное влияние на процесс гендерной социализации оказывает и фактор "класса" спортсменки (уровня ее достижений). Так, например, Б. Дж. Кретти [12] установил, что спортсменки высокого класса по сравнению с женщинами, не занимающимися спортом, проявляют отчужденность, сдержанность в общении, хладнокровие, серьезность, сдержанность в выражении чувств, более высокий уровень интеллекта. Перечисленные особенности в большей степени тяготеют к психологическому описанию маскулинности. В других исследованиях отмечается, что по мере роста спортивного мастерства у девочек начинают проявляться присущие мужчинам черты характера: лидерство, воля к победе, агрессивность. Благодаря занятиям спортом женщины становятся более коммуникабельными, целеустремленными, собранными. Но в отдельных случаях спорт может формировать негативные черты характера, например, агрессивность и жесткость [13, 21].

ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРА В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Одним из наиболее важных феноменов в гендерной психологии является собственно гендер, или психологический пол.

Многие исследователи говорят о большей маскулинности спортсменок, чем обычных женщин, судя по их морфологическим и функциональным показателям [9]. Так, в отношении соматотипа в группе скоростно-силовых видов легкой атлетики среди спортсменок феминность была обнаружена у 16%, андрогинность - 29%, маскулинность - в 55% случаев. Причем группа маскулинных спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики на 79% состояла из высококвалифицированных [4].

Что касается гендера как сугубо психологического явления, то у спортсменов обоего пола Т. В. Артамонова [2] выявила андрогинность, но с большей склонностью к маскулинности у мужчин, а у женщин - к маскулинности и феминности поровну. Делается вывод, что, в целом, спортсмены более маскулинны, чем спортсменки. Р. Колкер (R. Colker) [31] выявлено, что спортсменки являются менее феминными, чем неспортсменки, но не более маскулинными, чем последние. В ряде работ прямо утверждается, что спортсменки, даже бывшие (студентки факультетов физического воспитания), отличаются большей маскулинностью, чем обычные женщины [9, 39]. Таким образом, данный вопрос остается дискуссионным.

Как и в случае гендерной дифференциации, важную роль в формировании гендера спортсменов может играть спортивная специализация. Т. В. Артамонова [2] установила, что у женщин проявление маскулинности выше в тех видах спорта, где ведется непосредственная контактная борьба с противником, а также предъявляются повышенные требования к их технической подготовленности и психической устойчивости. В некоторых видах спорта гендерные характеристики спортсменов и спортсменок почти совпадают (например, в беге на средние дистанции). Наиболее высокие значения маскулинности обнаружены: среди женщин - в прыжках с шестом, баскетболе, легкоатлетическом многоборье; среди мужчин -в прыжках с шестом, легкоатлетическом многоборье, гребле на байдарках, барьерном беге. Наибольшая склонность к феминности обнаружена у спортсменок в прыжках в высоту, спортивной гимнастике и плавании.

Весьма важным в научном и практическом отношении является вопрос о том, откуда у спортсменок появляются сугубо мужские черты характера, т.е. причины маскулинизации спортсменок [25]. В исследовании Н. С. Цикуновой [28] также есть данные об особенностях гендера спортсменов разного возраста и специализации, которые отчасти дают ответ на поставленный вопрос. Начинающие спортсмены вне зависимости от специализации имеют андрогинный тип личности, однако у мальчиков - с большим набором маскулинных черт, у девочек - феминных, причем в феминных видах спорта эти различия оказались сильнее, чем в маскулинных. При этом не обнаружено различий по индексу маскулинности-феминности между детьми одного пола, начинающими занятия маскулинными и феминными видами спорта и детьми, не занимающимися спортом. Исходя из этого, автор утверждает, что мнение о том, что маскулинный или феминный вид спорта уже на начальном этапе обучения отбирает детей с определенным типом гендера, неверно. Однако в процессе занятий восточными единоборствами у девочек происходит усиление уклона андрогинного типа личности в маскулинную строну. А в процессе занятий феминным видом спорта у девочек увеличивается уклон андрогинного типа личности в феминную сторону - даже сильнее, чем у девочек, не занимающихся спортом, которые тоже имеют андрогинный тип личности с большим набором феминных характеристик. В то же время, у мальчиков достоверных различий по индексу маскулинности-феминности не обнаружено. Все три группы мальчиков-подростков имеют андрогинный тип личности с уклоном в маскулинную сторону. У взрослых спортсменов обоего пола также обнаружен андрогинный тип личности. Среди представителей восточных единоборств мужчины более маскулинны, чем женщины. У мужчин, специализирующихся в феминных видах спорта, обнаружена большая маскулинность, чем у мужчин, не занимающихся спортом. У спортсменок, занимающихся восточными единоборствами, отмечена андрогинность с уклонном в маскулинность, а у занимающихся бальными танцами - в феминность.

При этом у взрослых людей, не занимающихся спортом, достоверных различий по индексу маскулинности - феминности не обнаружено (к сожалению, автор не указывает, куда склоняются его значения у мужчин и женщин). Конечно, для определения типа личности нужно профессиональное типирование. К примеру, сайт "Типирование.инфо" помогает это сделать как самостоятельно и бесплатно, так и с помощью специалиста по типированию с выездом на домфирмуспортбазу или по интернету.

Таким образом, результаты этого исследования свидетельствуют о том, что в процессе занятий "мужскими" видами спорта происходит маскулинизация личности спортсменов обоего пола, а занятия "женскими" видами спорта способствуют усилению женственности у спортсменок, но не у спортсменов, которые также имеют выраженную склонность к маскулинности. Следовательно, нарушения (не имеющие глобального характера) формирования гендера обнаружены лишь у женщин, занимающихся маскулинными видами спорта.

ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ РОЛИ И ИДЕНТИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ

Гендерная идентичность у спортсменов до настоящего времени не изучалась. В научной литературе встречается мнение, согласно которому сильная идентификация спортсменов с их спортивной ролью начинается в раннем детстве и продолжается во взрослые годы [30]. В связи с этим возникают опасения, не будет ли она "тормозить" или деформировать процесс гендерной идентификации личности. Некоторые исследователи утверждают, что гендерная идентичность спортсменки имеет определенную связь с характером протекания менструальной функции, влияет на психологическое отношение к выполнению тренировочных нагрузок во время той или иной фазы менструального цикла, а также определяет особенности проявления динамики двигательных способностей на протяжении специфического цикла [43]. Однако конкретных данных, характеризующих гендерную идентичность спортсменов, встретить не удалось.

Некоторые данные (скорее социологического характера) показывают, что у большей части спортсменок формируется нормальная гендерная идентичность. Согласно проведенному Л. И. Лубышевой опросу, своей женственностью оказались удовлетворены 66% спортсменок, а треть из них считают, что их женственность нуждается в коррекции. Самооценка женственности тесно коррелирует с показателем оценки своей привлекательности: 87.2% опрошенных спортсменок утверждают, что они нравятся мужчинам, очень маленькая часть опрошенных (0.7%) ответили, что скорее не нравятся, чем нравятся, затруднились ответить на этот вопрос 11% опрошенных [13]. Тем не менее, судя по этим данным, треть спортсменок может иметь определенные проблемы в сфере гендерной идентичности, а в некоторых специализациях их доля может быть существенно больше. В целом, проблема гендерной идентичности спортсменов нуждается в изучении, так как данный аспект самосознания оказывает крайне существенное влияние на самооценку, психологическое и социальное благополучие личности.

Проблема гендерных ролей, их специфики и формирования в спорте на данный момент также практически не изучена. Однако это влияние гендерных норм на поведение спортсменов вполне можно предполагать, поскольку эти нормы поведения распространяются на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе, и на спорт [28].

В научной литературе можно встретить мнение о том, что женщины, занимающиеся маскулинными видами спорта, переживают своего рода "ролевой конфликт", который они стараются преодолеть посредством "улучшения" своей женственности, например, выстраиванием дипломатичных отношений с окружающими, с помощью одежды и макияжа [38]. Также встречается мнение, согласно которому спорт "превращает мальчиков в мужчин". Они познают такие ценности, как соревновательность, сила воли, достижение победы любой ценой, т.е. культурно релевантные элементы мужественности. Согласно данной концепции, для мужчин мир профессионального спорта, подчиняющийся строгим правилам, становится средой, которая дает им возможность создать свою мужскую интерактивную идентичность [16]. Однако высказанные мнения не подкреплены конкретными эмпирическими данными.

ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ПСИХОЛОГИИ СПОРТА

Относительно проблемы гендерных стереотипов в спорте конкретных исследований существует мало, но высказывается довольно много мнений.

Часть гендерных стереотипов имеет отношение к убеждениям, самым популярным из которых является: "спорт - это удел мужчин". В чистом виде такое мнение сейчас встречается довольно редко. К числу таковых также относятся следующие утверждения: "Спорт как зрелище является важнейшим фактором, который поддерживает традиционную концепцию мужского превосходства, в последнее время оспариваемую женщинами", "Спорт - это важнейший профессиональный институт для выражения маскулинности. Именно здесь мужское доминирование над женщинами становится естественным и связывается с социальным распределением насилия". "Спорт подавляет природное равенство полов, конструирует различия, а затем, в значительной степени при помощи СМИ, выстраивает вокруг них структуру символов и толкований, которые их обосновывают", "Спорт служит мужским интересам, помогая создать и легализовать их доминирующее положение в обществе и по отношению к женщинам" и, в то же время, "Мужчины, прилагая усилия в спорте, в большей степени борются за определенное положение среди других мужчин, чем доказывают свое превосходство над женщинами" [16, с. 228]. Другие авторы также допускают не вполне корректные формулировки, например, "Положительно оценивая растущую творческую активность женщин в спорте, нельзя не заметить их подражания мужчинам", "Преобладающее большинство известных нам до сих пор видов спорта создали мужчины для себя" [23, с. 58].

Несмотря на всю спорность приведенных выше утверждений, мнение о том, что традиционный для мужчин процесс социализации в большей степени, чем для женщин, предусматривает занятия спортом, поскольку воспитанные им качества стереотипно воспринимаются как маскулинные, является довольно распространенным [2, 23]. Отмечается, что спорт, в котором достижения являются самоцелью, во многом не согласуется с типичным образом женственности [2].

Возможно, именно этим объясняется тенденция к более низкой физической активности у женщин [8]. Вероятно, это связано с тем, что уже с ранних детских лет девочкам прививается гораздо меньше двигательных навыков в спортивных играх и единоборствах, чем мальчикам, так как считается, что "им это не нужно" [7].

Однако, несмотря на это, женщины занимались, занимаются и будут заниматься спортом. Они освоили большинство считавшихся до сих пор "мужскими" видов спорта. Как считают сами спортсменки, этим они "перестраивают" традиционный стандарт женщины и создают новый [33].

Поэтому в настоящее время спор сосредоточился вокруг вопроса целесообразности разделения видов спорта на "женские" и "мужские" и последствий занятий женщинами "мужскими" видами. Некоторые авторы полагают, что, хотя женщины все более активно вовлекаются в спорт, тем не менее, до сих пор существуют определенные виды, которые характеризуются как более "предпочтительные" для мужчин или женщин. Агрессивный физический контакт - это имидж мужского спорта, в то время как грация и элегантность - характеристики типичной спортсменки-женщины. Существуют виды спорта, репрезентирующие образы, относящиеся к стереотипам маскулинности (мужественности, жесткости, силы, проявлений агрессивности во взаимодействии с противником) - к ним относятся различные виды единоборств, и феминности, где необходимы мягкость, эмоциональность, артистизм - например, бальные танцы, фигурное катание [2, 23, 28].

Некоторые авторы полагают, что такое разделение видов спорта на "мужские" и "женские" носит не условный, а научно-обоснованный характер. Так, например, В. Староста утверждает: "На основе анализа литературы, а также результатов собственных исследований необходимым является деление видов спорта на мужские и женские, т.е. более соответствующие морфологическим, двигательным и психическим свойствам представителей одного и другого полов" [23, с. 58].

Исследования свидетельствуют о том, что, в основном, мужчины предпочитают те виды спорта, которые в большей степени характеризуются как "мужские", а женщины же склонны заниматься такими спортивными дисциплинами, которые в большей степени воспринимаются как "женские" [7, 37]. П. Мерфи (P.J. Murphy) [38] установлено, что, если женщина принимает участие в нетрадиционной физической активности, окружающие склонны воспринимают ее как "мужеподобную" или "неестественную".

При этом стереотипные взгляды на роли мужчины и женщины, в том числе, их спортивные возможности, появляются довольно рано. Исследования показывают, что дети дают особенно строгую оценку способностям девочек в спорте, считая их обладающими меньшим мастерством. Только лишь к юношескому возрасту снижается уровень подобных стереотипных представлений [41]. Опрос студентов вузов физической культуры показал, что большинство из них (независимо от пола) отрицательно относятся к занятиям женщинами "мужскими" видами спорта, причем с возрастом эта тенденция усиливается [23].

Механизмы формирования спортивно-гендерных стереотипов изучены слабо. Однако отмечается довольно большая роль в этом процессе средств массовой информации. Обнаружено, что в репортажах о мужских видах спорта преобладают описания физической силы и доминирования. Когда же речь идет о женском спорте, описание часто разворачивается вокруг внешнего вида, привлекательности, грации, а о физической силе упоминается крайне редко [32, 40, 42].

В целом, следует отметить, что данная проблема в спорте изучена крайне слабо. Не удалось встретить исследований, в которых сравнивались бы образы спортсменов разного пола, занимающихся "полотипичными", и, что особенно интересно, "полонетипичными" видами спорта.

Что касается степени стереотипности мышления спортсменов в гендерном аспекте, здесь можно сослаться на исследование, в котором получены следующие результаты. Мужчины, занимающиеся восточными единоборствами (по сравнению со спортсменками той же специализации) склонны проявлять больше стереотипных взглядов на роли мужчин и женщин в обществе. Та же тенденция выявлена Н. С. Цикуновой [28] и у мужчин, занимающихся феминными видами спорта. Таким образом, можно утверждать, что мужчины-спортсмены мыслят более консервативно, имеют патриархальный склад сознания. Женщины же в большей степени свободны от влияния гендерных стереотипов.

ВЫВОДЫ

1. Проведение гендерных исследований осложняют различные побочные факторы: мотивация прихода в спорт, отбор, спортивная социализация - маскулинные/феминные, командные/индивидуальные виды спорта.

2. Анализ исследований гендерной дифференциации и социализации в спорте не позволил выявить общие закономерности. Зачастую результаты различных авторов противоречат друг другу. Существуют некоторые основания предполагать, что спорт способствует маскулинизации личности женщин, хотя эта проблема нуждается в дальнейших эмпирических изысканиях.

3. Гендерные стереотипы в психологии спорта непосредственно связаны с выделением феминных и маскулинных видов спорта. Причем данные убеждения возникают достаточно рано и являются довольно устойчивыми. Большую роль в их формировании играют средства массовой информации.

4. Критико-аналитический обзор научных исследований показывает относительно слабую изученность проблем гендерной психологии в рамках спортивной деятельности. Характеризуя современное состояние данного научного направления, можно сказать, что в отечественной психологии оно находится в стадии зарождения и обладает большим научно-практическим потенциалом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Т. Ф., Озолин Н. Н. Современные представления о научных основах спортивной тренировки женщин // Сборник научных трудов ВНИИФКа. М.: ВНИИФК, 1993. С. 183 - 194.

2. Артамонова Т. В., Шевченко Т. В. Гендерная дифференциация личности высококвалифицированных спортсменов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2008. N 4 (38). С. 9 - 13.

3. Бобрищев А. А., Еоб Ш. И. Проявление индивидуальных качеств спортсменов в восточных единоборствах // Вестник Балтийской педагогической академии. 1996. Вып. 6. С. 70 - 72.

4. Врублевскш Е. П. Управление тренировочным процессом спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики // Теория и практика физической культуры. 2003. N 6. С. 2 - 5.

5. Гордон С. М., Ильин А. Б. Оценка личности спортсменов разных специализаций и квалификаций (на примере циклических, игровых видов и спортивных единоборств // Теория и практика физической культуры. 2003. N 2. С. 24 - 26, 39 - 40.

6. Горская Г. Б. Развитие субъектных свойств личности в условиях спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2004. N 8. С. 47 - 49.

7. Гуськов С. И., Дегтярева Е. И. Новые виды физической активности женщин - веление времени // Теория и практика физической культуры. 1998. N 2. С. 56 - 58.

8. Дроздовски З. Спортивная активность женщин Польши // Теория и практика физической культуры. 1999. N6. С. 8 - 11.

9. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002.

10. Коцан И. Я. Психофизиологические аспекты полового диформизма в спорте // Физическое воспитание студентов. 2002. N 3. С. 27 - 35.

11. Краев Ю. В., Мяконьков В. Б. Проявление агрессии у спортсменов в разных видах спорта // Психология и педагогика - новая интеграция: Материалы 24-й научной конференции СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта / Под ред. А. Н. Николаева. СПб.: СПб ГАФК, 1998. С. 33 - 35.

12. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: Физкультура и спорт, 1978.

13. Лубышева Л. И. Женщина и спорт: социальный аспект // Теория и практика физической культуры. 2000. N6. С. 13 - 16.

14. Малинаускас Р. К. Особенности характера студентов - легкоатлетов и баскетболистов // Теория и практика физической культуры. 2001. N 5. С. 23-25.

15. Мальчиков А. В. Опыт сравнения личностных свойств спортсменов - мужчин и женщин в индивидуальном и командном видах спорта // Психолого-педагогические особенности физического воспитания и спорта женщин. Смоленск: СГИФК, 1986. С. 89 - 93.

16. Месснер М. Маскулинность и профессиональный спорт // Антология гендерной теории. Минск: Изд-во Пропилеи, 2000. С. 218 - 228.

17. Неверкович С. Д., Родионов А. В., Стамбулова Н. Б. Европейский взгляд на спортивную психологию // Теория и практика физической культуры. N7. 1996. С. 62 - 63.

18. Пархоменко Е. А. Влияние ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие спортсменов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2002.

19. Родоманова С. С. Социально-педагогические проблемы гендерных отношений в спорте: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008.

20. Садовски Е. Половой диморфизм и индивидуальные особенности развития координационных способностей высококвалифицированных спортсменов восточных единоборств // Теория и практика физической культуры. 1999. N 8. С. 59 - 62.

21. Соха Т. Морфофункциональные особенности женщин-спортсменок в аспекте полового диморфизма // Теория и практика физической культуры. 2001. N 11. С. 2 - 6.

22. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 1999.

23. Староста В. Обосновано ли деление видов спорта на мужские и женские? // Теория и практика физической культуры. 1999. N 8. С. 55 - 58.

24. Федорова Т. В. Индивидуально-психологические особенности личности спортсменов-гимнастов старшего школьного возраста и влияние этих особенностей на успешность соревновательной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1982.

25. Хрущев С. В., Соболева Т. С. Новый взгляд на старые проблемы женского спорта // Теория и практика физической культуры. 1996. N 2. С. 56 - 57.

26. Худадов Н. А. Психолого-педагогические основы спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации: Дис. ... докт. пед. наук. М., 1997.

27. Широбокова А. Ю. Психолого-педагогическое обеспечение состояния готовности женщин к соревнованию по спортивным единоборствам: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999.

28. Цикунова Н. С. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003.

29. Anshel M.H. Coping with acute stress among male and female Israeli athletes // International journ. of sport psychology. 2001. N 3. P. 271 - 289.

30. Brown C, Hartley D. Athletic identity and career maturity of male college student athletes // International journ. of sport psychology. 1998. N 1. P. 17 - 27.

31. Colker R., Widom C.S. Correlates of female athletic participation: masculinity, feminity, self-esteem and attitudes toward women // Journ. sex roles. 1980. V. 6. P. 47 - 58.

32. Davis S. Men as success objects and women as sex objects: a study of personal advertisements // Journ. sex roles. 1990. V. 23. P. 43 - 51.

33. Dworkin Sh.L. "Holding back": Negotiating a glass ceiling on women's muscular strength // Journ. sociological perspectives. 2001. V. 44(3). P. 333 - 350.

34. Haamer S. Girls in sports. Aggressive and feminine. California, Los Angeles, 1979. P. 7.

35. Geron E., Weingarten G. Personality characteristics of Israeli women athletes as indicated by the MMPI-221 // Journ. better teaching and coaching. Cape Town, 1977. P. 209 - 214.

36. Kane J. Personality profiles of physical education students compared with others // Proceedings of the first international congress of sport psychology. Rome, 1965. P. 772 - 775.

37. Matteo S. The effect of sex and gender-schematic processing on sport participation // Journ. sex roles. 1986. V. 15. P. 417 - 423.

38. Murphy P.J., Leonard W.M. Sport and gender // A sociological perspective of sport. Illinois State University, 1998. P. 241 - 276.

39. Ogilvie B.C. What is an Athlete? // Journ. of health, physical education and recreation. 1967. V. 38. P. 40 - 48.

40. Sabo D., Jansen S. Image of men in sport media: The social reproduction of gender order // Men, masculinity, and the media. Beverly Hills, CA: Sage. 1992. P. 169 - 186.

41. Solomon G., Bredemeier B. Children's moral conceptions of gender stratification in sport // International journ. of sport psychology. 1999. N 3. P. 350 - 369.

42. Wann D. Author and subject gender in sports research // International journ. of sport psychology. 1995. N 2. P. 225 - 232.

43. Wrublewski E. Selection and training of track- and field women-athletes from the position of sexual dimorphism // Proces Doskonalenia Treningu I Walki Sportowej. Warszawa: AWF, 2007. T. 4. P. 325 - 329.

GENDER RESEARCHES IN SPORT PSYCHOLOGY

A. S. Damadaeva

PhD, assistant professor, social work chair, DSU, Makhachkala

The results of critique-analytical survey of empiric studies of gender problem in sport psychology are presented. Main problems in conducting gender researches in the given area (motivation of coming into sport, sport socialization - masculine/feminine, command/individual kinds of sport) are specified. The results showing that sport, in toto, is the cause of disturbance in standard process of person's gender socialization as well as data about mainly androgenic type of sportsmen's of both sexes are given. The conclusion about insufficient study of gender psychology problem in the sphere of sport activity is drawn. In domestic psychology the given approach is at the starting point and has high scientific-and-practical resources for future development.

Key words: sport psychology, gender, differentiation, identity, role, stereotype, masculinity, feminity, androgyny.

Опубликовано 06 января 2014 года

Картинка к публикации:


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): психология спорта, гендер, дифференциация, идентичность, роль, стереотипы, маскулинность, феминность, андрогинность



Полная версия публикации №1389010653

© Portalus.ru

Главная СПОРТ © ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU