Рейтинг
Порталус

Сезон 1976. Образцовая гонка

Дата публикации: 08 февраля 2005
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СПОРТ Формула - 1 →
Номер публикации: №1107861020


33-eme Grand Prix de Belgique
World Championship 1976, round 5

Образцовая гонка

в которой, рассказывает Роб, хитрый лис Ники Лауда как всегда обставил соперников

Текст: Роб Уокер

В среду перед Гран При Бельгии результат апелляции Тедди Мейера по поводу дисквалификации Джеймса Ханта испанцы ещё не объявили. Я позвонил в Королевский Автомобильный Клуб, где я являюсь вице-председателем комитета по гонкам, и спросил разве я не прав, утверждая, что если результат был объявлен официальным, то изменить его уже нельзя. Бэзил Тай ответил: “Если бы мне показали официальный протокол, в котором Джеймс Хант значился победителем, я бы сказал, что разговаривать тут нечего.” Я созвонился с Тедди Мейером и он сказал мне, что воспользуется этим аргументом во время слушания.
Он отправился на трибунал в Испанию, наняв лучшего адвоката страны. Слушание длилось восемь часов и ни Тедди, ни его адвокат не были на него допущены, а Джеймсу не разрешили воспользоваться помощью своего переводчика. В итоге решение так и не было принято. Теперь испанцам придется обращаться в КАК за разрешением на передачу дела непосредственно в FIA. Всё это может затянуться на долгие месяцы.
Гран При Бельгии проводился на Цольдере, единственной трассе, оставшейся в стране после ликвидации Нивея и признания Спа несоответствующей требованиям гонок Формулы 1. Это очень извилистый трек, состоящий из одних разгонов и торможений и считающийся жесточайшим испытанием для тормозов. Здесь неимоверно трудно обгонять и единственным местом, где манёвр был возможен является быстрый отрезок напротив боксов, но перед прошлогодней гонкой там построили шикану. Трасса лучше всего подходит для 12-цилиндровых моторов, то есть для Ferrari, в прошлом сезоне одержавших лёгкую победу. И всё-таки очень печально, что ГП Бельгии 1937-го года был выигран со средней скоростью всего на 3 мили в час меньшей, чем ГП Бельгии 1975-го года.
В Спа-Франкоршам начата работа по строительству соединительного отрезка, который сократит длину трассы до 5 километров и плюс к этому будет возведено больше защитных ограждений. Было бы здорово вернуться туда, но я не сомневаюсь, что самые разные шиканы обязательно всё испортят.
Пятничные заезды начались вовремя. Сияло солнце и дул сильный ветер. Температура колебалась в пределах 24-28 градусов. На 26 стартовых мест претендовали 29 участников, так что троим из них придётся остаться на обочине.
По сравнению с испанским Гран При состав участников несколько изменился. У команды Copersucar возникла нехватка моторов и для Инго Хоффмана машины не нашлось. Williams, которым управлял Эмилио Запико, отсутствовал. Бельгиец Патрик Нэв заменил Эмилио Вилотту за рулём Brabham`a BT44 команды RAM. Эта команда использует швейцарца Лориса Кесселя, которого спонсируют часы Tissot, как своего постоянного пилота, а второе кресло предлагается представителю страны, принимающей Гран При. И, наконец, Гай Эдвардс присоединился к Харальду Эртлю с ещё одним прошлогодним Hesketh`ом.
Быстрейшее квалификационное время принадлежало Ники Лауде – 1.25,45, а быстрейшее время в гонке показал Клей Регаццони – 1.26,76. Было очевидно, что ветер победы дует в сторону Ferrari.
Первым значительным событием стали клубы дыма, вырвавшиеся из двигателя Ники Лауды в тот момент, когда он ехал мимо боксов. Это необычно. После ему пришлось пересесть в запаску, а она была не настроена. Кроме того на ней стоял другой воздухозаборник, что, правда, на скорости не сказывалось
У Тома Прайса тоже сгорел мотор и ему тоже пришлось воспользоваться запасным шасси. Оба Shadow управлялись из рук вон плохо и Жан-Пьер Жарье сказал, что его автомобиль был непредсказуем. В итоге им удалось занять только низкие места.
Марио Андретти, один из самых быстрых в тестах перед Инди 500, ради участия в Гран При пропускал там два первых квалификационных дня. Он сказал мне, что это означает старт из задних рядов и поэтому несколько первых кругов ему будет не до смеха. Я думаю, что он потом задавался вопросом, стоило ли дело того, потому что после нескольких неплохих кругов JPS начал выскакивать из 2-й и 4-й передач. Затем сломался подшипник. Больше Марио на дорожку не выезжал, но 10-е место ему удалось сохранить за собой.
У Гуннара Нильссона с его JPS`ом возникли серьезные проблемы из-за которых он оказался только 22-м. Я видел как Тони Саутгейт о чём-то сосредоточенно разговаривал с Колином Чэпменом, так что возможно дела у Lotus`a вскоре пойдут на лад.
У Эмерсона Фиттипальди всё шло наперекосяк и когда я попросил его обрисовать ситуацию он показал кулак с большим пальцем вниз. “Дерьмово?” – спросил я. Он кивнул. У Криса Эймона произошло расстройство желудка, но к полудню ему стало лучше, он снова проехал несколько потрясающих кругов на своём Ensign`e и занял 7-ю строчку. Жаки Иккс раскрутился и повредил рулевую тягу, после чего, к сожалению, заезд для него окончился. Карлос Паче допустил вылет с трассы и признал свою в этом вину. Столб от защитного ограждения здорово покалечил машину и Чарли был вынужден пересесть в ти-кар.
Карлос Ройтеманн как всегда заявил, что у него “фантастическая” машина. Я сказал ему: “Я тебе не верю. По-моему, ты хочешь сказать “фантастически плохая”.” Он засмеялся и кивнул.
Джоди Шектер впервые управлял шестиколесным Tyrrell`ом и сказал, что пока просто привыкает к нему и пытается разобраться в настройках и что он гораздо лучше 007-го. Патрик Депайе тестировал тормоза с полными баками и показывал невероятно быстрые времена.
Хант и его McLaren утром были быстрее всех, но в коробке постоянно выскакивали передачи и поэтому механикам в перерыве между сессиями пришлось её перебрать. Работа была окончена за 15 минут до истечения времени квалификации. Джеймс выехал на трассу, но Клей Регаццони блокировал его и поэтому показать хороший результат Ханту не удалось.
Ники Лауда всё ещё испытывал боли после своей авиакатастрофы и уже собрался прекратить попытки показать хорошее время, когда с пит-уолл ему показали – 26,73. Он занял 2-ю строчку. Первым был Регаццони, а третьим – Хант со своим утренним кругом.
Жак Лаффит постоянно пускал машину в живописные заносы и принёс Matra 6-е место.
По итогам дня в шестёрку лучших вошли: Клей Регаццони – 1.26,60; Ники Лауда – 1.26,73; Джеймс Хант – 1.26,74; Патрик Депайе – 1.26,91; Витторио Брамбилла – 1.26,93 и Жак Лаффит – 1.27,14. Не квалифицировались Жаки Иккс, Харальд Эртль и Гай Эдвардс.
В субботу погода осталась замечательной и температура поднялась до 35°. Кен Тиррелл сказал мне, что какой-то тип попросил его подписать мою фотографию. Такое (в обратном варианте, кстати, тоже) происходит постоянно и я спросил: “Что ты ему ответил? Посоветовал отвалить?” “Нет, – сказал Кен. – Я подписал её “Роб Уокер”.”
Первая сессия была неофициальной и главное в ней событие произошло когда Джеймс Хант вылетел с трассы и так разбил машину, что починить её не было никакой возможности. Плохо, потому что двигатель у запасного автомобиля не раскручивался больше 10`000 оборотов и Джеймс не мог улучшить свой результат. К гонке мотор поменяют. Из-за неприятностей в Хараме McLaren прикрепили к заднему антикрылу своих машин предупреждение: “Осторожно. Крупногабаритное транспортное средство.”
Эдвардса спонсирует Penthouse Rizla Racing и поэтому на носу его Hesketh`a была изображена вульгарная женщина. На эту тему шутили: “Что будет, если Эдвардс въедет в отбойник?” Ответ: “Получится чучело.”
Как и в Испании, во время второй квалификации было очень жарко и всё пролитое во время предыдущих заездов масло снова вышло на асфальт. Дорожка стала намного медленнее и лишь очень немногие смогли улучшиться. Ронни Петерсон, которого спонсируют “Полярные Караваны” сказал, что его “белый медведь” скользил как по льду.
И только Лауде, казалось, всё нипочём. Он сказал мне: “Я в полном порядке. Приехал мой доктор и он делает мне электромассаж.” Свои слова Ники подтвердил, завоевав поул-позицию. Регаццони был доволен машиной и занял второе место, вслед за своим партнером по Ferrari.
Марио опять не повезло – всего после четырёх кругов сгорел мотор. И даже несмотря на это он стал 11-м.
У Эмерсона дела шли совсем плохо и он ругался теми же словами, что и вчера. Он сжег мотор и не смог квалифицироваться, став первым запасным.
Карлос Паче пожаловался, что механики Martini Brabham не могут подобрать передаточные числа так, чтобы мотор Alfa держался в пределах диапазона мощностей. У Ройтеманна двигатель в любом случае был слабым, так что им пришлось довольствоваться 9-м и 12-м местами. В середине стартового поля оказались расстроенные Том Прайс, Жан-Пьер Жарье и Джон Уотсон. Все они говорили о плохой управляемости своих автомобилей.
У Йохена Масса ничего не получалось до самого последнего круга. Однако после замены настроек амортизаторов McLaren преобразился. Если бы Йохен мог проехать ещё несколько кругов, то где-то полсекунды он бы сбросил.
Шестиколесные Tyrrell`ы выглядели отлично: Патрик стал 4-м, а Джоди 7-м. Кен Тиррелл сказал мне: “Ты же знаешь французов, Роб. Вечно они чем-то недовольны. У тебя был Морис Тринтиньян и он постоянно менял сиденья. У меня есть Депайе и он постоянно меняет баланс тормозов.”
Алан Джонс заставил свой Durex Surtees ехать быстро и значительно улучшил свою позицию. Бретт Лангер на своём Chesterfield Surtees`e тоже улучшился и смог зацепиться за последнее стартовое меято. У Харальда Эртля и его Hesketh`a дела шли значительно лучше. Его прогресс выбил из гонки Эмерсона Фиттипальди. Нэв в своей родной стране просто блистал и занял на своём RAM BT44 19-ю строчку. Брамбилла, ставший 5-м, был не до конца удовлетворён и сказал: “Pas mal, mais il y a des petites problemes.” (“Неплохо, но есть кое-какие проблемы” – прим. пер.)
Шестёрку быстрейших составили: Лауда – 1.26,55; Регаццони – 1.26,60; Хант – 1.26,74; Депайе – 1.26,91; Брамбилла – 1.26,93 и Лаффит - 1.27,14. В стартовую решетку не попали Фиттипальди, Эдвардс и Иккс на непослушном Williams`e.
В
оскресенье выдалось изумительное. Температура на солнце составила 29 градусов. На гонку пришли посмотреть 75`000 зрителей. Неплохо, хотя раньше их число достигало иногда 115`000. Организация была превосходной и по времени старта можно было сверять часы. Он был дан при помощи светофора и, кажется, так лучше. Все благополучно тронулись с места и Лауда захватил лидерство. В первом повороте Джеймс Хант сумел опередить Клея.
В конце первого круга Лауда на три корпуса опережал Ханта, а за тем шли Регаццони, Лаффит, Брамбилла, Депайе, Эймон, Шектер, Паче, Ройтеманн, Петерсон, Жарье, Андретти, Прайс, Штук, Джонс, Масс, Уотсон, Мерцарио, Кессель, Леклер, Нэв, Эртль, Нильссон и Лангер.
Ники демонстрировал фирменное “раннее ускорение” и уезжал от соперников на секунду с круга. Я потом спросил, как это ему удалось и Ники ответил, что машина вела себя так хорошо, что он мог с лёгкостью поддерживать выбранный темп. Однако потом поведение Ferrari изменилось в худшую сторону. Я думаю, что секрет Лауды заключается в том, что он настраивает автомобиль под полные баки. В начале гонки он наращивает огромный отрыв и может позволить себе сбросить скорость ближе к финишу, когда шасси начинает вести себя хуже. В любом случае к этому моменту все соперники уже полностью деморализованы.
На четвёртом круге Брамбилла, шедший на 5-м месте, допустил разворот в шикане и опустился на 14-ю строчку. Еще два круга спустя у него сломался привод из-за чего Витторио полностью лишился задних тормозов. В шикане он под прямым углом воткнулся в отбойник и разбил машину.
Клей оказывал сильное давление на Джеймса, а следом за этой парой плотной группой шли Лаффит, Депайе, Шектер и Эймон. Марио быстро пробирался вверх и обгонял одного-двух соперников на каждом круге. За 9 кругов он с 13-го места поднялся до 8-го и это на трассе, где почти невозможно обгонять.
Регаццони несколько раз предпринимал попытки пройти Ханта, в конце прямой и на 7-м круге это ему удалось. После он с лёгкостью ушел вперед. В тот момент Ники уже успел уехать на 5 секунд.
На 14-м круге у Марио стало закусывать дроссель, поэтому он заехал в боксы почистить заслонки. На это ушло очень много кругов и замечательному выступлению был положен конец. Он всё-таки вернулся в гонку, но вскоре сломался шарнир равных угловых скоростей и это означало сход.
У Карлоса Ройтеманна внезапно засбоил мотор и Ронни дёрнулся вправо, чтобы не врезаться в него. К несчастью Ройтеманн тоже сдвинулся вправо чтобы освободить дорогу Петерсону и тем самым вытолкнул March на газон, из-за чего тот улетел в заграждение. Ройтеманн доехал до гаража и там остался. Следующим посетителем пит-лейн стал Мерцарио – у него барахлило зажигание. Он сделал два пит-стопа в попытках исправить неполадки, а затем машину загнали в бокс с подозрением на сломанную пружину клапана. За ним последовал его партнер по команде, Ханс Штук, который жаловался на ужасную управляемость. Не прошло ещё и половины дистанции, а March уже добился абсолютного максимума: сошли четыре машины из четырех.
У Ханта плохо работала коробка передач, но в то же время его было очень трудно обогнать. Ему было что доказывать. В конце концов Лаффит сумел на 17-м круге обогнать Джеймса, но при этом он заработал жирный отпечаток шины на боковой понтон своего Gitanes-Ligier. После этого Лаффит отнял 3-е место у Депайе. А затем всеобщее внимание было приковано к Шектеру и Эймону. Они оба пытались обогнать Ханта в конце прямой. Джоди шёл бок о бок с McLaren`ом, блокировал колеса и один раз даже соприкоснулся с ним. Зрелище было просто захватывающим. После 10-и кругов попыток Шектер добился своего, но напряжение не спадало, потому что Эймон шёл вплотную за ними.
Затем за McLaren`ом появился шлейф дыма, началась утечка масла. Это не могло продолжаться долго и Хант вскоре сошёл из-за того, что все оно вытекло. Эймон продолжил борьбу с Джоди.
К 35-му кругу Лауда спокойно шёл впереди, более чем 5 секунд выигрывая у Клея, который в свою очередь уехал от Лаффита на 12 секунд. Однако Жак прибавил и сократил своё отставание до 4 секунд, после чего допустил разворот и 6 секунд потерял.
Противостояние Шектера и Эймона продолжалось. Время от времени Крис пытался совершить обгон, но ему чуть-чуть не хватало. Он просто невероятные вещи творил со своим частным и никем не спонсируемым Ensign`ом. Следом шёл Джонс на замечательно послушном Durex Surtees`e. Затем Паче, у которого треснула выхлопная труба и мотор терял мощность, заставляя пилота медленно опускаться в хвост пелетона. Его преследовал Масс, а Джон Уотсон догонял их обоих, показывая время на круге на секунду лучше квалификационного. Вскоре он обогнал Паче и устремился за Массом, догоняя его на секунду с круга. За 10 кругов он ликвидировал дефицит в 8 секунд и повис у McLaren`a на хвосте.
В это время произошло кое-что очень странное. Лауда опередил Паче и Уотсона на круг и тут у Ferrari внезапно испортилась управляемость. Казалось, что это конец, что в машине что-то сломалось, но спустя два круга всё пришло в норму. Ники сказал, что не имеет понятия что произошло. Его единственным предположением было пролитое кем-то на асфальт масло.
Битва Шектера и Эймона бушевала с прежней яростью. Крис постоянно пытался совершить обгон. На 52-м круге у него в очень быстром правом вираже оторвалось левое заднее колесо. Машину вынесло с дороги и она почти перевернулась. Крис не был раздавлен только потому, что Ensign очень широк. Его быстро извлекли из кокпита и он отделался несколькими сильными синяками. Грустный конец отменного выступления. По иронии судьбы у Tyrrell`a Джоди вскоре перекосило одно из задних колес. Контакт с Хантом в конце концов привёл к тому, что поперечная балка прогнулась. В результате Шектер стал терять по две секунды с круга и Крис легко смог бы его обогнать.
У Бретта Лангера выхлоп попадал на бензонасос и за восемь кругов до финиша он загорелся. Бретт торопливо нажал все нужные кнопки и оставил пылающий корабль. Огонь был потушен, жаль только что машина не продержалась ещё километр – тогда Лангер был бы классифицирован.
У Чарли Паче мотор вырубился прямо перед боксами. Никто толком не понял в чём дело, может быть горючее кончилось. Эти 12-цилиндровые Alfa – прожорливые создания.
Кессель услышал какой-то ужасный шум и подумал, что сгорел мотор. Он заглушил его, остановился, снял шлем и собрался уйти, когда к нему подошёл маршал с выхлопной трубой в руках. Тогда Кессель снова залез в машину и добрался до финиша 12-м и последним.
В конце ничего захватывающего не происходило. Ники финишировал на три секунды раньше Клея, который, в свою очередь, на полминуты опередил Лаффита. Я спросил Ники как он себя чувствовал и Лауда сказал: “Отлично. После победы самочувствие всегда хорошее.” Он провёл образцовую гонку. А я всё думал, что произошло бы если Клей, со своей избыточной поворачиваемостью, догнал Ники, в тот момент когда он сбросил скорость. Ведь никакой командной тактики Ferrari не использовали к большому, кстати, неудовольствию Лауды.
Лаффит провёл очень хорошую гонку и я думаю, что Gitanes-Ligier и шестиколёсные Tyrrell`ы – единственные машины, которые в ближайшем будущем смогут составить конкуренцию Ferrari. Правда скоро появится новый Lotus и новый McLaren.
У бедного Джоди от тряски чуть не отвалилась голова и к финишу она жутко болела. Вина в этом лежит на погнутой поперечной балке. Должно быть она очень прочная, а то вообще бы сломалась. Лучшим выступлением дня было на мой взгляд выступление Алана Джонса, я всегда был уверен, что он хорош. Было приятно видеть, что Surtees снова вернулись в борьбу. Penske были довольны улучшениями в машине Уотсона, но мы все были разочарованы тем, что зачётных очков заработать не удалось. Лэрри Перкинс финишировал 8-м и, думаю, мы ещё не раз услышим об этом австралийце.
Я слышал, судьи обнаружили, что заднее антикрыло Gitanes-Ligier не во всём соответствовало правилам. На потенциале машины это не сказывалось. Команде порекомендовали разобраться с этим до следующего этапа. Это гораздо более разумный подход, чем у официальных лиц в Хараме.
Гонка была хорошо организована и я получил удовольствие от этого уикэнда. Единственной причиной для нареканий было нежелание признавать нарукавные повязки IRPA (Международная Ассоциация Автоспортивной прессы – прим. пер.). Да ещё женские туалеты были ужасны. Их было всего два на тысячи и тысячи женщин. Прежде чем заплатить десятик им приходилось ждать по полчаса. На аренде переносных “удобств” можно было сделать целое состояние. Это, однако, не моя проблема.

Опубликовано на Порталусе 08 февраля 2005 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама