Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

СПОРТ есть новые публикации за сегодня \\ 15.12.19


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ

Дата публикации: 03 ноября 2014
Автор: А. С. Москалева
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СПОРТ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 7, 2012, C. 101-105
Номер публикации: №1414998476 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


А. С. Москалева, (c)

найти другие работы автора

А. С. Москалева, кандидат педагогических наук, доцент Уральского государственного педагогического университета

 

E-mail: asm2010@bk.ru

 

В статье дается определение понятий "здоровьесбережение", "здороеьесберегающая деятельность", "Здоровье семьи", определены содержание и основные направления здоровьесберегающей деятельности социального педагога.

 

Ключевые слова: социальный педагог, здоровьесбережение, здороеьесберегающая деятельность, здоровье ребенка, здоровье семьи.

 

На современном этапе развития общества доминирующее положение занимает ценностное отношение к здоровью человека. Укрепление здоровья отдельно взятой личности является основным условием для сохранения здоровья всей нации. В настоящее время принято считать, что человек, обладающий физическим, психологическим, социальным здоровьем является активным членом общества, конкурентоспособным и востребованным в процессе социальных взаимодействий, способным создать полноценную семью и воспитать здоровое поколение. Это вызывает необходимость организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях и включения в нее различных специалистов, в том числе, социального педагога.

 

Понятие "здоровьесберегающая деятельность" манифестируется двумя ключевыми

 
стр. 101

 

словами: "деятельность" и "здоровьесбережение". Рассмотрим их значения.

 

Деятельность определяется как: занятия, труд, работа [4, с. 159]; специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование [1, с. 528]; целенаправленное преобразование человеком природной и социальной действительности [6, с. 76]. Таким образом, ключевыми компонентами смысла, определяющими данную категорию, являются следующие: форма активности, взаимодействие, отношение к миру, изменения и преобразования внешней и внутренней среды.

 

Под деятельностью мы будем понимать сознательно осуществляемое взаимодействие личности с окружающей действительностью, направленное на преобразование себя, других людей и среды. Неотъемлемой ее характеристикой является осознанность.

 

Всякая деятельность включает в себя мотивы, цель, средства, с помощью которых она осуществляется, результат и сам процесс.

 

Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями. Ценности определяют смысл деятельности, цель - ее желаемый результат. Цель деятельности демонстрирует ее идеальный результат. В результате деятельности происходит изменение не только среды, но качеств самого человека. Таким образом, по отношению к деятельности человек может выступать и как ее субъект, и как объект.

 

Ключевым понятием здоровьесбережения является "здоровье". Существуют различные дефиниции, однако самой распространенной является определение, данное в Уставе Всемирной организации здравоохранения в 1948 г.: "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней" (в соответствии с определениями экспертов ВОЗ) [7].

 

Исходя из вышесказанного, можно выделить три основных компонента индивидуального здоровья личности: физическое, психическое и социальное. Отдельные исследователи выделяют также профессиональное (З. Ф. Дудченко, А. Г. Маклаков, Г. С. Никифоров, В. И. Шостак и др.) и духовно-нравственное здоровье (Г. П. Артюнина, В. В. Байлук, С. А. Игнатькова, Г. С. Никифоров и др.).

 

Учитывая современный уровень социально-экономического и культурного развития общества, роль и место в нем человека и требования, предъявляемые к нему (активность, работоспособность, производительность, компетентность, мобильность и др.), здоровье, целесообразно рассматривать как баланс четырех основных составляющих: физического, психического, социального и духовно-нравственного компонентов.

 

В своем равновесии эти компоненты здоровья обеспечивают человеку не только полноценное существование, но и признание общества, возможность самореализации в нем. Недаром в настоящее время здоровье личности рассматривают как фундаментальную ценность человеческой жизни, абсолютное условие реализации всех заложенных в человеке возможностей, основу его самореализации, достижения любых успехов, эффективности профессиональной деятельности, один из важнейших компонентов человеческого счастья, неотъемлемое право человека. И именно сохранение и укрепление здоровья является основной целью здоровьесберегающей деятельности.

 

Однако наиболее значимым фактором, оказывающим влияние на состояние здоровья личности, является сама личность: ее установки, мотивы поведения, ценности, образ жизни. Это подтверждают исследования как отечественных, так и зарубежных ученых (Ю. Н. Лисицын, ВОЗ): 52% от всех факторов здоровья приходится на образ жизни, по 20% - на влияние загрязнений окружающей среды и генетические факторы и только 8% - на медицинское обеспечение.

 

Таким образом, ведущим фактором, определяющим состояние здоровья личности, является ее образ жизни. Следовательно, деятельность родителей, педагогов, социальных педагогов, психологов и др. специалистов должна быть направлена, прежде всего, на формирование у воспитанников здорового образа жизни, на воспитание культуры здоровья.

 

В настоящее время в понятии "здоровьесбережение" учеными выделяются различные аспекты: самоактуализация (Н. М. Амосов), физическое саморазвитие и самовоспитание (B. C. Быков, П. И. Костенок), сохранение ин-

 
стр. 102

 

дивидуалыюсти личности (В. И. Ильинич, С. Б. Лозанский), здравостроение (В. А. Вишневский), субъективные культурные потребности в освоении здорового образа жизни (В. К. Бальсевич, Ю. М. Николаев).

 

В соответствии с вышесказанным, здоровьесбережение будет рассматриваться нами как процесс, включающий в себя совокупность специально организованных и реализуемых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека.

 

Под здоровьесберегающей деятельностью мы будем понимать форму активного отношения человека к окружающему миру и самому себе, включающую в себя сохранение и улучшение здоровья в широком его определении. Объединяя три вида деятельности (сбережение, оздоровление, созидание), здоровьесберегающая деятельность сохраняет все структурные элементы, присущие любой деятельности: потребность - цель - содержание - процесс - результат - обратная связь - коррекция [2, с. 81].

 

Забота о состоянии здоровья детей является одним из основных направлений работы социального педагога. Об этом идет речь в квалификационной характеристике специалиста, Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Однако в нормативно-правовых документах находит отражение только один аспект этого вида деятельности: сохранение физического здоровья за счет формирования здорового образа жизни, в то время как здоровьесберегающая деятельность в педагогике понимается намного шире.

 

Должностная инструкция социального педагога более полно отражает содержание его здоровьесберегающей деятельности, хотя точного указания именно на этот вид деятельности в ней не содержится. В соответствии с данным документом к основным направлениям здоровьесберегающей деятельности социального педагога можно отнести следующие: обеспечение охраны жизни и здоровья детей, формирование здорового образа жизни, содействие созданию обстановки психологического комфорта обучающихся, развитие у них коммуникативных навыков; профилактику зависимостей, организацию, формирование социальной культуры обучающихся, педагогов, специалистов и родителей.

 

Таким образом, применительно к деятельности социального педагога здоровьесберегающая деятельность представляет собой сознательно осуществляемую работу, направленную на сохранение и укрепление не только физического, но и, в первую очередь, социального и духовно-нравственного здоровья личности.

 

Основными направлениями здоровьесберегающей деятельности социального педагога являются следующие: информационно-просветительское, оздоровительное, профилактическое, социально-психологическое.

 

Информационно-просветительская деятельность социального педагога представляет собой предоставление специалистом необходимой информации для детей, родителей, педагогов, представителей микросоциума об основных направлениях и методах сохранения индивидуального и общественного здоровья. Для этого он организует в учреждении работу информационных стендов, валеологических служб, приемных, проведение лекториев и т. д. В рамках просветительской деятельности, которая представляет собой распространение знаний о здоровье, способах, методах и технологиях его сохранения и укрепления, воспитание культуры здоровьесберегающего поведения, пропаганду здорового образа жизни, специалист организует обучающие семинары, лекции, тренинги, деловые игры по вопросам здоровьесбережения. Информационно-просветительская деятельность охватывает сохранение всех видов индивидуального здоровья личности.

 

Оздоровительная деятельность социального педагога направлена на улучшение состояния физического и психического здоровья как воспитанников, так и своего собственного за счет формирования здорового образа жизни, содействия занятиям физической культурой, гимнастикой, ведению активного образа жизни, применению оздоровительных технологий в учебно-воспитательном процессе (музыкотерапия, цветотерапия, ароматерапия, фитотерапия и др.), совместному с медицинским персоналом контролю над состоянием окружающей среды, ее соответствия нормам СанПиН.

 

Профилактическая работа социального педагога направлена на предотвращение развития отклонений в поведении личности (аддикции, делинквентности), сохранение

 
стр. 103

 

ее социального благополучия, обеспечение безопасности жизнедеятельности (профилактика дорожного травматизма и т. д.), а также предупреждение различных заболеваний. С этой целью он применяет активные методы воспитания (игры, дискуссии, диспуты и т. д.), организует создание и реализацию здоровьесберегающих проектов, проведение волонтерских акций за здоровый образ жизни и т. д.

 

Социально-психологическое направление здоровьесберегающей деятельности социального педагога ориентировано на сохранение психического благополучия личности, создание и поддержание позитивного психологического климата в коллективе, профилактику стрессов, развитие коммуникативных навыков, формирование социальной культуры воспитанников, включающей в себя ценности, мотивы, правила поведения в обществе, способствующие сохранению их здоровья. В рамках данного направления социальный педагог осуществляет социальное воспитание личности.

 

Реализуя каждое из названных направлений здоровьесберегающей деятельности, социальный педагог должен способствовать созданию и поддержанию такой среды учреждения, которая бы максимально способствовала сохранению здоровья всех заинтересованных субъектов.

 

Таким образом, осуществляя здоровьесберегающую деятельность по отношению к детям, социальный педагог проводит профилактические мероприятия по предотвращению девиантного поведения (включая аддиктивное) воспитанников; организует и проводит индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие у них коммуникативных навыков; занимается воспитанием духовно-нравственных качеств личности.

 

Необходимо также говорить и о семейном здоровье, работе социального педагога с семьей, ибо понятия "семья", "личность", "здоровье" неразрывно связаны между собой.

 

Здоровье семьи носит комплексный, системный характер. Оно напрямую зависит от здоровья личности. И наоборот, насколько будет здоровым климат в семье, настолько будет здорова и личность (физически, психически, духовно). Именно в семье ребенку прививаются навыки здорового образа жизни, стремление следить за своим состоянием и поддерживать свое здоровье, в семье родственники также следят за физическим, душевным и психическим состоянием друг друга, эмоционально поддерживают, заботятся друг о друге. Поэтому от личности зависит, какой будет ее семья, и от семьи - какой будет личность. Для психического и физического здоровья личности большую роль играют интимные, доверительные отношения, складывающиеся в семье.

 

Физическое здоровье семьи можно рассматривать как деятельность всех членов семьи, направленную на сохранение их соматического здоровья, и осуществляющуюся через ведение всеми здорового образа жизни.

 

Психологическое здоровье - это показатель семейного благополучия, деятельность отдельных личностей, составляющих семью, направленная на саморазвитие каждого из них как внутри ее, так и вне нее.

 

Американский психолог К. Роджерс выделял такие положительные характеристики благополучных семейных отношений, как преданность и сотрудничество, общение и открытое самовыражение, гибкость отношений, самостоятельность, постоянное стремление партнеров к сохранению семьи, стремление в трудную минуту к эмоциональному единению и сплочению, совместное переживание радости в семье, взаимно поощрительное поведение членов семьи по отношению друг к другу (люди смотрят друг на друга, а не сквозь друг друга), искренность и естественность в отношениях друг с другом [5, с. 242].

 

Цель деятельности семейного социального педагога в этом случае должна быть направлена на поддержание здоровья семьи, сохранение, укрепление и развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья всех ее членов. Исследователями было установлено, что в семьях, где происходили конфликты, частота обострений болезни у отдельных ее членов (в том числе и детей), увеличивалась. Стрессовые ситуации при этом приводили к вспышке хронических заболеваний, утяжелению протекания болезней, вовлечению в этот процесс других, ранее здоровых органов и систем органов, происходило истощение сердечно-сосудистой системы [5, с. 245 - 247].

 

Социальное здоровье семьи проявляется в адаптированности как системы в социум,

 
стр. 104

 

в том, какой имидж она имеет в социальной среде, какие ценности значимы в ней.

 

Известно, что существование любого вида живых существ возможно только через смену поколений, и человек здесь не является исключением. История человечества как биологического вида представляет собой непрерывную смену поколений. Существенным отличием при этом является то, что человек, наделенный разумом, может оказывать влияние на реализацию биологических программ, управлять системой воспроизводства, обеспечивая помимо рождения ребенка еще и его воспитание с учетом социальных запросов общества. Это и есть репродуктивное здоровье, одним из показателей которого является количество детей в семье. К сожалению, в настоящее время наблюдается снижение этого показателя. Сегодня воспроизведение населения включает в себя не только рождение ребенка, но и его воспитание, подготовку из него полноценного члена общества, способного выполнять необходимые функции, обеспечивающие социальное развитие общества. Репродуктивное здоровье можно определить как основную составляющую здоровья человека и общества, характеризующую их способность создать и реализовать необходимые условия для рождения здорового ребенка и воспитания здорового поколения, способного обеспечить социальную безопасность и развитие общества. Такими условиями и будут выступать различные аспекты здоровья семьи (психическое, физическое, социальное здоровье). А одним из критериев репродуктивного здоровья является устойчивая мотивация человека на создание семьи.

 

Таким образом, деятельность социального педагога, в том числе семейного социального педагога, должна включать в себя не только работу по сохранению индивидуального здоровья всех членов семьи, но и работу по сохранению здоровья самой семьи, а также просветительскую, информационную и профилактическую работу в микросоциуме.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров: В 30 т. - Т. 8. - Изд. 3-е. - М.: Сов. Энциклопедия, 1972.

 

2. Казанникова А. В., Полетаева Н. М. Моделирование образовательной среды начальной школы на основе принципа синергийности // Педагогическая акмеология: поиски и достижения. - Вып. 7. - СПб, 2005. -С. 81 - 91.

 

2. Москалева А. С., Байлук В. В. Формирование готовности к здоровьесберегающей деятельности у студентов - будущих социальных педагогов // Педагогическое образование и наук. - 2099. - N 10. - С. 16 - 23.

 

3. Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 3-е изд., стереотип. - М.: АЗЪ, 1996.

 

4. Пикалова Л. П. Психолого-педагогические аспекты здоровья // Мир психологии. - 2000. - N 2. - С. 241 - 247.

 

5. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002.

 

6. Смирнов И. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. -2-е изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2006.

 

HEALTH SAVING ACTIVITY OF A SOCIAL TEACHER: ESSENCE AND DIRECTIONS

 

A. S. Moskaleva, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the Urals State Pedagogical University

 

The author defines the notions of "health saving", "health saving activity", "family health" and shows the contents and main directions of health saving activity of a social teacher.

 

Key words: social teacher, health saving, health saving activity, child's health, family health.

 
 

Опубликовано 03 ноября 2014 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама