Рейтинг
Порталус

СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА МУСУЛЬМАН В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

Дата публикации: 03 ноября 2024
Автор(ы): С. А. АБДУЛКАРИМОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СПОРТ
Источник: (c) Восток. Афро-азиатские общества: История и современность, № 2, 30 апреля 2011 Страницы 81-88
Номер публикации: №1730659320


С. А. АБДУЛКАРИМОВ, (c)

В новейшей истории после Второй мировой войны организованный спорт получил широкое распространение во многих регионах мира; народы различных конфессий и вероисповеданий, включая мусульман, оказались вовлечены в него. Наряду с искусством, наукой, политикой организованный спорт стал одной из форм этнонациональной рефлексии и символом модернизации. В 1950 - 1960-е гг. освободившиеся от колониального господства азиатские и африканские государства активно включились в модернизационные процессы и одновременно стали устанавливать культурные и политические связи с внешним миром с целью признания своей независимости. Спорт стал одной из составляющих их политической и народной дипломатии. Благодаря инициативе молодых государств увеличилось количество международных соревнований, появились новые региональные состязания (панафриканские, паназиатские, панарабские игры), которые, как и другие международные соревнования, стали средством формирования национального духа и своеобразного спортивного национализма. Под влиянием радио, телевидения и прессы организованный спорт получил широкое признание среди мусульман, стал частью их досуга, а для некоторых - образом жизни и сферой профессиональной деятельности. В наши дни, несмотря на то что процессы глобализации вызывают наибольшее сопротивление именно в мусульманском мире, организованный спорт - продукт западной цивилизации - в этом смысле остается исключением. Любые международные соревнования, с одной стороны, дают всем, в том числе адептам ислама, равные возможности проявлять свои способности и амбиции вне зависимости от конфессиональных и политических ориентации, с другой - имманентно выступают в качестве сублимации внутренней энергии в мирном направлении. В связи с этим возникает ряд вопросов. Как спорт в современном глобализующемся мире влияет на межцивилизационные связи? Существует ли возможность интеграции мусульман в современную мировую культуру через спорт? Как ислам предписывает относиться к спорту и как мусульмане относятся к нему? Ослабляет ли спорт религиозные чувства? На эти вопросы автор данной статьи пытается найти ответ.

Ключевые слова: организованный спорт, спортивная культура, народы ислама, мусульманские сообщества, традиционный спорт, телесные практики, игры, состязания, эволюционное развитие.

ОТНОШЕНИЕ ИСЛАМА К СПОРТУ

Мусульманская религия признает потребность людей в развлечениях, различного рода играх, включая спортивные состязания, при условии соблюдения норм исламского поведения. Ортодоксальный ислам [Абдул Мути, 2007, с. 236 - 238], как и остальные мировые религии, призывает своих последователей к гармонии с природой, здоровому образу жизни, к духовному и физическому совершенствованию и постоянной работе над собой. Согласно взглядам современных мусульманских богословов, занятия

стр. 81

физическими упражнениями являются естественной потребностью человеческой природы, любой истинно верующий мусульманин, безотказно соблюдающий все необходимые заповеди религии - пятикратную молитву намаз, пост, паломничество в святые места, - развивает в себе наряду с духовными и спортивные качества, и прежде всего спортивный характер. Сам намаз (ритуальное моление) - это, по сути, комплекс психофизической тренировки, регулярное выполнение которого значительно улучшает и укрепляет физическое самочувствие верующих [Таникеев, 1970; Багауддин, 1460/1998, с. 11 - 12; Божественные чудеса..., 2001, с. 56 - 72].

Изречение Пророка Мухаммада "сильный верующий лучше и более любим Аллахом, чем слабый, хотя в каждом из них - благо" как нельзя лучше определяет отношение ислама к спортивной культуре его представителей. В отдельных культурах мусульман занятия единоборствами и другими физическими упражнениями являются как проявлением культурной самобытности, так и выражением духовного и физического самосовершенствования на пути к Всевышнему. Внутренний джихад и постоянная работа над собой укрепляют и тело мусульманина, и его веру. Мусульманские мастера ушу в Китае, пентъяк-силат в Индонезии, кушти в Иране верят, что единоборства повышают духовную силу в соответствии с принципами ислама. Занятия борьбой в горных селениях Дагестана, так же как и в других регионах Северного Кавказа, считаются хорошей школой для мужчин-мусульман. Вместе с физическими кондициями они укрепляют их дух и религиозность и подчеркивают верность заветам Пророка, который сам увлекался борьбой и призывал правоверных заниматься физическими упражнениями [Кардави, 2004, с. 275 - 279; Naciri, 1973, p. 599 - 601]. Возможно, не случайно, что из всех традиционных состязаний мусульманских народов до сих пор наиболее популярной остается борьба, занятия которой, по убеждению верующих, являются следованием мусульманским традициям и наставлениям Пророка Мухаммада.

ОТ ЕДИНОБОРСТВ К ИГРЕ

В наши дни в процессе глобализации все более определяющими в спортивной культуре народов, вставших на магистральные пути развития человечества, становятся современные игровые состязания. Если прежде на крупных международных соревнованиях мусульманские спортсмены были главным образом представлены в таких видах спорта, как борьба, бокс, тяжелая и легкая атлетика, конный спорт, то сегодня они все больше заявляют о себе и в игровых состязаниях. В некоторых странах с мусульманским населением интерес к западному игровому спорту восходит еще к новому времени. Так, одним из самых популярных состязаний с колониальных времен среди мусульман Малайзии и Индонезии традиционно считается бадминтон, точно так же, как среди мусульман Индии, Пакистана, Бангладеш - английская игра в крикет.

Известные игроки в таких видах спорта в этих странах по своей популярности превосходят многих политиков и являются национальными героями, кумирами целых поколений последователей Корана. Но все эти примеры являются скорее исключениями, в подавляющем большинстве случаев мусульманские атлеты вплоть до недавних времен были больше ориентированы на индивидуальные виды спорта, атлетику и единоборства. Активными участниками современных игровых состязаний они стали только в новейшее время, причем в последние десятилетия. Благодаря средствам массовой информации значительно выросла в численном отношении зрительская аудитория, заметная доля которой приходится на футбол, - для большинства мусульман он стал самой захватывающей игрой и любимым зрелищем. В Турции, Иране, Египте и других арабских странах в дни крупных футбольных матчей большинство городских жителей подчиняют свою жизнь футбольному календарю, полностью отстраняясь от деловых и семейных забот, нередко вопреки традициям.

В отдельных случаях футбол становится своего рода культурным рубиконом между традиционным и новым, городским и сельским, что несет далекоидущие последс-

стр. 82

твия для общества. Так, в Иране победа иранских футболистов над сборной Австралии в ноябре 1997 г. вызвала столь мощную волну социального движения, что некоторые политики успели окрестить ее "футбольной революцией" в силу того, что это событие стало началом движения иранского общества по пути демократических реформ. В конечном счете результатом этих событий стал приход к власти сторонников либерально-религиозных кругов [Chehabi, 2003; Фоер, 2006, с. 204 - 206].

Все больше проявляют себя в футболе турецкие спортсмены, что играет на руку Турции, которая стремится утвердиться в Европе и стать полноправным членом ЕС, всячески при этом демонстрируя свою лояльность к политическим и культурным ценностям западной цивилизации. И хотя Старый Свет не испытывает особого восторга от перспективы признания Турции полноправным партнером в европейских делах, он тем не менее не может недооценивать достижения турецкого футбола в Европе и в мире. В этих условиях игра в футбол для турецких политиков становится одной из немногих козырных карт, которая дает возможность ухватиться "за полу ускользающей Европы". После бронзовой победы Турции на чемпионате мира в 2002 г. известный спортивный журналист Дмитрий Харитонов в одной из своих работ сравнил футбольную победу турок с победной славой их далеких кочевых предков, в течение нескольких столетий упорно продвигавшихся из бесконечных степных просторов Азии на запад, в Европу [Харитонов, 2007, с. 123]. В образном сравнении турецких футболистов с их воинственными предками проглядывают исторический воинский дух и упорство турок в достижении поставленных целей, современный футбол - наглядное тому подтверждение.

Значительные инвестиции в спортивную индустрию со стороны некоторых исламских государств и финансовых корпораций Арабского Востока не только и не столько связаны с интересами крупного капитала, сколько обусловлены стремлением мусульманских политиков продемонстрировать всему миру свои потенциальные возможности через спорт в ответ на вызовы глобализации. В спортивном бизнесе представители арабских деловых кругов, приобретая крупные акции известных футбольных клубов в Европе, имеют возможность прямо или косвенно влиять на спортивную жизнь этих клубов. Заметный рост арабоязычных интернет-болельщиков в 2009 г. стал причиной появления арабской версии официального сайта международной футбольной ассоциации ФИФА. Для многих арабских болельщиков матчи их футбольных команд, в особенности национальных сборных, воспринимаются как повод для выражения патриотизма, а любые футбольные победы выливаются в национальные ликования и импровизированные праздники. В футболе находят проявление такие традиционные морально-этические ценности арабов, как мужская честь, иззат [Dag Tuastad, 1997, p. 116 - 117], которая обязывает играть и выигрывать в честной борьбе или проигрывать с честью.

Спорт отражает реальные ценности общества, но при этом он не может быть полностью подчинен этим ценностям. Соревновательные состязания могут не только пробуждать массовый интерес к игре, дух коллективизма и созидания, но и вызывать всплески агрессивных настроений [Абдулкаримов, 2006, с. 145 - 157], что характерно также и для определенных групп мусульман. При этом агрессия одних питается их религиозным радикализмом, связанным с неприятием всего того, что не связано с исламом, другими же в большей степени движут светские и спортивные страсти, нежели вера [Don Yaeger, 2003, p. 108 - 112; Маннанов, 2009, с. 225 - 230].

В России представители мусульманской религии играют далеко не последнюю роль в различных состязаниях и достижениях российского спорта на крупных международных соревнованиях. Стало уже почти традиционным видеть на пьедесталах почета по спортивным единоборствам спортсменов из мусульманских регионов Северного Кавказа. За последние годы северокавказские спортсмены все упорнее заявляют о себе и в футболе: команды из Чеченской Республики, Кабардино-Балкарии и Дагестана

стр. 83

активно демонстрируют спортивную волю и упорство на стадионах. Среди ведущих спортсменов и тренеров в игровых видах спорта СМИ и Интернет все чаще упоминают о татарах - представителях самого многочисленного мусульманского народа России. Спортивные клубы Казани за последние годы неоднократно завоевывали призовые места по футболу, хоккею, баскетболу. Победные достижения футбольной команды "Рубин" многие спортивные аналитики связывают с ее главным тренером Курбаном Бердыевым, мусульманином - человеком глубоко верующим, соблюдающим все мусульманские обряды и установления. Футбольные турниры и другие спортивные состязания, инициируемые представителями татарского духовенства среди мусульман [Малашенко, 2007, с. 18], имеют свои закономерности, обусловленные глубокой интегрированностью татар в российскую культуру, приверженностью традициям джади-дизма и новым культурным веяниям в обществе.

Процессы институционализации современных игр в культурных границах ислама в новейшей истории не только существенно повлияли на спортивную культуру мусульманских народов и обогатили ее, придав ей качественно новый смысл как по содержанию, так и по форме, но и способствовали утверждению новых ценностных ориентации. Такие игры, как футбол, баскетбол, крикет, теннис, бадминтон, художественная и спортивная гимнастика и другие, вызвали к жизни новые виды творческой активности, инициативы и конкуренции, что способствовало универсализации норм человеческих отношений в обществе и интеграции мусульман в современную урбанистическую культуру.

О НЕКОТОРЫХ МЕТАМОРФОЗАХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

На фоне динамично развивающегося современного общества с его постоянно меняющимся соотношением всемирного и локального отношения между западным и исламским мирами парадоксальным образом включают в себя как взаимодействие и сближение, так и обоюдное неприятие и отторжение. С одной стороны, западные виды спорта становятся частью спортивной культуры мусульманских народов, вступивших на путь модернизации. С другой - многие из традиционных спортивных занятий мусульман выходят за пределы собственных культур и становятся достоянием мировой цивилизации: персидское конное поло, тюркская борьба на поясах, иранское зурхане, индонезийский пентъяк-силат и другие состязания. В то же время в ответ на вызовы глобализации в некоторых случаях следует возрождение и даже искусственное конструирование новых традиционных форм физической активности [Абдулкаримов, 2004, с. 91; Мандзяк, 2008, с. 383 - 389; Shadows of the Prophet..., 2009, p. 8].

Культурный империализм западных ценностей в спорте вызывает ответную реакцию у определенной части мусульманского общества, начиная от активной пропаганды институтами власти традиционного спорта, который становится предметом их официальной публичной политики [Guttmann, 1994, p. 165 - 166; Фоер, 2006, с. 218], и заканчивая бурными выступлениями крайних фундаменталистов против спортивной одежды, открывающей тело, и участия мусульманских женщин в спорте. Во многих странах эти процессы стали реалиями сегодняшнего дня. Статистика свидетельствует о сокращении числа мусульманских стран, включающих женщин в состав олимпийских команд. Если в Барселоне (1992 г.) таких команд было 35, то в Афинах (2004 г.) их число сократилось до четырех. Одной из главных причин подобной тенденции помимо формы одежды является внутреннее неприятие со стороны радикальных представителей духовенства и их сторонников западных культурных ценностей, включая женский спорт, которые, по их представлениям, не вписываются в традиционные религиозно-нравственные нормы исламской культуры. Нарушившие установленные запреты подвергаются социальному остракизму, что вынуждает одних спортсменок бросать спорт, других - заниматься спортом нелегально или иммигрировать в Европу

стр. 84

и принимать участие в состязаниях уже в составе спортивных клубов и национальных сборных европейских стран.

Однако и в странах западной демократии, как показывает практика, в спорте могут возникать определенные культурные противоречия между ценностными установками ислама и западной культуры, в частности по дресс-коду. Известно немало случаев в Европе и Северной Америке, когда мусульманских спортсменок отстраняли от соревнований именно из-за ношения спортивных хиджабов. По всей видимости, подобные парадоксы можно объяснить словами А. Дж. Тойнби "чем сильнее вызов, тем сильнее стимул", и мудрее поступают те, кто избегает подобных крайностей [Тойнби, 2008, с. 181].

При всем этом спорт, в особенности спорт высоких достижений, остается предметом мирного диалога между христианским и мусульманским миром, который все-таки больше сближает их, чем отталкивает. Во время выступлений афроамериканского боксера-мусульманина Хасима Рахмана против христианских боксеров из других стран все американцы, без различия на конфессии, болели за его победу. Точно так же за российского боксера православной веры Олега Маскаева болели все россияне, и мусульмане, и православные, а также мусульмане Казахстана и Узбекистана, на территории которых он в разные годы проживал. В дни крупных футбольных матчей в некоторых западноевропейских городах муниципальные власти вместе с местными мусульманскими общинами выступают единым фронтом с целью обеспечения безопасности и правопорядка на улицах и стадионах во время и после игр. В конечном счете это создает положительный опыт их сотрудничества на более отдаленную перспективу и в других сферах общественной жизни [Манчо, 2009, с. 71].

ИСЛАМ В ЕВРОПЕЙСКОМ СПОРТЕ

Проблемы народонаселения и быстрорастущей численности мусульман во Франции, Германии, Великобритании, Нидерландах и других странах Западной Европы чрезвычайно актуализировали вопросы их интеграции в окружающую культуру. Сегодня в европейских странах это одна из самых животрепещущих проблем. Начиная с 1980-х гг. спорт стал рассматриваться как наиболее оптимальный вариант сближения культурных групп и снижения межэтнической напряженности в Европе. Однако научные исследования показали, что аккультурация этнических групп с отдаленной культурной дистанцией в европейскую культуру через спорт не всегда приносит ожидаемые результаты, хотя в значительной степени способствует сублимации агрессии и возможных конфликтов [Frogner, 1985, p. 75 - 86; With God..., 2002, p. 43 - 44; Krouwel and al., 2006, p. 165 - 180].

Большинство представителей мусульманских групп населения предпочитают заниматься спортом в своей культурной среде, что значительно снижает их коммуникацию с окружением. В то же самое время среди спортсменов-профессионалов ситуация несколько иная. Как правило, профессиональные атлеты из среды иммигрантов более активно включаются в межкультурный обмен и гораздо легче интегрируются в европейскую культуру, чем большинство их соотечественников. Такие спортсмены чаще становятся своими среди европейцев, завоевывая популярность и уважение у многомиллионных болельщиков и зрителей. С каждым годом все больше профессиональных спортсменов из числа иммигрантов второго и третьего поколений упорно заявляют о себе в мире спорта, особенно в футболе. Участие в составе сборных команд и ведущих спортивных клубов Западной Европы не только способствует их личному карьерному росту и социальному продвижению, но и в определенной степени стимулирует формирование положительных стереотипов у европейских граждан по отношению к представителям соответствующих диаспор. Хотя порой это отношение, как показывает практика, может меняться в зависимости от политической ситуации в стране и в мире.

Для молодого поколения мусульман (алжирцев, марокканцев, турок и др.) спорт не только является рекреативным занятием, но и выступает в качестве знамени группо-

стр. 85

вого самоутверждения. Для молодых французских бёров-мусульман, например, футбол есть нечто большее, чем просто игра, он демонстрирует их групповое единство и сплоченность. Как и музыка хип-хоп, футбол для многих из них - часть образа жизни и культуры, а всемирно известный футболист и знаменитый бёр всех времен Зинеддин Зидан - идеал не только для подростков из мусульманских кварталов Парижа, Марселя, Тулузы, но и для многих тинейджеров-французов. Франция по количеству мусульманских игроков в составе ведущих клубов и национальных сборных по футболу занимает лидирующие позиции среди европейских стран. Так, на чемпионате Европы в июне 2008 г. в составе сборной Франции из 23 футболистов 9 были мусульманами, на что один известный итальянский политик в своем интервью нелицеприятно прокомментировал как то, что французы, набрав в команду мусульман, в погоне за результатом готовы пожертвовать собственной идентичностью.

С рационализацией культуры и развитием прагматизма в индустриальном обществе спорт во многом компенсирует недостаток иррационального начала в сознании людей. Для многих западных болельщиков футбол, регби, крикет или бейсбол часто становятся своего рода религией. Во многом это обусловлено погружением современного общества в массовую культуру, начало которому было положено еще в новое время. Утверждение некоторых исследователей, что спорт "элиминирует последние остатки собственно религиозного в сознании своих последователей" [Цуркова, 2009, с. 343], является весьма спорным. Отчасти это можно отнести к зрителям и болельщикам, но ни в коем случае - к самим спортсменам и их тренерам.

Автору уже приходилось писать в журнале "Этнографическое обозрение" [Абдулкаримов, 2007, с. 164 - 165], что, по его наблюдениям, занятия спортом укрепляют веру как у мусульманских спортсменов, так и у спортсменов других конфессий. Перед началом и в ходе соревнований они совершают молитвы, посещают религиозные храмы и занимаются благотворительностью, что внутренне усиливает в них религиозность и стимулирует волю к победе. Конечно, жизнь в большом спорте диктует свои законы, и спортсменам (а также в какой-то степени и болельщикам) из числа мусульман приходится подстраиваться под ее суровые ритмы и менять некоторые общепринятые и веками устоявшиеся нормы и исламские традиции. Немало мусульманских спортсменов во время поста Рамадан продолжают участвовать в футбольных и других состязаниях. Например, сборная Египта по футболу не прерывала пост даже на отборочном матче чемпионата мира 2010 г. со сборной Руанды в месяц Рамадан в 2009 г.

И таких спортсменов немало. Подобные примеры широко тиражируются западной прессой, что не только создает рекламу самим спортсменам, но и в определенной степени популяризирует ислам в западном обществе. Как известно, рост численности мусульманского населения в Европе происходит не только путем естественного прироста и иммиграции из стран Азии и Африки, но и за счет новообращенных. В условиях духовного кризиса западной цивилизации немало христиан, европейцев и американцев, меняют свою религиозную принадлежность и переходят в различные восточные религии, в том числе в ислам. Неофиты-мусульмане, как правило, свой выбор объясняют тем, что ислам им близок своей прозрачностью и простотой, отсутствием пышной обрядности и общинным братством. Подобные факты не являются исключением и в спорте. Достаточно вспомнить имена таких прославленных звезд американского спорта, как боксер Мохаммад Али, баскетболист Карим Абдул-Джаббар, которые, как и другие популярные американские спортсмены, обратились в ислам в 1960 - 1970-е гг. [Baker, 2007, p. 218 - 239]. В настоящее время данный феномен находит продолжение на Западе в лице таких известных спортивных звезд-конвёртов, как американец Майкл Тайсон (Малик Абдул Азиз), голландец Ван Перси Робина, французы Эрик Эбидаль, Франк Рибери, Николя Амелька, Анри Тьерри и др.

Сегодня уже никого не удивить тем, что мусульманские спортсмены выступают в составе европейских команд, а христианские атлеты отстаивают честь мусульманских

стр. 86

стран на международных соревнованиях, как и тем, что традиционный спорт проникает в глобальную культуру, а современные состязания становятся неотъемлемой частью культуры мусульманских обществ. Подобные метаморфозы - суть современной действительности. Все это лишний раз подтверждает и доказывает, что спортивные игры и состязания могут сглаживать любые культурные противоречия, сближать народы, несмотря на религиозные различия, способствовать развитию толерантности в обществе, невзирая на постоянные споры и дебаты вокруг ислама и отдельные мрачные прогнозы относительно будущего человеческой цивилизации.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Сегодня, с приходом новой информационной эпохи и погружением общества в массовую культуру, межцивилизационные связи значительно ускорились и одновременно усложнились. Наряду с универсализацией спортивной культуры усилилась поляризация культурных систем, возрождение традиционных форм народной физической культуры стало закономерным результатом этих процессов. На протяжении новейшей истории эволюция телесных практик во многих мусульманских культурах сопровождалась и сопровождается борьбой двух начал, которые выражаются как в приспособлении к модернизации, так и в ее отторжении. Организованный спорт, в особенности спорт высоких достижений, как уже было сказано, не ослабляет религиозные чувства и веру у мусульманских спортсменов, а в определенной степени даже усиливает их религиозность. Более того, успехи спортсменов-мусульман в отдельных случаях стимулируют обращение к исламу спортсменов из других конфессий. В условиях глобализации мусульманская религия для многих атлетов остается духовной основой их культурной идентичности вне зависимости от мест проживания и культурного окружения. Вместе с тем как для спортсменов, так и для зрителей и болельщиков ислам не представляет собой консервативного начала, не поддающегося изменениям. Современный спорт наглядно показывает, что в меняющемся мире взаимодействие культур-цивилизаций далеко не всегда представляет собой противостояние, это может быть и мирное сосуществование и сотрудничество. И наконец, нельзя забывать, что глобализация не только ведет к вестернизации локальных культур, но и способствует появлению альтернативных моделей современности. В разных мусульманских странах и сообществах это проявляется по-разному, что мы наблюдаем и в спорте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абдулкаримов С. А. Спорт и культурная идентичность в обществе: история и современность // Этнографическое обозрение. 2004. N 5.

Абдулкаримов С. А. Агрессивность в спорте сквозь призму истории и культурных традиций // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., 2006. Т. IX. N 3(36).

Абдулкаримов С. А. Спорт в культурно-исторической ретроспективе: между сакральным и профанным // Этнографическое обозрение. 2007. N 4.

Абдул Мути А. Воспитание в Исламе. Наши дети: Практическое руководство. СПб.: Изд-во "Диля", 2007.

Багауддин М. Намаз. М.: Бадр, 1460/1998.

Божественные чудеса. Наука и факты свидетельствуют "нет бога кроме Аллаха и Мухаммад - его Посланник". Махачкала: Ихлас, 2001.

Кардави Ш. Ю. Дозволенное и запретное в исламе. М.: Изд-во "ИММАН", 2004.

Малашенко А. Ислам для России. М.: РОССПЭН, 2007.

Мандзяк А. Воины ислама: воинские и боевые искусства мусульманских народов / А. Мандзяк, под общ. ред. А. Е. Тараса. Минск: Книжный Дом, 2008.

Маннанов А. Фирма. Может ли любовь к югубу убивать? М.: ЗАО "РОССМЭН-ПРЕСС", 2009.

Манчо Урал, Канмаз Мерием. От "болезни общества" к выздоровлению: муниципальное управление исламом и мусульманами в Бельгии // Ислам в Европе и в России: сб. ст. / Сост., отв. ред. Е. Б. Деминцева. М., 2009.

Таникеев М. Намаз и гимнастические упражнения. Фрунзе, 1970.

стр. 87

Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Айрис-Пресс, 2008.

Фоер Ф. Как футбол объясняет мир. Невероятная теория глобализации. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2006.

Харитонов Д. Футбольные войны. Харьков: Фалио, 2007.

Цуркова О., Салтанов С. Ислам в европейском футболе (к постановке проблемы) // Мир ислама. История. Общество. Культура (The World of Islam. History. Society. Culture): Материалы Междунар. исламовед, науч. конф. 11 - 13 дек. 2007 г. М., РГГУ; Изд. Дом Марджани, 2009.

Baker W.J. Playing with God. Religion and Modern Sport. Cambridge-Massachusetts-London: Harvard University Press, 2007.

Chehabi H.E. The Juggernaut of Globalization: Sport and Modernization in Iran // Sport in Asian society. Past and Present / Ed. by J.A. Mangan, Fan Hong. London-Portland: Frank Cass, 2003.

Dag Tuastad. The Political Role of Football for Palestinians in Iordan // The entering the Field: new perspectives on world Football / Ed. by G. Armstrong and R. Giulianotti. Oxford-New York, 1997.

Don Yaeger. Uday Hussein. Son of Saddam // Sports Illustrated. 24 March. 2003.

Frogner E. On Ethnic Sport Among Turkish Migrants in the Federal Republic of Germany // International Review for the Sport Sociolog. 1985. Vol. 20. No. 1 - 2.

Guttmann A. Games and empires. Modern sports and cultural imperialism. N.Y.: Columbia University Press, 1994.

Krouwal A. and al. A Good Sport?: Research into Capacity of Recreational sport to Integrate Dutch Minorities // International Review for the Sport Sociology. 2006. Vol. 41. No. 1.

Naciri M. The Islamic Position on Sport // Sport in the Modern World-Changes and Problems. Berlin-New York, 1973.

Shadows of the Prophet: Martial Arts and Sufi Mystecism / Ed by D.S. Farrer. Hardcover, 2009.

With God on their Side: Sport in the Service of Religion / Ed. by Tara Magdalinski and Timothy J.L. Chandler. N.Y.: Routledge, 2002.

Опубликовано на Порталусе 03 ноября 2024 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама