Полная версия публикации №1444048326

PORTALUS.RU ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ БАРБИ. Философия детей. → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

А. А. Воронин, БАРБИ. Философия детей. [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 05 октября 2015. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/tales/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1444048326&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 25.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

А. А. Воронин, БАРБИ. Философия детей. // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 05 октября 2015. URL: https://portalus.ru/modules/tales/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1444048326&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 25.04.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

А. А. Воронин, БАРБИ. Философия детей. / Философские исследования, № 1, 2008, C. 148-150.



публикация №1444048326, версия для печати

БАРБИ. Философия детей.


Дата публикации: 05 октября 2015
Автор: А. А. Воронин
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Источник: (c) Философские исследования, № 1, 2008, C. 148-150
Номер публикации: №1444048326 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!



Философия для детей - опровержение лозунга о том, что научить нравственности либо вообще невозможно, либо можно только на практических примерах. Диалог как практика самоопределения позволяет и получить информацию, и сопоставить ее с уже известными нормами, и выработать свое личное отношение, принимая во внимание мнения других участников разговора. Важно лишь, чтобы вместо дидактики и авторитета действовали эмпатия и мотивированный интерес, доказательность и самодеятельное чувство причастности высокому образцу.

Мне кажется, что для детской аудитории надо сознательно воспроизводить условный разрыв между текстом и проблемой. Как это происходит в сказке. Проблема погружена в контекст "небыли", но это не делает ее менее важной. Наоборот, жанр сказки абстрагирует реальность, сохраняя смысл коллизии.

Фигура тренера в таком случае практически неотличима от фигуры сказочника. Это позволяет включить дополнительный регистр коммуникации - рассказчик и интерпретатор объединяют в одном лице фабулу и смысл. Знать сказку - значит знать ее загадку, т. е. знать алгоритм ее разгадки.

Ретрансляция смыслов сказки - модель передачи моральной эстафеты от "старого к малому". То, что смысл сказки скрыт, важно для понимания глубокого внутреннего залегания нравственного чувства. К нему приходят не сразу, и не гурьбой, - хоть и с помощью посторонних, но не в плену "коллектива".

Значимость нравственного императива - и глубоко личная, и непреклонно общеобязательная - формируется в зонах двух сил - переживания и общения. И то, и другое может найти свое верное направление лишь благодаря диалогу поколений, основанному на морально фундированных и педагогически грамотных подходах.

В качестве иллюстрации заявленной позиции я написал две сказки - "Барби" и "Сказка для Маши".

стр. 148
У всех моих подружек есть кукла Барби, а у меня нет. Они мне говорят - видишь, у нее голубые глаза, золотые волосы, самые длинные ноги и грудь как у большой. Вот я маме и говорю:

- Мам, купи мне Барби, я очень-очень хочу, ну, пожалуйста! Я ее буду любить, больше всех, ну кроме вас с папой, конечно.

Мама говорит:

- А как же твоя Лялька, а как же Тютя и Клава?

А Лялька - это моя самая любимая кукла, она закрывает глаза и умеет разговаривать. Тютя - это мягкий рыжий щенок, а Клава - самая старая тряпочная кукла, она была еще у моей тети, ее тоже зовут Клава, и у нее остался только рот, а глаза уже отвалились. У куклы, а не у тети Клавы.

- Я их тоже буду любить, ну, пожалуйста!

И вот мне купили Барби. В такой красивой коробочке, в красивом платье, белых туфлях и еще там было красное пальто с белым воротником - в самый раз. Она на всех так посмотрела и говорит:

- Я буду принцессой. Я же самая красивая, у меня самые длинные ноги и грудь как у взрослой, и золотые волосы.

И она стала у нас принцессой. Ни с кем не разговаривает, только смотрится в зеркало и прихорашивается. Но я же вижу, что ей хочется пообщаться, а с моими куклами она отношения уже испортила. Одной же скучно. Вот однажды она и говорит:

- Я собираюсь отдохнуть, поеду за границу, на остров принцесс. Если хотите, возьму вас с собой.

Все обрадовались, конечно, и мы поехали на остров принцесс. Зеленый диван у нас будет лужайка, за ней будет волшебный замок, он у нас вышит на коврике, а вокруг дивана будет Средиземное море.

А на острове уже собралось много принцесс. Все воображают, хвастаются. Зато мы все опять подружились, стали разговаривать, и даже наша Барби. И тут выяснилось, что скоро приедет принц выбирать невесту.

Ну, пришлось его самой рисовать, уж какой получится. Ножницами вырезала. Он получился красивый, добрый и хороший.

Начинается конкурс невест. Их спрашивают - кто что умеет делать. Ну, например, играть в шахматы или на пианино. Или плавать. Или рисовать. А они все молчат, как языки прикусили.

стр. 149
Тут всем стало понятно, что принцессы умеют только воображать, а больше и ничего. А вот наша Лялька умеет сочинять всякие истории, знает много сказок. Она хоть и болтушка, но зато никогда не врет. А Клава - у нее такой характер, что любовь до гроба, очень хорошая подруга, умеет хранить секреты и никогда не капризничает.

Тютя верный и преданный друг и товарищ, всех защищает и охраняет, а в свободное время гоняется за своим хвостиком.

Принцессы видят, что дела их плохи и стали ссориться из-за принца, даже подрались. А мы только стоим в сторонке и смотрим. И думаем - вот мы бы ни за что не стали из-за этого драться. И принц тоже стоит и так грустно на них смотрит. Потом подходит к нам и говорит:

- Я раздумал жениться. Давайте лучше дружить со старыми куклами.

И мы вернулись домой, а Барби осталась на острове принцесс.

Опубликовано 05 октября 2015 года

Картинка к публикации:


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): детская философия



Полная версия публикации №1444048326

© Portalus.ru

Главная ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ БАРБИ. Философия детей.

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU