Полная версия публикации №1661603736

PORTALUS.RU СКАЗКИ, БАСНИ, ПРИТЧИ Первобытная мифология. Мифический мир австралийцев и папуасов. → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

М. КОСВЕН, Первобытная мифология. Мифический мир австралийцев и папуасов. [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 27 августа 2022. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/tales/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1661603736&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 07.12.2022.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

М. КОСВЕН, Первобытная мифология. Мифический мир австралийцев и папуасов. // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 27 августа 2022. URL: https://portalus.ru/modules/tales/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1661603736&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 07.12.2022).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

М. КОСВЕН, Первобытная мифология. Мифический мир австралийцев и папуасов. / Историк-марксист, № 3(055), 1936, C. 171-172.



публикация №1661603736, версия для печати

Первобытная мифология. Мифический мир австралийцев и папуасов.


Дата публикации: 27 августа 2022
Автор: М. КОСВЕН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СКАЗКИ, БАСНИ, ПРИТЧИ
Источник: (c) Историк-марксист, № 3(055), 1936, C. 171-172
Номер публикации: №1661603736 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


LEWY-BRUHL, LUCIEN. La mythologie primitive. Le monde mythique des australiens et des papous. ("Bibliotheque de philosophie contemporaine"). Paris. 1935. XLVII + 335 pp.

 

ЛЕВИ-БРЮЛЬ, ЛЮСЬЕН. Первобытная мифология. Мифический мир австралийцев и папуасов.

 

Заглавие новой работы Леви-Брюля может, пожалуй, ввести в заблуждение историка. Читатель, который думал бы найти в этой работе трактовку старинной и до настоящего времени весьма слабо исследованной проблемы мифологии как исторического источника либо трактовку на фольклорно-мифологическом материале вопросов истории религии, хотя бы в тех этнографически ограниченных пределах, какие указываются подзаголовком, будет обманут в своих ожиданиях.

 

Это, впрочем, не должно быть неожиданностью для того, кто знаком с научной физиономией французского философа и его последними работами. Со взглядами Леви-Брюля советский читатель имел возможность ознакомиться уже раньше. Предложенная Леви-Брюлем интерпретация мышления, психологии и мировосприятия, свойственных отсталым народам, интерпретация, принявшая форму своего рода теории "дологического" мышления, излагалась у нас еще в дореволюционное время и затем подверглась довольно пространному обсуждению на страницах советской научной печати ("Под знаменем марксизма" N12 за 1924 г. и N7 за 1925 г.; "Научное слово" N9 за 1929 г. и др.). Наконец, в 1930 г. у нас был издан перевод основной работы Леви-Брюля под заглавием "Первобытное мышление" (выпуск этой книги взяло на себя издательство "Атеист").

 

Названная работа, носящая в оригинале название "Мышление в низших обществах", вышла впервые еще в 1910 году. С того времени плодовитый автор издал еще три объемистые книги: "Первобытная душа", "Первобытное мышление" и "Сверхъестественное и природа в примитивном мышлении". В этих новых работах Леви-Брюль в сущности лишь повторяет, в лучшем случае, уточняет и развивает на ином этнографическом материале свои взгляды, высказанные в первой работе. Напомним очень кратко, что теория французского философа сводится к следующим положениям. Мышление первобытного или примитивного человека, а равным образом и мышление отсталых народов, стоящих на самых низших ступенях развития, характеризуется господством "коллективных представлений" и недиференцированностью восприятия объективной действительности и мира субъективных идей. Эти черты сообщают первобытному мышлению специфический характер, для общего определения которого Леви-Брюль избирает термин "мистический". Считая, таким образам, что между мышлением, а тем самым, и поведением, с одной стороны, первобытного человека (и отсталых народов) и, с другой стороны, современного культурного человека существует не только количественное, но и качественное различие, - Леви-Брюль объявляет первобытное мышление "дологическим", или, как у нас пытались его исправить, "пралогическим" (французское prelogique).

 

В вышедшей сейчас новой работе Леви-Брюль, не взирая на разностороннюю и основательную "критику его взглядов, остается на своих первоначальных позициях и вновь повторяет свои высказывания с тем лишь различием, что на сей раз мифологический фольклор австралийцев и папуасов служит автору новым материалом для демонстрации все той же "мистичности" и "дологичности" примитивного мышления. Поскольку этим самым книга Леви-Брюля выходит из круга тематики "Исто-

 
стр. 171

 

рика-марксиста", мы не имеем в впаду останавливаться в настоящей рецензии на критике как общих взглядов французского философа касательно начальных форм человеческого мышления, так и той новой аргументации, которой посвящена данная работа. Ограничимся лишь одним замечанием, которое должен сделать историк по поводу работ и в частности методологии Леви-Брюля. В настоящей работе, как и в прежних своих книгах, автор продолжает рассматривать идеологические явления не только вне их базиса, вне их конкретной общественной среды и пр., но и по прежнему чисто механически противопоставляет первобытное мышление мышлению современного культурного человека как качественно противоположные комплексы вне какой-либо идеи развития, вне идеи развития производительных сил и соответствующего развития функций и строя человеческого мышления. Правда, автор противопоставляет свои взгляды и теорию взглядам тех исследователей, которые рассматривают примитивное мышление через очки собственных идей и представлений, но все же его исследование остается не только, если можно так выразиться, условно логическим, но и внеисторическим. А с нашей точки зрения это означает, что исследование французским философом примитивного мышления должно неминуемо оказаться и ненаучным.

Опубликовано 27 августа 2022 года

Картинка к публикации:





Полная версия публикации №1661603736

© Portalus.ru

Главная СКАЗКИ, БАСНИ, ПРИТЧИ Первобытная мифология. Мифический мир австралийцев и папуасов.

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU