PORTALUS.RU → ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ → Сказка и сказочник → Версия для печати
Сказка и сказочник [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 01 января 2023. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/tales/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1672583365&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 20.04.2024.
публикация №1672583365, версия для печати
Сказка и сказочник
Дата публикации: 01 января 2023 |
Никифоров А. Сказка и сказочник М.: ОГИ, 2008 Александр Исаакович Никифоров (1893 - 1942) - один из лучших, но почти забытых русских фольклористов первой половины XX века. Работал он на той же ниве и примерно в то же время, что и знаменитый В. Я. Пропп: исследовал жанровую специфику сказки, ее стиль и морфологию повествования. Свои принципы структурно-морфологического изучения этого фольклорного жанра (закон повторения динамических элементов, закон композиционного стрежня и т.д.) Никифоров обосновал даже чуть раньше Проппа. Предвосхитил он и некоторые "пост-пропповские" тенденции в развитии фольклористики. В 1920-х годах Никифоров совершил большую экспедицию по русскому Северу, записывал сказки Заонежья, Пинеги, Мезени. Всего им собрано около 600 текстов. В собирательстве он имел собственную научную программу и ставил перед собой комплекс текстологических, литературных, исторических, лингвистических, культурно-теоретических задач. Он считал, в частности, необходимым учитывать пол и возраст сказочников, составлять карты географического распространения сюжетов и т.д., что впоследствии вошло в обыкновение у фольклористов. Опрашивал не только "мастеров", коих в русской деревне было немало, но и обычных "исполнителей", вплоть до детей, что давало представление об известности (и популярности) сказок и их распространении, а также о вариантах сюжета (чем больше вариантов одного и того же сюжета, тем шире раскрывается исследовательская проблематика и тем прочнее возможные выводы, - писал он). Никифоров нашел новые пути анализа народной сказки. Он считал ее не только продуктом словесности, но и произведением исполнительского искусства. Собранные сказки он классифицировал по стилям, по школам, по манерам рассказа, а среди сказочников выделил типы: эпик, эротик, забавник, мемуарист, дидактик и т.д. Многие его наблюдения до сих пор не утратили свой ценности и отличаются научной свежестью и новизной. В книге, дающей работам Никифорова вторую жизнь, собраны все его основные статьи, частью хранившиеся в архивах, частью разбросанные по редким и малотиражным старым сборникам и довоенным научным журналам. Вера Бокова Сатира народов различной стадии культуры и быта разнородна. То, что кажется смешным папуасу, может вызвать содрогание ужаса у европейца. Веселые сказки отсталых гренландских эскимосов, в которых забавным считается потрясать и хвастать трупом убитого врага или съедать собственных жен и быть одураченным одной из них, вызывают совсем не сатирические эмоции у культурного человека. И наоборот, тонкая сатира пушкинского "Графа Нулина" или щедринской сказки о "Премудром пискаре" не всегда понятна без надлежащего разъяснения даже в различных классовых прослойках одного и того же народа. Опубликовано 01 января 2023 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1672583365 → © Portalus.ru Главная → ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ → Сказка и сказочник При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|