Рейтинг
Порталус

ЛИРИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ ПОВЕСТИ Г. Н. ТРОЕПОЛЬСКОГО "БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО"

Дата публикации: 16 июля 2024
Автор(ы): Ю. А. ОЗЕРОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Номер публикации: №1721151541


Ю. А. ОЗЕРОВ, (c)

Ю. А. ОЗЕРОВ, кандидат филологических наук

Гавриил Николаевич Троепольский (1905 - 1995), прозаик, публицист, драматург, начал свой творческий путь в 1953 году.

Но по-настоящему известным он стал, опубликовав в 1971 году повесть "Белый Бим Черное ухо", она была удостоена Государственной премии (1975) и причислена к отечественной литературной классике, переведена на десятки языков мира, и по ней в 1977 году был снят художественный фильм.

В повести мы находим раздумья о человеческой жизни, ее моральных ценностях, о природе, о совести, преданности, о добре и зле; в книге проходят друзья и враги Бима, разные человеческие характеры, их столкновения, и в этом смысле "Белый Бим Черное ухо" продолжает традицию "Холстомера" Толстого, "Каштанки" Чехова. Автор применяет прием очеловечивания животного, наделяет собаку способностью думать и переживать, как это свойственно людям: Бим грустит, предается отчаянию, испытывает чувство страха, боли, плачет, приходит в восторг, проявляет любопытство и т.д.

В произведении прослеживается вся полная радостных и трагических приключений и событий жизнь Бима от первых щенячьих недель до гибели. Все происходящее с ним составляет сюжетное развитие повести. Собака у Троепольского - существо необычное, доброе, благородное, "интеллигентное", как называет ее хозяин. По происхождению Бим - шотландский сеттер, но из-за своей белой окраски, вместо полагающейся черной, он не отвечает эталону этой породы. Такая нестандартность делает его в какой-то мере отверженным. Со временем Бим превращается в большую красивую охотничью собаку с умными темно-карими глазами. Его хозяин - журналист Иван Иванович Иванов - уже немолодой, одинокий (война отняла у него единственного сына и оставила в его теле осколок, который все чаще о себе напоминает). Недавно у него умерла жена. Привязанность к Биму помогает ему преодолевать горе. Иван Иванович - человек большой души, отзывчивый и справедливый, страстный охотник, любитель и знаток природы, и неудивительно, что в Биме возникает безграничная преданность и любовь к своему хозяину.

На четырехлетнем жизненном пути Бима встречается много разных людей, и он делит всех, с кем сталкивается, на хороших и плохих

стр. 27


в зависимости от их отношения к нему. Такие, как старая Степановна, молодая женщина Даша, железнодорожница Матрена, сторож дед Михей, мальчики из разных семей Толик и Алеша, пастух Хрисан Андреевич, жалели, кормили и выручали Бима, который тщетно пытался найти своего хозяина (его увезли в Москву в больницу). Это хорошие, добрые, настоящие люди. Писатель умеет найти для них искренние, проникновенные слова, выразить им свою сердечную признательность, что придает повествованию лирическое звучание.

Обращает на себя внимание такая авторская манера характеристики персонажа, как использование нескольких эмоционально-оценочных эпитетов при одном существительном, помогающих полнее передать признаки данного лица: Даша - "белокурая девушка, с большими задумчивыми и теплыми глазами"; "голос у Даши мягкий, душевный, тихий и, казалось, спокойный"; "руки теплые и нежные, ласковые"; "по городу бежала с виду унылая собака, но преданная, верная и смелая".

Другие - вздорная Тетка, жестокий Клим, некто Серый, тоскующий Рыдаев, "добропорядочный" Семен Петрович, злой Толстый, демагог Курносый - вызывают у Бима настороженность, неприятие, порой желание укусить. Примечательно, что у некоторых отрицательных персонажей нет имен - это указывает на их безликость.

Создавая сатирические портреты, автор прибегает к нагнетаемому преувеличению: "Толстый-претолстый, с толстой палкой в руке, в толстых черных очках на носу, несет толстую папку: всё-всё у него толсто"; "человек с мясистыми обвислыми губами, крупно-морщинистый, курносый, с глазами навыкате"; тетка - "визгливенькая и жирная".

Книга Троепольского - не только о доброте и черствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе. Высокой поэзии, красоты и лиризма исполнены пейзажи, картины охоты. Иван Иванович преклоняется перед природой, ибо она дарит человеку радость бытия, врачует душевные раны. В этой связи важную роль в повести играют лирические отступления - обращения, в которых слышится взволнованный голос автора и его героя: "О беспокойный Человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. Иди скорее: через несколько дней подснежников может и не быть, а ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой". И Бим тоже чувствует себя превосходно только в единении с природой. Лесной воздух, деревья, травы, запахи зверя и птицы возбуждают, радуют его. Лес и спасает, лечит пса, избитого недобрым человеком.

Описания природы в повести отличаются разнообразием красок, подчас избытком эпитетов и восклицательных предложений, насы-

стр. 28


щенностью глаголами-синонимами, повторами, яркими и неожиданными сравнениями: "А лес шумел, шумел и шумел"; "вдруг, как огненным узким ножом, молния рассекла черноту, ...а вслед за нею что-то громыхнуло вверху, ударило, задребезжало чем-то разбитым, ухнуло вниз и покатилось по лесу в разные стороны"; "дубы охнули, как богатыри...". У Троепольского нравственно-философское отношение к природе, как и у М. Пришвина и К. Паустовского: в ней есть загадки и тайны, она рождает у героев ощущение полноты жизни, а подчас и счастья; природа связывает настоящее с прошлым и будущим, прикосновение к природе обогащает и облагораживает человека, пробуждает творческие силы.

В повести ясно проявляется уже знакомая нам по предыдущим произведениям публицистическая заостренность таланта Троепольского. С сарказмом говорит он о противоречивых установках руководства Общества охотников, согласно которым в разные периоды сороки, ястребы, коршуны то объявлялись вредными и потому подлежащими истреблению, то, наоборот, признавались полезными и оттого уничтожать их строго запрещалось. "Зато никто не отвечает за отравление ядохимикатами птиц степных и лесостепных районов. Спасая леса и поля от вредителей, мы уничтожали птиц, а уничтожая их, губили... леса". Или размышления писателя о волках, которых безжалостно убивают люди.

В жанровом отношении Троепольский назвал свое произведение лирико-оптимистической повестью, поскольку она наполнена живительным светом добра. Через всю книгу проходит четкая идея: мир, в котором мы живем, всё, что нас окружает, - люди, земля, реки, леса, птицы, животные, - всё испытывает потребность в умном, бескорыстном, душевном отношении, и человек - единственный, кто может помочь всему живому.

Автор призывает быть ближе к природе, у нее учиться доброте, простоте, целомудрию.

Чем покоряет Бим? Своей верностью, преданностью, когда без друга не можешь ни есть, ни пить, а только можешь ждать, любить, надеяться. Пройдя через зло и жестокость, он остается прежним. Эмоции, которые вызывает у читателя смерть Бима, очищают сердце, делают его более чутким ко всему живому.

Опубликовано на Порталусе 16 июля 2024 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама