Рейтинг
Порталус

О НАРОДНЫХ ПРИМЕТАХ В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА

Дата публикации: 05 сентября 2024
Автор(ы): В. Г. ДОЛГУШЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Номер публикации: №1725486374


В. Г. ДОЛГУШЕВ, (c)

© В. Г. ДОЛГУШЕВ, кандидат филологических наук

Все мы хорошо помним строки из пятой главы романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин":

Татьяна верила преданьям 
Простонародной старины, 
И снам, и карточным гаданьям, 
И предсказаниям луны. 
Ее тревожили приметы; 
Таинственно ей все предметы 
Провозглашали что-нибудь, 
Предчувствия теснили грудь.

Дальше следует перечисление примет, в которые верила героиня романа: кот моет лапкой рот, падение звезды с неба, встреча с монахом, зайцем, луна с левой стороны. Исследователи творчества А. С. Пушки-

стр. 117


на отмечали, что та особая роль, которую играли всевозможные поверья, гадания в жизни Татьяны, говорит о близости ее поэтической русской души к народу, его понятиям и представлениям о жизни.

Верил в народные приметы, как известно, и сам поэт. Его отличал, как отмечает Ю. М. Лотман, "напряженный интерес к приметам, обрядам, гаданиям, которые для Пушкина, наряду с народной поэзией, характеризуют склад народной души" (Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий. Л., 1983. С. 261).

Кроме того, как Пушкина, так и Лермонтова всегда интересовала роль случайности, судьбы, рока в жизни человека. Вспомним хотя бы "Пиковую даму" Пушкина и "Фаталиста" Лермонтова из романа "Герой нашего времени". В сознании человека двадцатых - сороковых годов XIX-го столетия причудливо переплетались просвещенность и суеверие. Такое переплетение шло, по мнению Ю. М. Лотмана, от "вольнодумцев XVIII в.: именно отказ от идей божественного промысла выдвигал на первый план значение Случая, а приметы воспринимались как результат вековых наблюдений над протеканием случайных процессов..." (Лотман Ю. М. Указ. соч. С. 261).

Пушкин, высоко ценивший фольклор и всю жизнь собиравший песни, сказки, несомненно, интересовался поверьями и гаданиями как частью традиционной народной культуры, уходящей корнями в толщу веков.

Вернемся к процитированным выше строчкам из "Евгения Онегина". Если "снам и карточным гаданьям" в творчестве А. С. Пушкина литературоведами уделяется много внимания (Чистова И. С. К статье С. А. Соболевского "Таинственные приметы в жизни Пушкина" // Легенды и мифы о Пушкине. СПб., 1994; Лотман Ю. М. "Пиковая дама" и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века // Лотман Ю. М. Пушкин. СПб., 1995), то о народных приметах говорится вскользь, в частности, ничего - о "предсказаниях луны". Вот что пишет по поводу этой приметы известный в прошлом этнограф М. Забелин в своей книге "Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия" (М., 1880): "Кто увидит новую луну с правой стороны, тот, по старым русским поверьям, будет в течение месяца получать доход, прямо - ни то, ни се, а слева - расход" (С. 270 - 271).

Эти наблюдения убедительно подтверждены на лингвогеографическом материале Н. И. Толстым, который писал о том, что славяне связывали понятия правая рука, правая сторона - с понятием "хороший, справедливый, прямой, добрый", а левая рука, левая сторона, левое колено - с понятием "скверный, несправедливый, кривой, злой" (Толстой Н. И. Из географии славянских слов. 3. Правый - левый // Толстой Н. И. Избранные труды. Том I. Славянская лексикология и семасиология. М., 1997).

Таким образом, по поверьям славян, левая сторона ассоциируется со всем плохим, правая - со всем хорошим. Именно поэтому Татьяна,

стр. 118


"увидя младой двурогий лик луны на небе с левой стороны", дрожала и бледнела.

Романтическое миросозерцание, рассматривавшее приметы как своего рода инструмент познания человеческой души, ее тайн и загадок, проявляется также в одном из пушкинских стихотворений, обыгрывавшем это же самое древнее славянское поверье, - "Приметы" (1829):

Я ехал к вам: живые сны 
За мной вились толпой игривой, 
И месяц с правой стороны 
Сопровождал мой бег ретивый.

Я ехал прочь: иные сны... 
Душе влюбленной грустно было; 
И месяц с левой стороны 
Сопровождал меня уныло.

Мечтанью вечному в тиши 
Так предаемся мы, поэты; 
Так суеверные приметы 
Согласны с чувствами души.

Первая и вторая части этого стихотворения построены на антитезе, которая выражается прежде всего противопоставлением эпитетов. В одном ряду - живые, игривой, ретивый, правой. В другом - иные, влюбленной, грустно, левой. И центральное место в раскрытии душевного состояния автора играют именно прилагательные правый - левый.

Народные приметы в поэзии А. С. Пушкина многофункциональны: они выступают как средство характеристики главной героини романа "Евгений Онегин" Татьяны Лариной и как способ выражения душевных переживаний самого поэта.

Киров

Опубликовано на Порталусе 05 сентября 2024 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама