Полная версия публикации №1401997182

PORTALUS.RU ТЕОРИЯ ПРАВА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОНСТИТУЦИЕЙ СССР В ШКОЛАХ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

А. ФОХТ, ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОНСТИТУЦИЕЙ СССР В ШКОЛАХ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 05 июня 2014. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/theoryoflaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1401997182&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 16.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

А. ФОХТ, ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОНСТИТУЦИЕЙ СССР В ШКОЛАХ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 05 июня 2014. URL: https://portalus.ru/modules/theoryoflaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1401997182&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 16.04.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

А. ФОХТ, ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОНСТИТУЦИЕЙ СССР В ШКОЛАХ / Исторический журнал, № 3-4, Апрель 1937, C. 202-213.



публикация №1401997182, версия для печати

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОНСТИТУЦИЕЙ СССР В ШКОЛАХ


Дата публикации: 05 июня 2014
Автор: А. ФОХТ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) Исторический журнал, № 3-4, Апрель 1937, C. 202-213
Номер публикации: №1401997182 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Перед нашей школой поставлена громадная политическая задача - путем подробного ознакомления учащихся 7 - 10-х классов (в течение остающегося периода 1936 - 1937 учебного года) с новой Конституцией Союза ССР, Конституцией победившего социализма, воспитывать будущих граждан Советского союза.

Товарищ Сталин в статье "О задачах комсомола" следующим образом определил задачи коммунистического воспитания молодежи: "Коротко говоря, задачи комсомола состоят в этой области в том, чтобы воспитывать нашу рабоче-крестьянскую молодежь в духе ленинизма. А что значит воспитывать молодежь в духе ленинизма? Это значит, во-первых, внедрять в нее сознание того, что победа социалистического строительства в нашей стране возможна и необходима. Это значит, во-вторых, укреплять в ней убеждение в том, что наше рабочее государство есть детище международного пролетариата, что оно есть база развертывания революции во всех странах, что окончательная победа нашей революции является делом международного пролетариата. Это значит, в-третьих, воспитывать молодежь в духе доверия к руководству Российской Коммунистической партии"1 .

Подробное ознакомление с Конституцией является могучим орудием коммунистического воспитания нашей молодежи. Оно показывает ученикам, что социализм, низшая фаза коммунизма, в основном уже построен в нашей великой стране, и дает твердую уверенность в том, что построение коммунизма, высшей фазы коммунистического общества, в нашей стране возможно и необходимо.

Ознакомление с Конституцией еще больше развивает в учащихся чувство любви к своей социалистической родине. Они узнают, что СССР является родиной всего угнетенного человечества, маяком, который показывает путь народам, находящимся еще под гнетом капитала и помещиков. Знание Конституции еще больше усилит у молодежи радостное стремление защищать свою страну, свои заводы, свои поля, свои дома, свою счастливую жизнь, научит ее сознательно, глубоко ненавидеть врагов социализма и стремиться к их уничтожению.

Ознакомление со Сталинской Конституцией, с этой программой борьбы наших зарубежных братьев, с этим обвинительным актом против фашизма, развивает у учеников чувства интернациональной солидарности и укрепляет у них понимание того, что победа социализма в СССР является базой дальнейшего развертывания мировой пролетарской революции в странах капитализма.

Ознакомление со Сталинской Конституцией воспитывает учеников в духе доверия к руководству Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), которая в жестокой, непримиримой борьбе со всеми врагами трудящихся привела народы СССР к всемирноисторическим победам и завоеваниям. Оно развивает в учащихся величайшее доверие и любовь к творцу Конституции - гениальному руководителю мировой пролетарской революции - товарищу Сталину. На истории борьбы наших вождей - Ленина и Сталина - за коммунизм, на их отношении к общественным обязанностям, на их методах работы должны учиться учащиеся тем качест-


1 Ленин и Сталин "О молодежи", стр. 178. Партиздат.

стр. 202

вам, которых от них требует социалистическая родина. У Ленина и у Сталина должна учиться молодежь любви к трудящимся и угнетенным классам человечества.

Изучая основы советского строя, подрастающее поколение строителей социализма подготовляется к сознательному вступлению в общественно-политическую жизнь нашей великой страны. Молодежь узнает те великие права, которые дает ей социализм, и те обязанности, которые лежат на членах социалистического общества. Изучение основ советского строя поможет воспитать в будущих строителях социалистического общества классовую непримиримость и идейность, образцами которых являются Ленин и Сталин. Оно укрепит в них те качества, которых требует социалистическое общество от своих активных граждан: мужество, настойчивость и непреклонность в достижении поставленных целей, честное отношение к труду. Разовьет в них инициативу и способность к творческой деятельности.

Таким образом, ознакомление учащихся с Конституцией является могучим орудием к овладению большевизмом.

Подробное ознакомление учащихся с Конституцией СССР является центральной политической задачей нашей школы. Все силы и способности учителей должны быть направлены к тому, чтобы поставить это ознакомление на должную высоту.

2

Тысячами радостных писем в "Правду", "Комсомольскую правду", "Пионерскую правду" и в другие газеты встретили наши учителя и школьники весть о введении в школах изучения основ советского строя. На школе и ее работниках лежит обязанность - сделать ознакомление с Конституцией любимейшим занятием для учеников.

На этих занятиях должна раздаваться живая, образная речь учителя, рисующего грандиозную картину социалистического общества, в основном уже построенного в нашей стране. Учитель должен суметь облечь каждую статью Конституции в плоть и кровь, показать ту борьбу и победы, которые она отражает.

Рисуя картины нашей светлой и радостной жизни при социализме, привлекая для этого художественную литературу и поэзию, изобразительное искусство и скульптуру, фото и кино, учитель должен одновременно дать жуткую картину той нищеты, того бесправия, которые были у нас при царизме и капитализме и которые еще и сейчас царят в странах капитализма и фашизма. Для этого полезно использовать и карикатуру и острый меч сатиры. Надо всегда помнить, что наши ученики, даже 10-го класса, - это поколение, родившееся уже при диктатуре пролетариата. Вот почему необходимо при изложении основ советского строя делать экскурсы в мрачное прошлое, чтобы еще больше оттенить наше радостное настоящее.

Ученики должны знать и всегда помнить те жертвы, ценой которых рабочие и крестьяне добились победы над буржуазией и установления диктатуры пролетариата.

Велики возможности для развернутого коммунистического воспитания при ознакомлении с Конституцией, велика поэтому и ответственность, лежащая на учителях. Только хорошо знающий марксизм-ленинизм, т. е. работы Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, преподаватель может дать правильное об'яснение диктатуры рабочего класса, правильное об'яснение статей нашей Конституции и показать коренное отличие Сталинской Конституции социализма от всех буржуазных конституций.

Только хорошо знающий историю ВКП(б) учитель может правильно показать, в борьбе с какими врагами рабочего класса и крестьянства большевистская партия добилась победы социализма в нашей стране. Только такой учитель в состоянии полностью разоблачить врагов народа, японо-немецких агентов фашистских генеральных штабов, презренных реставраторов капитализма: троцкистов, зиновьевцев и их приспешников - правых.

Только хорошо знающий политэкономию учитель может правильно об'яснить ученикам сущность социалистической собственности и социали-

стр. 203

стической системы хозяйства и показать коренное отличие социализма от капитализма. Лишь зная новую историю и современную классовую борьбу в странах капитализма, учитель в состоянии показать Сталинскую Конституцию как обвинительный акт против фашизма, показать, как, воодушевляемые Сталинской Конституцией, борются наши братья в странах капитализма.

Те товарищи, которым поручена высокая и почетная работа ознакомления учащихся с Конституцией, должны личным примером показать своим ученикам образцы социалистического отношения к труду. Сталинская Конституция обязывает к тому, чтобы дело изучения основ советского строя было делом чести каждого учителя.

Преподаватели должны поставить перед собой задачу - сделать изучение основ советского строя как можно увлекательнее, применяя различные методы преподавания и используя всевозможные наглядные пособия. Необходимо позаботиться о том, чтобы все ученики имели на руках изданный Партиздатом доклад товарища Сталина вместе с Конституцией1 . В этом издании имеются две важные схемы: на стр. 89 - Государственное устройство Союза ССР (по Конституции Союза ССР) и на стр. 91 - Высшие органы государственной власти и государственного управления Союза ССР (по Конституции Союза ССР). Чрезвычайно желательно увеличить 31 и схемы и сделать из них настенные плакаты.

Такие две большие разноцветные схемы утверждены Наркомпросом к изданию в массовых тиражах.

В классах должен висеть постоянно плакат с Конституцией Союза ССР2 . Необходимо провести посещение каждым классом вместе со своим преподавателем кино, где демонстрируется фильм с выступлением товарища И. В. Сталина на Чрезвычайном VIII всесоюзном с'езде советов. В классе необходимо иметь большую стенную карту Союза ССР с административным делением Союза ССР по новой Конституции.

В основу работы преподавателя по подробному ознакомлению учащихся с Конституцией должны быть положены указания товарища Сталина о шести особенностях нашей Конституции, данные им в его докладе о проекте Конституции Союза ССР.

"Таким образом проект новой Конституции представляет собой итог пройденного пути, итог уже добытых завоеваний. Он является, стало быть, регистрацией и законодательным закреплением того, что уже добыто и завоевано на деле. В этом первая особенность проекта новой Конституции СССР"3 . Завоевана и построена в основном низшая фаза коммунизма - социализм. Победа социализма, закрепленная в Сталинской Конституции, является той основной идеей, которая, должна пронизать все ознакомление учащихся с Конституцией.

Учитель рассказывает на первых занятиях историю нашей Конституции. Под руководством Ленина и Сталина рабочие и солдаты Петрограда пришли к победе в октябре 1917 года. Вооруженным восстанием они свергли власть буржуазии и установили диктатуру пролетариата. Первая Конституция РСФСР (1918 года) была создана по проекту товарища Сталина.

Первая Конституция Союза ССР (1924 года) была создана под руководством товарища Сталина.

От имени партии товарищ Сталин дал над гробом Ленина клятву продолжить и завершить дело Ленина. И товарищ Сталин сдержал ее. Он разгромил врагов рабочего класса и крестьянства, которые пытались помещать победоносному строительству социализма в СССР. Под его руководством народы СССР в основном построили социализм, что зафиксировано в Сталинской Конституции.

Приступая к изложению Конститу-


1 И. В. Сталин. Доклад о проекте Конституции Союза ССР. Конституция (Основной Закон) Союза советских социалистических республик. Партиздат ЦК ВКП(б). 1936.

2 Имеется в издании Партиздата.

3 И. В. Сталин. Доклад о проекте Конституции Союза ССР, стр. 21. Партиздат. 1936.

стр. 204

аии, преподаватель указывает на ее значение как Основного Закона, на базе которого организована государственная жизнь нашей страны и которым определяются наши права и обязанности.

Громадное значение Конституции Союза ССР как Основного Закона нашей страны определяется тем, что она создает стабильность нашего законодательства. "А стабильность законов нужна нам теперь больше, чем когда бы то ни было", - говорил товарищ Сталин на VIII с'езде советов, указывая, что в связи с этим законодательная власть в СССР должна осуществляться только одним органом - Верховным советом.

Гранитная устойчивость нашего социалистического строя создает устойчивость и крепость наших законов, что и зафиксировано Основным Законом - Конституцией.

Непоколебимой устойчивости нашего государственного строя учитель должен противопоставить неустойчивость государственных порядков в буржуазных странах. Особенно ярко, эта неустойчивость выступает на примере фашистской Германии, которая фактически уничтожила буржуазную веймарскую конституцию и не создала взамен ее никакой другой конституции.

Преподаватель должен подчеркнуть эту разницу: показать стабильность законов, тщательное наблюдение за их выполнением у нас, в СССР, и полный произвол, полное отсутствие законности в фашистской Германии и в других фашистских странах.

Наша Конституция записала выборность верховных органов нашей государственной власти и полную ответственность их перед своими избирателями. Страны фашизма уничтожают даже буржуазную выборность и заменяют ее полным произволом в назначении чиновников при полной безответственности назначаемых перед гражданами. Гитлер самого себя считает "высшим судьей немецкого народа".

Сталинская Конституция в целом и особенно ее статьи об организации законодательных органов СССР, о стабильности наших социалистических законов, о выборности всех органов власти и об ответственности их перед избирателями является жесточайшим обвинительным актом против фашизма.

4

"Главную основу проекта новой Конституции СССР составляют принципы социализма, его основные устои, уже завоеванные и осуществленные: социалистическая собственность на землю, леса, фабрики, заводы и прочие орудия и средства производства; ликвидация эксплоатации и зксплоататорских классов; ликвидация нищеты большинства и роскоши меньшинства; ликвидация безработицы; труд, как обязанность и долг чести каждого работоспособного гражданина по формуле: "кто не работает, тот не ест". Право на труд, т. е. право каждого гражданина на получение гарантированной работы; право на отдых, право на образование; и т. д. и т. п. Проект новой Конституции опирается на эти и подобные им устои социализма. Он их отражает, он их закрепляет в законодательном порядке. Такова вторая особенность проекта новой Конституции", - говорил товарищ Сталин в докладе о проекте новой Конституции Союза ССР (стр. 22). Поэтому все ознакомление с Конституцией должно быть построено так, чтобы при изложении каждой статьи Конституции показать эти устои социализма. Об этих устоях особенно ярко говорят статьи главы I - "Общественное устройство".

При ознакомлении с общественным устройством СССР учитель дает представление об экономической основе СССР, т. е. о социалистической собственности и социалистической системе хозяйства, господствующих у нас в СССР, где средства производства принадлежат обществу в лице государства (государственная собственность, или общенародное достояние) или в лице отдельных колхозов и кооперативных об'единений (кооперативно-колхозная собственность).

В связи с этим преподаватель должен напомнить ученикам о том, что в России до Великой пролетарской революции господствовала капиталистическая, частная собственность на средства производства, при которой

стр. 205

капиталист мог присваивать себе неоплаченный труд рабочих ввиде прибавочной стоимости. Для иллюстрации следует указать, что Морозов, например, в 1885 году на своей фабрике в Орехово-Зуеве, не ограничиваясь прямой эксплоатацией труда рабочих, добавочно эксплоатировал их путем штрафов, которые достигали в год 800 тысяч рублей, составляя 40% и без того нищенской заработной платы рабочих1 .

Можно показать снимки фабрик и заводов до 1917 года и сравнить их с тем, что они представляют сейчас, в 1937 году, при полной победе социализма в нашей стране. Хорошо показать фото московских ночлежек при царизме или коечно-каморочных квартир, где ютились рабочие фабрик Прохорова или Морозова, и тех дворцов в Москве, которые фабриканты воздвигали для себя на средства, добытые эксплоатацией рабочих. (Такие материалы можно взять и на местах.)

Принципиальное отличие социалистической системы хозяйства, не знающего кризисов, от капиталистической особенно ярко проявилось во время мирового экономического кризиса 1928 - 1933 годов. В то время как ряд производств в Англии, Германии и других капиталистических странах был отброшен кризисом на 50 лет назад, - СССР все время продолжал расширять свое производство. Цифровые данные можно найти в докладах товарища Сталина на XVI и XVII с'ездах ВКП(б).

При раз'яснении вопроса о государственной форме социалистической собственности (всенародное достояние) надо обязательно остановиться на том, что наши фабрики и заводы являются предприятиями последовательно-социалистического типа. Следует привести то место из статьи Ленина "О кооперации", в котором он раз'ясняет, что предприятие последовательно - социалистического типа - такое предприятие, в котором "и средства производства принадлежат государству, и земля, на которой стоит предприятие; и все предприятие в целом"2 .

На этом вопросе нужно детально остановиться, так как часто учащиеся его путают.

Устои социализма отражены во всех статьях Конституции. Возьмем IX главу Конституции - "Суд и прокуратура". При описании организации правосудия в СССР учитель прежде всего должен указать, что задачей советского правосудия является охрана социалистического строя и борьба с его врагами. Самая организация суда - участие народных заседателей во всех делах, всенародные выборы народных судей и т. д. - должна обеспечить это.

Учитель в рассказе может использовать статьи В. И. Ленина: "Письмо Д. И. Курскому по вопросу о терроре" (Соч. Т. XXVII, стр. 296 - 297 или "Ленин - Сталин". Т. II, стр. 532 - 533) и "О "двойном" подчинении и законности" (Соч. Т. XXVII, стр. 298 - 301 или "Ленин - Сталин". Т. II, стр. 533 - 536).

Статьи Конституции о суде, о прокуратуре, заботящейся о том, чтобы не было совершено несправедливости по отношению к гражданам СССР, являются также обвинительным актом против фашизма. Фашизм полностью уничтожил суд и вместо него творит свою расправу тайно в стенах тюрем и казарм. Вот уже пятый год, как томится в фашистских застенках вождь германского пролетариата тов. Э. Тельман, а процесс против него все откладывается и откладывается. Только раз фашизм попытался устроить открытый суд над коммунистом - суд над тов. Димитровым, обвинявшимся в поджоге рейхстага, который произвели сами фашисты. И этот процесс тов. Димитров превратил в процесс против фашизма, заклеймив перед всем миром его чудовищные преступления.

Можно привести описание буржуазного суда в рассказе Анатоля Франса "Крэнкбилль", а также описание царского суда, обрисованного с такой беспощадностью Львом Толстым в романе "Воскресенье".


1 А. Косарев. "Сталинская Конституция и советская молодежь", стр. 33 - 34.

2 "Ленин и Сталин". Сборник произведений к изучению истории ВКП(б). Т. II, стр. 559.

стр. 206

Следует рассказать о двух чудовищных расправах американского суда над борцами за социализм: вот уже свыше 20 лет томится в каторжной одиночной тюрьме Том Муни, провокационно обвиненный в том, что он будто бы бросил бомбу в парад войск, хотя теперь точно установлены виновники этого преступления; точно так же были провокационно обвинены в убийстве Сакко и Ванцетти. Несмотря на то, что подлинный убийца признался в своем преступлении и сидел в той же Бостонской тюрьме, что и они, несмотря на протест пролетариата всего мира в 1927 г., Сакко и Ванцетти, после нескольких лет ожидания приведения приговора в исполнение были казнены. Том Муни, и Сакко, и Ванцетти были осуждены потому, что они осмелились бороться против буржуазии, которая им мстила за это.

Полезно будет показать учащимся снимки какого-либо заседания суда в буржуазных странах, где судьи наряжены в средневековые костюмы, что их еще больше отгораживает от народа, и затем показать фото заседаний наших судов, начиная от Верховного суда СССР и кончая народным судом, где рабочие и крестьяне в лице народных заседателей принимают непосредственное участие в разборе всех дел.

Раз'ясняя вопрос о колхозно-кооперативной собственности, надо привести несколько ярких, художественных отрывков из произведений наших классиков, рисующих беспросветное положение крестьянства при капитализме, под властью помещиков и кулаков.

Для этого можно использовать произведение великого русского сатирика Салтыкова-Щедрина "Мелочи жизни", где имеются яркие картины как феодальной эксплоатации крестьянства со стороны помещиков, так и эксплоатации крестьянской бедноты кулаками-мироедами.

Для иллюстрации беспросветного и нищего существования крестьянства в царской России можно показать картины передвижников.

Великая пролетарская революция уничтожила власть помещиков и коренным образом изменила лицо деревни. Земля, прежде служившая в руках помещика и кулака орудием эксплоатации крестьянства, отобрана от них и передана социалистическим государством рабочих и крестьян колхозному крестьянству в бесплатное и бессрочное пользование, т. е. навечно. В сельской школе надо обязательно привести конкретные данные о бывших местных помещиках и кулаках и рассказать, что советская власть сделала с принадлежавшими им землями.

При разборе вопроса о праве личной собственности трудящихся, которое охраняет советский закон (ст. 10-я), следует привести то место из "Манифеста Коммунистической Партии", в котором Маркс разоблачает ложь и лицемерие буржуазии, клеветнически обвинявшей коммунистов в том, что коммунисты якобы хотят лишить бедноту и крестьян личной собственности, Маркс, блестяще обрисовавший процесс обезземеленья крестьян, ярко показал, что именно буржуазия отнимает у рабочих и крестьян личную собственность1 .

Увлекательно можно поставить ознакомление с темой "Право на труд". Только победа социализма уничтожила безработицу в СССР. Нужно привести слова товарища Сталина из политотчета ЦК XVI с'езду ВКП(б) в июне 1930 года о существовавшей тогда еще безработице2 и слова из доклада "Итоги первой пятилетки" в январе 1933 года о том, что уже два года, как у нас совершенно исчезла безработица3 .

Впротивовес этому надо привести из "Правды" N 339 от 10 декабря 1936 года сведения о безработных на Западе и в Америке, число которых в конце 1936 года достигало чудовищной цифры - 25 миллионов человек.

Гарантированное право на труд дает нашему рабочему классу возможность иметь постоянный заработок, уровень которого зависит от качества и количества труда. Обратимся к прошлому, когда труд был "зазорным и тяжелым бременем" (Сталин). Для этого


1 См. Маркс. Избранные произведения. Т. I, стр. 164 - 166.

2 "Ленин и Сталин". Т. III, стр. 450.

3 Там же, стр. 557.

стр. 207

следует прочесть из "Очерков о родине" известного детского писателя М. Ильина § 2 "Нисхождение в ад", где он рисует условия работы в России в начале XX столетия: работу на домне (горящие в огне), в ртутной шахте (отравленные), в кустарной металлической мастерской (калеченные), жилье рабочих при царизме (копошащиеся в грязи) и работу на соляных озерах Баскунчак и Эльтон (из'еденные солью) ("Костер" N 1 за январь 1937 года, стр. 37 - 39). Там же, на стр. 38, приведена картина худ. Метанина "Газовый цех металлургического завода в царской России".

Можно привести из рассказа Гаршина "Художники" описание работы глухаря (клепальщик котлов) и показать картину Ярошенко "Глухарь", сопоставив с этой ужасной работой в прошлом современную электросварку котлов. Можно также привести отрывок из произведения Авдеенко "Я люблю", где дается описание Собачеевки, тех лачуг, в которых ютилась беднота в Горловке при царизме, а затем показать фото современных рабочих жилищ Донбасса в той же Горловке (журнал "СССР на стройке"). Следует также дать снимки жилищ рабочих и безработных в Америке и Европе (журнал "A. I. Z."). Можно продемонстрировать снимки с картин Касаткина из жизни и труда шахтеров (Третьяковская галлерея) в царской России, напомнив, как погибли дед и отец героя романа Авдеенко "Я люблю" и в качестве контраста показать фото современного, механизированного труда стахановцев угольной промышленности.

При таком подборе материала Сталинское право на труд явится для учеников показателем тех величайших побед, которые одержаны в классовых боях рабочими и крестьянами СССР.

Рисуя новый, радостный Донбасс, новую химическую промышленность, мы должны тут же напомнить и те отвратительнейшие преступления, гнуснейшие вредительства и убийства в химической и каменноугольной промышленности, которые совершались презренными агентами фашизма - троцкистами.

Статьи Сталинской Конституции о праве на труд, о праве на отдых, о праве на образование также являются обвинительным актом против фашизма с его принудительным, каторжным трудом, с его скрытой и явной безработицей, обрекающей массы рабочих на нищету и вымирание, с его политикой уменьшения заработной платы, снижения жизненного уровня трудящихся.

5

"В отличие от буржуазных конституций проект новой Конституции СССР исходит из того, что в обществе нет уже больше антагонистических классов, что общество состоит из двух дружественных друг другу классов, из рабочих и крестьян, что у власти стоят эти именно трудящиеся классы, что государственное руководство обществом (диктатура) принадлежит рабочему классу, как передовому классу общества, что Конституция нужна для того, чтобы закрепить общественные порядки, угодные и выгодные трудящимся. Такова третья особенность проекта новой Конституции", - говорил товарищ Сталин в докладе о проекте новой Конституции (стр. 23).

Порядки, выгодные и угодные трудящимся, - это социализм. Наоборот, буржуазные государственные порядки, даже самые демократические, являются порядками, выгодными и угодными для имущих классов, для сохранения господства буржуазии. Ведь еще в "Манифесте Коммунистической Партии" Маркс указал, что государственная власть в Англии, Франции и Бельгии является только "комитетом, управляющим общими делами всего класса буржуазии"1 . Можно также привести определение буржуазной республики по Энгельсу и Ленину2 .

Наша Конституция открыто в статье 1-й провозглашает СССР социалистическим государством рабочих и крестьян. Учитель должен специально разобрать указание 2-й статьи Конституции о том, что сове-


1 Маркс. Избранные произведения. Т. I, стр. 154.

2 См. Ленин. Соч. Т. XXI, стр. 377.

стр. 208

ты депутатов трудящихся выросли и окрепли в результате завоевания диктатуры пролетариата. В докладе товарищ Сталин указал: "Я должен признать, что проект новой Конституции действительно оставляет в силе редким диктатуры рабочего класса" (стр. 34). При ознакомлении с Конституцией учитель должен постоянно подчеркивать, что государственное руководство обществом (диктатура) находится в руках рабочего класса.

Особенно увлекательно и живо можно провести изучение XI главы Конституции, главы, посвященной вопросу об избирательной системе. Возьмем избирательную систему в СССР и сравним ее с избирательной системой, существующей в странах капитализма. В СССР все время после 1924 года - года принятия первой Конституции СССР - мы имели неуклонный рост абсолютного числа избирателей, рост активности граждан в выборах. Об этом говорит тов. В. М. Молотов в своем докладе на VII всесоюзном с'езде советов - "Об изменениях в Советской Конституции" (стр. 24- 25). Теперь, по Сталинской Конституции, выборы будут производиться на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Полная демократизация избирательного права, предложенная товарищем Сталиным в 1935 году, ярко отражает победу социализма в нашей стране. Поскольку в нашей стране полностью уничтожены эксплоататорские классы, полная демократизация выборов расширяет базу диктатуры рабочего класса, превращает ее в более гибкую, более мощную систему государственного руководства рабочего класса обществом.

Но если мы видим с 1924 года по 1935 год неуклонный рост числа избирателей в нашей стране, то совершенно иную картину мы наблюдаем в странах капитализма. Здесь все больше и больше ограничиваются избирательные права трудящихся. В странах буржуазно-демократических, где еще сохранились выборные учреждения, ограничения избирательного права для трудящихся проводятся замаскированно. Например в ряде стран (Франция, Швейцария и другие) правом выбора не пользуются женщины, что означает устранение от участия в выборах половины населения. Во всех странах отстраняется от участия в выборах молодежь. Нигде в мире не установлен для политического совершеннолетия граждан такой возраст (18 лет), как в нашей стране, а в ряде стран возраст для избрания в парламент выше чем возраст избирателей. Для избрания во французский сенат надо иметь 40 лет от роду. Наконец, во всех буржуазных конституциях введен ценз оседлости, без чего избиратель не может быть внесен в избирательные списки.

В странах фашизма и вовсе уничтожено демократическое избирательное право: в фашистской Германии устранены от участия в выборах все "неарийцы", а "арийцы" имеют право голосовать только за кандидатов фашистов. Когда Саарская область вошла снова в состав Германии, Гитлер сам назначил 8 депутатов от Саарской области. В Италии избирателям предлагают голосовать за фашистов и фашистские органы сами назначают депутатов.

Рассказывая о введении, по новой Сталинской Конституции, всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, учитель должен использовать беседу товарища Сталина с Рой Говардом и резолюцию Пленума ЦК ВКП(б) по докладу тов. Жданова, принятую 27 февраля 1937 года. Особенно надо остановиться на значении тайного голосования и привести слова товарища Сталина: "Почему тайные? А потому, что мы хотим дать советским людям полную свободу голосовать за тех, кого они хотят избрать, кому они доверяют обеспечение своих интересов"1 . И еще одно очень важное место: "Всеобщие, равные, прямые и тайные выборы в СССР будут хлыстом в руках населения против плохо работающих органов власти"2 .

"Следствием введения всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании будет дальнейшее усиление политической активности масс, вовлечение новых


1 "Ленин и Сталин". Т. III, стр. 667.

2 Там же.

стр. 209

слоев трудящихся в управление государством", - говорится в резолюции Пленума ЦК ВКП(б).

При ознакомлении с основами диктатуры рабочего класса, еще более усиленной и укрепленной путем демократизации избирательного права, учителю необходимо указать, что главное в марксизме-ленинизме - учение о диктатуре пролетариата. "Классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата"1 , - говорил Маркс. Надо также привести ответ, который дал товарищ Сталин в беседе с первой американской рабочей делегацией на вопрос о том, что нового внес Ленин в учение Маркса - Энгельса о диктатуре пролетариата2 .

Учитель раз'ясняет, что дальнейшее развитие учения Маркса-Энгельса-Ленина о диктатуре пролетариата дал товарищ Сталин и это записано в Сталинской Конституции. Диктатура принадлежит рабочему классу как передовому классу общества, состоящего из двух дружественных друг другу классов: из рабочих и крестьян.

6

Новая Конституция "исходит из того, что все нации и расы независимо от их прошлого и настоящего положения, независимо от их силы или слабости - должны пользоваться одинаковыми правами во всех сферах хозяйственной, общественной, государственной и культурной жизни общества. Такова четвертая особенность проекта новой Конституции", - говорил товарищ Сталин в докладе о проекте Конституции Союза ССР (стр. 24). Реальное равноправие всех наций и рас возможно только при социализме - это подтверждают вся история человечества и опыт нашей революции.

Крепостники-помещики в свое время утверждали, что они люди особой породы, не похожие на крестьян, что они люди белой кости и голубой крови в отличие от крестьян - людей черной кости и красной крови. Любой капиталист или колонизатор смотрит на ряд народов в Европе, в частности на русских, украинцев и других граждан СССР, как на представителей низших народов. Еще более пренебрежительное отношении европейские и американские колонизаторы проявляют по отношению к народам Африки, Азии,' Австралии и Америки. Достаточно напомнить то положение вечного гнета и преследования, в котором находятся негры в Америке. Особенно чудовищную форму проповедь расовой исключительности приняла в фашистской Германии, где учение об исключительности "арийцев" является государственным учением.

Принципиально совершенно иная, т. е. социалистическая, политика положена в основу разрешения национального вопроса в СССР. Полное равноправие всех народов СССР привело к созданию на добровольных началах СССР как многонационального государства. В своем докладе о проекте Конституции Союза ССР (стр. 18 - 19) товарищ Сталин указывал, что только СССР удалось создать многонациональное государство. Попытки буржуазии создать многонациональные государства неизменно проваливались, о чем свидетельствует неудачный опыт старой Австро-Венгрии.

Надо при этом на карте Европы показать, чем была Австро-Венгерская "лоскутная империя", и рассказать, что это означало для народов, ее населявших.

Рассказывая о нашей национальной политике, необходимо прочитать ряд стихотворных обращений народов СССР к своему вождю товарищу Сталину. Эти произведения коллективного творчества национальных "поэтов ярко демонстрируют торжество ленинско-сталинской национальной политики. Чрезвычайно показательны в этом отношении и выступления на приемах представителей партии и правительства юбилейных делегаций Грузии, Армении, Азербайджана, Бурят-Монголии и других республик, а также и выступления на Чрезвычайном VIII всесоюзном с'езде советов


1 Маркс. Письмо И. Вейдемейеру от 6 марта 1852 года. Соч. Т. XXV, стр. 146.

2 Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 170.

стр. 210

представителен 11 союзных республик.

При изучении братских союзных республик и их достижений в области социалистического строительства желательно, помимо указанного выше материала, использовать иллюстративный материал журналов "СССР на стройке", "На стройке МТС и совхозов", "Строим". Обязательно иметь подробную карту СССР с новым административным делением.

Как яркое доказательство полного равноправия всех народов нашего Союза нужно отметить подлинно всенародное чествование памяти величайшего русского поэта А. С. Пушкина по случаю 100-летия со дня его гибели.

В этот день, 10 февраля 1937 года, волнующе звучала со сцены Большого театра Союза ССР в Москве декламация стихотворения Пушкина "Памятник" на языках народов СССР. Исполнилась мечта поэта, выраженная в этом стихотворении:

"Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и фин, и ныне дикой  Тунгуз, и друг степей калмык". 

Необычайная радость охватывала при сообщениях о том, как чествовали память величайшего русского поэта ныне свободные эвенки (тунгусы) и калмыки - друзья культуры, а не только степей. Ярким доказательством полного равноправия народов СССР, приведшего к расцвету культуры, национальной по форме и социалистической по содержанию, явились также прошедшие с громадным успехом в Москве декады национального искусства Грузии, Украины, Казахстана.

При изложении вопроса о равноправии всех граждан СССР независимо от расы учителю надо при раз'яснении 123-й статьи Конституции указать, что запрещение в СССР какой бы то ни было проповеди о расовой исключительности так же является грозным обвинительным актом против фашизма.

7

"Пятую особенность проекта новой Конституции составляет его последовательный и до конца выдержанный демократизм"1 . Все статьи Конституции Союза ССР отражают абсолютное равенство всех граждан СССР перед законом. Перед каждым гражданином Союза ССР открыта любая выборная должность. Ярким свидетельством советского демократизма был состав Чрезвычайного VIII всесоюзного с'езда советов, оглашенный в докладе мандатной комиссии тов. Яковлевым. Принцип полного равноправия всех граждан СССР особенно ярко выражен во введенном Конституцией всеобщем, равном и прямом избирательном праве при тайном голосовании; фашистские же страны сводят нанет равенство граждан. Вот почему наша Сталинская Конституция своим последовательно проведенным демократизмом является обвинительным актом против фашизма.

При ознакомлении со статьей 122-й о полном равноправии женщин в СССР следует привести отрывки из поэм Некрасова "Мороз-красный нос" и "Арина - мать солдатская", рисующие ужас положения женщин при крепостном праве. Можно также использовать материалы только что вышедшего сборника "Повести минувшего" ("История заводов". Гиз. 1937), в котором помещены рассказы о положении женщины при крепостничестве и капитализме. Следует показать ряд картин: Неврев "Торг", Касаткин "Крепостная" (кормление женщиной своим молоком барских щенят), "Шахтерка" Касаткина и для контраста фото современных московских метростроевцев работниц-шахтерок (из "СССР на стройке" или "Строим").

Шестая особенность проекта Конституции заключается в том, что "он (проект. - А. Ф. ) не просто провозглашает демократические свободы, но и обеспечивает их в законодательном порядке известными материальными средствами. Понятно поэтому, что демократизм проекта новой Конститу-


1 И. В. Сталин. Доклад о проекте Конституции Союза ССР, стр. 19.

стр. 211

пин является не "обычным" и "общепризнанным" демократизмом вообще, а демократизмом социалистическим"1 .

При ознакомлении со 127-й статьей Конституции учителю следует использовать указания В. И. Ленина о мнимости политических свобод при буржуазном господстве. Эти указания сделаны Владимиром Ильичем в его докладе на I конгрессе Коминтерна "О буржуазной демократии и диктатуре пролетариата"2 . Необходимо указать также, что пролетарское государство предоставляет трудящимся помещения для собраний, улицы и площади для торжественных демонстраций и манифестаций, типографии и бумагу для газет и журналов.

Рассказывая о праве на образование (ст. 120), учитель приводит ассигнования на образование по бюджету СССР на 1937 г. Эти данные показывают, что нигде в мире ни одно правительство не уделяет такого внимания и средств на образование, что нигде в мире народному учителю не оказывается такого внимания, такой заботы, как у нас.

Как резкий контраст учитель показывает картину упадка образования в капиталистических странах.

8

Особенно важны для коммунистического воспитания молодежи статьи Конституции, говорящие об обязанностях граждан СССР. Преподаватель раз'ясняет учащимся 132-ю и 133-ю статьи, говорящие о том, что защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР, вытекающий из его любви к своей родине.

Излагая эти статьи, надо обязательно использовать §§ 2-й и 3-й первой части "Отчетного доклада XVII с'езду партии о работе ЦК ВКП(б)" товарища Сталина ("Вопросы ленинизма", стр. 544 - 553), Сталин "Речь в Кремлевском дворце на выпуске академиков Красной армии 4 мая 1935 г."

("Ленин - Сталин". Т. III, стр. 637 - 642), Сталин "Беседа с г-ном Рой Говардом" (там же, стр. 660 - 661, начало беседы, где речь идет о военной опасности), Сталин "О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников", раздел II "Капиталистическое окружение" и III "Современный троцкизм".

Сгущение атмосферы в политической международной обстановке требует особого внимания к статьям Конституции, говорящим о защите нашей прекрасной родины. При рассказе об этих статьях, учитель вспоминает героев гражданской войны во главе с товарищем Сталиным, организатором наших побед на фронтах гражданской войны. Учитель рассказывает о волнующих подвигах пограничника Баранова, который, отражая бандитский налет на нашу территорию японо-манчжурских нарушителей границ, был ранен и захвачен этими бандитами. Они требовали от него сведений о наших вооруженных силах, пытали его, но тов. Баранов геройски молчал и умер под пытками, не сказав ни одного слова. Учитель расскажет, как после убийства на боевом посту пограничника Лагоды его брат попросил, чтобы ему разрешили заменить погибшего. Какие чудесные, волнующие, захватывающие образы можно дать при ознакомлении с этими статьями Конституции!

Образы Баранова и других, жертвовавших жизнью за социализм, влекут молодежь к себе, вызывают глубокую любовь и симпатию. В то же время острую ненависть вызывают к себе зверские преступления германских, итальянских и испанских фашистов. Еще острее становится чувство негодования и презрения, вызываемое негодяями и изменниками социалистической родины, врагами народа. Чрезвычайно важно, чтобы учитель детально рассказал о второй части статьи 133-й и показал подлинное лицо изменников: Иуды-Троцкого и его подручных, всех этих троцкистов, зиновьевцев, правых, которые заключали договоры с фашизмом, которые хотели отдать на поток и разграбление Украину, Приморье и Приамурье. Молодежь должна усвоить слова товари-


1 И. В. Сталин. Доклад о проекте Конституции Союза ССР, стр. 21.

2 См. Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 7- 21, в особенности обратить внимание на тезис 7-й-свобода собраний, тезис 8-й - свобода печати и тезис 11-й - свобода личности.

стр. 212

ща Сталина, что "в борьбе с современным троцкизмом нужны теперь не старые методы, не методы дискуссий, а новые методы, методы выкорчевывания и разгрома"1 .

При изложении статей 132 - 133-й Конституции следует использовать N 1 (за 1937 год) журнала "СССР на стройке": в нем дан очень большой и интересный материал, иллюстрирующий наш славный. Красный флот. Можно взять также N 2 "СССР на стройке" (за 1933 год), посвященный 15-летию Красной армии. Следует использовать материалы сборника "Танкисты", рисующего работу танков и их славных водителей. Полезно также использовать отрывки из романа Павленко "На Востоке", где изображена борьба с японо-манчжурскими нарушителями границ и дана картина будущего столкновения на Дальнем Востоке (отрывки печатались в этом году в "Пионерской правде").

Говоря об обязанности каждого из нас защищать свою социалистическую родину от посягательств реставраторов капитализма, учитель указывает, что нам всем нужно овладеть современной военной техникой, двинуть ее общими силами вперед, чтобы и в этом отношении СССР стоял на первом месте в мире.

* * *

Горячо, с энтузиазмом приступили многие учителя к ознакомлению учащихся со Сталинской Конституцией. С увлечением принялись ученики за ее усвоение.

Но кое-где ознакомление с великой хартией социализма стало превращаться в сухую казенщину, в простую зубрежку отдельных статей Конституции, в рецидив худшего вида преподавания пресловутого обществоведения. С этим надо немедленно повести самую решительную борьбу и добиться исправления этих извращений.

Наблюдается еще одна крайность: перегрузка при ознакомлении с Конституцией тем материалом, который должен служить только иллюстрацией. Так некоторые преподаватели перегружают занятия по Конституции историческим материалом. Например, один преподаватель рассказывал историю законодательства от Римской республики до наших дней. При такой системе занятий вместо изучения основ советского строя получается плохой исторический курс. Другие преподаватели перегружают занятия бытовым материалом. В результате получается очеркистское описание жизни и быта народов СССР. С этими извращениями также должно покончить.

Учительство СССР должно быть в этой работе глубоко проникнуто той ответственностью, которую возлагает на него подготовка поколения, долженствующего сознательно вступить в победное строительство социалистического общества под знаменем Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина.


1 Сталин "О недостатках партийной работы" и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников", стр. 21.

Опубликовано 05 июня 2014 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1401997182

© Portalus.ru

Главная ТЕОРИЯ ПРАВА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОНСТИТУЦИЕЙ СССР В ШКОЛАХ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU