Полная версия публикации №1401997202

PORTALUS.RU ТЕОРИЯ ПРАВА ИЗ ОПЫТА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КОНСТИТУЦИЕЙ В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (итоги первых занятий) → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

ИЗ ОПЫТА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КОНСТИТУЦИЕЙ В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (итоги первых занятий) [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 05 июня 2014. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/theoryoflaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1401997202&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 19.05.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

ИЗ ОПЫТА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КОНСТИТУЦИЕЙ В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (итоги первых занятий) // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 05 июня 2014. URL: https://portalus.ru/modules/theoryoflaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1401997202&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 19.05.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

ИЗ ОПЫТА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КОНСТИТУЦИЕЙ В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (итоги первых занятий) / Исторический журнал, № 3-4, Апрель 1937, C. 214-215.



публикация №1401997202, версия для печати

ИЗ ОПЫТА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КОНСТИТУЦИЕЙ В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (итоги первых занятий)


Дата публикации: 05 июня 2014
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) Исторический журнал, № 3-4, Апрель 1937, C. 214-215
Номер публикации: №1401997202 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Подготовка учителей к ознакомлению учащихся с новой Конституцией СССР началась в Москве во время зимних каникул. Были организованы курсы по изучению Конституции, которые охватили 600 учителей.

К преподаванию Конституции в школах необходимо было привлечь, помимо наличного учительского состава, новые, дополнительные кадры. С этой целью в качестве преподавателей были приглашены пропагандисты, комсорги ЦК ВЛКСМ, слушатели Правовой академии и студенты Института советского права. Большая часть преподавателей - члены ВКП(б). В Бауманском районе из 23 преподавателей 16-члены ВКП(б), 4-комсомольцы и 3 - беспартийные. Такой состав типичен для Москвы. В подборе преподавателей существенную помощь оказывали районные комитеты партии. Однако надо отметить, что некоторые райкомы не уделили должного внимания преподаванию Конституции в школе, не учли громадного политического значения этой работы. Ростокинский райком и ростокинское РОНО вовсе не занимались этим важным делом. Коминтерновский районный комитет ВКП(б) также уделил недостаточно внимания подбору кадров преподавателей, райком не помогал РОНО в закреплении преподавателей за школами, а также в организации консультаций для преподавателей Конституции. Много сделали для организации ознакомления с Конституцией Железнодорожный райком партии и РОНО, а также Первомайский райком, где на инструктивном занятии учителей по Конституции присутствовали секретарь РК ВКП(б) и секретарь РК ВЛКСМ.

Надо отметить, что многие районные отделы народного образования недостаточно усвоили все политическое значение ознакомления учащихся с Конституцией и допустили срыв первых занятий. В ряде школ занятия не начались 19 февраля вследствие того, что преподаватели до 23 февраля еще не были назначены. Таким образом, было сокращено число занятий. Таганское и Краснопресненское РОНО особенно выделяются своей бездеятельностью в деле ознакомления учащихся с Конституцией. Подобное же отношение к этому важнейшему делу имело место и в Московской области, где опоздание с началом занятий доходило местами до 20 дней.

Недооценка политического значения этого вопроса в ряде школ области выразилась еще и в том, что была сделана попытка подменить изучение основ советского строя обществоведением.

Успешной работе по ознакомлению с Конституцией мешает то обстоятельство, что большинство преподавателей впервые на своих занятиях знакомилось со средней школой и с ученической аудиторией. Свой навык работы пропагандиста со взрослыми они механически переносят на занятия с - учащимися средней школы, что, конечно, неправильно. Многие преподаватели в городе и в области не умеют планировать материал занятий, не умеют подойти к своей аудитории, не умеют вовлечь ее в работу, не знают об'ема исторических знаний учеников. На эти недочеты надо было обратить с начала занятий самое серьезное внимание и немедленно помочь преподавателям методическими советами. Однако это не было сделано ни Наркомпросом, ни ОНО.

При ознакомлении учащихся с Конституцией были допущены и политические ошибки. При перечислении


По данным тов. Литвин (кабинет истории мосгорОНО), и тов. Хазановой (МОНИПИ).

стр. 214

классов капиталистического общества ученики, правильно назвав помещиков и капиталистов, неправильно выделяют в отдельные классы купцов, торговцев и ростовщиков, и часто забывают назвать рабочих (материалы по области). Ученики 14-й школы Тулы (Московская область) отвечали, что у нас в СССР три класса: рабочие, крестьяне и интеллигенция. Эти неверные ответы ясно показывают, что преподаватели, рассказывая о классах в СССР, не исходили из доклада товарища Сталина "О проекте Конституции СССР", в котором вопрос о классах в СССР изложен с предельной ясностью. Крайне вредную политическую ошибку допустил преподаватель Клыков в 7-м классе школы N 7, Коломенского района, когда он, говоря о социализме и коммунизме, сказал: "Ну да на наш с вами век хватит периода социализма, а до коммунизма, кто его знает, когда еще доживем. Может быть, ваши дети только". К чести учеников надо указать, что эта политическая ошибка вызвала негодующие возгласы класса. Неизвестно, как реагировали на эту ошибку директор школы и РОНО.

В 39-й школе ФОНО преподаватель Деменко (студент, комсомолец) обнаружил полную неграмотность и был снят с работы. Например он рассказывал следующее: "В эпоху рабовладельческого строя и феодализма были стачки, и все это не улучшало положения эксплоатируемого народа". Преподаватель Евжик (слушатель 2-го курса Правовой академии), в 81-й школе Краснопресненского района, дал сумбурный урок, изобилующий грубейшими ошибками. Так, тов. Евжик сообщил ученикам, что Ленин выступал в Учредительном собрании и заявил, что есть партия, которая возьмет власть в свои руки. Тов. Евжик спутал 1-й Всероссийский с'езд советов, где Ленин действительно об этом заявил, с Учредительным собранием, где Ленин не выступал.

Большим недочетом преподавателей является неуменье спрашивать учеников. Вот пример вопросо-ответного метода, ярко показывающий всю порочность этого метода.

Вопрос. До революции крестьянство угнеталось или нет?

Ответ. Угнеталось.

Вопрос. А после революции?

Ответ. Нет.

Вопрос. Изменилось ли крестьянство после революции?

Ответ. Изменилось и т. д. Большинство преподавателей не дает сравнения того, что теперь имеется в СССР, в результате победы социализма, с тем, что было во времена царизма и существует в странах капитализма; не указывает на борьбу, которую вели и ведут народы СССР под руководством товарища Сталина против врагов народа.

Имеются преподаватели, ведущие преподавание Конституции живо, образно и эмоционально. Тов. Бекузаров (студент 4-го курса истфака МГУ), преподающий в 559-й школе, Москворецкого района, очень удачно нарисовал прошлое нашей страны, привлекая, помимо исторического материала, для живости стихи Лермонтова, Некрасова, стихи народного певца Казахстана Джамбула. Тов. Бекузаров ярко и образно рассказал о том, что Сталинская Конституция, как солнце, согревает трудящихся и двигает их на дальнейшую борьбу за коммунизм. Ученики, отмечает обследователь, слушали этот рассказ с захватывающим интересом. Умело строит уроки преподавательница Тульской средней школы N 5 тов. Есипова. Она же совместно с комсомольской организацией добилась создания по инициативе самих учащихся в каждом классе уголков, посвященных Конституции. Ребята подобрали много иллюстративного материала, изготовили плакаты, картограммы, диаграммы и т. д. Однако никакой помощи в деле ознакомления учащихся с Конституцией школа не получила ни от Наркомпроса, ни от ОНО. Не был разработан план занятий по подробному ознакомлению учащихся с Конституцией СССР, не были даны указания ни о характере занятий, ни об их содержании. Все эти недостатки надо учесть и должным образом исправить, чтобы с будущего, 1937 - 1938 учебного года ввести, вполне подготовившись, преподавание Конституции в качестве самостоятельного предмета в 7-х классах средней школы.

Опубликовано 05 июня 2014 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1401997202

© Portalus.ru

Главная ТЕОРИЯ ПРАВА ИЗ ОПЫТА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КОНСТИТУЦИЕЙ В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (итоги первых занятий)

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU