Рейтинг
Порталус

Современная правовая система России

Дата публикации: 09 февраля 2006
Публикатор: Шафеев
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА ТЕОРИЯ ПРАВА →
Номер публикации: №1139468359


КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТКАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ШАФЕЕВ ДАНИЛ РИНАЛОВИЧ
СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Специальность 12.00.01 - Теория и история права и государства; история правовых
учений.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Казань - 2002
Работа выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин Уфимского
юридического института МВД России

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Произошедшие в начале предыдущего десятилетии изменения социально-политического устройства Российской Федерации потребовали создания новых правовых средств социального регулирования системы общественных отношений, содержащихся в правовой системе. В связи с этим, теоретическая разработка концепции современной российской правовой системы и реальное ее воплощение в практической деятельности, составляет одну из первоочередных задач, от решения которой зависят многие другие правовые проблемы, в частности, вопросы, связанные с совершенствованием права в целом, определением его места и роли среди других юридических явлений и социальных регуляторов. Это становится актуальным в условиях построения демократического правового государства, где право приобретает ведущее значение, а правовая наука нуждается в обобщающей категории, позволяющей оперировать ею при научном анализе всей правовой действительности. Такой универсальной категорией и является понятие «правовая система». Правовая система, являясь основной регулирующей общественные отношения силой, осуществляет правовое регулирование в соответствии с существующими социальными, экономическими, политическими, духовными и складывающимися на их основе правовыми принципами, существующими в обществе на конкретной стадии его развития. Следовательно, одним из факторов, определяющих формирование правовой системы, является государственная идеология. С этих позиций необходимо отметить, что эффективность правовой системы напрямую зависит от качества выражения в правовых нормах принципов правового регулирования, соответствующих общественному правосознанию, служащего критерием легитимности того или иного нормативно-правового акта.
Другим конститутивным аспектом построения правовой системы является ее объективация, которая находит свое выражение во всей совокупности нормативных актов, издаваемых органами государственной власти. Поэтому, основной задачей, без решения которой невозможно достичь успехов в любой сфере общественной жизни, является, прежде всего, укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти.
Принцип федерализма, заложенный в системе законодательства Российской Федерации, обуславливает формирование сложносоставной правовой системы, состоящей из соответствующих правовых систем ее субъектов. Обязательным условием успеха начатых преобразований является. урегулирование отношений между федеральным и региональным уровнями власти, так как отсутствие должного механизма взаимодействия между ними приводит к возникновению определенных проблем в процессе созидания ценностей, соответствующих уровню гражданского общества и правового государства.
Рассмотрение проблем, связанных с созданием и функционированием современной
правовой системы Российской Федерации является стержневым, так как именно правовая система воплощает в себе доминирующие на данном этапе развития общества социально-политические, социально-экономические и политико-правовые идеи, опосредуя их в общеобязательное государственно-властное веление. Рассмотрение данного вопроса позволит также выявить основные направления в развитии правовой системы в соответствии с доктриной федеративного демократического правового государства, пути воплощения в реальную жизнь основных его принципов и возможности оптимизации деятельности государственно-политических институтов власти.
Уровень научной разработанности проблемы. Основные характеристики правовой системы как явления общества и государства стали предметом исследования в
работах С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, A.M. Васильева, А.Б. Венгерова, А.П. Глебова, Давида Р., В.Н. Карташова, Д.А. Керимова, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, Р.Н. Лившица, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, А.С. Мордовца, А.Г. Пиголкина, А.Х. Саидова, И.Н. Сенякина, В.Н. Синюкова, Ю.А. Тихомирова и др.
В указанных исследованиях рассматривается правовая система, существовавшая в
эпоху социализма или непосредственно после нее. Однако быстро меняющееся законодательство и практика его применения потребовали нового осмысления правовой системы Российской Федерации, на основе анализа общественных явлений, определяющих современные тенденции ее развития. В работе рассматриваются также особенности правовых систем других государств с аналогичной формой государственного устройства и формой правления с тем, чтобы подчеркнуть характерное для России своеобразие российского общества, государства и права.
Данное исследование проведено также с использованием теоретических положений отечественных и зарубежных ученых по философии права, теории государства и права, конституционному праву, и ряда других правовых отраслей, в той или иной мере затрагивающих основные характеристики и элементы правовой системы государства. Так, исследованию отдельных процессов и сторон правовой системы посвящены работы П.К. Блажко, А.Т. Боннера, Н.В. Витрука, A.M. Витченко, С.Б. Глушаченко, И.Г. Горбачева, В.Г. Графского, В.Е. Гулиева, А.И. Денисова, Б.Л. Железнова, Л.С. Зивса, А.А. Кененова, М.И Козлова, К.Е. Колибаба, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, К.Д. Лубенченко, Л.С. Мамута, М.Н. Марченко, И.Ш. Муксинова, B.C. Нерсесянца, В. Д. Панкова, Ю.С. Решетова, В.П. Сальникова, В.Д. Сорокина, Б. А. Страшуна, И.А. Умновой, Ф.Н. Фаткуллина, А.Г. Хабибулина, В.Е. Чиркина, А.Ф. Шебанова, Б.С. Эбзеева, Л.С. Явича и др.
Цель и задачи диссертационного исследования. Исходя из актуальности указанной
темы, целью данной работы является исследование основных характеристик российской правовой системы, составляющих ее особенности и определяющих процесс ее формирования, функционирования и развития на современном этапе.
Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
- раскрытие правовой природы и структурного содержание современной российской правовой системы как явления общества и государства;
- анализ процесса формирования и функционирования действующей российской правовой системы в рамках типологии современных правовых систем;
- выявление сложившихся на данный момент особенностей национальной правовой системы России и факторов их обуславливающих;
- определение значимости органов государства в процессе формирования правовой системы России в ходе непосредственного управления обществом;
- рассмотрение актуальных вопросов совершенствования правовой системы с учетом как российского, так и зарубежного опыта построения демократического федеративного правового государства.
Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составили общенаучный и частнонаучные методы изучения правовой системы как общественного явления. Общенаучным методом исследования является диалектический метод, который предполагает изучение правовых явлений с точки зрения законов диалектики. Диалектический метод позволяет проникнуть в сущность государства и права, выяснить их природу, особенности, механизм деятельности государства, правотворчества и правоприменения. К числу использованных частнонаучных методов следует отнести исторический, сравнительный, социологический, формально-юридический, нормативный, логический, системный, структурно-функциональный, посредством которых проводится анализ существующего законодательства и практики его применения.
Объектом исследования является правовая система Российской Федерации как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов в рамках единой системы общественных отношений.
Предметом доследования является объективированная в российском законодательстве и законодательстве субъектов федерации российская правовая система, как единое политико-правовое явление.
Научная новизна настоящего диссертационного исследования заключается в исследовании конститутивных правовых компонентов правовой системы, сложившейся на настоящий момент в Российской Федерации, которые еще недостаточно раскрыты в современной правовой науке. Указанные компоненты отражают, прежде всего, особенности российского общества, которые обуславливают своеобразие формирования, функционирования и развития правовой системы, и на основе анализа которых определяются пути и способы ее совершенствования.
Основные положения, выносимые на защиту. Результатом научного исследования являются следующие выводы и положения, выносимые на защиту.
- Правовая система объективно представляет собой синтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма и содержание одного и того же явления. При этом система права призвана реализовывать положения правовых принципов, которые в результате объективации в конкретных правовых нормах осуществляют непосредственное регулятивное воздействие, а система законодательства соответствует в своем содержании системе права и одновременно создает систему внешне выраженных его источников.
- В основе формирования правовых систем лежат социальные, экономические, политические и иные факторы, существующие в системе общественных отношений в виде определенных идей справедливости, равенства, политических взглядов, находящих своеобразное применение в каждом государстве, и должны быть учтены при рассмотрении правовой системы конкретного государства.
- Сравнительный анализ регулирования общественных отношений различными типами правовых систем позволяет сделать вывод о наличии общеправового метода регулирования - метода обратной связи между общественными явлениями и государственными институтами, в ходе которого формируется и развивается объективное право, и содержание которого определяется в зависимости от качественного состояния той или иной сферы жизнедеятельности общества, что позволяет говорить о единстве характера функционирования правовых систем современности.
- Вхождение бывшего СССР в раннее существовавшую семью социалистического права было обусловлено марксистко-ленинской правовой идеологией и складывающейся на ее основе социалистической системой общественных отношений. Действующая правовая система Российской Федерации начала формироваться в результате рецепции ценностей правового государства и соответствующих изменений принципов правового регулирования, что стало возможным в результате процесса общемировой интеграции, который постепенно получает свое выражение и в интеграции правовых явлений.
- Деятельность всей системы органов власти в правовом государстве в соответствии с принципом разделения властей на законодательную исполнительную и судебную способствует образованию нормативно-законодательных и нормативно-судебных элементов, синтезированных в современной российской правовой системе.
- Социально-политической особенностью российского общества является его федеративная государственность. Указанная особенность, предопределяя деятельность системы государственных органов в соответствии с принципом федерализма, детерминирует образование правовых систем субъектов федерации, как составных элементов правовой системы Российской Федерации.
- Функционирование федеральных и региональных органов государства осуществляется в рамках единой государственной власти. Это указывает на необходимость развития системного законотворчества, обусловленного конституционной формой федерализма, позволяющей вырабатывать логически связанную, соподчиненную систему нормативных актов.
- Действующая в Российской Федерации правовая система содержит реальные государственно-правовые механизмы ее эффективного построения при надлежащем их использовании и применении в ходе законотворческой и правоприменительной деятельности. Указанные механизмы способствуют устранению юридических коллизий и правовых пробелов, путем создания стройной системы законодательства, с одной стороны, и развития прецедентного права - с другой.
Научно-практическая значимость диссертации заключается в использовании теоретических положений и анализа законодательства в процессе преподавания в Уфимском юридическом институте МВД России курсов: «Теория государства и права» и «Актуальные проблемы теории государства и права», «Политология», «Конституционное право Российской Федерации и зарубежных стран».Отдельные теоретические положения данной диссертации и анализ законодательных актов могут быть также использованы для дальнейшей научной разработки и, соответственно, практического внедрения.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в научных статьях, содержащихся в изданиях Уфимского юридического института МВД России.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных нормативных и литературных источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются степень разработанности проблемы, объект, предмет, цели и задачи исследования, его методологическая основа, формулируются научная новизна и основные положения, выносимые на защиту, отмечаются практическая значимость и апробация результатов исследования.
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования правовой системы.
Первый параграф: «Понятие, сущность и структура правовой системы» - указывает
основные характеристики правовой системы как явления общества и государства, характеризует составляющие ее элементы.
В теории права выработаны неоднозначные трактовки понятия «правовая система».
Согласно одной из них, под правовой системой понимается право определенного государства, терминологически обозначаемое как «национальная правовая система».Понятие «правовая система», используемое в другой трактовке, тесно связано со
сравнительным правоведением и служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством конкретно-исторического развития их элементов, отражающих относительную самостоятельность правовой формы, особенности технико-юридического содержания права, являющихся основанием для их интеграции в правовые семьи. В этой связи правовая система выступает объектом исследования сравнительного правоведения как исходная база, основа сравнительно-правовых исследований.
Что же касается понятия правовой системы в узком смысле, то здесь также высказываются различные точки зрения. В частности, С.С. Алексеев считает, что правовая система - это все позитивное право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности - правовой идеологией и судебной практикой. Соответственно элементами правовой системы являются: собственно объективное право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах позитивного права; правовая идеология - активная сторона правосознания; судебная практика. По мнению Ю.А. Тихомирова, понятие правовой системы станет более однородным, если будет включать четыре группы элементов:
а) правопонимание - правовые взгляды, правосознание, правовую культуру, правовые теории, концепции, правовой нигилизм;
б) правотворчество - как познавательный и процессуально-оформленный способ подготовки и принятия законов и иных правовых актов;
в) правовой массив - структурно оформленная совокупность официально установленных и взаимосвязанных правовых актов;
г) правоприменение -механизм реализации правовых актов и обеспечения законности.
Однако, указанные подходы не характеризуют правовую систему именно как системное явление, под которым понимается объективное объединение по содержательным признакам отдельных правовых частей в структурно упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования.
При рассмотрении структуры правовой системы необходимо иметь в виду, что в качестве основного элемента она включает в себя право, которое является результатом взаимодействия государства и общества в создании содержащихся в правовых нормах легитимных предписаний, выражающих основное содержание общественного правосознания и уровень его развития во всех сферах жизнедеятельности. Роль общества в формировании властных предписаний является определяющей по отношению к деятельности органов государства, непосредственно создающих нормы права, так как оно является носителем основных критериев регулирования существующих в нем отношений. Данные критерии впоследствии трансформируются в основные принципы права, которые развиваются и конкретизируются в правовых нормах, создавая при этом определенные способы и методы правового регулирования.
Указанное состояние права как общественного явления приводит к необходимости
выделения в нем двух компонентов - естественного права и позитивного. Естественное право - это и есть обусловленные природной и социально-естественной средой требования и идеалы, которые, преломившись через правосознание, его культурные коды, приобретают правовой облик и в соответствии с этим выступают в виде правовых требований и праобразов юридических норм - норм позитивного права.Позитивное право, в свою очередь, являясь объективным явлением, предстает в виде системы действующих норм, процесс формирования которых обуславливается взаимодействием положений естественного права, присущих определенному обществу на конкретно-историческом этапе его развития, и его государственно-политических институтов, которые в соответствии со своей компетенцией непосредственно объективируют эти положения с целью обеспечения их регулирующего воздействия. Эти правовые компоненты, в силу системности социальных связей в обществе, также вынуждены функционировать в виде своеобразно-определенных систем, получивших соответственно название системы права и
системы законодательства, причем в указанном аспекте естественное право приобретает характер доминирующей правовой идеологии, которая становится социально значимой будучи конститутивным элементом системы права.
Соотношение системы права, системы законодательства имеет функциональное значение для правовой системы и правового регулирования как такового. Это обуславливается самой природой права, которое можно рассматривать как возможность контролирования общественных процессов, путем установления легитимных рамок их существования, носящих характер общеобязательных правовых предписаний. С этой точки зрения, содержащиеся в системе права принципы правового регулирования, представляют собой собственно право в самом абстрактном его выражении, которое, будучи закреплено в системе законодательства, приобретает свою действенную силу, обеспечивая при этом непосредственное действие данных принципов через нормативные акты различного уровня.
Таким образом, правовая система может быть определена как структурная взаимосвязь системы права и системы законодательства, осуществляющая непосредственное правовое регулирование и характеризующая функциональное содержание и назначение права как системного социального регулятора в целом.
Во втором параграфе - «Критерии дифференциации правовых систем современности» - излагаются отличительные особенности существующих в настоящее время типов правовых систем.
В правовой науке имеют место различные типологии правовых систем, в основу которых положены различные критерии. Исходя из особенностей исторического формирования, общей структуры и отличительных черт выделяются латинская (романская), германская, англосаксонская, славянская и мусульманская группа правовых систем. На основе только лишь исторического происхождения выделялись также три группы правовых систем. Первая - страны, в которых с наибольшей силой проявилось влияние римского права. Вторая - страны, где римское влияние невелико и право основано по преимуществу на обычаях и варварском праве. Третья - страны, которые вобрали в себя в равной мере основные черты римского и германского права.
Указанные типологии сконцентрированы в основном на исторических аспектах формирования права в том или ином государстве без учета рецепции положений юридических доктрин, институтов, норм, происходящей в ходе развития правовой науки и законодательства как в результате сравнительно правовых исследований, так и в результате непосредственного межгосударственного общения. Культурно-исторический аспект правовой системы, составляет лишь один из аспектов правовой идеологии, выражающей ее внутренне содержание. Правовая система - есть объективно существующая реальность, поэтому наряду с культурно-историческим в ней присутствуют социальные, этнические, политические, экономические, международные факторы, определяющие ее сущность и характер функционирования на конкретном этапе общественного развития.
В связи с исчезновением общности социалистических государств, перестала также
быть актуальной классификация правовых систем выдвинутая Р. Давидом. Он выделил три правовые семьи (романо-германскую, англосаксонскую, социалистическую), к которым примыкает остальной юридический мир, охватываемый понятием «религиозные и традиционные системы», так как «нет ни одной правовой системы, которая не позаимствовала бы те или иные элементы у одной из этих семей». Поэтому, учитывая сложившиеся в современном мире реалии, можно сказать, что регулирование общественных отношений в мировом масштабе происходит двумя основными типами правовых систем: нормативно-законодательной и нормативно-судебной. Первая из них представлена романо-германским правом, вторая -англосаксонским общим правом.
Нормативно-законодательная правовая система характеризуется наличием особых элементов, возникающих в ходе осуществляемого органами законодательной власти правового регулирования. Указанное правовое регулирование содержит: 1) определенные предметы правового регулирования; 2) правоотношения; 3) субъекты и объекты правоотношений; 4) юридические факты и их составы, служащие основанием возникновения правоотношений; 5) механизм правового регулирования; 6) способы и методы правового регулирования; 7) правовой режим; 8) реализацию права; 9) правопорядок.
Нормативно-судебный тип правовой системы отличается от нормативно-законодательного тем, что в ее формировании значительную роль играют судебные органы государственной власти, поэтому в нем отсутствуют методы правового регулирования, присущие последнему. В свою очередь, отсутствие конкретных методов и способов правового регулирования детерминирует различие между ними в структуре системы права и системы законодательства, что приводит к несколько иной их корреляции, в результате чего возникает иное по содержанию правовое регулирование, которое можно охарактеризовать как непосредственно-юридическое принудительное воздействие государства на общественное отношение, требующее правового регулирования.
Из анализа правового воздействия на общественные отношения указанными типами правовых систем можно сделать вывод о наличии единого общеправового метода,
который присущ обеим правовым семьям, в силу того, что и в том и другом случае право выполняет одну и ту же роль, но при помощи различных средств. Это, прежде всего, метод обратной связи между общественными отношениями и государственными институтами, в ходе которой формируется и развивается объективное право. Указанная взаимосвязь, впоследствии, может быть дифференцирована по конкретным сферам правового воздействия в зависимости от той или иной сферы жизнедеятельности общества: социальной, политической, экономической, духовной, межгосударственной.
Иными словами, в обеих правовых системах право реагирует на потребности общества в его регулировании через создаваемые последним государственно-политические институты, которые в ходе своего функционирования удовлетворяют данные потребности различными юридическими средствами, но при этом вызывают одни и те же социальные последствия, что говорит о целевом единстве всех национально-правовых систем, обусловившем, в конечном итоге, тенденцию их сближения на основе интеграции правовых явлений.

Глава 2: Правовая система Российской Федерации: особенности и перспективы развития.
В первом параграфе - «Становление постсоветской правовой системы» - рассматривается процесс формирования действующей в настоящее время российской правовой системы, возникшей в результате изменения общественного устройства в Российской Федерации в целом; раскрываются особенности этого процесса. До недавнего времени правовая система Российской Федерации входила в прекратившее свое существование семью социалистического права, которую образовывали страны, ранее входившие в социалистическое правовое сообщество. До возникновения социалистической правовой семьи, указанные страны принадлежали к семье романо-германского права, поэтому впоследствии они сохраняли характерные для него черты.
Особенностью российской правовой системы переходного периода явилось то, что на начальном этапе ее возникновения действовало большинство нормативных актов бывшего РСФСР, причем некоторые из них сохраняют юридическую силу и по сегодняшний день. С течением времени вновь образованные органы государственной власти издавали собственные нормативные акты, обеспечивая тем самым появление обновленной правовой системы Российской Федерации. В связи с этим возникла необходимость определения роли и места вновь возникшей правовой системы в типологии современных правовых систем. В юридической литературе по данному вопросу существуют несколько точек зрения. Согласно одной, прежняя принадлежность социалистических стран к романо-германской правовой семье позволяет вести речь лишь об их возвращении в это сообщество. Согласно другой, для того, чтобы определиться в правовой природе бывших социалистических стран недостаточно традиционных технико-юридических и социально-экономических критериев. Историческая и этнокультурная специфика России, других восточноевропейских стран требует учета в компаративистских исследованиях в большей степени, чем это было ранее, такой фактор дифференциации правовых семей, как этноправовые и культурно-исторические особенности правового регулирования. Поэтому прежние социалистические страны образовывают славянскую правовую семью. В связи с изложенным, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в современном мире правовое регулирование фактически осуществляется лишь двумя типами правовых систем. Поэтому, казалось бы, правомерно вести речь о возврате к романо-германскому правовому сообществу. Между тем, в настоящее время в Российской Федерации среди законодательных элементов правообразования существуют и нормативно-судебные элементы. Это видно из того, что все большую роль в правовом регулировании большинства отраслей начинает играть доктринальная трактовка законодательных положений, проводимая судебными органами власти, путем принятия соответствующих решений по спорным вопросам законодательства, а также при отсутствии законодательного регулирования какого-либо вопроса. Прежде всего, это касается решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.1
Указанная тенденция явилась следствием интеграции Российской Федерации с государствами нормативно-судебной правовой семьи на основе общей концепции правового государства (к примеру с США), обусловившей процессы интеграции правовых явлений в рамках существующей типологии правовых систем на фоне развития международного права. Поэтому становится все труднее говорить о принадлежности правовой системы Российской Федерации только лишь к нормативно-законодательному типу.
Принципы правового государства обеспечили формирование объективного права в
соответствии с новой политико-правовой доктриной, что повлекло существенное изменение содержания норм составляющих основу российской правовой системы. При этом зачастую сохраняли действие нормы прежней правовой системы, но лишь в той части, в какой они не противоречили вновь возникшим принципам правового регулирования.
Что касается системы права, то здесь изменения произошли в составе и содержании
норм как публично-правовых, так и частно-правовых отраслей. Причем изменение содержания частно-правового воздействия напрямую зависит от соответствующего изменения публично-правового режима регулирования. Это связано с тем, что публичное право включает в себя основные вопросы формирования правовой системы и обеспечения ее устойчивости в условиях происходящих перемен.
В отраслях публичного права изменения связаны с тем, что основными принципами правового регулирования стали принципы верховенства закона, верховенства прав и свобод человека и гражданина, приоритета международного права над национальным. Данные принципы стали началами правового регулирования в конституционном, уголовном, административном, налоговом, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном, арбитражно-процессуальном праве, а также в комплексных публично-правовых и частно-правовых отраслях и институтах (например в земельном, трудовом, банковском и др.).
Что же касается частно-правовых отношений, то здесь следствием признания приоритета общечеловеческих ценностей над государственными, явилась более широкая диспозитивность поведения субъектов, когда их некоторые сознательные волевые акты, направленные на реализацию своих естественных прав, приобрели нормативность и государственное обеспечение и защиту в частно-правовых отраслях (гражданском, семейном и др.). Это, в свою очередь, обусловило расширение сферы диспозитивно-правового воздействия, и установление нового правового режима в отраслях частного права.
В целом, можно сказать, что структура системы права в виде его деления на отрасли, институты и нормы, осталась прежней, однако в результате изменения системы общественных отношений, изменились и предметы правового регулирования, служащие основанием дифференциации на отрасли и институты. Следствием этого явилось появление новых отраслей, институтов и норм (к примеру налогового, бюджетного, банковского, земельного права и др.). Иными словами, вновь возникшие отрасли, институты и нормы осуществляют правовое воздействие в рамках новой системы общественных отношений и соответствующих правовых принципов, находясь при этом в тесной генетической связи, которая и образует новую структуру системы права.
Изменения структуры системы права, повлекло, в свою очередь, соответствующие изменения в системе законодательства. В законодательной сфере развитие было направлено на реализацию новых принципов в конкретных правовых актах, связанных с оформлением институтов российской государственности и нового курса экономической, социальной, международной политики. В экономической сфере первоначально принимались законы о предприятиях, о собственности, о приватизации, направленные на реализацию принципа собственности. Следом за ними появился поток законов о статусе хозяйствующих субъектов, об акционерных обществах, о банках, о финансово -промышленных группах, о сельскохозяйственной кооперации, о банкротстве и др., которые регламентировали основанную на праве собственности хозяйственную деятельность.
Далее, Гражданский кодекс РФ заложил основу регуляции отношений в сфере экономики. Стали приниматься законы, устанавливающие режим формирования и использования имущества государства: о бюджетной и налоговой системах, о бюджетной классификации, о бухгалтерском учете, о государственном заказе и др.Значительный массив законодательных актов направлен на реализацию основных прав и свобод человека гражданина. Были приняты законы о культуре, здравоохранении, науке и других участках социального устройства общества, которые заложили основы законодательства в этой сфере.
Одной из тенденций развития российского законодательства являетсятакже его тесное взаимодействие с принципами и нормами международного права. В этих целях издаются нормативные акты, направленные на ратификацию положений международных договоров и соглашений и включение их, тем самым, в российскую правовую систему.
Таким образом, сложившаяся на данный момент внутренняя структура законодательства может быть представлена следующим образом: конституционное законодательство как базовая отрасль, далее, две опорные отрасли - административное и гражданское законодательство - и отрасли финансового, налогового, трудового, земельного, аграрного, социального, семейного, экологического, горного, уголовного, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательств, законодательства о судоустройстве. Указанные отрасли делятся на подотрасли, институты, нормативные акты и отдельные нормы.
Значительные изменения правовой системы произошли и во внешней структуре системы законодательства. Особое значение в ходе построения обновленной российской государственности приобретает развитие законодательства в сфере оформления государственно-политических институтов власти, так как именно в этой сфере происходит образование внешней структуры системы законодательства.Анализ конституционного законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность органов государственной власти, позволяет сделать вывод, что здесь правовое регулирование общественных отношений происходит на двух уровнях - федеральном и на уровне субъекта федерации. Причем оба уровня предполагают наличие относительно самостоятельных правовых систем. Во-первых, федеральное законодательство образует систему законодательства Российской Федерации, так как именно она является суверенным государством, обладающим системой федеральных органов, деятельность которых и ведет к ее созданию. Во-вторых, субъекты федерации обладают системой собственных органов власти, наделенных определенной компетенцией, позволяющей издавать нормативные акты, в пределах своих полномочий. При этом правовые системы субъектов федерации не должны противоречить федеральным нормативным правовым актам. Это в свою очередь приводит к удвоению структуры российской правовой системы, которое полностью согласуется с философскими представлениями о возможности объективации того или иного явления в перекрещивающихся структурах. С одной стороны - она предстает в виде функционального взаимодействия системы права и системы законодательства, с другой - она представляет собой совокупность правовых систем субъектов федерации.
Во втором параграфе - «Значение государства в процессе формирования правовой системы» - рассматривается процесс непосредственного формирования российской правовой системы органами государственной власти.Реализация всей совокупностью органов государственной власти своей компетенции находит объективацию в праве, формирование которого по своим исходным началам носит объективно обусловленный, необходимый характер. Таким образом, роль государства является определяющей на стадии правообразования. Именно оно осуществляет принятие соответствующих актов, и в силу этого соответствующие нормативные обобщения обретают свойство права, становятся общеобязательными нормативными положениями. При этом основное значение будет иметь построение эффективной законодательной системы, так как именно с ее помощью можно придать праву характер объективного системного явления, или, иными словами, создать правовую систему.
Анализируя соотношение системы федерального законодательства и систем законодательства субъектов Российской Федерации, необходимоотметить, что указанные правовые явления коррелируют не как части и целое, а как равнозначные элементы единой правовой системы Российской Федерации. Такой вывод позволяют сделать следующие особенности российской государственности. Так, полнотой государственной власти обладают не только федеральные органы государственной власти, но и органы власти субъектов федерации. Далее, разграничение компетенции между указанными органами носит прежде всего конституционный характер. Федеральные органы власти и органы власти субъектов федерации взаимодействуют в рамках единой системы государственной власти при отсутствии единства системы законодательных и судебных органов, а также ограниченном предметами исключительного ведения субъекта федерации единства системы органов исполнительной власти. Создаваемые же указанными органами правовые системы обладают относительной самостоятельностью саморазвития и в своей взаимосвязи образуют правовую систему Российской Федерации, выступающую как целостный нормативно-правовой массив, развивающийся на основе общих принципов.
В третьем параграфе - «Пути и способы совершенствования правовой системы» -
раскрываются основные перспективы развития правовой системы Российской Федерации
по пути ее совершенствования.Задача повышения эффективности правового регулирования решается путем выявления и устранения его недостатков. Речь идет о юридических коллизиях или правовых пробелах, которые обуславливают функциональную несостоятельность права в выполнении им своего социального предназначения.
Юридическая коллизия возникает между правовыми нормами, установленными различными органами государства. Юридические коллизии порождают публично-правовые споры, которые, так или иначе, связаны с регламентацией деятельности органов государственной власти по регулированию отношений в обществе. В этой связи необходимо решать проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти различного уровня в соответствии с принципами российского федерализма.
Суть федеративных отношений по действующей Конституции РФ - создание модели конституционного федерализма. Закрепление в Конституции РФ договорной практики распределения полномочий обусловило заключение пакета договоров и соглашений, регулирующих отношения между федеральным центром и субъектами федерации. Однако в последнее время протекает процесс централизации государственно-правовых отношений между федеральным и региональным уровнями власти, вызванный необходимостью законодательного разграничения полномочий в сфере государственного управления. Указанный процесс, в конечном счете, позволит создать логически подчиненную и юридически связанную систему российского законодательства, не допускающую каких-либо коллизий правовых норм. Устранение юридической коллизии возможно и судебным способом, в ходе разрешения возникающих публично-правовых споров компетентными органами судебной власти, решения которых являются обязательными для всех остальных государственных органов.
Что же касается пробелов в праве, то здесь также существуют два способа их устранения; законодателем, путем издания соответствующего нормативного акта, и судом, путем создания правовых прецедентов при отсутствии законодательного регулирования спорного вопроса, используя толкование по аналогии права или закона, носящее характер правового прецедента.
Таким образом, правовая система Российской Федерации ориентирована не на полную урегулированность всех отношений в обществе, что становиться невозможным вследствие его непрерывного развития, а предусматривает наиболее подходящую для демократического правового государства процедуру устранения недостатков в праве, путем совершенствования законодательного регулирования в целом и делегирования органам судебной власти легитимных полномочий по разрешению юридических противоречий в системе законодательства.
Следовательно, в современной правовой системе Российской Федерации заложены все необходимые условия для ее совершенствования и развития в соответствии с новой доктриной.
В Заключении излагаются общие выводы и предложения по данной проблеме.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Правовая система как явление общества и государства. //Актуальные проблемы
обеспечения безопасности личности, общества и государства современных
условиях. Материалы российской научно-практической конференции. /
Отв. ред. К.Б. Толкачев. - Уфа, 2001 г. (0.5 п.л.).
2. Фактор государства в формировании российской правовой системы // Вестник УЮИ
МВД РФ. - 2001. - № 5. (0.5 п.л.).


Основные правовые источники:
Теория государства и права. Под ред. В.К. Бабаева. М. 1999. С. 548-549;
Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М. 2001. С. 105;
Алексеев С.С. Право: Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М. 1999. С. 47;
Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система. // Журнал российского права. 1998 г. № 4-5;
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М. 1999. С. 25;
Алексеев С.С. Теория права. М. 1994. С. 202;
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М. 1993. С. 75;
Леушин В,И. Конституция России в свете теории естественного права. - Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерение. Екатеринбург. 1993 г. С. 49-50;
Синюков В.Н, Российская правовая система. Саратов. 1994. С. 174;

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27,10.1960 г. // Ведомости ВС РСФСР, 1960. № 40. Ст. 592;
Гражданско-процессуальный и кодекс РСФСР от 11,06.1994 г. //Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407;
Гражданский кодекс РСФСР от 11.06.1964 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407;
Жилищный кодекс РСФСР от 24.06.1983 г. // Ведомости ВС РСФСР, 1983. № 26. Ст. 883; Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.1984 г. //Ведомости ВС РСФСР. 1984. №27. Ст. 909;
Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.1997 г. № 12-П по делу «О толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области». // Собрание законодательства РФ. 21.07.1997. № 29. Ст. 3581;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. К» 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации». // Бюллетень ВС РФ. 1996. № 1;
Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.02,2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ». // Вестник ВАС РФ. 2001. № 7;
Конституция РФ от 12.12.93 г. М. 1993;
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ;
Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ;
Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г.;
Арбитражно-процессуальный кодекс РФ от 05.05.1995 г. № 70-ФЗ;
Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г.;
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. №223-ФЗ;
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ;
Закон РФ от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». // Хрестоматия по российскому конституционному праву, М. 2001. С. 131.














Опубликовано на Порталусе 09 февраля 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама