Рейтинг
Порталус

Ответственность за нарушение договорных обязательств в сфере туристской деятельности

Дата публикации: 15 февраля 2010
Автор(ы): Сангинов Дониёр Шомахмадович
Публикатор: Daniel
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1266231055


Сангинов Дониёр Шомахмадович, (c)

Сайт автора: doniyor_sanginov@mail.ru

Институт ответственности в юридической науке всегда вызывал повышенный интерес у ученых и практикующих юристов. На протяжении многих лет ведется полемика по вопросам понятия, цели и сущности ответственности. Исследуются основания наступления ответственности. Этим фундаментальным проблемам в разные годы посвящали свои труды ведущие ученые-цивилисты, как наши современники, так и классики юридической науки. В результате анализа имеющихся проблем сложились различные взгляды по вопросу понятия ответственности. Большинство авторов считают, что ответственность - это мера государственного принуждения, основанная на осуждении правонарушителя и установлении для него определённых отрицательных (неблагоприятных) последствий в виде ограничений (лишений) личного, имущественного и иного характера. При этом добавляют, что на ответственное лицо возлагают новые, дополнительные обременения. Если же в положении нарушителя ничего не изменяется, то стирается грань между ответственностью и обязанностью . При таком понятии, как полагает М.З. Рахимов, возложение неблагоприятных последствий, да еще в виде дополнительного обременения, а значит, принудительное исполнение обязанности (передать вещь, оплатить деньги, отгрузить продукцию и т.п.) не будет считаться ответственностью. Только взыскание убытков, неустойки и другие подобные обременения будут означать ответственность . Другие авторы рассматривает ответственность как реализацию (применение) санкций правовых норм и что санкция существует всегда, как элемент или атрибут правовой нормы, а ответственность наступает лишь при реальном нарушении этой нормы . Иногда указывается, что юридическая ответственность есть не что иное, как реализация санкции нормы права, ибо содержание санкции сводится к установлению определенных юридических последствий поведения. Третьи определяют ответственность как применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного, либо имущественного характера и называют основные признаки анализируемого явления как: 1) юридическая ответственность предполагает государственное принуждение; 2) это не принуждение "вообще", а "мера" такого принуждения, четко очерченный его объем (количественные показатели); 3) юридическая ответственность связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя; 4) ответственность влечет за собой негативные последствия (лишения) для правонарушителя: ущемление его прав (лишение свободы, родительских прав и др.), возложение на него новых дополнительных обязанностей (выплата определенной суммы, совершение каких-либо действий и т. д.)" 5) характер и объем лишений установлены в санкции юридической нормы; 6) возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными органами в строго определенных законом порядке и формах. Вне процессуальной формы юридическая ответственность невозможна . На наш взгляд, последняя точка зрения более обоснованна, поскольку гражданско-правовая ответственность как один из видов ответственности наступает за нарушения договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Ее сущность состоит в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия. Полное возмещение вреда - основной принцип гражданско-правовой ответственности. Возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например, выплатой неустойки. Возложение этого вида ответственности осуществляется судебными (общим или экономическом судом) органами. Истцом в этом случае выступает (наряду с государственным органом) и лицо (турист), право которого нарушено. Для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности необходима совокупность определенных условий, которые воедино образуют «состав гражданского правонарушения» . Для того, чтобы возникла договорная ответственность в туристской сфере, необходимо наличие условий договорной ответственности. К последним следует отнести следующие основания : 1) Противоправное поведение. 2) Наличие вреда. 3) Причинная связь между противоправным поведением и возникшим отрицательным результатом. 4) Вина. В туристской деятельности договорная ответственность наступает при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств может произойти как по вине, так и в результате случая. Как правило, стороны, не исполнившие или ненадлежащим образом исполнившие обязательства, несут ответственность лишь при наличии вины (п.1 ст. 432 ГК РТ). Однако из содержания указанной статьи не совсем ясно, является вина субъективной или объективной категорией, поскольку лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), но признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств и условий оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательств. Тем самым, непринятие лицом всех объективно возможных мер по предотвращению неблагоприятных последствий своего поведения признается виной . Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации как субъекты туристской деятельности (туроператор и турагент) по общему правилу несут друг перед другом ответственность не только за виновное, но и за случайное неисполнение договорных обязанностей. На таких же принципах основывается ответственность услугодателей перед потребителями - туристами. Всякий должник, допустивший просрочку в исполнении своих обязанностей, отвечает не только за причиненные этим убытки, но и за случайно наступившую во время просрочки невозможность исполнения (п. 1 ст. 436 ГК РТ). Ответственность, не зависящая от вины правонарушителя, возможна как в договорных, так и во внедоговорных отношениях. Она известна и зарубежным правопорядкам, и международному коммерческому обороту. Такая ответственность охватывает ситуации случайного причинения вреда или убытков. Случай (казус) в гражданском праве представляет собой событие, которое могло бы быть, но не было предотвращено ответственным за это лицом лишь потому, что его невозможно было предвидеть и предотвратить ввиду внезапности наступления. Ответственность, не зависящая от вины, не означает абсолютную, безграничную ответственность причинителя вреда или убытков. К таким обстоятельствам могут быть отнесены различные исключительные и объективно-непреодолимые (в соответствующей ситуации) события и явления: землетрясения, наводнения и иные природные катаклизмы, военные действия, эпидемии и т.п. Освобождение от ответственности связывается не с виной в её субъективном понимании, а с невозможностью реального исполнения. При этом о непреодолимой силе речь может идти только тогда, когда отсутствует вина предпринимателя. В тоже время, явления непреодолимой силы по отношению к деятельности предпринимателя выступают как внешние случайности, не имеющие ничего общего с производственной сферой предпринимателя, поэтому и являются основанием для освобождения от ответственности предпринимателя. Однако к числу явлений непреодолимой силы не относится невозможность исполнения, вызванная нарушением обязанностей контрагентами должника, отсутствием на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствием у должника необходимых денежных средств при наличии дебиторской задолженности (пункт 3 статьи 432 ГК РТ). Как видим, законодатель особо подчеркивает наиболее вероятные причины нарушения договорных обязательств со стороны предпринимателей, в целом относящиеся к случаю, когда можно привлечь к ответственности без вины. Это вполне обоснованно, поскольку зачастую неисполнение обязательств является результатом поведения не только самого должника, но и других лиц, то есть его контрагентов, с которыми он состоял в договорных отношениях. Освобождение невиновного должника–предпринимателя от ответственности за нарушение договорного обязательства может привести к возникновению убытков у множества других лиц, состоящих друг с другом в договорных отношениях, к нарушению нормального функционирования экономических отношений . В целях особой, повышенной охраны имущественных интересов потерпевших закон в порядке исключения устанавливает ответственность и за результат воздействия непреодолимой силы. Согласно п. 8 ст. 14 Закона РТ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял ли существующий уровень научно-технических знаний выявить их особые вредоносные свойства, или нет. Это означает, что от ответственности за вред, причиненный потребителю такими техническими средствами, услугодатель не сможет освободиться ни при каких условиях. Отличительность ответственности в туристской деятельности заключается в том, что ответственность наступает и в случае без виновности. Применение в потребительских отношениях принципа «ответственности без вины» действительно представляется оправданным, поскольку только так можно достаточно эффективно защитить права потребителей . Однако реализация данного принципа в туристской деятельности приводит к ситуации, при которой из всех субъектов договорных отношений сферы туризма (принимающая сторона - туроператор - турагент - турист), совокупность действий которых ведет к реализации тура, первично весь груз ответственности перед туристом чаще всего ложится "на плечи" турагента, реализующего чужие туры, туры - туроператора. Соответственно, после потребителя именно турагент является наиболее слабым звеном во всей этой цепочке обязательственных отношений. Это обусловлено следующими обстоятельствами: - с одной стороны, интересы граждан (туристов) защищаются Законом РТ "О защите прав потребителей", Законом РТ "О туризме". В соответствии с данными законами они вправе, в случае нарушения их потребительских прав, обратиться с исками В суд непосредственно к турагенту как к лицу, реализовавшему им тур, что в подавляющем большинстве случаев и происходит; - с другой стороны, туроператоры, будучи чаще фирмами крупными, имеющими привлекательные для турагентов цены, при завключении договоров с последними в их содержании не идут на наличие каких-либо договорных неустоек (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств перед турагентами. При этом они устанавливают в отношении турагента (как слабой стороны обязательства) незначительные неустойки за малейшее неисполнение условий договора, например, за перенос тура по желанию туриста, отказ от забронированного тура и пр. Законных же неустоек за неисполнение условий договора с турагентом законодательство для туроператора не предусматривает, несмотря на то, что есть, например, законные неустойки за просрочку оказания услуг в соответствии с Законом РТ "О защите прав потребителей". Установить неустойку в договоре между туроператором и турагентом, которую туроператор будет обязан выплатить турагенту при некачественном обслуживании, при просрочке обслуживания туриста, в определенном размере не представляется возможным ввиду отсутствия соответствующего желания у всех туроператоров (как таджикских, так и иностранных); - имущественные интересы туроператоров защищают как договоры с иностранными партнерами, которые заключаются обычно с тщательной проработкой всех условий, так и договоры с турагентами, условия которых туроператоры также готовят (в своих интересах) не менее тщательно. И на эти условии турагенты вынуждены соглашаться, чтобы обеспечить достойный спектр предложений туруслуг на рынке, а также ввиду того, что на рынке по определенному направлению туроператорской деятельности происходит монополизация, при которой одна или две районные фирмы - туроператоры, владельцы чартеров, или переводчики - ставят турагентов в безвыходное положение, не вступая в договорные отношения с агентами на паритетных условиях. Описанная ситуация создана рынком. По-видимому, без специального правового регулирования она будет способствовать если не нарушению правового принципа ''равенства сторон гражданских правоотношений", то, по крайней мере, неравному балансу "чаши весов" профессиональной ответственности турфирм перед туристом. Из сказанного можно заключить, что в туристской деятельности как предпринимательской деятельности условия о вине может и не быть. При предпринимательской деятельности ответственность предпринимателя по общему правилу наступает и при отсутствии его вины. Тем самым новое гражданское законодательство расширило сферу безвиновной ответственности, возлагая на предпринимателя обязанность обеспечить исполнение обязательств даже в тех случаях, когда непосредственная вина его отсутствует. Такая ответственность, по нашему мнению, строится на наличии риска. По мнению М.З.Рахимова, предпринимательский риск можно определить как психическое отношение субъекта предпринимательства к результатам своей деятельности, направленное не только на сознательное допущение каких-либо невыгодных последствий, но и на достижение положительного результата . Предприниматель, вступая в договор, принимает на себя риск невозможности исполнения по независящим от него причинам и ответственности перед своими контрагентом за правовые последствия такой невозможности . Достижение конечного результата предпринимательской деятельности во многом зависит от надлежащего исполнения всеми субъектами хозяйственной деятельности принятых на себя обязательств. Поэтому важной гарантией осуществления имущественных прав субъектов хозяйственной деятельности является выполнение ими своих обязательств . А невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств в туристской деятельности повлечет за собой ответственность. Своевременное исполнение обязанностей является и непременным условием надлежащего исполнения. Если субъекты обязательства несвоевременно исполняют свои обязанности, то нарушают ритмичность в работе организаций, и тем самым приводят к недостижению конечного результата, то есть получения прибыли . Это приведет к возникновению договорной ответственности. Гражданско-правовая ответственность - один из видов юридической ответственности, свойственный такой отрасли права, как гражданское. Говоря об ответственности за нарушение договора о туристском обслуживании, точнее, о гражданско-правовой ответственности, хочется сказать о правах потребителя туристских услуг. Гражданское законодательство и Закон РТ "О защите прав потребителей" действуют в комплексе и дополняют друг друга. Основное регулирование отношений между потребителем, продавцом, изготовителем и исполнителем все-таки осуществляется нормами гражданского законодательства. Конституционная норма о гарантиях судебной защиты прав и свобод граждан (ст.19) применительно к гражданскому законодательству конкретизирована положениями ст. 11 ГК РТ, предусматривающими защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав судом, в соответствии с нормами о подведомственности. Ответственность продавца, исполнителя перед потребителем определяется взаимоотношениями сторон, их правами и обязанностями, например договором, квитанцией об оказании услуги, выполненной работе; квитанцией-заказом, транспортной накладной и т.д. Гражданское законодательство предусматривает различные формы ответственности за нарушения, например, такие как возмещение убытков (ст. 15 ГК РТ), уплата неустойки (ст. 355 ГК РТ) и др. Если потребитель понес убытки вследствие недостатков услуги, то они подлежат возмещению сверх неустойки. При этом выплата неустойки и убытков не освобождает продавца (изготовителя, исполнителя) от выполнения возложенных на него обязанностей (п.2, 3 ст. 13 Закона РТ "О защите прав потребителей"). Институт возмещения вреда считается одним из основных видов правоотношения восстановительного характера в гражданском праве . Возмещение убытков потребителю обусловлено тем фактом, что они являются существенным и распространенным последствием приобретения некачественно оказанной услуги. Эта форма ответственности имеет общее значение и применяется во всех случаях нарушения прав гражданина, если иное не предусмотрено законом или договором. Возмещение убытков направлено на восстановление имущественных прав потерпевшего за счет имущества правонарушителя. Возмещение убытков является компенсационной мерой, которая позволяет возвратить имущественное положение потерпевшего в первоначальное состояние . Убытки могут выражаться в реальном ущербе и в упущенной выгоде. Ч.2 ст. 15 ГК РТ указывает на то, что реальный ущерб включает в себя расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества. Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Неисполнение обязанности, вытекающей из договора, порождает не только применение кредитором мер по исполнению обязанности в натуре, но и возмещение убытков, либо расторжение договора с возмещением причиненного ущерба. Упущенная выгода должна быть подтверждена документально. Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд может удовлетворить требования о возмещении убытков, принимая во внимание условия инфляции, цены, существующие в день вынесения решения. Указанное правило применяется в том случае, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В туристской деятельности, как и в других правоотношениях, потерпевший (турист) имеет право на компенсацию морального вреда. В соответствии со ст. 171 КГ РТ если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. По мнению Ш. Менглиева, для определения морального вреда, возникшего из нарушения договорных отношений, а также в обязательствах из причинения вреда имуществу … следует принимать во внимание еще один критерий – имущественное положение потерпевшего . Данный критерий, на наш взгляд, должен применяться в туристской деятельности при компенсации морального вреда туристу. Одной из важнейших специфических особенностей морального вреда является то, что сами негативные изменения происходят в сознании потерпевшего и форма, в которой эти изменения выражаются во вне, имеет силь¬ную зависимость от особенностей психики субъекта. Например, слезотечение является одной из наиболее распространенных реакций на причинение боли, состояние горя, но факт слезотечения может явиться только косвенным дока¬зательством причинения морального вреда, но никак не прямым, обильность же слезотечения трудно рекомендовать к принятию даже в качестве косвенного доказательства размера причиненного морального вреда. Законодатель обоснованно устанавливает только неправомерные действия в качестве усло¬вия ответственности за причинение морального вреда. Должен действовать принцип "презумпции морального вреда", содержание которого можно сформулировать следующим образом: "Любое физическое лицо, в отношении которого совершено неправомерное деяние (действие или бездействие), признается претерпевшим моральный вред, если совершивший деяние не докажет обратное". Это существенно упрощает позицию потерпевшего. В отличие от Республики Таджикистан, за рубежом уже накоплена богатая практика применения правовых институтов, аналогичных таджикскому правовому институту компенсации морального вреда. В наибольшей степени это относится к государствам с англосаксонской (прецедентной) системой права, которая применяется в Англии, США и ряде других государств (в основном в бывших английских колониях). Поскольку Англия являлась крупнейшей колониальной державой, принципы англосаксонской правовой системы господствуют во многих государствах. Хотя вопрос применяемой терминологии и в рассматриваемой правовой системе нельзя назвать единым и окончательно решенным, чему в немалой степени способствует казуистичность прецедентного права, в этой главе вместо термина "моральный вред" мы будем использовать термин "психический вред" как наиболее распространенный в Англии и США и соответствующий термину "моральный вред" в законодательстве РТ. Существует много вариаций определения психического вреда в праве Англии и США. Это "psychological injury" ("психический вред"), "psychiatric injury" ("психиатрический вред"), "nervous shock" ("нервный шок", "нервное потрясение"), "ordinary shock" ("обыкновенный шок", "обыкновенное потрясение"). Такое обилие применяемой терминологии отражает не только и не столько различные доктринальные подходы к институту компенсации психического вреда, но и, прежде всего, иное по сравнению с законодательством РТ правовое регулирование обязательств из причинения вреда. Если для законодательства РТ характерен разный подход в регулировании возмещения убытков, причиненных ответчиком ненадлежащим исполнением своих обязательств по договору, и внедоговорных (деликтных) обязательств, вытекающих из причинения вреда неправомерным действием, но в рамках обязательств из причинения вреда их правовое регулирование является единым и не зависит от вида вины правонарушителя, то рассматриваемое иностранное законодательство устанавливает существенно разные основания ответственности в зависимости от того, является ли причинение вреда умышленным или неосторожным. Нервным шоком в английской юридической литературе обычно именуют психический вред, возникающий в связи с причинением вреда по неосторожности . Компенсация морального вреда в законодательстве Германии до недавнего времени (на происшедших в ГГУ изменениях мы остановимся ниже) регулировалась § 847 Германского гражданского уложения (далее - ГГУ), и в доктрине называется "Schmerzensgeld" - "деньги за страдания" или "денежная компенсация за страдания" (далее - компенсация за страдания). Однако в связи с тем что это название выработано германской правовой доктриной и судебной практикой, а в самом тексте ГГУ оно отсутствует, Верховный суд Германии обычно упоминает о "так называемой компенсации за страдания" . Непосредственно в тексте § 847 ГГУ речь шла о выплате денежной компенсации за вред, который "не является имущественным", причем эта компенсация была предусмотрена данной нормой лишь для случаев, когда такой неимущественный вред наступал в результате неправомерного действия, причиняющего телесные повреждения или иной вред здоровью, либо неправомерно ограничивающего свободу потерпевшего. Под страданиями, подлежащими компенсации, в германском праве понимаются как физические, так и психические страдания . В связи с этим можно сделать вывод, что содержание морального вреда в таджикском праве и страданий в германском праве полностью совпадает. Иногда вместо термина "страдания" в германской юридической литературе употребляется термин "вред чувствам" (Gefühlsschaden) . В 1970 г. в Гражданский кодекс Франции (далее - ГКФ) была введена ст.9, прямо предусматривающая защиту личных неимущественных прав. Однако это не привнесло чего-либо существенно нового во французскую правоприменительную практику, которая и ранее успешно использовала для обеспечения защиты личных неимущественных прав общие положения о возмещении вреда, содержавшиеся в ст.1382 и 1383 ГКФ. Этими нормами предусмотрена обязанность возмещения вреда, причиненного противоправными виновными действиями. При этом ни в указанных, ни в других нормах ГКФ не делается каких-либо различий в отношении возмещения имущественного и неимущественного вреда. Вред упоминается в ГКФ в качестве общей категории, и дальнейшее разграничение его на имущественный и неимущественный в гражданском законодательстве Франции не производится, хотя в теории французского гражданского права и судебной практике такое подразделение существует, причем вред, причиняемый личным неимущественным правам и благам, называют моральным вредом ("dommage moral") . Возможность возмещения морального вреда дополняет арсенал способов защиты нарушенного гражданского права и способствует реализации принципа полного возмещения вреда. Заглаживание морального вреда имеет специфическую сферу применения, а именно, призвано смягчить душевную боль, страдание, психическую напряженность, дискомфортное состояние, вызванные неправомерными действиями субъектов права, то есть призвано защищать духовное состояние, нравственное равновесие человека. В полной мере возмещение морального вреда зависит: во-первых, от того, насколько правовые нормы, закрепляющие право на возмещение морального вреда, являются своевременными, т. е., насколько эта норма соответствует жизненным потребностям; во-вторых, насколько степень правовой культуры населения позволяет осознать суть правовой нормы и ее соответствие индивидуальным интересам; в-третьих, какие механизмы принуждения предусмотрены законодательством для обеспечения реализации права на возмещение морального вреда. Возмещение морального вреда для правонарушителя (в туристской деятельности - туроператора и турагента) всегда есть обязанность претерпевать имущественные потери, причем представляет собой всегда несение дополнительной обязанности, обусловленной допущенным правонарушением. Вред возмещается, как правило, в денежной форме, но это не исключает предоставление возмещения в натурально-имущественной форме - приобретения мотоколясок, телевизоров (в нашем случае - туристской путевки) и т.д. Следовательно, ответственность по возмещению морального вреда проявляется как ретроспективная, негативная. Она не престает быть таковой, если обязанное лицо добровольно возмещает причиненный им моральный вред. Ответственность по возмещению морального вреда применяется в строго предусмотренных законом пределах . В соответствии со статьй 15 Закона РТ «О защите прав потребителя» возмещение морального ущерба, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, предусмотренных законодательством, осуществляется причинителем ущерба при наличии его вины, и осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Возмещение морального вреда осуществляется в денежной форме и его размер определяется судом. Из содержания статьи неясно, какие права имеет в виду законодатель – имущественные, неимущественные или их совокупность. По существу, данная норма носит бланкетный характер и не дает ответа на поставленный вопрос, поскольку предлагает уяснить права потребителя из законов и правовых актов РТ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Анализ статьи 171 ГК РТ позволяет говорить о том, что основными объектами защиты от противоправного посягательства являются неимущественные права граждан и нематериальные блага человека. Однако в результате посягательства на эти блага или права может возникать личный неимущественный вред. Наличие данного вреда как результата нарушения этих объектов и является основанием для применения норм о защите этих благ и прав. Вместе с тем, не все нематериальные блага могут выступать объектами гражданских правоотношений, то есть в отношении их не могут существовать нормальные правовые связи, такие как договоры. Возникновение вреда в договорных отношениях происходит именно в силу нарушения нормальных имущественно - правовых связей между потребителями и продавцом соответствующего товара, лицом, выполняющим работы или оказывавшим услуги. Такой вред всегда будет относиться к имущественному . По мнению Л.О. Красавчикова, моральный вред в этих случаях является в известной степени «побочным продуктом» при ущемлении имущественных прав потребителей . Возникает вопрос, действительно ли моральный вред в этом случае является «побочным продуктом», а его сущность уходит в сферу социальных отношений, или он может рассматриваться как самостоятельный вид вреда в юридическом значении? При неудовлетворении обоснованных требований по поводу качества услуг потребитель не имеет возможности реализовать свое субъективное право на защиту, поскольку ему отказывают в удовлетворении его требований. В этой связи он испытывает неудобство социального характера – отпрашивается с работы, тратит время на хождение к исполнителю с претензиями, на ожидание в очереди по оказанию услуг или для предъявления своих имущественных претензий и т.п. В туристской деятельности можно привести пример, когда турист в течение года накапливает деньги на туристскую путевку в город Москву Российской Федерации. Ночами думает о том, что гуляет по Красной площади и посещает мавзолей В.И. Ленина. Для данной цели на свои годовые сбережения заключает договор на туристское обслуживание с туроператором «Т». В день вылета в город Москву туроператор в аэропорту города Душанбе туристу заявляет о том, что в связи с ненахождением мест в гостиницах города Москвы им отказано этому лицу в вылете в Российскую Федерацию и путешествие отложено. Все эти неудобства действительно имеют отношение к моральному вреду. На наш взгляд, это является главным доводом возможности возмещением морального вреда во всех договорных обязательствах вообще, а в туристских договорных обязательствах – в частности. Другим существенным правовым вопросом в данном параграфе является виды ответственности в туристской деятельности. В зависимости от трех видов договоров на туристское обслуживание: 1) Договоры, заключаемые между туроператором (турагентом) и туристом; 2) Договоры, заключаемые между туроператором и его партнерами, непосредственными исполнителями отдельных услуг; 3) Договоры, заключаемые между туроператором и турагентом, гражданскую ответственность субъектов туристской деятельности можно разделить на три группы: а) Ответственность туроператора (тургента) пред туристом; б) Ответственность туроператора (турагента) перед партнерами; в) Ответственность туриста, объединения туристов пред туроператором (турагентом). а) Ответственность туроператора (тургента) пред туристом. Специфика туристской деятельности состоит в том, что к исполнению обязательств по договору на туристское обслуживание турфирма вынуждена привлекать третьих лиц, оказывающих самостоятельные услуги: авиакомпанию-перевозчика, гидов, экскурсоводов, принимающую сторону (как правило, иностранную фирму), гостиницу, трансфер и проч., в зависимости от тура. В связи с многочисленностью исполнителей на любом из этапов туристской поездки могут возникнуть различные проблемы: задержки вылета, плохое питание в гостинице, невыполнение экскурсионной программы, неполный трансфер. Закон РТ «О туризме» возлагает на турфирму, продавшую путевку, ответственность за весь комплекс услуг, указанных в туре. Судебные перспективы удовлетворения претензий во многом зависят от предъявленных доказательств нарушения прав туриста. Это могут быть письменные подтверждения категории отеля, справки о повторной оплате проживания или экскурсий, фотографии номера, свидетельские показания. Все претензии должны быть изложены на бумаге и предъявлены турфирме-виновнику. Лучше, чтобы претензия была предъявлена, что называется, по горячим следам, пока тур еще не закончился (например, отправлена по факсу с места пребывания). Турфирма в соответствии с Законом РТ "О защите прав потребителей" должна удовлетворить претензию в течение 14 дней (ст. 29). В противном случае вступают в силу штрафные санкции (за каждый день просрочки - неустойку (пеню), в размере одного процента цены оказанной услуги). При предъявлении претензии особого внимания заслуживает содержание договора на туристское обслуживание, который заключается с туроператором. Если говорить о судебных спорах между туристами и туроператорами, то подавляющее большинство поступающих в суды исков предъявляется в связи с ненадлежащим качеством оказанных услуг и недостоверной информацией о них. Ведь именно право потребителя на качество и право на информацию чаще всего нарушаются туристскими фирмами. Такого рода иски связаны чаще всего с поселением потребителей во время путешествия в средствах размещения, не соответствующих условиям договора, либо предоставлением недостоверной информации о средствах размещения. В рамках подобных исков туристы, как правило, предъявляют требования об уменьшении цены оказанной услуги либо о возврате всей уплаченной за туристскую путевку суммы. Нередки случаи, когда граждане, которые были вынуждены самостоятельно оплатить не предоставленные им во время путешествия либо некачественно оказанные услуги, требуют впоследствии в суде возмещения расходов по устранению недостатков услуги третьими лицами. Потребители туристских услуг практически не используют право на повторное безвозмездное оказание услуг. По-видимому, это связано с нежеланием граждан вновь пользоваться услугами недобросовестной фирмы, пусть даже и бесплатно, а также с трудностями, которые могут возникнуть в случае принудительного исполнения решения, содержащего удовлетворение такого требования. Практически во всех исках, связанных с ненадлежащим качеством оказанных услуг либо ненадлежащей информацией, помимо основных исковых требований имущественного характера (об уменьшении цены услуги, возмещении расходов по устранению недостатков третьими лицами и т.п.) содержится и требование о компенсации морального вреда. Несмотря на то, что законодательство предусматривает право потребителя потребовать уплаты неустойки за нарушение сроков удовлетворения законного требования потребителя (1% цены услуги за каждый день просрочки, но не более всей цены услуги), граждане крайне редко включают и предъявляют данное требование в иске. Вероятно, это является причиной слабой популяризации возможности потребовать неустойку в публикациях, содержащих рекомендации для туристов, чьи права нарушены. Удовлетворение иска или отказ в удовлетворении иска судом прежде всего зависит от того, счел ли суд услугу оказанной с недостатком или предоставленную информацию об услуге ненадлежащей. В свою очередь, мнение суда складывается исходя из предоставленных сторонами доказательств. Поскольку бремя доказывания обстоятельств лежит на той стороне, которая на соответствующие обстоятельства ссылается, туристу приходится доказывать ненадлежащее качество услуги и предоставление ненадлежащей информации. В случае, если такие доказательства отсутствуют или признаются судом недостаточными, следует отказ в иске. Однако предоставление доказательств туристом само по себе не является единственным основанием для удовлетворения иска. Помимо этого непременно возникает вопрос: а является ли тот факт, который турист считает свидетельством недостатка услуги, действительно таковым? В случае, когда турист настаивает на том, что ему была предоставлена неполная информация об услуге, возникает спор, обязана ли была туристская фирма предоставлять информацию, которой туристу оказалось недостаточно. При решении данных вопросов выясняется, что критерии недостатков туристской услуги, а также перечень информации, которую обязан предоставить потребителю исполнитель, в законодательстве крайне ограничены и сведены к минимуму . Закон РТ "О защите прав потребителей", если рассматривать его применительно к отношениям между туристом и туроператором, предусматривает право потребителя, которому была оказана услуга с недостатками, потребовать по своему выбору безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (ст.28). Разумеется, что устранения недостатков можно потребовать лишь при оказании туристской услуги, однако турист редко может рассчитывать на удовлетворение такого требования. По возвращении из путешествия предъявлять такое требование уже не имеет смысла. Например, нередки случаи, когда при поселении туриста в гостинице категории ниже предусмотренной в договоре, гражданин оплачивает за свой счет гостиницу, соответствующую согласованной с туроператором категории, и по возвращении из путешествия требует возмещения данных расходов. Однако чтобы воспользоваться подобным правом, турист должен располагать в путешествии немалым количеством свободных денежных средств. Поскольку большинство граждан тщательно рассчитывают те деньги, которые могут потребоваться в поездке, затраты денежных средств на проживание в другой гостинице означают снижение эффективности отдыха и, как следствие, причинение туристу нравственных страданий, наличие которых позволяет требовать по возвращении компенсации морального вреда; повторного безвозмездного оказания услуги. Если исходить из логики данной нормы, можно прийти к выводу, что, даже если в номере туриста оказался сломанным кондиционер, он по возвращении вправе потребовать безвозмездно отправить его вновь в такое же путешествие. Однако, как уже было сказано выше, данное требование в суде туристами практически не предъявляется. Можно сказать, что данное требование является самым разумным и справедливым как для нарушителя, так и для того, чье право нарушено. Однако при применении данной нормы часто возникает вопрос о том, что понимать под соответствующим уменьшением цены, т.е. на какую сумму уменьшать цену услуги в каждом конкретном случае. Если туристу предоставляется услуга дешевле той, которая должна была быть оказана, рассчитать уменьшение цены услуги не представляет труда. Однако остается неясным, как уменьшить цену услуги, если гостиница, в которую поселили туриста, оказалась расположена не в 100 метрах от моря, как было предусмотрено в договоре, а в 2 километрах и т.п. В связи с этим судьи вынуждены уменьшать цену услуги исключительно по своему усмотрению, не опираясь при этом на какие-либо нормы и обычаи делового оборота . Помимо перечисленных требований потребитель вправе потребовать расторжения договора на туристское обслуживание (при наличии существенных недостатков услуги или иных существенных отступлений от условий договора либо при нарушении исполнителем сроков удовлетворения требования о безвозмездном устранении недостатков услуги). И нередко подобные требования предъявляются туристами после возвращения из путешествия, несмотря на использование ими всего комплекса предоставленных услуг. Удовлетворение требования о компенсации морального вреда, которое присутствует практически в каждом иске туриста, а также определение размера данной компенсации зависят от наличия и степени нравственных страданий истца, вины ответчика и взыскивается, разумеется, при причинно-следственной связи между действиями ответчика и испытанными страданиями. Размер компенсации морального вреда не зависит от размера имущественного вреда и определяется судом. При этом в практике не сложилось какой-то фиксированной суммы компенсации морального вреда, которая скорее всего может быть взыскана при определенной степени причинения морального вреда. Известны случаи, когда суд взыскивает сумму компенсации морального вреда в пользу лица, обязательство перед которым не было исполнено вообще, на порядок меньше, чем в пользу лица, которому услуга оказана с недостатком. Довольно широко распространены иски, предъявляемые в связи с неоказанием туристу всего комплекса услуг или части из него. Основные требования о взыскании суммы стоимости путевки или суммы стоимости части из комплекса услуг (либо о возмещении убытков, вызванных необходимостью самостоятельно оплачивать услуги) практически всегда удовлетворяются судами (за исключением случаев, когда неисполнение обязательства произошло по вине туриста). Типичными примерами основания предъявления таких исков являются случаи, когда турфирма намеренно (имеются в виду случаи мошенничества) или из-за непредвиденных обстоятельств не может обеспечить туристу поездку вообще, либо в установленные договором сроки. Нередко возникают ситуации, когда туристу не оказывается какая-либо услуга из комплекса услуг, и он вынужден самостоятельно оплачивать данную услугу. Например, турист не обеспечивается оплаченной им гостиницей (либо авиабилетом, либо питанием). Если в первом случае потребителю не приходится доказывать факт неисполнения обязательства, то в последней ситуации возможно отрицание туроператором факта неоказания услуги. Так же, как и в исках в связи с ненадлежащим качеством оказанных услуг, турист вправе потребовать выплаты ему законной неустойки в случае нарушения сроков возврата суммы стоимости услуг, а также компенсации морального вреда . Предъявляются иски в связи со смещением сроков отправления в путешествие или возвращения из него, которое очень часто влечет за собой сокращение продолжительности поездки туриста. В подобных ситуациях туристы должны, руководствуясь ст. 29 Закона РТ "О защите прав потребителей", прежде всего, предъявлять требование о взыскании неустойки в размере 1% цены услуги за каждый день просрочки (но не более цены услуги). В рамках исков, предъявляемых в связи с отказом туроператора вернуть уплаченные потребителем денежные средства за услуги, не использованные вследствие отказа в выдаче визы консульским учреждением, потребители предъявляют требования о возврате всей суммы стоимости услуг, полагая, что вина в возникновении невозможности выехать за рубеж лежит на туроператоре, который не смог правильно оформить документы. Нередко туристы полагают, что вина туроператора заключается в том, что он не проинформировал их о возможности такого исхода и о размере финансовых потерь в случае отказа в визе. Как правило, установить вину туроператора (нарушения при оформлении необходимых документов) невозможно, поскольку консульские учреждения редко предоставляют сведения о причинах отказа в выдаче въездных документов. Иски, основанием которых является непредоставление информации о возможности отказа в выдаче визы консульским учреждением, также обычно не подлежат удовлетворению, поскольку причинная связь между непредоставлением такой информации и отказом в визе отсутствует. Естественно, что в случае отказа в выдаче визы и, как следствие, невозможности выезда за рубеж возникают споры о том, какая сумма должна быть возвращена. Очень часто оказывается, что почти вся уплаченная туристом сумма оплачивается туроператором партнерам задолго до отправления в путешествие. При этом в договоры с непосредственными исполнителями туроператор не включает условие о возможности возврата части денежных средств в случае неиспользования туристом услуг. Именно поэтому иски туристов о возврате денежных средств обычно ими проигрываются, несмотря на то, что услуги не использовались. По схожим причинам проигрываются обычно потребителями и дела, связанные с неправильным оформлением загранпаспортов, поскольку турфирма не может отвечать за неправильное оформление загранпаспорта или нарушение органами внутренних дел сроков его оформления. Анализ договоров между туристом и туроператором свидетельствует о невнимательном отношении туристов к оформлению договорных отношений с туроператором, что позволяет последним подчас уйти от ответственности при нарушении обязательств. В этом случае турист вправе требовать возмещения имущественного и морального вреда от туроператоров (турагентов). б) Ответственность туроператора (турагента) перед партнерами. Туристский бизнес всегда связан с определенным риском, как для туроператоров, так и для турагентов. Ведь оказание туристских услуг - это всегда длинная цепочка договоров между различными контрагентами: перевозчиками, гостиницами, экскурсионными бюро и другими организациями. И далеко не всегда есть гарантия, что партнер окажется честным, или что какая-либо непреодолимая сила не помешает выполнить обязательства по договору. Поэтому работникам туроператоров очень важно знать правовые аспекты таких ситуаций, чтобы они могли, если понадобится, свести к минимуму риск возможных потерь. Ведь, как известно, гражданское законодательство устанавливает ответственность предпринимателя независимо от его вины. Согласно части третьей статьи 432 ГК РТ предприниматель сможет избежать ответственности за невыполнение (или ненадлежащее выполнение) своих обязательств лишь в том случае, если он докажет, что оно произошло в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. Такие обстоятельства называются непреодолимой силой. Однако доказать, что такое обстоятельство действительно было, должен сам предприниматель (ч.2 ст.432 ГК РТ). В качестве доказательства данного факта, как правило, выступает распорядительный акт компетентного государственного органа, подтверждающий наличие обстоятельств непреодолимой силы или обусловливающий их появление. Чтобы участники сделки имели меньше возможностей для злоупотреблений, в соответствии со ст. 431 ГК РТ им запрещается заключать соглашения об ограниченной ответственности по договорам с потребителями (в том числе и с туристами). Таким образом, решая вопрос об освобождении туроператора от ответственности за неисполнение обязательств, нужно исходить из конкретных условий договоров с каждым контрагентом. Поэтому (особенно туроператорам), нужно оговорить каждый спорный момент. Также в договоре необходимо учесть особенности и специфику туристской услуги, приобретаемой у контрагента. И не следует забывать про многие другие аспекты, которые могут повлиять на выполнение взятых на себя обязательств, например, политическую стабильность региона, готовящиеся изменения в законодательстве, местные традиции и обычаи, климат и другие аспекты. Конечно, предусмотреть все возможные проблемы, которые могут возникнуть у турагента или туроператора, довольно трудно. А если нет оснований для освобождения от ответственности, то лицо, которое не выполнило свои обязательства, обязано возместить убытки пострадавшей стороне. Возмещение убытков, по сути, является общим правилом для всех видов обязательств. В качестве обеспечения обязательств (возмещения пострадавшему лицу) стороны могут выбрать выплату неустойки, переход прав на размещенный залог, удержание имущества должника, полный переход прав на уплаченный задаток. Также допускаются другие способы, предусмотренные законодательством или непосредственно договором. На практике в сфере туристской деятельности в качестве обеспечения выполнения обязательств наиболее часто используются неустойка и задаток. Согласно статье 424 ГК РТ стороны могут самостоятельно определить в договоре взыскание только неустойки, либо взыскание неустойки или убытков по выбору пострадавшего. в) Ответственность туриста, объединения туристов пред туроператором (турагентом). Сегодня вопросы защиты прав потребителей в сфере туризма одни из самых актуальных. По мере того, как совершенствовалось законодательство Таджикистана о защите прав потребителей, с туристских рынков стали постепенно исчезать фирмы - "однодневки", а вместе с ними и связанные с подобными фирмами проблемы. Но злободневными стали другие вопросы: как добросовестному туроператору (турагенту) защититься от неправомерных требований его клиентов, угрожающих огромными исками, обещающих развернуть антирекламу в прессе, угрожающих обратиться в налоговые, лицензирующие и другие государственные органы. Такая проблема существует. Доказательство тому - нередкие в современной деловой прессе материалы о том, как грамотно предъявить свои претензии к туроператору. Среди них встречаются советы, которые туристу, малознакомому с правом, могут сослужить плохую службу, например: если вас не встретили в аэропорту, хотя вы заказывали трансферт, то берите любой понравившийся вам "роллс-ройс" и поезжайте в гостиницу, не забыв взять у водителя счет. Ваш лимузин-сервис потом оплатит туроператор. Или, например, в случае, если по приезде вам не понравился отель, смело переезжайте в другой; а если в нем нет оговоренного путевкой полупансиона, завтракайте и ужинайте в ближайшем ресторане. Д.П. Звоненко и Б.М. Чистяков отмечают, что, оставляя за рамками правомерность подобных советов, в случае возникновения того или иного спора турфирма попадает в сложную ситуацию . Все дело в том, что в соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей туроператоры находятся в менее выгодном процессуальном положении, чем их клиенты. Прежде всего отметим, что пункт 3 статьи 17 Закона РТ от 9 декабря 2004 г. №72 "О защите прав потребителей" прямо указывает: потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, и иные группы потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины. А значит, любой человек может без ущерба для себя подать хоть десяток исков. И если суд установит, что предъявленные требования необоснованны, потребитель ничем не рискует. Вторым негативным для туроператоров процессуальным моментом является закрепление в Законе РТ "О защите прав потребителей" так называемой альтернативной подсудности (подсудности по выбору истца). Это значит, что иски к туроператорам предъявляются в суд по месту жительства истца, или по местонахождению ответчика, или по месту причинения вреда. А ведь, как известно, по общему правилу гражданско-правовые требования предъявляются в суд только по местонахождению ответчика. Несомненно, установление альтернативной подсудности направлено на защиту интересов потребителя. Однако для туроператора, расположенного, к примеру, в городе Душанбе, предъявление иска где-нибудь в районном суде Согдийской области чревато значительными расходами на направление представителя. Еще одним неблагоприятным моментом для туроператора является то, что суд, удовлетворяя законные требования истца, может взыскать с турфирмы штраф в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя (п.6 ст.13 Закона РТ "О защите прав потребителей"). В потребительских исках многие судьи симпатизируют истцу, который откладывал свои "кровные" на отпуск с семьей, а потом пострадал от "произвола фирмачей" (хотя на практике далеко не все пострадавшие страдали так, как это указано в их исковых заявлениях). Наибольшее количество претензий, предъявляемых туристами, связаны с услугами авиакомпаний. Однако необходимо отметить, что претензии к туристской компании по поводу качества перевозки пассажиров и их багажа можно предъявить только в том случае, если стоимость билетов входила в стоимость тура. Иначе все претензии в соответствии с Воздушным кодексом РТ предъявляются непосредственно к авиакомпании . Самый безобидный случай - это когда авиакомпания несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа. Здесь нужно доказать, что было предпринято все необходимое, чтобы предотвратить вред (если это вообще можно было сделать). За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах: 1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки груза; 2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более чем в размере двух установленных законодательством Республики Таджикистан минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа или груза; 3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более чем десять установленных законодательством Республики Таджикистан минимальных размеров оплаты труда. Стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счёте продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии - исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несёт ответственность в соответствии с международными договорами Республики Таджикистан. Если авиакомпания не доставляет пассажира (груз или багаж) вовремя, то за каждый час просрочки она должна заплатить не более чем 50 процентов от цены билета. Однако компания может попытаться доказать, что во время полета были какие-либо форс-мажорные обстоятельства . Другую группу претензий составляют претензии, причина которых в том, что самолет не может вылететь, например, из-за поломки. В таких случаях крайними, как правило, всегда оказываются туроператоры. Лучшим выходом из подобной проблемной ситуации является отправка туроператорами своих клиентов на другом рейсе (в этот или на следующий день) без оплаты дополнительных расходов со стороны туристов. Если задержка рейса повлекла сокращение дней пребывания или иные расходы, то в соответствии с Законом РТ "О защите прав потребителей" турист имеет право требовать: уменьшения цены оказанной услуги; безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (увеличения дней пребывания или иного возмещения); возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами. На практике это может выразиться, например, в необходимости добираться самостоятельно и за свой счет до места пребывания, хотя трансферт и был предусмотрен договором на туристское обслуживание. Претензии к туроператору могут возникнуть и в том случае, когда авиакомпании объединяют свои рейсы (несмотря на то, что такие действия авиакомпаний не противоречат действующему законодательству). Та же ситуация возможна и при замене рейса. Все, что может сделать в такой ситуации туроператор - это сообщить пассажирам о замене или объединении рейса. Хотя в принципе это больше проблема авиакомпании. Может случиться и такая ситуация: пассажиры, не попав на самолет из-за отмены вылета, покупают билеты сами, рассчитывая на то, что туроператор компенсирует впоследствии им эти расходы. Как правило, при отмене рейса туроператоры предпринимают действия, направленные на отправку своих клиентов на самолетах других авиакомпаний. А если пассажир купил билет, не дожидаясь официальной реакции туроператора, в случае если таковая была, то он вряд ли сможет рассчитывать на удовлетворение своих расходов. И еще одна группа претензий - это претензии, возникшие из-за неудовлетворительного размещения или обслуживания в отеле (или ином месте проживания). Чаще всего здесь предъявляются следующие претензии к туроператору (турагенту): неудовлетворительное состояние места проживания (антисанитарные условия, плохое качество предлагаемой пищи, отсутствие соответствующего обслуживания); несоответствие категории отеля условиям договора; удаленность отеля от города или пляжа, отсутствие развлечений. Если место пребывания действительно не соответствует условиям договора по санитарному состоянию или по качеству обслуживания, то следует заменить отель на другой без какой-либо доплаты со стороны туриста. Остальные же претензии туриста не всегда имеют под собой основание. Часто бывает так, что клиенты настаивают на поселении в отеле, размещение в котором не предусмотрено программой пребывания. Если в таком отеле туриста что-то не удовлетворит, то ответственность будет нести он сам. Также туриста следует предупредить, что категория отелей в стране пребывания устанавливается исходя из особенностей той или иной страны. Поэтому отели одной и той же категории могут значительно отличаться не только в различных странах, но и в разных районах одной и той же страны. В практике нередко возникают ситуации, когда граждане не могут или не хотят воспользоваться туристскими услугами уже после заключения договора на туристское обслуживание. Поскольку сумма их стоимости вносится авансом уже при заключении договора, при его расторжении возникают споры о размере подлежащей возврату суммы, а нередко и о том, должны ли вообще возвращаться какие-то деньги. Особенно многочисленны иски такого рода при заключении так называемых таймшерных договоров. Граждане, раздумавшие пользоваться услугами по таким договорам, почти незамедлительно обращаются в организации с требованием расторгнуть договор и вернуть уплаченные по договору денежные средства. Единообразной практики по делам такого рода не сложилось, однако надо отметить, что в большинстве случаев выносимые судами решения оказываются не в пользу потребителей. Отказ в выплате денежных средств обычно мотивируется туроператорами (и впоследствии поддерживается судами) следующими причинами: что были понесены фактические расходы в связи с исполнением заключенных с потребителями договоров. Сумма фактических расходов, по утверждению туроператора, составляет 100% стоимости услуг; нередко туроператоры включают в договоры с потребителями условия о том, что внесенные потребителем денежные средства удерживаются в качестве неустойки. С такими доводами туроператоров нельзя согласиться по следующим причинам. Согласно ст. 802 Гражданского кодекса РТ " Заказчик вправе требовать расторжения договора возмездного оказания услуг при условии выплаты полностью установленной их цены, кроме случаев, когда расторжение договора вызвано виновными действиями исполнителя". Таким образом, договорная ответственность в туристской деятельности имеет следующие признаки: - субъектами данной ответственности являются туроператор, турагент, турист и партнеры туроператоров и турагентов; - туроператор (турагент) несет перед туристом ответственность и в случаях, когда причиной нарушения обязательства послужили действия либо бездействие третьих лиц (их партнёров) по их обязательствам перед туристом; - эта ответственность проявляется и в случае невиновности туроператоров и турагентов, если они не докажут, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Опубликовано на Порталусе 15 февраля 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Ответственность, туристская деятельность



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама