Рейтинг
Порталус

Понятие и виды туристской деятельности

Дата публикации: 15 апреля 2011
Автор(ы): Сангинов Дониёр Шомахмадович
Публикатор: Daniel
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1302860340


Сангинов Дониёр Шомахмадович, (c)

Сайт автора: doniyor_sanginov@mail.ru

Правоотношения в сфере туристской деятельности - это сложные общественные отношения, в которых принимают участие туроператор, турагент, турист, государство и организации туристской индустрии (перевозчики, средства размещения, предприятия общественного питания). Главным инструментом, определяющим их правовое положение в туристских правоотношениях, является правовое регулирование туристской деятельности. Возникает вопрос: является ли туристская деятельность объектом правового регулирования?
По мнению С.С. Алексеева, в сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой . В теории государства и права под правовым регулированием понимается «осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочивания» . Представляется, что понятие «система юридических средств» является обобщающим, в связи с чем, на наш взгляд, понятие правового регулирования представляется как юридическая регламентация общественных отношений, выраженная в дозволении, обвязывании, запрете либо сочетании различных вариантов этих способов. Правовое регулирование можно представить и как систему юридических мер, направленных на упорядочивание и регламентацию общественных отношений.
Несмотря на разнообразие определений правового регулирования, всем им присущ, общи предметный, целевой и методологический составы:
- целью правового регулирования является упорядочивание и регламентация общественных отношений;
- объектом правового регулирования выступают общественные отношения, на которые направлено упорядочивание;
- методом правового регулирования является совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовая регламентация.
Возникает другой вопрос: а что такое сама деятельность? В туристской литературе термин «деятельность» раскрывается в нескольких аспектах . Во-первых, как философская категория – специфическая человеческая форма отношения к окружавшему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей, условие существования общества. Согласно этому определению деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Во-вторых, как системная категория – структура, связывающая субъекта со средой. То есть деятельность несет в себе признаки как субъекта, так и среды, и поэтому может толковаться с целостных позиций: то как всепроникающая характеристика абсолютного духа (Гегель), то как целостное материалистическое объяснение всей социальной истории (К. Маркс), то как обобщающая характеристика личности (С.Киркегор, А.Лосев), то как противостоящая разуму воля (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше), то как символическая знаковая структура (Э.Кассиро), наконец как самодостаточная бихевиористская компонента (Дж.Уотсон, К.Халл).
По мнению профессора М.З. Рахимова, совокупность действий, направленных к единой цели, образует деятельность. Однако достигнуть единства цели и действия возможно лишь в том случае, если взаимоотношения их участников достаточно урегулированы, согласованы между собой и содействуют выработке и реализации единого решения. Хозяйственная, предпринимательская деятельность - эта целесообразно организованная совокупность действий их участников, направленная на изготовление и реализацию продукции или оказание услуг и т.д .
По мнению Е.Л. Писаревского, правовое регулирование туристской деятельности - это система нормативно-правовых актов, регламентирующих правовое положение лиц, осуществляющих туристскую деятельность, а также порядок ее осуществления и публичной организации . На наш взгляд, данное определение отражает суть правового регулирования туристской деятельности.
В Законе РТ «О туризме» понятие туристской деятельности не дано. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристская деятельность - это «туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий» . При этом в соответствии с данной статьей определяется понятие туроператорской и турагентской деятельности. Под туроператорской деятельностью понимается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом, а под турагентской – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем .
В Законе РТ «О туризме» дано понятие туроператорской и турагентской деятельности. В соответствии со статьей 2 данного Закона туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии физическими или юридическими лицами (далее-"Туроператор"); турагентская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии физическими и юридическими лицами (далее - "Турагент").
В литературе и практике понятие "туристская деятельность" имеет несколько значений. Под ней понимается, во-первых, деятельность специализированных организаций по предоставлению и организации туристских услуг и товаров, во-вторых, занятие туризмом, отдыхом, экскурсиями, досугом, в-третьих, проявление социальной политики государства, профсоюзов, предприятий в целях реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.
По законодательству Республики Беларусь наряду с туроператорской и турагентской к туристской также относится деятельность общественных туристских объединений, детско-юношеских туристских учреждений, учебных заведений и предприятий по организации путешествий .
По законодательству Республики Казахстан туристская деятельность - это деятельность физических и юридических лиц по предоставлению туристских услуг. Аналогичным образом определяются эти понятия в Украине и Молдове .
Мальтийский Закон "О путешествиях и туризме" (1999 г.) для обозначения предпринимательской деятельности в туризме использует синоним понятия "туристская деятельность" - "туристская операция" (tourism operation), под которой понимаются услуги всех субъектов туристской индустрии, имеющих лицензию на соответствующую туроперацию .
В юридической науке понятие туристской деятельности дается как «проявление социальной политики государства, профсоюзов, предприятий в целях реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий» , «упорядочивание связанных с туризмом отношений, посредством гражданско-правовых норм, в совокупности создающих частноправовые условия для ее осуществления как деятельности предпринимательской» , «деятельность туроператоров по формированию и продвижению туристского продукта, а также правоотношения между туроператорами и турагентами по поводу его совместного продвижения и реализации туристу в виде комплексной туристской услуги (тура)» и «деятельность по формированию (или) продвижению и реализации комплекса экономических благ, причем в этот комплекс должно быть включено не менее двух благ, таких как доставка туриста и его багажа (при наличии) в пункт назначения и предоставление мест временного пребывания в процессе путешествия» .
По нашему мнению, туристская деятельность - это вид предпринимательской деятельности по формированию, продвижению и реализации туристской услуги, осуществляемой на основании лицензии туроператором или турагентом.
Некоторые специалисты понимают туристскую деятельность как деятельность по оказанию туристских услуг. Туристская услуга - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей туриста непосредственно в рамках проходящего тура (например, услуги по размещению, питанию, перевозке и т.д.). "Деятельность по организации путешествий" и "деятельность по оказанию туристских услуг" - понятия разные . Туристская деятельность - это профессиональная деятельность физических и юридических лиц по организации путешествий, в которой туроператор (турагент) выступает организатором путешествия, но никак не исполнителем услуг, входящих в такое путешествие. Это замечание очень важное, ибо необходимо с самого начала отделить собственно туристскую деятельность как деятельность по организации путешествия от деятельности по оказанию туристских услуг. Под последней чаще всего понимают деятельность предприятий туристской индустрии.
Деятельность по организации путешествий - это деятельность, при которой турист (заказчик) получает с помощью туроператора (турагента) (исполнителя) права требования на оказание услуг по перевозке, размещению в гостинице (аренда), по питанию и т.д. Таким образом, туроператор (турагент) не может являться исполнителем этих услуг в рамках туристской деятельности.
Представляется, что оказание туристских услуг не регулируется нормами законодательства о туристской деятельности, так как к ней не относится. Туристская деятельность и туристские услуги схожи только в том, что в обоих случаях речь идет о предпринимательской деятельности, которая регулируется гражданским законодательством. Напомним, что согласно ст. 1 Гражданского кодекса РТ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. "Туристская деятельность, - отмечает Е.Л. Писаревский, - подпадает под действие гражданского законодательства, которое регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и соответственно на нее распространяются все общие положения и принципы предпринимательства" .
Следует сразу уточнить, что туристская деятельность предполагает не исполнение этих туристских услуг непосредственно ими самими, ибо непосредственно исполнением данных услуг занимаются уже соответствующие предприятия, организации (гостиницы, предприятия общественного питания, перевозчики, экскурсоводы, гиды и т.д.), которые непосредственно их и оказывают, а также имеют соответствующие разрешения на оказание таких услуг.
Туристская деятельность заключается в том, что согласно договору на туристское обслуживание, который заключается между туристским предприятием (это может быть и туроператор и турагент) и туристом, на туриста переводятся права требования по поводу оказания таких услуг, которые входят в тур. Однако утверждение некоторых авторов о том, что туристская деятельность и туристские услуги соприкасаются друг с другом и отделимы1, на наш взгляд, неверно. Поскольку туристская деятельность предполагает формирование, продвижение и реализацию туристской услуги, то, на наш взгляд, можно утверждать, что именно туристская услуга составляет основу туристской деятельности.
Понятие туристской услуги Законом РТ «О туризме» не определено. В ст. 1 Закона Республики Беларусь «О туризме» понятие туристской услуги определяется как «результат деятельности туроператора, турагента, общественных туристских объединений, детско-юношеских туристских учреждений, учебных заведений и предприятий по удовлетворению соответствующей потребности туриста в путешествии» . А в ст. 2 Закона Республики Молдова «О туризме» туристская услуга определяется как «услуги, предоставляемые хозяйствующими субъектами туристического профиля и включающие размещение, питание и перевозку туристов, услуги развлечений, курортное лечение, туристическую помощь и прочие дополнительные услуги» . «Услуги субъектов туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей туриста» - понятие туристской услуги, предусмотренное ст. 2 Закона Республики Узбекистан «О туризме» .
В литературе туристская услуга определяется как «результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих» , «деятельность предприятий, фирм или граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей клиентов в путешествиях, отдыхе или экскурсиях» , «услуги, обеспечивающие удовлетворение потребностей людей на реализацию их деятельности в свободное время: отдых, экскурсии, путешествие» и «совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие общечеловеческим принципам морали и доброго порядка» .
Туристская услуга с правовой точки зрения имеет определенную стоимость - денежное выражение той ценности, которую она представляет. В нее включаются издержки производства услуги, ее себестоимость, а также выгода (финансовый интерес производителя услуги), которая должна покрывать потребности воспроизводства, чтобы соответствующая деятельность была рентабельной. В стоимость туристской услуги включаются потребности, оправдывающие затраты, и возможности окупаемости вложений за счет извлекаемой прибыли. Поэтому для производителя туристской услуги она всегда возмездная, в том числе в случаях предоставления такой услуги конкретному гражданину без взимания с него платы .
В связи с выше изложенным, на наш взгляд, туристская услуга - это действия, осуществляемые туроператором или турагентом по своему усмотрению или по конкретному заказу заказчиков, направленные на обеспечение и восстановление физических сил туристов, поддержание их нормальной жизни и деятельности, установление деловых контактов, а также способные удовлетворить их духовные и интеллектуальные потребности.
Из данного определения можно выявить такие отличительные признаки туристской услуги:
- не имеет овеществленной формы;
- полезным эффектом является наслаждение от отдыха.
Правовое регулирование отношений по оказанию туристских услуг в Республике Таджикистан осуществляется с помощью норм Гражданского кодекса РТ, а также принимаемых в соответствии с ним нормативных актов. Некоторым услугам, в частности, перевозке, страхованию отечественный законодатель посвятил отдельные главы ГК РТ. Услуги, описанию которых не нашлось места в отдельных главах ГК РТ, подлежат регулированию нормами главы 37 "Возмездное оказание услуг". На наш взгляд, положения главы 37 ГК РТ применяются и к отношениям по туристскому обслуживанию. В связи с этим возникает вопрос о соотношении понятий "услуга" и "обслуживание".
В юридической литературе идет поиск путей и способов оп-ределения правового понятия и правовой природы услуг и обслуживания. В юридической литературе, также как и в экономической, затронуты отдельные вопросы правового регули-рования услуг, правовой природы и понятия договоров услуг. Ученые-юристы при их определении, как правило, ссылаются на результаты экономических исследований в этой области. Юристы в основном формулировали свою позицию на основе идей, разра¬ботанных экономической наукой. В то же время проблемам услуг и обслуживания в юридической литературе уделяется достаточно внимания .
Правовое понятие услуг выводится через различные катего¬рии. Ю.Х. Калмыков полагает, что предоставление льгот и пре¬имуществ контрагенту, в чью пользу исполняется договор, явля¬ется основным критерием определения понятий услуг и обслужи¬вания. В основе этих высказываний лежат экономические отноше¬ния, которые не должны быть противопоставлены юридическим от¬ношениям по оказанию услуг и обслуживанию. Е.Н.Романова и Е.П. Грушевая считают, что правовое понятие услуги выводит¬ся из того, что в процессе ее предоставления достигается эконо¬мия времени, сырья, материалов и т.д. Третьи отмечают, что услуги направлены на сохранение, восстановление, поддержание работоспособности механизмов и оборудования во всех отраслях народного хозяйства. В то же время правовое понятие услуг должно опираться на их вспомогательно-обеспечительный ха¬рактер .
По поводу правового понятия договора услуг в юридической литературе сложились две основные концепции. Сторонники широкой концепции исходят из того, что все гражданско-правовые договоры по сути выступают в виде предостав¬ления льгот или преимуществ, либо их суть заключается в пре¬доставлении услуг . Сторонники узкой концепции полагают, что правовое понятие услуг замыкается полезным эффектом, выступающим только в виде деятельности. Некоторые ученые отрицают саму конструкцию договора услуг, хотя услуги как правовая категория сами по себе не отрицаются . В гражданском праве существовало мне¬ние, согласно которому услуги замыкались только между гражданами-услугополучателями и предприятиями-услугодателями.
В настоящее время исследовательских работ, посвященных соотношению рассматриваемых понятий, практически не проводится. Некоторые авторы придерживаются точки зрения, согласно которой обслуживание представляет собой удовлетворение любых потребностей одного лица за счет другого. В то же время профессор Н.А. Баринов определяет сферу обслуживания как область деятельности людей, где производятся услуги и осуществляется их доведение до потребителя в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан . При этом термин "услуга" употребляется как экономическая категория, т.е. включает не только услуги в их традиционном понимании, но и работы.
Некоторые ученые, руководствуясь Законом "О защите прав потребителей", делают вывод о расширительном понимании законодателем термина "услуга". По этому поводу профессор В.Ф. Попондопуло отмечает, что в указанном Законе законодатель, преследуя соответствующие цели, расширяет понятие услуги до любых действий по обслуживанию потребителей, включая продажу товаров, выполнение работ, а не только оказание услуг в узком смысле слова. Такого рода услуги опосредуются не только договорами возмездного оказания услуг, но и другими, как - то: купли-продажи, подряда, страхования . Тем самым В.Ф. Попондопуло, следуя точке зрения А.Ю. Кабалкина, расширяет понятие услуги до понятия обслуживания.
В условиях рыночной экономики круг субъектов услугодателей и услугополучателей расширяется, так как насыщение рынка товарами на¬ходится в прямой зависимости от насыщения рынка услуг. Потре-битель заинтересован в товаре, имеющем прочную сервисную базу. Услуги должны отличаться друг от друга по экономическому содер-жанию, ассортиментам, видам и субъектам, их предоставляющим, но правовое понятие их остается единым. Oт определения правового понятия услуг, его правильности зависят пути и способы адекватных оказания услуг и обслуживания.
"Обслуживание" и "услуга" - взаимосвязанные понятия. При этом обслуживание как определенная работа, как процесс, сумма дейст¬вий, охватывающая соответствующий период, более или менее дли¬тельный, относительно постоянный, нередко выступает носителем различных услуг, как правило, однородного характера. Услугу же характеризует конкретное, обычно разовое действие, хотя мо¬жет быть и комплекс услуг, не переходящий в форму обслуживания. Договор обслуживания включает оказание услуг; в то же время договор услуг заключаться может и на длительный, во всяком случае – определенный, срок, превращая тем самым сумму услуг в обслуживание. Правовая природа услуг и обслуживания характеризуется че¬рез вспомогательно-обеспечительные их свойства. Эти свойства выступают как критерии разграничения общественно-экономических отношений услуг и обслуживания от других общественных отноше¬ний, составляющих предмет гражданского права.
Таким образом, в данном контексте мы придерживаемся мнения Ф.М. Нодирова, что отношения по обслуживанию представляют собой деятельность, направленную на удовлетворение потребностей субъектов, а под услугой понимается конкретная деятельность по удовлетворению потребности конкретного субъекта . Следовательно, отношения по обслуживанию состоят из комплекса услуг, тогда как отношения по оказыванию услуг - из конкретных услуг.
В изучении проблемы туристской услуги надо выяснить, является ли эта услуга материальной или нематериальной. В зависимости от формы продукта труда К. Маркс различал два рода услуг: материальные и нематериальные .
Материальной является услуга, при производстве которой труд, потребляемый в качестве деятельности, одновременно материализуется в своём предмете, т.е. при производстве этой услуги создаётся новая вещь. Если же труд не материализуется в своём предмете, а производит в нём или с ним материальные изменения иным способом, мы также имеем дело с материальными услугами, но иного рода. К ним можно отнести деятельность транспорта в туристской сфере.
Кроме того, особенностью материальных услуг первого вида является то, что деятельность лица, оказывающего услугу и создающего новую вещь, направлена на предметы природы. Материальные услуги второго рода могут быть направлены как на изменение предметов природы, существующих вещей, так и на самого человека (личные услуги). Указанная особенность обусловливает и различия в форме продуктов труда. Так, продукт услуги, которая направлена на изменение объектов природы, производя в них или с ними материальные изменения, выражается в овеществлённой форме. Подобные материальные изменения отражаются на меновой стоимости (она возрастает на сумму, равную стоимости оказанной услуги).
Продукт же личных материальных услуг может быть материализован лишь в самом человеке. Однако хотя отрицать такую материализацию, с точки зрения философии, нельзя, любые изменения, которые происходят с человеком при оказании таких услуг, не могут получить овеществлённого выражения и, конечно, не происходит сложение меновых стоимостей, как это имеет место, например, в транспортной деятельности. То, что объектом воздействия услуги выступает сам человек, сближает личные материальные услуги и услуги, продукты которых существуют лишь в физической форме труда (нематериальные услуги). Различие между этими видами услуг подмечено К. Марксом, который указывал, что по самой «экономической природе услуги её результат не может быть гарантирован исполнителем услуги».
Следовательно, особенность продукта личных материальных услуг заключается в том, что, получая специфическое материальное выражение в личности человека, предполагаемый результат всегда может быть гарантирован исполнителем услуги. К личным материальным услугам следует отнести перевозку пассажиров.
Нематериальная услуга представляет собой единство процесса и продукта труда, которое обусловлено тем, что продукт нематериальной услуги существует лишь в физической форме продукта труда, оказывающего услугу. В отличие от материальных услуг, продукты нематериальных услуг не воплощаются в какой-либо вещественной форме. Материальная же услуга подобного рода единством процесса и продукта труда не обладает, ибо процесс создания материальной услуги имеет физическую форму труда, а продукт материальной услуги существует в овеществлённой форме.
Среди нематериальных услуг можно выделить личные услуги и услуги, направленные на изменение общественных отношений . К первой группе относят все услуги по совершенствованию и восстановлению качеств личности (услуги системы образования, культуры, здравоохранения и других учреждений социально-культурного и просветительского характера). Ко второй группе - услуги финансово-кредитных учреждений, органов государственного управления, охраны общественного порядка, обороны и т.д . Различия в форме продуктов нематериальных услуг настолько незначительны, что позволяют говорить о единстве формы продуктов нематериальных услуг.
Классификация услуг, в основу которой положены различия в форме продуктов труда, служит отражением дифференциации услуг в зависимости от объекта приложения труда. По этому признаку (объекту их приложения) все услуги могут быть дифференцированы на три группы:
- услуги, направленные на изменение объектов природы, вещей;
- услуги, направленные на самого человека;
- услуги, направленные на изменение общественных отношений.
И хотя в правовой доктрине известна классификация туристских услуг на вещественные (связанные с использованием туристом вещей при получении услуги, например, транспортные, услуги по размещению и др.) и невещественные (чистые услуги - отражаются в сознании туриста и трансформируются в определенные знания, например, экскурсионные услуги) , но в любом случае имущественное право по своей природе должно быть связано с правом на вещь, а в данном случае речь идет о праве на получение услуг (которые не являются вещью) .
В.В. Кванина выделяет услуги в широком и узком смыслах: «Под услугой в широком смысле следует понимать любую деятельность, не имеющую овеществленного результата (поручение, хранение, комиссия, перевозка, медицинские, образовательные услуги и др.). А в узком смысле слова под услугой следует понимать деятельность, которая непосредственно направлена не на вещь, а на личность услугополучателя» . По её мнению, к первой группе относятся услуги, которые не подпадают под регулирование главы 39 ГК РФ (Возмездное оказание услуг), ко второй – подпадающие под правовое воздействие данной главы . Среди услуг в «узком смысле слова» следует выделять так называемые «лычные» услуги. Целью обязательств, опосредующих данные услуги, является не достижение эквивалентно-возмездного результата, а удовлетворение разнообразных потребностей; при этом в них неимущественный интерес превалирует над имущественным. Для этих обязательств характерно и то, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение договорного обязательства влечет, как правило, возникновение убытков, которые преимущественно носят моральный характер, а оказание услуги личности требует наибольшей внимательности, квалификации, культуры обслуживания со стороны услугодателя . По мнению В.В. Кваниной, туристическое обслуживание относится к личным услугам .
Все услуги подразделяются на фактические и юридические. Фактические услуги заключаются в совершении фактических действий, направленных на удовлетворение потребностей заказчика (например, хранение, перевозка, медицинские услуги); юридические же услуги сводятся к совершению юридически значимых действий (поручение, комиссия) .
Таким образом, туристская услуга - эта физическая форма процесса и продукта труда по созданию услуги (нематериальная услуга), которая предусматривается 140 статьей ГК РТ, как объект гражданских прав.
Определяя понятия и различия туристской деятельности, туристской услуги и обслуживания следует не согласиться с мнением большинства специалистов о том, что правовое регулирование туристской деятельности находится в сфере гражданского права и большинство туристских норм - это гражданско-правовые нормы. Из выше изложенного можно утверждать, что оказание туристской услуги регулируется гражданским законодательством, а другие правовые вопросы в сфере туризма -предпринимательским законодательством. Соответственно, специальные туристские нормы об оказании туристских услуг не должны противоречить Гражданскому кодексу РТ, и, конечно, не могут не соответствовать Конституции РТ.
Правовое регулирование туристской деятельности осуществляется с помощью специальных туристских нормативно-правовых актов. В этом вопросе мы придерживаемся мнения В.А. Ойгензихта о том, что нормативное регулирование воздействует не на само поведение, а на формирование надлежащего поведения, на сам регулятивный процесс . Туризм в полной мере воспринимает регулирующее воздействие норм различных отраслей права: таможенного, страхового, административного, экологического . Это означает, что в туристском законодательстве гражданское законодательство РТ, которое направлено на стабильное регулирование гражданско-правовых отношений по оказанию туристских услуг, имеет важное значение.
Изучение туристской деятельности с правовой позиции в настоящее время, на наш взгляд, в РТ является вполне актуальным и востребованным. Представляется, что именно такой подход позволит предложить эффективную систему регулирования рассматриваемых отношений, в которой всесторонне будут учитываться ее сущностные особенности, обеспечивая право туриста на квалифицированное оказание туристской услуги. Доказательством этого является то, что туристская деятельность - есть предпринимательская деятельность, которая регулируется национальным законодательством. И поэтому, как подчеркивает профессор М.З. Рахимов, сущность предпринимательской деятельности проявляется в том, что ради осуществления поставленных задач и целей предприниматели организуют производства, причем этой целью, прежде всего, является получение прибыли. Что же касается исключительных случаев отсутствия в предпринимательской деятельности интересов получения прибыли, то это не составляет, обычно, основу деятельности .
Другим правовым вопросом в туристской деятельности являются виды туристской деятельности. В соответствии со ст. 6 Закона РТ «О туризме» основными видами деятельности в сфере туризма являются: 1) организация приема и обслуживания в рамках познавательного, экологического, горно-спортивного туризма, альпинизма, интерохоты и направления туристов за рубеж с целью отдыха, учебы, лечения, религиозного паломничества и коммерции; 2) организация массовых туристско-оздоровительных, развлекательных, специализированных и других мероприятий, связанных с туризмом. Данная норма закона не предусматривает виды туристской деятельности, а просто указывает виды туризма.
Законодательство определяет виды туризма, исходя из различных критериев: соотношения места постоянного проживания туриста и места (цели) путешествия (туризм внутренний, выездной, въездной, международный), источника финансирования (туризм социальный), способа организации путешествия (туризм самодеятельный).
Закон Украины, например, также указывает возможные виды туризма в зависимости от категорий лиц, осуществляющих туристские путешествия, их целей, объектов, которые используются или посещаются, либо иных признаков: 1) детский; 2) молодежный; 3) семейный; 4) для лиц преклонного возраста; 5) для инвалидов; 6) культурно-познавательный; 7) лечебно-оздоровительный; 8) спортивный; 9) религиозный; 10) экологический (зеленый); 11) сельский; 12) подводный; 13) горный; 14) приключенческий; 15) охотничий; 16) автомобильный; 17) самодеятельный и т.п. Особенности осуществления отдельных видов туризма устанавливаются законом. Закон Молдовы к пяти основным видам вводит в дополнение сельский и экологический туризм.
Часть 1 статьи 6 Закона РТ «О туризме» противоречит понятиям «туризм» (абзацу 1 ст.2) и «турист»-а (абзацу 9 ст.2) данного Закона. Это противоречие выражено в том, что паломническая цель исключена из понятия туризма и туриста. Но согласно абзацу 1 ч. 1 статьи 6 Закона РТ «О туризме» одним из основных видов деятельности в сфере туризма является религиозное паломничество.
В соответствии с ч.3 ст.28 Модельного закона «О туристской деятельности» государств-участников СНГ от 16 ноября 2006 года № 27-15 к хозяйственной деятельности в сфере туризма относятся следующие виды деятельности: а) деятельность организаторов туризма (посреднические туристские услуги и предоставление комплексных и (или) отдельных туристских услуг): туроператорская деятельность (услуги туроператоров); турагентская деятельность (услуги туристских агентств, туристских агентов, транспортных бюро, агентств по продаже услуг перевозки); экскурсионная (туристско-экскурсионная) деятельность (туристско-экскурсионные услуги, услуги экскурсоводов, гидов, гидов-переводчиков, специалистов по адаптации); услуги инструкторов по туризму; б) гостиничная деятельность (гостиничные услуги): услуги коллективных средств размещения; услуги специализированных средств размещения; услуги индивидуальных средств размещения; коммунальные услуги в средствах размещения; в) услуги по продвижению туризма: услуги туристских информационных центров (ТИЦ); информационные, консалтинговые, издательские и рекламные услуги; услуги организаторов специализированных выставок, ярмарок и т.д.; г) транспортная деятельность (услуги перевозчиков): услуги по дальнемагистральной перевозке (исключая регулярные перевозки); услуги по организации трансферов; услуги по перевозке на туристских, экскурсионных и экскурсионно-прогулочных маршрутах; речные и морские круизы; транспортные бюро и агентства; д) услуги питания (туристов и экскурсантов, а также кейтеринг); е) иные услуги в сфере туристской индустрии: – санаторно-курортные услуги; услуги профессионально-делового и конгрессного туризма, образовательные услуги; услуги индустрии развлечения и спорта (услуги аттракций, в том числе услуги аниматоров, тренеров, инструкторов); страховые услуги; услуги культуры (в том числе референтов по культуре, музейных работников и содержания объектов экскурсионного показа); услуги паломнических служб; услуги по охране туристов и экскурсантов; услуги по продаже товаров туристского ассортимента, включая продажу сувениров; иные услуги субъектов хозяйствования в сфере туризма.
Под иной деятельностью субъектов хозяйствования в сфере туризма понимается предпринимательская и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на реализацию прав граждан, возникающих в связи с подготовкой и совершением туристских путешествий и поездок.
Из содержание данной статьи можно сделать вывод, что существует 6 видов туристской деятельности, которые осуществляют субъекты туристской деятельности:
1) деятельность организаторов туризма (посреднические туристские услуги и предоставление комплексных и (или) отдельных туристских услуг);
2) гостиничная деятельность;
3) деятельность по продвижению туризма;
4) транспортная деятельность;
5) услуги питания (туристов и экскурсантов, а также кейтеринг);
6) иная деятельность в сфере туризма.
По мнению Н.А. Соколовой, иной деятельностью по организации путешествий можно считать экскурсионную, гостиничную деятельность и т.д . Д.П. Стригунова критически оценивает применение законодательством формулировки «иная деятельность по организации путешествия» . Оказание информационно-консультационных услуг, по мнению Е.Л. Писаревского, относится к «иной деятельности по организации путешествий» .
На основе выше изложенного, на наш взгляд, туристская деятельность имеет такие виды: туроператорская деятельность; турагентская деятельность и иная деятельность в сфере туризма (экскурсионная, гостиничная, транспортная деятельность).
Таким образом, анализ законодательства Республики Таджикистан и зарубежных стран, а также научных мнений дает нам право определить характерные особенности туристской деятельности, с помощью которых можно различать её от аудиторской, инвестиционной и других видов деятельности. К этим особенностям относится следующее:
Во-первых, целью туристской деятельности является получение прибыли.
Во-вторых, это деятельность, которую могут осуществлять только отдельные исполнители, имеющие лицензию на её выполнение. Поскольку она неразрывно связана с личностью исполнителя, качество ее оказания во многом зависит от уровня знаний туристского работника, его умения и квалификации. Требование, предъявляемое к таким исполнителям, реализуется через установленную государством систему лицензирования.
В-третьих, по направленности воздействия туристской деятельности она всегда оказываются физическому лицу (туристу) для удовлетворения его личных нужд. Оказание туристской услуги преследует вполне конкретную цель - познавательную, социально-коммуникативную, спортивную, эстетическую, эмоционально-психологическую, оздоровительную, творческую, религиозную. Турист (заказчик) обращается к туроператору или турагенту с целью удовлетворения личных нужд. Такое удовлетворение выражается в деятельности туроператора и турагента по формированию, продвижению и реализации туристской услуги.
В-четвертых, несмотря на то, что предоставление и пользование туристскими услугами имеет конкретную цель, результат услуги по большей части не может быть гарантирован исполнителем. При этом потребителю гарантируется лишь осуществление определенного вида деятельности, направленного на достижение какого - либо полезного эффекта. Однако желаемого получателем (потребителем) полезного эффекта можно достигнуть или нет. Невозможность установления гарантии вызвана спецификой обязательства по оказанию туристской услуги, которая заключается в том, что её исполнение напрямую связано с встречными действиями самого туриста, а также с особенностями объекта, на который воздействует исполнитель.
На основе выше изложенного для устранения противоречий необходимо конкретно указать виды предпринимательской деятельности субъектов туристской деятельности и для этого нужно статью 6 Закона РТ «О туризме» изложить в новой редакции. В частности, в данной статье изложить следующее:
«К предпринимательской деятельности в сфере туризма относятся следующие виды деятельности:
а) туроператорская деятельность;
б) турагентская деятельность;
в) иная деятельность в сфере туристской деятельности: экскурсионная деятельность; гостиничная деятельность; транспортная деятельность; услуги общественного питания; иные услуги в сфере туристской деятельности».

Опубликовано на Порталусе 15 апреля 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): понятие туристской деятельности, виды туристской деятельности



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама