Рейтинг
Порталус

Правовой статус туроператора и турагента

Дата публикации: 15 августа 2011
Автор(ы): Сангинов Дониёр Шомахмадович
Публикатор: Daniel
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1313401380


Сангинов Дониёр Шомахмадович, (c)

Сайт автора: doniyor_sanginov@mail.ru

В соответствии с п.19 ст.2 Закона Республики Таджикистан «О туризме» субъектом туристской деятельности являются юридическое и физическое лицо, в том числе иностранное юридическое или физическое лицо или лицо без гражданства, предоставляющее туристские услуги в соответствии с установленным Законами Республики Таджикистан порядком. Данный Закон предусматривает два субъекта по формированию, продвижению и реализации туристского продукта - туроператор и турагент, которые осуществляют туроператорскую и турагентскую деятельность.
Туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическими или физическими лицами. Турагентская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическими и физическими лицами.
Из сказанного возникают два вопроса: 1) туроператор и турагент являются ли предпринимателями? 2)туроператор и турагент в каких организационно правовых формах могут создаваться?
Традиционно участниками (субъектами) предпринимательской деятельности являются индивидуальные предприниматели и юридические лица. Индивидуальный предприниматель (торговец) - самый древний из всех субъектов предпринимательской деятельности. Он обладает особым правовым статусом, который расположен на стыке правомочий обычных граждан и коммерческих организаций. В отношении предпринимателя, как и любого гражданина, действуют правила об ограничении и лишении дееспособности, признании безвестно отсутствующим или умершим. Его имущество переходит по наследству, в том числе вовлеченное в предпринимательскую деятельность. В то же время к деятельности индивидуального предпринимателя применяются положения законодательства о коммерческих организациях (ст. 24 ГК РТ). Формальным условием для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности является легитимность. Легитимность (законность) предпринимательской деятельности означает ее осуществление лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя .
А юридические лица традиционно разделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Но это разграничение весьма условно, поскольку некоммерческие организации также вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Правда, извлечение прибыли не является для них основной целью деятельности, и поэтому она не распределяется среди участников, а направляется на достижение уставных целей организации. В целом предпринимательская деятельность по своему характеру должна соответствовать целям деятельности некоммерческой организации согласно ее уставу. Для осуществления самостоятельной предпринимательской деятельности ассоциация (союз) юридических лиц создает хозяйственное общество, участвует в хозяйственном обществе или преобразуется в хозяйственное общество или товарищество. Юридическое лицо создается, в первую очередь, для оформления коллективных интересов; оно организует внутренние отношения между участниками, преобразуя их волю в волю организации, позволяя ей выступать в гражданском обороте от собственного имени. На наш взгляд, понятие интереса, данное Е.П. Губиным, является полным. По его мнению, «Интерес является той силой, которая направляет, толкает субъектов к деятельности, лежит в основе этой деятельности. Он обладает элементом направленности» . Юридическое лицо является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, без чего невозможна полноценная предпринимательская деятельность. Деятельность акционеров (учредителей) является не предпринимательской, а "иной не запрещенной законом деятельностью", хотя она также сопряжена с рисками, поскольку само акционерное общество осуществляет предпринимательскую деятельность. В нашем законодательстве конструкция юридического лица описывается через несколько признаков - это, во-первых, организационное единство, которое проявляется в соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих структуру юридического лица, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Среди коммерческих организаций только участники хозяйственных товариществ могут специально не создавать какие-либо органы управления, а вести дела совместно или поручать их одному из товарищей. Во-вторых, имущественная обособленность создает материальную базу для деятельности юридического лица и при необходимости служит объектом притязаний кредиторов. В-третьих, юридическое лицо, как правило, не отвечает по обязательствам своих участников, так же как и участники не отвечают по обязательствам созданного ими юридического лица. Однако законодательство предусматривает два случая, когда учредители могут нести субсидиарную ответственность по долгам созданного ими юридического лица: если это юридическое лицо создано на праве оперативного управления (казенные предприятия, учреждения) и если его банкротство вызвано виновными действиями учредителя, давшего соответствующие указания по заключению сделок, и т.п. В-четвертых, юридическое лицо участвует в предпринимательской деятельности от собственного имени. Приобретение (и отчасти осуществление) прав и обязанностей является прерогативой органа юридического лица (единоличного или коллегиального); действия работников организации также могут рассматриваться как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответственность в той мере, в какой эти действия охватываются их служебными обязанностями.
В соответствии со ст. 17 Закона Республики Таджикистан от 17 мая 2004 г. № 37 "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, входит «туристская деятельность». Физические и юридические лица, независимо от организационно-правовых форм и собственности, изъявившие желание заниматься отдельными видами деятельности, подлежащими лицензированию, обязаны получить лицензию в порядке, установленном Положением об особенностях лицензирования отдельных видов деятельности. Осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без лицензии запрещается. Право осуществления лицензируемой деятельности у юридического или физического лица наступает с момента получения лицензии. Лицензия, выданная юридическому лицу, является единственным документом, дающим право заниматься указанным в ней видом деятельности. В соответствие с главой 41 постановления Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении Положения об особенностях лицензирования отдельных видов деятельности» физические и юридические лица после получения лицензии при организации туристских услуг обеспечивают выезжающих и внутренних туристов путёвками единого образца. К туристской деятельности относятся работы по организации путешествий, экскурсий и связанных с ними услуг на каналах въездного, выездного и внутреннего туризма (туристские агентства, туроператоры, экскурсионные организации, гостиницы, кемпинги, непосредственно занимающиеся организацией туристской деятельности).
Возникает вопрос: для осуществления туристской деятельности туроператору и турагенту обязательно ли получить лицензию? Возможно ли из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, статьи 17 Закона РТ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исключить данную деятельность?
В соответствие со статьей 4 данного Закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Республики Таджикистан и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
К туристской деятельности относятся работы по организации путешествий, экскурсий и связанных с ними услуг на каналах въездного, выездного и внутреннего туризма (туристские агентства, туроператоры, экскурсионные организации, гостиницы, кемпинги, непосредственно занимающиеся организацией туристической деятельности). Комитет по делам молодежи, спорта и туризма при Правительстве Республики Таджикистан выдает лицензию для осуществления туристской деятельности при соблюдении таких требований и условий юридическими лицами и обязательства соискателей лицензии:
- наличие в штате юридического лица не менее одного работника, имеющего специальное образование в сфере туризма, или стаж работы в сфере туризма не менее 3 лет;
- повышение не реже одного раза в три года квалификации работников юридического лица, занятых непосредственно организацией путешествий, экскурсий и связанных с ними услуг;
- наличие собственного или арендованного служебного помещения с соответствующим оборудованием;
- оказание туристских услуг только после заключения с клиентом договора (контракта), соответствующего требованиям законодательства Республики Таджикистан;
- доведение до каждого туриста полной информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о правилах поведения во время туристской поездки за рубеж;
- предоставление потребителю туристских услуг полной информации о режиме работы организатора туристских услуг, его юридическом адресе, наличии лицензии, сертификатов на услуги, фамилии и имени ответственных лиц, отвечающих за ведение конкретных направлений туристской деятельности;
- копия договора с страховой организацией о страховании туристов;
- наличие системы обеспечения безопасности туристов, оказания медицинской и иной помощи при травматизме, заболевании и в других случаях.
А индивидуальными предпринимателям:
- специализированная подготовка, квалификационный документ и опыт по организации туристских путей;
- разработанные туристские пути;
- медицинская справка о состоянии здоровья.
Физические и юридические лица после получения лицензии при организации туристских услуг обеспечивают выезжающих и внутренних туристов путёвками единого образца. Для въезжающих туристов вводится реестр въезда иностранных туристов. Путёвки единого образца и реестр въезда иностранных туристов разрабатываются и контролируются Комитетом молодежи, спорта и туризма при Правительстве Республики Таджикистан в целях ведения точной статистики туристских услуг. Путёвки единого образца являются обязательным документом, удостоверяющим положительное заключение договора между туристским агентством и туристом.
Субъекты туристской деятельности, имеющие лицензию, после организации путешествия граждан за границу или приёма иностранных граждан представляют письменный отчет в Комитет.
Для получения лицензий заявителю необходимо представить следующие дополнительные документы:
- документы, подтверждающие наличие филиалов, представительств и территориально обособленных объектов юридического лица, посредством которых осуществляется туристская деятельность, копии положений, приказы о назначении руководителей, доверенность на руководителя, адреса, расчетные счета в банках;
- для иностранных юридических и физических лиц предоставляется в установленном порядке нотариально заверенный документ иностранного государства или уполномоченного на то органа, удостоверяющий право юридического и физического лица заниматься туристской деятельностью, легализованный консульским учреждением Республики Таджикистан за рубежом или соответствующими структурами Министерства иностранных дел Республики Таджикистан.
Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
- предоставление лицензий;
- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;
- продление срока действия лицензии;
- приостановление действия лицензии;
- возобновление действия лицензии;
- аннулирование лицензии (в случаях, предусмотренных в статье 14 Закона Республики Таджикистан "О лицензировании отдельных видов деятельности");
- ведение реестра лицензий;
- контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом в пределах его компетенции. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции имеет право проводить проверки деятельности лицензиата на предмет её соответствия лицензионным требованиям и условиям. Проверки должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона Республики Таджикистан "О проверках деятельности хозяйствующих субъектов".
Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить лицензирующему органу о выявленных нарушениях и принятых мерах.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Беларусь «О туризме» для защиты прав и законных интересов туристов производятся лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, сертификация туристского продукта . Туристические услуги на территории Республики Молдова оказываются и реализуются хозяйствующими субъектами - обладателями туристических лицензий . Такие положения закреплены в Законах Республики Узбекистан , Республики Туркменистан и т.д.
На наш взгляд, государственным рычагом, регулирующим туристскую деятельность, является лицензирование, и с его помощью в данное время государство ведет контроль туристской деятельности.
Выше приведено доказательство того, что туроператор и турагент являются предпринимателями. И на второй вопрос мы ответим, что туроператор и турагент являются коммерческими организациями и с целью улучшения обслуживания туристов, внедрения позитивного опыта работы могут создавать свои объединения, являющиеся некоммерческими организациями.
По Закону РТ «О туризме» в понятии турагенской и туроператорской деятельности указывается вид их деятельности. Различают три вида деятельности туроператоров и турагентов в туристской сфере:
- деятельность по формированию туристской услуги;
- деятельность по продвижению туристской услуги;
- деятельность по реализации туристской услуги.
Лица, занимающиеся такой деятельностью, осуществляют полный цикл работ по организации путешествий, начиная от поиска объектов путешествия (целей, маршрутов и т.п.), правового и материально-технического обеспечения путешествий, включая перевозку, размещение, питание туристов и т.д. (формирование туристской услуги) до организации мер по различным видам рекламы (продвижение туристской услуги) и реализации туристской услуги. Четвёртого вида деятельности турагента и туроператора по организации путешествий Закон РТ «О туризме» не предусматривает.
Формирование туристского продукта по Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» - это, прежде всего, отличительная функция туроператорской деятельности - только туроператоры могут заключать и исполнять договоры с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт . Но здесь стоит обратить внимание, что законодатель не учел один очень важный момент - туроператор не только может заключать договоры с третьими лицами, но и самостоятельно, от собственного имени исполнять некоторые услуги, входящие в турпродукт, заказываемый и потребляемый туристом.
В европейском праве понятия «продвижение туристского продукта» нет. Опосредованно используется понятие promotion или promotion media применительно к рекламной практике (в туризме).
Закон Азербайджана в ст. 1 использует сходное понятие - "приведение в действие туристической продукции" - комплекс мероприятий (реклама, специализированные выставки, участие в ярмарках, организация туристско-информационных центров по продаже туристической продукции, издание каталогов, буклетов и др.), направленных на продажу туристической продукции.
Закон Грузии прямо не приемлет понятия "продвижение", но опосредованно в ст. 10 дает определение назначения государственных средств, выделяемых на развитие туризма и курортов. Средства в целях разработки государственной концепции развития в Грузии туризма и курортов, рекламы, пропаганды исторического и культурного наследия страны и научного обеспечения туристского и курортного потенциала, разработки инвестиционных проектов туристских и курортных объектов, вступления в международные организации и сотрудничества с ними могут быть выделены из государственного бюджета.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под продвижением туристского продукта прежде всего понимает комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта.
Неоднократно многими авторами отмечался дуализм толкования слова "реализация", имеющего иностранное происхождение . С одной стороны, реализация означает продажу. Деятельность турагентов и туроператоров, прежде всего, направлена на достижение главной цели - продажи туристского продукта конечному потребителю. С другой стороны, реализация означает исполнение. Вот здесь зачастую вставал вопрос: а являются ли туроператоры и турагенты исполнителями по договорам на туристское обслуживание и можно ли в полной мере сказать, что они реализуют турпродукт? Ведь, как отмечает О.Н. Викулова, туроператоры, а особенно турагенты, выполняют роль посредников между исполнителями туристских услуг и потребителями. Данное определение как раз и дает объяснение данной коллизии, закрепляя под термином "реализация туристского продукта" деятельность по заключению договоров с туристами и заказчиками, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию (т.е. исполнению) туристу услуг.
В статье 2 Закона РТ «О туризме» в определении «туроператорская деятельность» и «турагентская деятельность» и указывается, что деятельностью этих субъектов является «формирование, продвижение и реализация туристского продукта». В данном Законе только предусмотрено понятие «продвижение туристского продукта» как комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и др.). Однако о понятии «формирование и реализации туристского продукта» в Законе нет ни одной нормы. Указание в Законе РТ «О туризме» только названия деятельности, не предусматривающего его сущность, не только затрудняет на практике осуществления данной деятельности, но и приводят к различным трактовкам этих видов деятельности туроператором и турагентом.
Как видно, понятие туристской деятельности сформулировано на основе функционально-организационных признаков. Поэтому иная туристская деятельность (кроме деятельности туроператоров и турагентов) должна быть более четко определена Законом как в функциональном, так и в организационном плане, включая вопросы лицензирования и стандартизации этой деятельности. Отнесение той или иной деятельности к туристской имеет не только понятийное значение. Это влечет за собой специальное государственное регулирование согласно закону, в том числе предоставление различных льгот экономического характера. Между тем в числе возможных получателей этих льгот конкретно упоминаются лишь туроператоры и турагенты.
Из понятий, указанных в Законе РТ «О туризме», не просматривается правовое различие между туроператором и турагентом.
В Федеральном законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» между туроператором и турагентом можно найти два различия: во-первых, туроператор осуществляет три вида деятельности - формирование, продвижение и реализацию туристского продукта, а турагент осуществляет два вида деятельности - продвижение и реализацию туристского продукта; во-вторых, туроператор является юридическим лицом, а - турагент юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем.
На наш взгляд, второе является правовым ограничением для индивидуального предпринимателя, потому что в соответствии с ч. 2 ст. 24 ГК РТ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РТ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения.
Чтобы понять суть деятельности и различия этих субъектов, рассмотрим научные мнения. По мнению В.А. Квартальнова, организации, занимающиеся составлением и продажей туров, называются туристско-экскурсионными организациями. На практике они могут называться по-разному: туристское бюро, бюро путешествий, турагентство и т. д . Но с точки зрения вида предпринимательства на туристском рынке их можно подразделить на туристские агентства и туристских операторов. Термины «турагент» и «туроператор» определяют направление предпринимательской деятельности юридического и физического лица в сфере туризма (далее - субъекта). Что означают эти термины?
Туристская услуга формируется субъектами туристской деятельности, причастными к обслуживанию людей на отдыхе и в путешествии. Это транспортные фирмы и компании, гостиницы, рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, музеи и выставки, парки аттракционов, досугово-развлекательные предприятия, шоу-, кино-, видео-бизнес, азартные мероприятия и заведения, спортивные и курортные организации. Словом, все те, кто может оказать необходимые услуги. Комплектацией туристского продукта, т. е. формированием набора услуг под названием «тур», занимаются туроператоры. Туроператор (в некоторых странах его называют турорганизатором) производит дифференцированные туристские продукты из составляющих услуг в соответствии с потребностями и пожеланиями клиентов. Турагент реализует туристский продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив - туры) или в виде свободного набора услуг (заказные туры - продажа услуги); - организация продажи товара за комиссионные. А значит, туроператор - это организация или физическое лицо, занимающееся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. Туроператор разрабатывает туристские маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены на туры, передает туры турагенту для их последующей реализации туристам. А турагент - это организация или физическое лицо-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроператором туров. Турагент приобретает туры у туроператора и реализует их потребителю. Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта размещения и обратно . Главной рыночной ролью этих организаций является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами, порой сильно разобщенных как во времени, так и территориально. Это специфический туристский вид бизнеса. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления.
Основными функциями туроператора и турагента являются комплектующая, сервисная, гарантийная. Комплектующая функция - это комплектация тура из отдельных услуг - для рецептивного туроператора; комплектация комбинированных туров из туров рецептивных - для инициативного туроператора; комплектация пакетов туров с транспортными и некоторыми другими видами услуг - для турагента.
Сервисная функция - это обслуживание туристов на маршрутах, обслуживание туристов в офисе при продаже пакетов туров.
Гарантийная функция - это предоставление туристам гарантий по заранее оплаченным туристским услугам в обусловленном количестве и на обусловленном уровне. Согласно международному законодательству и законодательству Таджикистана перед туристом несет полную ответственность за обслуживание тот субъект, который сформировал и продал ему пакет услуг, независимо от того, сам он предоставляет эти услуги или третье лицо (поставщик услуг). Обычно туроператор - это более крупная компания, чем турагент, имеющая головной туроператорский офис и несколько филиалов - агентскую сеть. Многие крупные туроператоры имеют агентские сети по всему миру. При этом, независимо от наличия собственной агентской сети, туроператор заключает агентские соглашения с независимыми турагентствами на продажу своих туров. Чем больше у туроператора партнеров - турагентов, чем в большем количестве стран и регионов они расположены, тем шире объемы продаж и соответственно больше туристов, выше прибыль, успешнее дела.
Турагенты и туроператоры могут иметь разнообразные формы собственности. Они могут быть частными, государственными - суть предпринимательской деятельности и рыночные функции их от этого не меняются. Главной рыночной задачей как турагента, так и туроператора является обретение устойчивого положения на туристском рынке и получение устойчивой прибыли. Необходимо найти свою нишу, свой сегмент потребителей на основе дифференциации туристского рынка. Как отмечает И. И. Пирожник, «Турагентства - достаточно распространенный вид бизнеса в туризме» . Конкуренция подталкивает туристские фирмы к поиску своей ниши в турбизнесе при помощи приспособления к реальному спросу с учетом различий между отдельными группами потребителей. Значительная часть фирм действует как розничные турагентства, работая с клиентами напрямую. Основные задачи турагентства - это полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристским центрам и др., продвижение этой информации с помощью рекламы, организация продажи туристского продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристского рынка. Туристские агентства могут иметь разнообразные формы, например, чисто туристские агентства по продаже туров, сформированных туроператорами, на условиях комиссионного вознаграждения, транспортно-туристские агентства по организации транстуров. Здесь возникают перспективы для создания совместных предприятий с транспортными организациями: авиационно-транзитными предприятиями, авиакомпаниями, железными дорогами. Вариантом взаимодействия с перевозчиками также являются агентские соглашения по реализации транспортных билетов, турагентства (бюро реализации) при туроператоре, реализующие в основном собственные продукты, но продающие и приобретенные туры. С точки зрения специализации турагентства могут быть многопрофильными (наиболее распространены), т. е. осуществляющими комплексное обслуживание любых видов клиентов, включая отпускников, командированных и группы.
По виду деятельности туроператоры в отличие от турагентов бывают:
1) операторы массового рынка. Они продают большое число турпакетов, в которых часто используются чартерные авиарейсы в определенные места назначения, главным образом в места назначения массового туризма;
2) специализированные операторы - это туроператоры, специализирующиеся на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т. д). В свою очередь, такие специализированные операторы подразделяются на туроператоров:
а) специального интереса (например, спортивно-приключенческий туризм, организация сафари в Африке и др.);
б) специального места назначения (например, Англия, Франция и т. д.);
в) определенной клиентуры (молодежные, бизнес-туры, семейные туры и т. д.);
г) специальных мест размещения (например, дома отдыха, турбазы и т. д.);
д) использующих определенный вид транспорта (авиационный транспорт, теплоходы, ж/д поезда, автобусы).
По месту деятельности туроператоры подразделяются на:
1) Местные (внутренние) операторы - они ориентируют турпакеты назначением в пределах страны происхождения.
2) Выездные операторы - они ориентируют турпакеты на зарубежные страны.
3) Операторы на приеме - они базируются в месте назначения (в стране назначения) и обслуживают прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.
Кроме того, в более общем смысле принято разделять туроператоров на инициативных и рецептивных:
- инициативные туроператоры - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с туристскими предприятиями. Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристского продукта, состоящего (по нормам ВТО) из не менее чем трех услуг: размещение, транспортировка туристов и любая другая услуга, не связанная с первыми двумя. Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивает проезд к месту начала путешествия и обратно и организует предоставление внутримаршрутного транспорта. К таким туроператорам относятся выездные туроператоры и внутренние туроператоры, занимающиеся отправкой внутренних туристов в другие регионы своей страны;
- рецептивные туроператоры - это туроператоры на приеме, т. е. комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т. д.). К ним относятся туроператоры на приеме и внутренние туроператоры, обслуживающие своих граждан также на приеме.
На наш взгляд, туроператоров и турагентов необходимо различать по следующим признакам:
Во-первых, по системе доходов. Туроператор покупает некоторую туристскую услугу, и его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи; очень часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексную туристскую услугу со своим механизмом ценообразования. В то же время турагент действует как розничный производитель, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужой туристской услуги; турагент реализует туристскую услугу (часто и отдельные услуги, например, авиабилеты, номера в гостиницах) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг.
Во-вторых, по принадлежности туристской услуги. Туроператор всегда имеет запас туристской услуги для продажи, а турагент запрашивает определенную услугу, только когда клиент выражает покупательский интерес.
В соответствии со статьей 11 Закона РТ «О туризме» определяется правовое положение туроператора и турагента как субъектов туристской деятельности. В части 1 данной статьи указано, что «Права субъектов туристской деятельности определяются Законами Республики Таджикистан "О предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан", "О внешней экономической деятельности", "Об антимонопольной деятельности", "Об иностранных инвестициях", Налоговым кодексом Республики Таджикистан, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан». Надо отметить, что, во-первых, эта часть статьи имеет расплывчатый характер, а во-вторых, некоторые указанные в ней законы утратили силу и

приняты новые .
На основе выше изложенного мы предлагаем часть 1 статьи 11 Закона РТ «О туризме» изложить в новой редакции, которая имеет следующее содержание:
«Субъекты туристской деятельности имеют право:
- на формирование, продвижение и реализацию туристских услуг в соответствии с законодательством Республики Таджикистан;
- на внесение предложений по охране туристских ресурсов, их сохранению и восстановлению, порядку использования;
- на внесение предложений по совершенствованию образовательных программ по профессиональному обучению в отрасли туризма, повышению уровня профессиональной подготовки работников и специалистов в отрасли туризма;
- на установление объектам туристской индустрии, собственниками которых они являются, соответствующей категории при прохождении установленных процедур классификации, сертификации;
- на получение в установленном порядке информации, необходимой для осуществления их деятельности, в органах государственной власти;
- на участие в установленном порядке в разработке программ развития туризма и курортно-рекреационной сферы;
- на создание объединения (ассоциации, союзы) в целях координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов;
- на возмещение убытков, причиненных в результате незаконных решений, действий или бездействия органов государственной власти, их должностных лиц».
В Федеральном Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в отличие от нашего Закона РТ «О туризме», есть следующие положения о туроператоре и турагенте :
- туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур;
- при продвижении туристского продукта туроператор и турагент несут ответственность за достоверность информации о туристском продукте в порядке, установленном законодательством. Если письменная информация о туристском продукте содержит все существенные условия договора, предусмотренные Гражданским кодексом, а также законом, и оформлена как предложение, из которого усматривается воля туроператора или турагента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, такое предложение признается офертой (публичная оферта);
- туроператор или турагент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. При этом сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать два размера стоимости туристского продукта;
-претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии;
-конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указываются в туристской путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом;
-туроператоры и турагенты в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в порядке, установленном законодательством.
В Законе Республики Таджикистан «О туризме» таких положений не предусмотрено. По Закону РТ «О туризме» правовое положение туроператора и турагента одинаково, и это наводит на мысль, что если нет различий между правовым статусом этих субъектов, то необходимо исключить один из них, например, турагента, из осуществления туристской деятельности. Это говорит о том, что в нашем Законе нужно определить эти положения и определить понятие туроператора и турагента для конкретизирования их правового статуса как субъектов туристской деятельности.
На основании анализа законодательства стран СНГ и Таджикистана мы предлагаем сформулировать следующие определения туроператора и турагента в ст. 2 Закона РТ «О туризме»:
«Туроператор – это лицо, от своего имени осуществляющее предпринимательскую деятельность по формированию, продвижению и реализации туристской услуги;
Турагент - это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по передвижению и реализации туристской услуги, созданной туроператором».
Из выше изложенного возникает вопрос: действуют ли туроператоры и турагенты в Республике Таджикистан? В данное время в Республике Таджикистан официально действуют 158 туристических компаний. Например, туристская организация «Интурист-Таджикистан» в 2006 году предоставила туристские услуги 4644 иностранным туристам .
Для устранения этих пробелов и законодательного регулирования трех видов деятельности туроператоров и турагентов, мы предлагаем четко дать понятие формирования и реализации туристской услуги, а также заменить существующее понятие «продвижение туристской услуги» в статье 2 Закона следующим образом:
« - формирование туристской услуги - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в тур (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
- продвижение туристской услуги - комплекс мер, направленных на реализацию тура (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);
- реализация туристской услуги - деятельность туроператора или турагента по заключению договора на туристское обслуживание с туристом, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором».

Опубликовано на Порталусе 15 августа 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): туроператор, турагент



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама