Рейтинг
Порталус

ВТО и развитие туризма в Таджикистане

Дата публикации: 25 сентября 2012
Автор(ы): Сангинов Д.Ш.
Публикатор: Daniel
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1348551780


Сангинов Д.Ш., (c)

В современном мире туризм играет позитивную роль не только в деле сотрудничества, солидарности и культурного обмена между разными странами. Развитие туризма может не только обеспечивать удовлетворение рекреационных потребностей населения, но и способствует решению важнейших социально-экономических проблем как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах. В туристских развитых странах валютные поступления от туризма составляют от 10 до 35 % от суммы всего экспорта.
Уже в 60-70-х годах ООН и ЮНЕСКО рассматривали развитие туризма как "чудодейственный шанс" для решения острейших социально-экономических проблем развивающихся стран. Поставляя на международный рынок возобновляющиеся туристские ресурсы развивающихся стран смогли быстро получить нужную им твердую валюту, создать новые рабочие места, модернизировать свою экономику. С помощью международного туризма, таким образом, осуществляется процесс перемещения потребления. Развивающийся туристский бизнес потребовал объединения организаций которые им занимаются не только в национальных рамках, но в мировом масштабе, В 1898 г, в Люксембурге было создано первое такое объединение названное "Международной лигой туристских организаций".
В 1925 г. в Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма, в котором приняли активное участие представители 14 европейских государств. В результате был создан первая в этой сфере организация Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма (МКОАПТ), 1927 г. Международный конгресс официальных туристских организаций (МКОТО), 1930 г. был учрежден Международный союз организаций по пропаганде.
Послевоенный период потребовал совершенствования организационной структуры по руководству мировым туризмом. Поэтому в 1947 г. все перечисленные организации были реформированы, а на их базе в Париже учрежден Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО). Действительными членами этой организации стали представители 116 государств.
Впоследствии под патронажем ООН была создана Всемирная Туристская Организация (ВТО) - единственная в мире специализированная организация по иностранному туризму. ВТО правопреемник МСОТО -Международного союза официальных туристских организаций (1947), была основана в соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН в 1975 году. Штаб-квартира находится в Испании, (г.Мадрид, 28020, Capitan Naua 42). Устав ВТО принят 27 сентября 1975 года. Начиная с 1980 года, этот день отмечается как Всемирный день туризма, который ежегодно проводится под определенным девизом. Датой "рождения" ВТО считается 2 января 1975 г. - в этот день вступили в силу ее уставные нормы и правила. Каждые 4 года ВТО созывает сессии, между которыми работает исполнительный совет генеральной Ассамблеи.
Заметным событием стало проведение 2-й всемирной конференции (Манила, Филиппины, 1980) ВТО. На своей VI сессии Генеральной Ассамблеи (София 1985) ВТО утвердила "Хартию туризма" и "Кодекс туризма", а также приняла специальную резолюцию о роли туризма в деле укрепления мира, а также резолюцию по молодежному туризму.
Деятельность ВТО
Цели и задачи. Согласно п. 1 ст. 3 устава, основной целью ВТО является «содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии». В п. 2 этой статьи, в частности, сказано, что, преследуя эту цель, организация обратит особое внимание на интересы развивающихся стран в области туризма». В устав вошло и другое принципиальное положение, которое оговаривалось при формировании принципов деятельности ВТО, а именно Важность и необходимость сотрудничества с организациями системы ООН. В частности, в п. 3 ст. 3 сказано, что ВТО «установит и будет поддерживать эффективное сотрудничество с соответствующими органами ООН и ее специализированными учреждениями» и «изыщет возможность установить деловые отношения с Программой развития ООН, а также примет участие в ее деятельности в качестве участвующего и исполнительного агентства».
В связи с тем, что ВТО «будет вести поиск к заключению отдельных соглашений о сотрудничестве с другими учреждениями системы ООН, которые занимаются туризмом или связаны своей деятельностью с туризмом», были заключены рабочие соглашения с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), Международной морской организацией (ИМО), которая в то время носила название «Межправительственная морская консультативная организация» (ИМКО). Эти соглашения вошли в силу в 1978 году. В дальнейшем были подписаны соглашения с ЮНЕСКО, МОТ, ФАО, ЮНЕП и ВОЗ.
Основные положения ВТО
1. Туризм - форма проведения свободного времени.
2. Туризм - эффективное средство содействия социально-экономическому росту страны.
3. Естественная, культурная и человеческая окружающая среда - основное условие развития туризма.
4. Туризм носит гуманный характер.
5. Каждый человек имеет право на свободные путешествия.
6. Упрощение формальностей путешествий - основа развития туризма.
7. Безопасность и защита туристов, уважение их достоинства - важнейшие условия развития туризма.
8. Государства должны принимать меры по борьбе с терроризмом, совершенствовать качество туристских услуг, планировать развитие туристской инфраструктуры.
Структура ВТО
Высшим органом ВТО является генеральная ассамблея, которая созывается на очередные сессии каждые 2 года.
Действительные и ассоциированные члены могут быть представлены на сессии не более чем 5 делегатами, один из которых выполняет функции главы делегации. Присоединившиеся члены назначают на сессию до 3 наблюдателей из состава Комитета присоединившихся членов.
Уставом ВТО предусматривается также созыв чрезвычайных сессий генеральной ассамблеи по просьбе исполнительного совета или большинства действительных членов организации.
Генеральная ассамблея может рассматривать любой вопрос и разрабатывать рекомендации по любому вопросу. В ее функции, в частности, входят:
- избрание своего президента и вице-президентов;
- избрание членов исполнительного совета;
- назначение генерального секретаря (по рекомендации исполнительного совета);
- избрание ревизоров;
- утверждение финансового регламента ВТО;
- определение общих направлений по управлению организацией;
- утверждение положений о персонале секретариата ВТО;
- утверждение общей программы работы ВТО;
- утверждение бюджета ВТО и руководство финансовой политикой организации в целом;
- создание технических и региональных органов, необходимых для проведения работы;
- рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности организации и ее органов, а также принятие необходимых мер по реализации рекомендаций по отчетам;
- утверждение или наделение полномочиями по утверждению соглашений, заключаемых с правительствами и международными организациями, а также частными организациями и лицами;
- подготовка рекомендаций по заключению международных соглашений по кругу ведения организации;
- принятие решений в соответствии с уставом ВТО о приеме в члены организации.
Для претворения в жизнь своих решений и рекомендаций генеральная ассамблея утвердила в рамках ВТО 6 региональных комиссий: для Африки (КАФ), Америки (КАМ), Восточной Азии и Тихого океана (КАМ), Европы (КЕВ), Ближнего Востока (КМЕ) и Южной Азии (КСА). Заседания региональных комиссий проводятся регулярно под руководством председателя и двух вице-председателей, избираемых на срок 2 года в рамках каждой - комиссии.
Руководящим органом ВТО является исполнительный совет, который в период между сессиями генеральной ассамблеи принимает необходимые решения по административным и техническим вопросам (в пределах функциональных и финансовых возможностей организации).
В функции исполнительного совета ВТО, в частности, входят:
- принятие необходимых мер (в том числе по консультации с генеральным секретарем организации) для обеспечения выполнения всех решений и рекомендаций генеральной ассамблеи, а также отчет об этом перед ассамблеей;
- получение и рассмотрение отчетов генерального секретаря о деятельности организации;
- разработка и представление предложений генеральной ассамблее;
- рассмотрение общей программы работы организации, перед тем как направить ее на рассмотрение генеральной ассамблее;
- представление генеральной ассамблее отчетов и рекомендаций по административным счетам и проектам бюджета организации;
- создание любых вспомогательных органов, необходимых для деятельности совета;
- выполнение любых других функций, которые могут быть поручены генеральной ассамблеей.
При исполнительном совете имеется ряд вспомогательных органов. К ним относятся:
Технический комитет по программе и координации (ТКПК), главной задачей которого является рассмотрение вопросов, связанных с общей программой работы организации;
Бюджетно-финансовый комитет (БФК), который занимается предварительным исследованием бюджетно-финансовых вопросов с целью подготовки рекомендаций исполнительному совету;
Комитет по окружающей среде, в работе которого могут участвовать все члены исполнительного совета;
Комитет по упрощению формальностей, в круге ведения которого находится весь комплекс вопросов, связанных с проблемами передвижения людей как в международном, так и в национальном масштабе. Комитет открыт для работы всем членам исполнительного совета;
Комитет по статистике, разрабатывающий рекомендации по вопросам сбора, анализа и направления статистических данных по международному и национальному туризму;
Подкомитет по рассмотрению членства в категории присоединившихся членов. Основными функциями подкомитета являются рассмотрение заявок с точки зрения определения квалификационных требований по возможному членству в ВТО и подготовка соответствующих рекомендаций исполнительному совету.
Секретариат ВТО состоит из штата сотрудников (около 90 представителей 30 стран), его возглавляет генеральный секретарь ВТО.
Генеральный секретарь назначается генеральной ассамблеей (по предложению исполнительного совета) большинством в две трети присутствующих и голосующих действительных членов. Срок полномочий генерального секретаря - 4 года, с правом переизбрания. Генеральный секретарь ответствен перед генеральной ассамблеей и исполнительным советом и выполняет их указания. В частности, он представляет отчеты о деятельности организации, административные счета, проекты бюджета и общей программы работы, а также обеспечивает юридическое представительство организации.
Персонал секретариата, назначаемый генеральным секретарем ВТО, несет ответственность за выполнение работы перед ним, руководствуясь утвержденными уставом персонала и правилами персонала. Как принято во многих международных организациях, при исполнении своих обязанностей генеральный секретарь и персонал секретариата, согласно данной ими присяге и уставу ВТО, «не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед организацией».
С целью оказания эффективной помощи в выполнении рабочей программы организации, а также своей собственной деятельности в рамках ВТО образован Комитет присоединившихся членов, который возглавляют председатель и несколько вицепредседателей.
К структурным особенностям ВТО можно отнести также функционирование института постоянных представителей стран - членов организации.
Финансирование ВТО
Бюджетные расходы ВТО на осуществление административных функций и реализацию общей программы работы покрываются за счет членских взносов и любых других поступлений в соответствии с финансовыми правилами организации. Размер членских взносов определяется по так называемой «формуле Лусака», принятой при формировании ВТО, которая в 1989 году пересмотрена. Формула предусматривает определенный процент бюджета организации, который и определяет фактический размер членского взноса той или иной страны.
Бюджет ВТО, проект которого составляется генеральным секретарем, рассчитывается на двухлетний период. Административные счета организации проверяются двумя ревизорами, которых утверждает генеральная ассамблея (по рекомендации исполнительного совета) сроком на 2 года с правом переизбрания. Ревизоры кроме изучения административных счетов готовят замечания и рекомендации относительно эффективности использования средств, участвуют в контроле за финансовой деятельностью, составлением системы счетов и в целом финансовой результативностью административной работы и практики.
Организация публикует значительное количество материалов, в основном на английском, испанском и французском языках. Секретариат ВТО кроме направления этой информации членам организации осуществляет продажу некоторых материалов, ежегодно выпуская с этой целью специальный каталог, основными изданиями которого в настоящее время являются ежемесячник «Новости ВТО» («WTO News»), а также ежегодники «Зарубежный туризм -- пограничные формальности» («Travel Abroad-Frontier Formalities»), «Ежегодник туристской статистики» («Yearbook of Tourism Statistics»), «Статистический сборник» («Compendium of Tourism Statistics»).
Членство ВТО
В соответствии с уставными положениями члены ВТО разделяются на три категории: действительные, ассоциированные и присоединившиеся.
1. Действительными членами ВТО могут являться все суверенные государства.
Утверждение членства в этой категории осуществляется на генеральной ассамблее ВТО путем одобрения кандидатуры большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих действительных членов при условии, что такое большинство является большинством всех действительных членов организации.
2. Ассоциированные члены ВТО, статус которых распространяется на все территории или группы территорий, чьи правительства не несут ответственности за осуществление своих внешних отношений (связей), должны быть предварительно одобрены государствами-членами, несущими ответственность за их внешние отношения, и, в свою очередь, заявляют от их имени о признании ими устава ВТО и согласии принять на себя обязанности члена. Процедура приема в члены на генеральной ассамблее аналогична процедуре утверждения действительных членов.
3. Присоединившиеся члены ВТО, статус которых предоставляется по уставу «международным организациям, межправительственным и неправительственным, имеющим специальные интересы в туризме, а также коммерческим организациям и ассоциациям, деятельность которых находится в связи с целями, преследуемыми организацией или входящими в ее компетенцию» . Для вступления в эту категорию необходимо заявление о приеме в письменном виде на имя генерального секретаря ВТО, а также одобрение со стороны государства, на территории которого расположена штаб-квартира кандидата.
В последние годы в связи с невыполнением со стороны ряда членов своих обязательств по уплате членских взносов усилился контроль по вопросам приема в эту категорию. Кандидатуры рассматриваются специальным подкомитетом (в рамках Комитета присоединившихся членов ВТО) с последующим направлением рекомендаций в адрес генеральной ассамблеи ВТО.
Генеральная ассамблея большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих действительных членов может принять резолюцию о приостановлении прав и привилегий членства в ВТО, если будет признано, что «какой-либо член организации проводит политику, противоречащую основным целям организации» . В последние годы в практике ВТО под такое уставное положение подпадают те члены, которые имеют хроническую (более 3 лет) задолженность по уплате членских взносов. На этот счет имеются специальные решения генеральной ассамблеи и исполнительного совета ВТО.
Любой действительный член может выйти из организации (через год) после соответствующего письменного уведомления, направленного правительству-депозитарию. Выход из организации ассоциированных членов аналогичен, однако уведомление направляется действительным членом, который обеспечивает внешние сношения данного ассоциированного члена. Присоединившийся член может выйти из организации через год после направления генеральному секретарю ВТО письменного уведомления.
Программа ВТО
Рабочая программа ВТО формируется и утверждается на двухлетний период. Одним из существенных элементов при ее подготовке и определении в последние годы становятся размеры бюджетных ассигнований, то есть происходит формирование так называемой программы-бюджета организации. В работе по формированию программы-бюджета ВТО активное участие принимают Технический комитет по программе и координации (ТКПК) и Бюджетно-финансовый комитет (БФК). Программа и бюджет организации утверждаются на генеральной ассамблее.
В стратегии и направлениях работы на протяжении почти 15-летнего существования ВТО происходили существенные перемены. Они были взаимосвязаны как с количественным и качественным ростом объемов международного туризма, так и с развитием и применением новейшей технологии в туристской индустрии. Необходимо отметить, что и в самих странах -- членах ВТО происходили и происходят изменения в структуре и целях национальной туристской политики с учетом расширения международных туристских связей, новых приоритетов в стратегии развития или формирования (для большинства развивающихся стран) отрасли иностранного туризма.
Определяющим направлением деятельности ВТО, зафиксированным в уставе организации , является помощь развивающимся странам в области туризма. Этот принцип фокусируется в основном в программе под названием «Техническое сотрудничество». Техническое сотрудничество требует весьма значительных капиталовложений в виде людских ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, в осуществлении технического сотрудничества по национальному проекту из области туризма участвуют правительственные органы (регламентирующие социально-экономическое планирование в стране в целом), национальные туристские органы (администрации), ПРООН и исполнительное агентство в лице ВТО. Судьба определенного проекта, очевидно, зависит в первую очередь от решения правительственного органа, который фактически санкционирует выделение финансовых средств из фондов, выделяемых ПРООН на развитие всех секторов социально-экономической деятельности в данной стране.
Цели ВТО
- ускорять и расширять содействие туризма (международного и внутреннего) миру, взаимопониманию, здоровью и процветанию людей повсюду в мире;
- давать людям возможность иметь доступ к образованию и культуре во время путешествий;
- улучшать стандарты проживания и пребывания в менее развитых районах мира посредством помощи в обеспечении необходимой материально-технической базы для иностранного туризма и развития транспортных путей, соединяющих с данными регионами;
- расширять возможности стран, принимающих туристов, и тем самым вносить вклад в их экономику;
- выступать в роли международного агентства по координации и сотрудничеству между странами;
- предоставлять услуги членам наиболее значимых для совета национальных организаций в области туризма;
- определять темы пленумов и заседаний, а также координировать туристские интересы стран - участниц, включая как национальные туристские организации, так и профессиональные секторы и организации, представляющие интересы путешествующих;
- устанавливать постоянную взаимосвязь между различными объединениями туроператоров;
- реализовывать все вышеуказанное наиболее действенным путем.
Региональными организациями в составе ВТО являются: Арабская туристская организация (ААТТА); Американское общество туристских агентов (АСТА); Туристская ассоциация Тихоокеанского региона (ПАТА); Конференция туристских агентств стран Латинской Америки (КОТАЛ); Ассоциация Британских туристских агентств; Европейская туристская комиссия (ЕТК).
27 ноября 2008 года на Семнадцатой сессии Всемирной организации по туризму ООН (UNWTO), состоявшейся в колумбийском городе Картахена-де-Индиас, Таджикистан был избран полноправным членом этой влиятельной структуры. Это обязывает Республику Таджикистан привести своё законодательство в области туризма в соответствие с международными актами в данной сфере. С этого момента Таджикистан участвует в деятельности международных, межпарламентских, межрегиональных организациях в сфере туризма в качестве действительного, ассоциированного члена и наблюдателя. Туристские организации Республики Таджикистан могут вступать в международные туристские организации в целях: международного туристского обмена; развития экономического и технического сотрудничества по укреплению материальной базы и инфраструктуры туризма; развития международного сотрудничества в вопросах обеспечения безопасности туристов; обмена информацией по туризму; проведения совместных научных исследований в различных областях международного туризма; по другим вопросам международного сотрудничества в сфере туризма. Комитет по делам молодежи, спорта и туризма при Правительстве Республики Таджикистан приставляет Таджикистан в специализированных учреждениях и программах ООН по мировому туризму.
Отслеживать и формулировать основные тенденции развития мирового туризма в первые десятилетия наступившего XXI века является компетенцией аналитиков Всемирной туристской организации. Указанная формация была представлена в докладе помощника Регионального представителя ВТО для Европы Андрея Шлевкова, на семинаре "Экотуризм -инструмент устойчивого развития в 21 веке для переходных экономик стран СНГ Китая и Монголии" (Алматы, октябрь 2001 г).
В качестве глобальных региональных тенденций развития мирового туризма были названы: 1 Распределение долей межрегионального туризма в соотношении с общим объемом прибытий к 2020 г. определится следующим образом: Южная Азия - 85%; Ближний Восток - 63%; Африка - 43%; Америка - 38%; Европа-15%.
Важнейшими сегментами туристского рынка к 2020 г. будут: солнце и пляж, спортивный туризм; приключенческий туризм; природный туризм; культурный туризм; городской туризм; сельский туризм; круизы; тематические парки; конгрессный туризм; дальние поездки; специальные сегменты; комбинированные поездки; зимние виды спорта; водные виды спорта.
Сочетание глобализации и локализация туристских программ; господство электронные технологий; поездки "без забот"; диктат условий тура потребителями; поляризация туристских предпочтений.
Ориентация рынка на три аспекта, туристского продукта: развлечение, острота ощущений, просвещение; внимание туристских центров к своему "имиджу"; заинтересованность всех в туристах из Азии;
Обеспечение устойчивого развития туризма и "справедливой торговли" в туризме; противоречия между растущим социально-экономическим сознанием потребителей и стремлением активно потреблять туристские продукты;
Главными приоритетами национальных туристских организаций (НТО) на ближайшие десятилетия XXI века будут: а) усиление, повышение нацеленности и агрессивности маркетинга; б) постоянное стремление обеспечить конкурентные преимущества посредством дифференциации продуктов, их качества и/или цены; в) признание необходимости обеспечить устойчивое развитие туризма в целях долгосрочного благосостояния; г) уменьшение государственного контроля, расширение государственно-частных партнерств;
Обследование ВТО среди НТО выявило: а) 78% НТО сосредотачивают маркетинговую деятельность на ключевых направляющих туристских рынках; б) 77% НТО сосредотачивают маркетинговую деятельность на наиболее подходящих сегментах рынка; в) 88% НТО расширили маркетинговую деятельность за границей; г) 90% НТО расширили кооперативный маркетинг с частным сектором; д) 77% НТО ведут более агрессивную маркетинговую политику.
Развитие международного туризма становится все более акту¬альной темой. По оценке ВТО, в 2012 г. количество иностранных туристов удвоится, и из одного государства в другое будет путе¬шествовать свыше 1 млрд чел. В таких условиях неизбежно воз¬никнут проблемы и трудности, связанные с пересечением границ и выполнением путешествующими пограничных и иных туристс¬ких формальностей. В этой связи наиболее остро встает вопрос о регулировании туризма в рамках не только отдельно взятой стра¬ны и соседних с ней государств, но и мирового сообщества в це¬лом. Значительную часть этой работы и проводит ВТО, являясь ведущей межправительственной организацией в области туризма. ВТО представляет интересы почти 150 стран - действительных членов; 5 территорий - ассоциированных членов, а также более 400 присоединившихся членов (членов Делового Совета ВТО).
Направления деятельности ВТО:
- сотрудничество в целях развития туризма. Рекомендации и помощь правительствам по широкому кругу вопросов, касающих¬ся туризма, включая генеральные планы и технико-экономические обоснования, определение потребности в инвестициях и передаче технологий, а также маркетинг и продвижение туризма;
- развитие людских ресурсов. Базовая структура для органи¬зации системы образования и профессиональной подготовки в области туризма, включая курсы по "обучению обучающих", крат¬косрочные и заочные курсы, а также расширяющаяся сеть цент¬ров образования и профессиональной подготовки ВТО;
- окружающая среда. ВТО содействует обеспечению устойчи¬вого развития туризма и принятию практических мер для реше¬ния экологических проблем;
- качество развития туризма. ВТО работает над устранением барьеров на пути развития туризма и стимулирует либерализа¬цию торговли туристскими услугами, а также принимает меры по охране здоровья туристов и их безопасности;
- статистика, экономический анализ и исследования рынка. ВТО является основным центром сбора, анализа и распростране¬ния данных по туризму из более чем 180 стран и территорий. ВТО ведет постоянное наблюдение и анализирует тенденции развития туризма в мире. Для членов ВТО и туристской индустрии в целом издается комплексная серия публикаций;
- коммуникации и документация. Отдел ВТО по связям с прес¬сой и коммуникациям действует в качестве издательского подраз¬деления. В центре документации ВТО сосредоточено значитель¬ное количество источников информации и разнообразных дан¬ных в области туризма.
ВТО приняла ряд деклараций по вопросам туризма, среди которых:
Манильская декларация о туризме и мире (1980);
Документ Акапулько (1982);
Хартия по туризму и Кодекс поведения туриста (София, 1985);
Гаагская декларация по туризму (1989).
Генеральная ассамблея каждые два года принимает программу деятельности ВТО.
Генеральный секретарь Всемирной туристической организации (UNWTO) Талеб Рифаи 04.05.2010 года прибыл в Таджикистан с визитом. Вопросы развития туризма в Таджикистане были обсуждено в городе Душанбе Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмон и генеральный секретарь Всемирной туристической организации (UNWTO) Талеб Рифаи. По мнения Талеб Рифаи "Таджикистан имеет большой неиспользованный потенциал в туристической отрасли и его необходимо реализовать. В стране имеются все факторы развития туризма - богатое культурно-историческое наследие, горы и озера, которые не встретишь в других странах. Таджикистану необходимо активизировать работу в сфере представления страны на мировом рынке туризма. Развитие инфраструктуры приведет к развитию туризма и впоследствии положительно повлияет на торговлю и социально-экономическое развитие республики».
Генеральный секретарь Всемирной туристической организации (UNWTO) Талеб Рифаи отметил в своём визите что, в ближайшее время Всемирная туристическая организация планирует подписать с Таджикистаном соглашение, которое позволит оказать республике техническую помощь для создания условий развития туризма в стране. Данное соглашение является одним из рычагом развития туризма Таджикистана.
Деятельность ВТО в области технического сотрудничества является:
1. Стратегия развития туризма (туристская политика; планирование туризма как национального, так и иностранного, в том числе с учетом особенностей региона; связь отрасли туризма с национальной экономикой; оценка перспектив развития).
2. Политика материально-технического и кадрового обеспечения (развитие и диверсификация туристского продукта и обслуживания; взаимосвязь с транспортным обеспечением; политика капиталовложения в туризм; введение классификаций и стандартов обслуживания на уровне международных; использование новых технологий; управление и организация работы административных служб и отдельных предприятий).
3. Маркетинг или разработка туристских проектов (учет и развитие сезонности и географии туризма; разработка программ по маркетингу и реклама; проведение социологических исследований; подготовка многоцелевых комбинированных программ и туристских проектов, в том числе с учетом экологических факторов) .
4. Обучение и профессиональная подготовка кадров (обмен опытом на уровне правительственных служб; техническая помощь при обучении кадров массовых профессий; специальная подготовка кадров исходя из национальных программ и особенностей туризма; организация учебных центров в отдельных странах).
5. Статистика (обмен опытом и специалистами на всех уровнях; обучение сбору, анализу и распространению статистических данных о туризме; подготовка методологии и программ для организации национальных статистических служб; помощь в проведении опросов и их обработке).
6. Роль и функции правительственных служб (помощь в формировании национальных туристских администраций с точки зрения правового обеспечения, структурных связей с другими службами, административного функционирования; организация центров документации, архивов и библиотек; компьютеризация; проведение учебно-воспитательной работы).
7. Упрощение туристского обмена и формальностей (подготовка соответствующих договоров и соглашений; определение и согласование законодательного порядка и статуса, в том числе при возникновении чрезвычайных обстоятельств (эпидемия, стихия и т. д.); проблемы защиты прав клиентов; туристское страхование; взаимодействие между гостиничным сектором, клиентом и административно-государственными службами; помощь в разработке государственной политики в области упрощения формальностей) .
Очередной программой ВТО предусматривается создание экспертной группы по оценке контроля за качеством обучения и установлению квалификационных нормативов. В перспективе планируются утверждение соответствующей квалификационной программы и присвоение со стороны ВТО общественным и частным учебным заведениям знака качества за организацию учебного процесса.
Важным этапом признается разработка учебных пособий и учебников (в первую очередь для преподавательского состава) по социально-культурным, экономическим, юридическим, экологическим и другим аспектам туризма.
Появляются предпосылки для создания профессиональной международной организации университетских преподавателей в области туризма. В этой связи ВТО активно выступает за открытие специализированных отделений и факультетов по туризму в существующих высших учебных заведениях стран-членов.
В Республике Таджикистан на основе данной программы ВТО в кафедре предпринимательского и коммерческого права юридического факультета Таджикского национального университета в учебный план веден предмет «Туристическое право Республики Таджикистан» который преподаётся студентам 5 курса юридического факультета как спец курс и 3 курсам финансово-экономического факультета, а также со стороны преподавателя данной кафедры пишется учебник «Туристическое право Республики Таджикистан».

Опубликовано на Порталусе 25 сентября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): ВТО, Таджикистан, развитие туризма



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама