Рейтинг
Порталус

К вопросу об основных услуг в туризме

Дата публикации: 25 октября 2012
Автор(ы): Сангинов Д.Ш.
Публикатор: Daniel
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1351147285


Сангинов Д.Ш., (c)


А) Услуги по организации перевозок туристов различными видами транспорта. Услуги по перевозке могут быть частью комплексного турист¬ского обслуживания. Эти услуги включают доставку туристов от места жительства к первому пункту обслуживания на туристском маршруте и от последнего пункта к месту жительства, подвозку к началу трассы туристского похода, перевозку во время экскурсии, внутримаршрутные перевозки, а также перевозки туристов во время транспортных путешествий.
Транспортные путешествия представляют собой передвижение организованных групп туристов при наличии туристских путевок по установленным маршрутам на специально выделенном или местном транспорте с проживанием в средствах транспорта (же¬лезнодорожные поезда, речные суда) или в туристских организа¬циях с предоставлением туристам питания, экскурсионного, раз¬влекательно-познавательного и другого обслуживания.
Перевозки туристов воздушным транспортом внутри страны регулируются Воздушным кодексом Республики Таджикистан, при-нятым от 13 ноября 1998 г., № 720 (с изменениями от 6.10.2008г. №42). Международные воздушные перевозки регулируются Варшавской конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от 12 октября 1929 г., а также протоколом о поправках к Варшавской конвенции (Гаага, 28 сен¬тября 1955 г.) и Конвенцией, дополнительной к Варшавской кон-венции, для унификации некоторых правил, касающихся между-народных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору (Гвадалахара, Мекси¬ка, 18 сентября 1961 г.). Перевозка туристов чартерными рейсами регулируется, кроме указанных актов, чартерными соглашениями.
Варшавская конвенция с внесенными поправками и дополнени¬ями применяется при всякой международной воздушной перевозке людей, багажа или товаров, осуществляемой за плату и бесплатно. Основные положения Конвенции включены в акт об условиях пас¬сажирских перевозок (перевозочные документы для пассажира и багажа, административные формальности, ответственность пере¬возчика и др.), принятый Международной ассоциацией воздушно¬го транспорта (ИАТА).
Важная роль в оказании услуг перевозки туристов отводится железнодорожному транспорту. Порядок и условия перевозок пассажи-ров, грузобагажа железнодорожным транспортом во внутреннем сообщении, а также показатели качества перевозок (сроки достав¬ки, сохранность грузобагажа) и обслуживания пассажиров, ответ¬ственность железной дороги установлены Уставом железнодорож¬ного транспорта Республики Таджикистан от 5 июня 2002 года №244. Перевозка туристов регулируется также Постановление Правительство Республики Таджикистан «О государственном обязательном страховании пассажиров автомобильного, водного, воздушного и железнодорожного транспорта» от 4 февраля 1999 года, № 25. Железнодорожный транспорт используется для внутренних, международных и транзитных перевозок туристов.
В области железнодорожного транспорта принят ряд междуна-родных документов. Наиболее значимым из них является Конфе¬ренция по пересмотру Бернских конвенций о железнодорожных перевозках грузов и пассажиров, принявшая Соглашение о между¬народных железнодорожных перевозках (1980г.). В Соглашении изложены условия перевозки пассажиров и грузов, а также опре¬делены меры по организации и развитию международного туризма на железных дорогах.
Среди транспортных средств, используемых в сфере туризма, наиболее популярен автомобильный транспорт, обслуживающий перевозки организованных групп туристов при транспортных пу-тешествиях, а также доставку туристов к началу трассы туристско¬го похода, перевозки во время экскурсий, внутри маршрутные пе¬ревозки и т.д. Ведущее место здесь занимает массовый туристский транспорт - автобус, являющийся либо собственностью крупных туристских организаций, либо арендуемым транспортным сред¬ством. Используются также легковые автомобили.
Основными нормативными правовыми актами, регламентирую-щими автомобильные перевозки внутри страны, являются:
- Постановление Правительства Республики Таджикистан от 8 ноября 2011 года, №569 "Об установлении сезонных ограничений массы и нагрузок на оси транспортных средств, при их движении по автомобильным дорогам общего пользования".
- Постановление Правительства Республики Таджикистан от 1 июля 2010 года, № 323 "Об утверждении Правила ведения государственного реестра автомобильных дорог в Республике Таджикистан";
- Постановление Правительства Республики Таджикистан от 2 мая 2007 года, №212 "О транзитном проезде международных автотранспортных средств по территории Республики Таджикистан и создании приграничных международных автомобильных терминалов";
- Постановление Правительства Республики Таджикистан от 29 декабря 2006, года №779 "Об утверждение правила пропуска по автомобильным дорогам транспортных средств с нагрузками и габаритами, превышающими установленные нормы";
- Правила перевозок грузов автомобильным транспортом от 13 января 2010 года;
- Устав автомобильного транспорта Республики Таджикистан от 30 декабря 2009 года №696;
- Порядок использования водных объектов для стоянки, взлёта и посадки, а также для других нужд воздушного транспорта в Республике Таджикистан от 5 ноября 2002 года, № 439;
- Правила пользования автомобильными дорогами и их охраны в Республике Таджикистан от 5 сентября 2002 года, № 360.
Уставом автомобильного транспорта предусмотрена возмож¬ность осуществления перевозки пассажиров, грузов и багажа путем организации системы прямых смешанных сообщений: авто¬мобильно-железнодорожных, автомобильно-водных, автомобильно- водно-железнодорожных, автомобильно-воздушных и других со¬общений по единому транспортному документу, составленному на весь путь следования.
В международном плане координация перевозок автомобильны¬ми средствами осуществляется на многосторонней договорной ос¬нове рядом международных организаций, в том числе Международ¬ной автомобильной федерацией (ФИА). В структуре ФИА есть Международная комиссия по туризму, которая содействует распро-странению туристской информации, открытию новых туристских районов и маршрутов для автотуризма, организации кемпингов и сдачи внаем прицепных домиков, а также принимает рекоменда¬ции по защите окружающей среды и памятников культуры.
Перевозка туристов водным транспортом включает перевозки морским путем и речные перевозки. Морской путь - это путь следования судна из одного порта в другой через открытое море (океан). Морские пути подразделя¬ются на региональные (образованные в определенных географи¬ческих регионах), международные океанические (пролегают между портами государств, расположенных на разных континентах) и каботажные (пролегают между портами одного государства).
Туристские организации используют морские суда для морских путешествий (круизных рейсов) или для перевозки туристов из одной страны в другую. При этом возможны смешанные турист¬ские рейсы с участием нескольких видов транспорта.
Взаимоотношения участников договора морской перевозки оп-ределяются Брюссельской конвенцией об унифи¬кации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила, 1925 г.) с изменениями от 1968 г., Гамбургской конвенцией ООН о мор¬ской перевозке грузов (Гамбургские правила от 1978 г.), Афинской конвенцией о морских перевозках пассажиров, их багажа, транс¬портных средств и ручной клади (1987 г.).
Маршруты перевозок пассажиров в зависимости от условий перевозок, их продолжительности, протяженности маршрутов и ка-чества предоставляемых пассажирам услуг подразделяются на следующие виды: транспортные - транзитные, местные, приго¬родные, внутригородские маршруты перевозок пассажиров и пере¬правы; туристские - маршруты перевозок пассажиров продолжи¬тельностью более чем 24 часа; экскурсионно-прогулочные- маршруты перевозок пассажиров продолжительностью не более чем 24 часа. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам перевозок пассажиров вместо билета может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров.
Туристские организации в целях усиления оздоровительной и познавательной эффективности туризма организуют и обслужи¬вают также туристские маршруты с активными способами пере¬движения:
- пешеходные, лыжные, водные маршруты с использованием весельных лодок, байдарок, надувных плотов и лодок, парусных и моторных маломестных плавсредств, маршруты с использованием велосипедов;
- маршруты, связанные со специализированными запросами ту-ристов по программам делового, научного, образовательного, палом-нического, культурно-спортивного и других видов туризма;
- маршруты с использованием в качестве средств передвиже¬ния верховых и упряжных животных, наземных маломестных мо¬торных средств передвижения;
- маршруты выходного дня, местного туризма;
- маршруты, специализирующиеся на обслуживании любите¬лей различных спортивных занятий: подводное плавание, конный спорт, охота, комбинированные виды маршрутов;
- другие туристские маршруты с активными способами пере-движения.
Б) Услуги по организации проживания туристов. Важнейшим направлением деятельности туристской организации является оказание услуг по размещению туристов. Под услугами средств размещения понимается деятельность исполнителя по размещению туристов и оказание гостиничных, специализированных (лечебно-оздорови¬тельных, санаторных, спортивных, туристских и других) услуг. Средства размещения классифицируются на коллективные и инди¬видуальные.
Гостиницам как основным коллективным средствам размеще¬ния отведена доминирующая роль в возможностях и качестве об¬служивания туристов. «Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса, - это отрасль, которую называют «кури¬цей, несущей золотые яйца». Объясняется это тем, что сфера гос¬теприимства является ведущим фактором и базой туризма, в том числе и международного».
Работу гостиниц определяют Правила предоставления гостиничных услуг от 6 июня 2005 г., №209, разработанные в соответствии с Законом РТ «О защите прав потребителей».
В Правилах приведены понятия: 1) гостиница - имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для временного проживания с оказанием сопутствующих услуг; 2) потребитель - физическое или юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности: 3) исполнитель - организация, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Правилами предусмотрены:
- порядок доведения до потребителей информации об исполни¬теле, о предоставляемых услугах, сведений о сертификации услуг, подлежащих обязательной сертификации, информации о порядке оформления проживания в гостинице и оплаты услуг, о порядке заключения договоров на бронирование мест в гостинице и послед-ствиях при опоздании потребителя, о случаях, когда исполнитель обязан заключить с потребителем договор на предоставление услуг, о реквизитах квитанции (талона) или иного документа, выдаваемо¬го потребителю при оформлении проживания в гостинице и др.;
- порядок предоставления услуг, перечень видов услуг, предо-ставляемых исполнителем без дополнительной оплаты, ответствен¬ность исполнителя за сохранность вещей потребителя;
- возможность для потребителя при обнаружении недостат¬ков оказанной услуги потребовать безвозмездного устранения не¬достатков либо соответствующего уменьшения цены за оказан¬ную услугу, или расторгнуть договор на предоставление услуг и потребовать полного возмещения убытков, если исполнитель в установленный срок не устранил эти недостатки;
- возможность для потребителя отказаться от исполнения до¬говора на предоставление услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов;
- ответственность исполнителя за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие недостатков при оказании услуг, а также компенсация морального вреда, причинен¬ного потребителю нарушением его прав в соответствии с законо¬дательством Республики Таджикистан;
- возмещение потребителем ущерба в случае утраты или по-вреждения им имущества гостиницы, а также ответственность потребителя за иные нарушения в соответствии с законодатель¬ством Республики Таджикистан;
- иные права и обязанности исполнителя и потребителя.
Кроме гостиниц как имущественных комплексов туристы мо¬гут размещаться в стандартных жилых корпусах или жилых здани¬ях типа коттеджей круглогодичной или сезонной эксплуатации, жилых домиках сезонной эксплуатации, стационарных палатках, стационарно установленных дачах-прицепах и на других объектах проживания, а также в арендованных туристскими организациями коммунальных и ведомственных гостиницах, общежитиях, базах отдыха, жилых помещениях местных жителей. Места проживания туристов должны быть обеспечены исправ¬ным оборудованием, инвентарем, принадлежностями, постельным бельем, рекламно-информационными материалами. Размещение туристов в неподготовленные номера и другие места проживания не допускается.
Порядок размещения туристов семейных, с детьми, переселе¬ния туристов из одного номера (места проживания) в другой, пре-доставления туристу улучшенного размещения, а также другие условия проживания устанавливаются туристскими организация¬ми специальными правилами пользования.
Туристские организации, оказывая туристам услуги прожива¬ния, обеспечивают:
- пользование санитарно-бытовыми помещениями, в том числе душем, баней, сауной, помещениями для стирки и сушки белья, комнатами гигиены, гладильными комнатами, в кемпингах - кух¬ней для самостоятельного приготовления пищи;
- выдачу туристского снаряжения, пользование которым вклю¬чено в стоимость путевки, а также культурного и спортивного инвентаря коллективного пользования, книг из библиотеки;
- работу камеры хранения, пункта проката туристского инвен¬таря, снаряжения и предметов культурно-бытового назначения;
- работу охраняемой стоянки для личных автомобилей автоту-ристов;
- прием и выдачу личной корреспонденции немедленно по ее получении;
- хранение денег, ценных бумаг и ценных вещей, сдаваемых по описи, а также сохранность личных вещей, находящихся в номерах;
- вызов врача и доставку лекарств заболевшему, пользование ап-течкой с набором медикаментов первой необходимости;
- получение дополнительных платных услуг в установленном порядке.
В) Услуги по организации питания туристов. Общественное питание в сфере туризма выполняет ряд важных функций: закупку и хранение сырья, организацию приготовления пищи, обработку и хранение предметов сервировки, обслужива¬ние туристов.
Услуги питания оказывают рестораны, бары, кафе, закусочные, буфеты и столовые. Указанные объекты общественного питания могут быть самостоятельными юридическими лицами либо находиться в со-ставе гостиницы, мотеля, иного средства размещения. Выполнение ими функций закупки и хранения сырья, приготовления пищи, об¬работки и хранения предметов сервировки регламентируется спе¬циальными актами органов торговли, здравоохранения, санитар¬но-эпидемиологического надзора.
Деятельность объектов общественного питания по оказанию услуг посетителям, в том числе туристам, регулируется Правила оказания услуг общественного питания от 6 июня 2005 г., № 209, разработанными в соответствии с Законом РТ «О защите прав потребителей».
В соответствии с Правилами, под потребителем понимается физическое или юридическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под исполнителем понимается организация, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания.
Правилами установлены:
- порядок доведения до потребителей информации об испол¬нителе, сведений о лицензии (если она предусмотрена), об оказы¬ваемых услугах (их перечень и условия предоставления), сведе¬ний о сертификации услуг;
- порядок, условия оказания услуг и их оплаты, контроль каче¬ства и безопасности услуг;
- возможность для потребителя при обнаружении недостатков оказываемой услуги потребовать уменьшения цены на услугу либо безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, назна¬ченный потребителем, либо замены другой продукцией, либо отка¬заться от услуги;
- возможность для потребителя отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов;
- ответственность исполнителя за неисполнение или ненадле¬жащее исполнение обязательств при оказании услуг в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей;
- иные права и обязанности исполнителя и потребителя.
В туристской организации питания в удобном и доступном для чтения месте помещается информация о часах работы организа¬ции, расположении торговых залов, формах обслуживания, ассор¬тименте блюд и изделий, меню, прейскуранты, рекламные листов¬ки о дополнительных услугах питания, о режиме работы музыкаль¬ных коллективов в вечернее время и другая информация. Туристам предоставляется разнообразный ассортимент блюд, кулинарных, кондитерских изделий и других видов продукции со свободным их выбором.
В организациях питания, принимающих родителей с детьми, при обслуживании детей соблюдается соответствие состава пищевого рациона возрастным особенностям детей. Столовая посуда и приборы в торговых залах должны соответ¬ствовать по назначению отпускаемому блюду или изделию. Туристы, уходящие в групповые походы или совершающие однодневные экскурсии, обеспечиваются туристской организаци¬ей питания набором нескоропортящихся продуктов питания в мелкой фасовке и упаковке. В случае опоздания таких туристов из похода (экскурсии) им резервируется и предоставляется горя¬чая пища.
На этажах гостиницы, в других местах проживания туристам предоставляются услуги по продаже минеральной и фруктовой воды, чая, кофе, кондитерских изделий и других видов продукции. В ресторанах, кафе, барах и других объектах питания прово¬дятся тематические вечера, вечера отдыха с музыкальным обслу¬живанием, организацией концертной и танцевальной программ, а в дневное время - трансляция магнитофонных записей музы¬кальных произведений.
Туристские организации питания обеспечивают работу умы¬вальных комнат, туалетов, гардеробов. Туристские организации питания, предоставляя услуги пита¬ния, обеспечивают высокую культуру обслуживания посетителей. Книга отзывов и предложений должна находиться в доступном для туристов месте либо у администратора зала (метрдотеля) и выдаваться по первому требованию туристов. Претензии на не¬удовлетворительное обслуживание, низкое качество блюд и изде-лий рассматриваются администрацией. Туристские организации питания обязаны соблюдать установ¬ленные в государственных стандартах, санитарных, противопожар¬ных правилах, технологических нормативах, других документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.
Туристские организации питания предоставляют туристам и другим гражданам различные дополнительные услуги, перечень и порядок реализации которых согласовываются с органами мест¬ного самоуправления.
Г) Услуги по организации оздоровительных, спортивных, развлекательных, познавательных, экскурсионных мероприятий. Классификация туристских услуг проводится по различным признакам. В зависимости от цели туризма:
- оздоровительные - туры оздоровительного характера с отды¬хом и (или) лечением на курорте;
- спортивные - туры для занятия непрофессиональным спортом: пешеходным, конным, лыжным, горным, велосипедным, подвод¬ным плаванием и другими водными видами спорта, рыбалкой, охо¬той и пр., а также с целью участия и присутствия на спортивных соревнованиях;
- познавательные - туры с экскурсионной программой: посе¬щение музеев, осмотр достопримечательностей, участие в культур¬ных мероприятиях.
Оздоровительные и спортивные услуги предоставляют турист¬ские организации с использованием при необходимости возможно¬стей местных спортивных организаций. Услуги предоставляются в туристских организациях и на туристских маршрутах. Оздоровительные и спортивные услуги включают организацию и проведение утренней гигиенической гимнастики, спортивных игр, оздоровительного бега (ходьбы), соревнований и турниров по различным видам спорта, туристско-спортивных праздников, многоэтапных эстафет, обучение туристов плаванию, основам тре¬нировки организма, климат закаливанию, проведение других физ¬культурных, и спортивных мероприятий, усиливающих оздорови¬тельный эффект туристского отдыха с применением современ¬ных технических средств оздоровления и развлечения.
Услуги предоставляются с учетом сезона, возрастных особен¬ностей, физической подготовки, состояния здоровья и интересов туристов. Однодневные и многодневные туристские походы, гор¬ные и водные маршруты, походы верхом на лошадях и другие за¬нятия туризмом с активными способами передвижения проводят¬ся в соответствии с требованиями медицинских показаний и про¬тивопоказаний.
Туристские организации обеспечивают оборудование спортив¬ных и физкультурно-оздоровительных сооружений, игровых пло¬щадок, гимнастических городков, пляжей, бассейнов, обустройство на трассах туристских маршрутов дорожек здоровья, оснащение туристов спортивным инвентарем и снаряжением.
Развлекательные, познавательные услуги включают организацию и проведение лекций, тематических вечеров, зрительских и чита¬тельских конференций, встреч с мастерами искусств, концертов, литературно-музыкальных и танцевальных вечеров, массовых праздников, конкурсов, вечеров туристской песни и других зре¬лищных и развлекательных мероприятий, организацию работы библиотек, киноустановок, видео- и телеклубов, игровых автома¬тов, проведение занятий по интересам. Такие услуги предоставля¬ются с учетом возрастных, половых, профессиональных и других особенностей, а также интересов и запросов туристов, а в поход¬ных условиях и транспортных переездах - с использованием твор¬ческой инициативы туристов.
Туристские организации обеспечивают оборудование павильо¬нов, читальных залов, концертных и танцевальных площадок, поме¬щений для настольных игр, площадок для подвижных игр и других мест предоставления развлекательно-познавательных услуг, оформ¬ление этих мест просветительными материалами, оснащение инвен¬тарем и реквизитом туристских групп на маршрутах.
Одной из форм распространения знаний и информации, формирования интересов человека, организации его культурного досуга является экскурсионное обслуживание. Экскурсант - это лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познаватель¬ных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика; экскурсовод (гид) - профессионально под¬готовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) вре¬менного пребывания. Экскурсионной услугой является туристская услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов экскурсантов, включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведе¬ние экскурсий. Экскурсионное обслуживание предоставляют экскурсионные и туристские организации. Экскурсии, являясь составной частью туризма, проводятся для отдыхающих в туристских организациях, для туристов на транспортных и пешеходных маршрутах, маршру¬тах выходного дня, для детей (школьные и внешкольные), с оди¬ночными экскурсантами. Экскурсионные и туристские организации определяют темати¬ку экскурсий, организуют методическое обеспечение проведения экскурсий, осуществляют контроль за качеством экскурсионного обслуживания.
Д) Дополнительные туристские услуги. Дополнительные туристские услуги оказываются туристам за отдельную плату туристскими организациями либо другими спе¬циализированными организациями и службами по договорам с туристскими организациями. К дополнительным услугам относятся бытовые, торговые ус¬луги, услуги организаций питания, информационные, банков¬ские, почтовые и другие услуги, оказываемые в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими эти виды услуг.

Опубликовано на Порталусе 25 октября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама