Рейтинг
Порталус

ЮРИСДИКЦИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Дата публикации: 18 декабря 2013
Автор(ы): Иван Григорьевич Корсунцев - кандидат технических наук, проректор Института повышения квалификации госслужбы
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1387373457


Иван Григорьевич Корсунцев - кандидат технических наук, проректор Института повышения квалификации госслужбы, (c)

"Компьютеры, секс и смех правят миром", - безапелляционно заявляют апологеты информационных, сетевых в частности, технологий. Очень может статься, что так оно и есть. Индейские повстанцы в Мексике с оружием в руках отстаивают свое право быть подключенными к Интернету. Книжные прилавки буквально ломятся от литературы типа "Полезные советы: как вести себя в "Паутине"; тут же мода в Интернете, татуировки в Интернете, рок-н-ролл в Интернете... Без сетевого сленга уже не могут обойтись даже критики электронной формы жизни: всем нам, оказывается, грозит "новый левел некрофилии", ведь "как истинные некрофилы, компьютероманы - противники всего живого". Все это и все остальное свидетельствует, что сетевая субкультура становится потихоньку просто культурой. Чем это нам всем может грозить (в положительном смысле тоже)? Об этом сегодня размышляют авторы "Суммы мнений".

_________________

В ПОСЛЕДНИЕ годы образовалось новое пространство всемирной информационно-цифровой реальности, сосуществующей с обычной физической реальностью и изменяющей привычные экономические, политические и общественные отношения. И хотя в основе этой новой реальности заложен виртуальный базис, она объективна. Очередным этапом развития этой реальности скорее всего будет создание необходимой юридической инфраструктуры, способной регулировать сетевые взаимоотношения. Она может быть построена на основе общественного договора и естественных принципов восходящего снизу управления и добровольных стандартов.

"Цифровая" революция не только транснациональна, она "анациональна", так как развивается и действует не через национальные законы и государства, а через национальные культуры и традиции. В пределах этого нового пространства общество будет больше ориентироваться не на государственные законодательства, а на этические и практические нормы и интересы. Юрисдикция виртуальных территорий будет ограничивать или запрещать доступ с помощью паролей или же других средств. Эти процессы способны изменить саму концепцию государства. Вместе с тем, хотя цифровые технологии неподконтрольны, они открывают обширные возможности для навязывания новых стратегий контроля целым сообществам. По сути дела возникает еще один пласт цивилизации - информационно-цифровой, виртуальной.

Россия также вступила на путь информатизации многих сфер жизни, однако движение в этом направлении столь незначительно, что даже не ставится задача сокращения технологического разрыва или тем более занятия равноправных позиций с информационно развитыми странами. Более того, создается впечатление, что и правительство, и общественное мнение смирились с таким положением вечного отставания, оставив решение проблемы на потом.

Итак, может быть, действительно сейчас России не столь нужны скоростные компьютерные магистрали? Обратимся к историческим фактам.

После поражения в Крымской войне 1853-1856 гг. правительство царской России в качестве стратегической задачи по сокращению технологического отставания приняло и реализовало грандиозную программу строительства железных дорог, по которым мы с вами ездим до сих пор.

Большевики после революции 1917 г. по сути дела продолжили государственную политику технологического обновления, выдвинули лозунг электрификации народного хозяйства и разработали долговременную программу строительства крупных электростанций и магистральных линий электропередачи. Это позволило СССР ликвидировать в основном технологическое отставание, наладить производство металла, машин, оборудования и войти в состав относительно развитых государств, решив попутно целый ряд и других не менее важных задач: проведение культурной революции и подготовка квалифицированных кадров, повышение обороноспособности страны.

Исторический опыт говорит, что мощь государства определяется не количеством танков, ракет, ядерных зарядов, не количеством добытой нефти, а сейчас даже не количеством выработанной электроэнергии или выплавленной стали, а уровнем технологического развития. В более конкретном плане задача заключается в том, чтобы, находясь в любой точке России, любой человек, специалист, банкир, ученый, руководитель, имея в кармане сотовый телефон, мог бы не только легко соединиться с любой точкой на Земле, но и включиться в российские компьютерные сети, а через них и в глобальную систему Internet, извлекая из сетей необходимые информационные ресурсы, решая с их помощью стоящие задачи. Особенностью настоящего времени является и то, что хранилищем информационных ресурсов во всех сферах деятельности стали не библиотеки и музеи, а разнообразные базы данных в локальных и глобальных сетях.

В этой связи следует отметить еще один важный аспект. Только самостоятельно поставленная и реализованная задача создания и развития российских магистральных компьютерных сетей может полностью решить и проблему подготовки современных кадров. Российские сети жизненно важны и как научный полигон, и как "университет" для подготовки специалистов нужного профиля и требуемого уровня квалификации.

Сегодня существует абсолютная монополия США на производство программных продуктов, включая продукты двойного применения. Существует и монополия, в частности США и Японии, на аппаратные средства, особенно большой и сверхбольшой мощности.

Вывод сколь очевиден, столь и неутешителен: наших конкурентов догнать посредством разработки аналогичных компьютерных технологий практически невозможно. Однако ситуация не является абсолютно безнадежной. Проблему создания научного, а затем и технологического паритета можно решить другим способом, путем создания новых прорывных технологий.

К примеру, крупнейшая в США и в мире по производству программных продуктов корпорация "Майкрософт" во главе с выдающимся организатором и инженером Биллом Гейтсом выполняет огромную работу по оснащению информационной "индустрии" современными средствами. Но, хотя это, может, и звучит странно, догонять их не нужно, так как их продукция является платформой и инфраструктурой, которой пользуются все. Несмотря на весь пафос и романтизм Гейтса и мощь "Майкрософта", то, что они производят в настоящее время, представляет по большому счету рутину, пусть полезную, эффективную, но рутину, так как в основном дорабатывают прежние научные заделы и концепции.

Задача состоит в том, чтобы создавать новые поколения программ, способных к саморазвитию, самосогласованию, самоконтролю, принципиально повысить интеллектуальную мощность программных средств, способных заменить труд тысяч инженеров, занятых сейчас на всех технологических этапах по созданию и поддержанию программных средств.

Не случайным поэтому представляется то, что в октябре 1996 г. президент США Клинтон и вице-президент Гор выступили с инициативой создания за 5 лет грандиозной сети Internet следующего поколения. Основными целями проекта объявлены:

- используя 25-летний опыт эксплуатации Internet и ARPANet (предшественника Internet), создать высокоскоростную сеть примерно со 100 узлами и пропускной способностью на некоторых участках 1 Гбит в секунду и выше, что в несколько раз превышает существующий уровень;

- разработать новые сетевые технологии;

- разработать новые технологии для пользователей.

Отметим еще один важный факт. В настоящее время происходит бурный процесс захвата (другое слово трудно придумать) космического пространства, в том числе и над территорией России. Этот процесс чем-то напоминает территориальные захваты и образование колоний в эпоху Великих географических открытий. Так, система "Теледесик", финансируемая американскими китами информационного бизнеса с участием ведущей корпорации "Майкрософт", включает 840 низкоорбитальных спутников (высота 700 км от поверхности Земли). Это позволит обеспечить быстрый доступ к Internet из любой точки земного шара. Такие орбиты позволяют существенно сократить затухание радиосигналов и их запаздывание по сравнению с более высокими орбитами спутников. Если это произойдет, то мы все окажемся под "колпаком" корпорации "Теледесик".

Россия же практически добровольно покинула эту сферу деятельности, хотя еще имеет необходимый научно-технический потенциал и кадры.

То, что компьютерные сети в России находятся в зачаточном состоянии, является не только слабым моментом, но и некоторым преимуществом, так как позволяет организовать работу с "чистого листа", без тормозящих факторов в форме ранее принятых решений и существующих технологий. Предполагается, что сети будут прокладываться преимущественно вдоль существующих линейных сооружений - железных дорог, линий электропередачи, наземных линий связи. Например, нужно проработать техническую возможность использования опор существующих ЛЭП для навески кабелей из оптоволокна.

Основой российских сетей может служить замкнутая система скоростных супермагистралей с пропускной способностью отдельных участков до 1 Гбит в секунду и возможным ее увеличением в несколько раз в процессе последующих модернизаций. Эта кольцевая система включает 10-12 узлов, расположенных в крупных промышленных и научных центрах, и охватывает центральную часть России, включая Урал. Необходимо предусмотреть устройство магистральных отводов от кольца с примерно аналогичными характеристиками, которые, в свою очередь, могут служить основой вновь образующихся петель сети при последующем развитии. Эта система является первым уровнем в иерархии сетей.

Представляется, что для реализации проекта можно обойтись минимальными бюджетными средствами. Государственная поддержка проекта будет заключаться в основном в морально-правовой форме. Видимо, потребуется принятие специального закона, а возможно, и не одного, который бы регулировал и гарантировал необходимые правовые условия для всех участников проекта. Ведь основные средства предполагается привлечь из частного сектора, возможно, с участием зарубежных кредитов. Для развития сетей более низкого уровня также потребуется моральная поддержка и привлечение средств субъектов Федерации.

Главное заключается в том, чтобы государство не мешало этой программе. Нужно разработать специальный механизм защиты и систему гарантий, так как обычно государство готово обобрать своего еще не родившегося дитя. Потребуется установить действенные льготы, например на 10-15 лет, освободить эту сферу деятельности от всех налогов. Тогда инвесторы поверят, тогда появятся деньги.

России жизненно необходимы свои магистральные информационные сети не потом, а сейчас.

(С) "НГ-Наука" (НГН), электронная версия приложения к "НГ" (ЭВНГН). Номер 003 (7) от 04 марта 1998 г., среда. Полоса 3.

Опубликовано на Порталусе 18 декабря 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама