Рейтинг
Порталус

Из прошлого. РАЗВОД ПО-РУССКИ

Дата публикации: 18 июня 2014
Автор(ы): Т. О. МАКСИМОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1403080834


Т. О. МАКСИМОВА, (c)

Тема семейных уз волновала человечество с незапамятных времен. О ней рассуждали древние философы. Арабская пословица гласит: "Брак как осажденная крепость: кто вне ее, тот хочет войти, а те, которые внутри, хотят выйти". А великий русский писатель XIX в. И. С. Тургенев писал: "Какого вы мнения о семейной жизни вообще? Ее можно сравнить с молоком.., но молоко скоро киснет". В наши дни расторжение брака - дело хлопотное, хотя и обычное. А более ста лет назад это было практически невозможно. По каким же причинам допускался развод и кто разрешал его?

стр. 99


Т. О. МАКСИМОВА, редактор журнала "Родина"

Бракоразводное право на Руси возникло с принятием христианства (988 - 989 гг.). Тогда допускались только две причины прекращения брака: смерть одного из супругов и прелюбодеяние. Но постепенно ограничительные рамки расширялись. Совершенствование семейного права началось при Петре I (1682 - 1725 гг.), узаконившего свободный выбор женихов и невест. Он определил более зрелый брачный возраст, чем устанавливала законодательная книга "Кормчий" (XIII в.), запретил жениться "дуракам". При нем зародился взгляд на семейный союз как на акт свободной воли.

С 1722 г. бракоразводные дела в России стали относить к компетенции Синода (один из высших государственных органов в 1721 - 1917 гг.), ведавшего делами православной церкви. Именно эта духовная инстанция выносила окончательный вердикт.

Впрочем, бракоразводные сложности ожидали не всех. Согласно указу от 13 декабря 1744 г., дела "знатных персон" отправляли на высочайшее усмотрение. И примеров тому, как самодержцы решали судьбы своих верноподданных, немало. Так, под нажимом Петра I развелся с первой женой генерал-прокурор Сената П. И Ягужинский, который долго не решался на этот шаг. Во времена правления Екатерины II (1762 - 1796 гг.) графиня Е. К. Разумовская тайно обвенчалась с женатым П. Ф. Апраксиным. "В первые минуты поведено было преследовать их со всею строгостью, а потом, под рукою, сказано брошенной супруге Апраксина, чтобы она шла в монастырь, что согласовывалось с ее намерением".

Основная причина разводов для простых смертных - прелюбодеяние. В допетровские времена за этот проступок наказывали главным образом женщин. Муж неверной жены не только мог, но и обязан был с ней развестись. Более того, если он прощал измену, то наказывали его.

Неверный же супруг отделывался годом епитимьи и денежным штрафом.

Император Петр I, старавшийся уравнять права женщин и мужчин, отменил такое положение. С тех пор и прелюбодеяние мужа признавалось поводом к прекращению брака, а принудительный развод с неверной женой остался в прошлом. Непременным условием разрыва союза по причине неверности являлись показания двух или трех свидетелей и рождение внебрачных детей. Чистосердечное признание виновного в счет не принималось. В апреле 1877 г. княгиня Е. А. Шаховская подала прошение о разводе. Дело было принято в производство, нашлись свидетели прелюбодеяния ее мужа. В силу убедительных доказательств измены Синод расторг их союз, причем княгине было разрешено вступить в новый брак, а князя Шаховского обрекли на пожизненное безбрачие и семилетнюю епитимью.

Однако найти таких свидетелей было непросто, а без них дело проигрывалось.

С 1720 г. впервые в российском законодательстве появилась новая причина развода - ссылка. Одной из первых воспользовалась этим правом первая жена полковника Г И. Орлова. Правда, Синод пресекал всякие поползновения расширить круг действий этого положения. И обычно на прошения женщин, чьих мужей по каким-то иным причинам лишили дворянства и разжаловали из офицеров в рядовые, следовал ответ: состояние военнослужащего не есть бесчестье.

Весьма редко и неохотно в нашей стране расторгали браки по причине желания супругов постричься в монахи. Учитывая практику допетровской эпохи, когда мужья нередко отправляли опостылевших жен в монастырь, чтобы вступить в новый брак, Синод запретил это делать до смерти одного из супругов.

Положение о брачном союзе 1836 г. гласит: "Если одна из сторон, оставив другую, в продолжение одного года не дает ей никакого о себе известия, то оставленная сторона может просить о разводе". Согласно статистике, в дальнейшем именно это положение приводило к разводам чаще всего. Дело в том, что Россия вела многочисленные войны. Женщины зачастую не имели никаких известий от своих мужей, ушедших воевать. Неудивительно, что через какое-то время они вновь выходили замуж. Такое бывало и до законодательного закрепления положения.

Правда, случалось, что мужья неожиданно возвращались. Что же в таких случаях делали наши предки? Зачастую поступали мудро: полюбовно сговаривались. Сохранился любопытный документ-соглашение двух заинтересованных сторон. "1716 года Генваря в 15 день Вятских полков солдат Иван Афанасьев, который в 704 году из деревни Шелковой взят в поголовные солдаты и был на службе, а после его Ивана осталась в той деревне Шолковой жена Матрена Михайлова дочь, и без него Ивана в 710 году вышла замуж в деревню Баранцову за крестьянина за Емельяна Савостьянова, и ныне я, Иван, из полковой службы отпущен на время, и пришел в тое деревню Шелковое и увидел, что жена моя вышла замуж за него Емельяна Савостьянова, поговоря с ним полюбовно, тою своею женою я, Иван, поступился ему Емельяну, и впредь мне Ивану о той своей жене на него Емельяна... нигде не бить челом, а по договору взять мне Ивану на нее Емельяне денег два рубли, четыре ведра вина; и взял на переднее рубль, а другой рубль взять на святой неделе нынешнего же году, а вино взять на сырной неделе два ведра, да на святой неделе два же ведра...".

По статье 241 Устава духовных консисторий "Иск о разводе может быть производим по неспособности одного из супругов к брачному сожитию...". Но и здесь существовало немало оговорок. Прежде всего, прошение дозволялось подавать не

стр. 100


ранее, чем через три года после заключения брака, бессилие должно быть врожденным, а не наступившим в супружестве, и, наконец, непременное наличие подтверждения медицинской комиссии. При соблюдении всего этого Синоду ничего не оставалось как удовлетворить просьбу. Обычно при подобной ситуации истцу предоставлялось право вступить в новый союз, а ответчик обрекался на "всегдашнее безбрачие".

Однако православная церковь всячески старалась сохранить каждый брачный союз, даже самый неудачный. Поэтому дело княгини С. Нарышкиной, подавшей иск, окончилось не в ее пользу, хотя налицо были две причины для развода: неверность супруга (причем случайная связь привела его к заражению сифилисом и как следствие болезни - бессилие). Но на беду супруги свидетелей прелюбодеяния не нашлось. Не удалось доказать и бессилие мужа, ибо от брака родились дети.

Поводом к разводу могло служить и "посягательство одного из супругов на жизнь другого или жестокого, опасного для жизни и здоровья обращения одного из супругов с другим". Но чаще в данной ситуации мужу и жене разрешали жить отдельно, однако сочетаться другим браком они не могли. Расчет, видимо, был на то, что со временем люди "смирятся и купно жить... восхотят".

Если же вопрос о втором браке не стоял, то дворяне обычно не утруждали себя бюрократической волокитой. Официальный развод они заменяли фактическим: разъезжались и делили имения. Правда, при такой относительной свободе существовал один минус: мужья продолжали нести бремя ответственности за своих жен, в первую очередь это касалось материальной стороны. Показателен пример Суворовых - графа Александра Васильевича и его жены. В октябре 1797 г. она, воспользовавшись холодным отношением императора Павла I к мужу, потребовала от последнего, с кото-

стр. 101


стр. 102


стр. 103


стр. 104


рым давно жила врозь, уплаты ее долгов - 22 тыс. руб., а также увеличения годового содержания. Полководец ответил, что "сам должен, а посему не может ей помочь". При разрешении конфликта царь встал на сторону графини. Семейные неурядицы и опала подтолкнули Суворова к неординарному решению: в начале 1799 г. он обратился к императору с просьбой разрешить постричься в монахи. Правда, вместо этого Павел I присвоил ему звание генералиссимуса и назначил командовать союзническими армиями в сражениях с французскими войсками.

Скорее всего, именно в традиции неформального развода кроется причина столь распространенного явления, как многоженство. Отчасти оно объясняется и небрежным отношением духовенства при собирании справок о личности вступающих в брак. Например, в 1776 г. в Московской духовной консистории слушали дело кадета И. Филиппова - он за год успел жениться пять раз. В подобных случаях обычно возобновляли первый брак. Но если обманутая супруга не желала этого, то мужчину ожидало пожизненное безбрачие.

А если ситуация не вписывалась ни в одну из официально признаваемых церковью и государством причин развода? А он был необходим, чтобы соединить свою судьбу с любимым человеком. Тогда обычно садились за стол переговоров и определяли сумму денег (или достойный эквивалент), компенсирующий утрату. Такой случай произошел в 1812 г с полковником Б. С. Соковиным: он был очарован двенадцатилетней красавицей, которую встретил на балу в захолустном городке. Однако оказалось, что барышня замужем за стариком Долинским, но с ним не живет. Тогда офицер поехал к супругу договариваться о разводе. Тот согласился уступить жену за крупную сумму: "Вы заплатите мне за развод 5 тыс. руб. чистыми деньгами. Никаких расписок или векселей я не принимаю. И, кроме того, все расходы на ваш счет!".

Уплатив старику деньги и получив прошение о разводе, Соковин немедленно отправил документы в Петербург, присовокупив к ним письма к знакомым, способным посодействовать скорейшему окончанию бракоразводного процесса. Время шло, ответа не было, а в воздухе пахло войной с французами. По совету одного командира эскадрона Соковин обратился к великому князю Константину Павловичу, который к нему благоволил. И не успел полк далеко отойти от места дислокации, как его нагнал курьер с запиской великого князя на имя полкового священника. В ней говорилось: "Обвенчать командира Новгородского кирасирского полка Б. С. Соковина с урожденной Огранович, не дожидаясь прибытия из Петербурга бумаг о расторжении ее первого брака. Царевич Константин". Так офицер отправился проливать кровь за Отечество счастливым супругом.

Порой невозможность устроить личную жизнь толкала людей на преступление. Один из таких случаев лег в основу драмы Л. Н. Толстого "Живой труп".

В 1881 г. некая Е. Симон вышла замуж за Н. Гиммера. Ее супруг, и раньше увлекавшийся спиртным, после свадьбы окончательно спился, потерял должность, перестал бывать дома и в итоге стал обитателем ночлежек. Жена, бросив непутевого спутника жизни, уехала в подмосковный город Щелково, где познакомилась с С. Чистовым. В 1894 г. она подала прошение о расторжении брака "по супружеской неверности" Н. Гиммера. Судебный процесс длился полтора года, и ей отказали "по недоказанности нарушения мужем его супружеской неверности".

Отчаявшись, молодая женщина решается на преступление - симулирует смерть супруга. Под ее диктовку тот пишет прощальное письмо. Спустя некоторое время из реки выловили обезображенное тело, в котором Екатерина "опознала" своего мужа. Получив "вдовий вид", она обвенчалась с Чистовым, а через три месяца "живой труп" задержали в Петербурге при попытке получить паспорт. Супругов Гиммер судили за двубрачие. Благодаря ходатайствам ссылку заменили на тюремное заключение на год.

Лев Николаевич лично знал подсудимых. Несмотря на просьбы редакторов и театральных деятелей напечатать или поставить написанную по этим событиям пьесу, он всем отказывал. И дело было не только в том, что работа над пьесой шла медленно. Толстой обещал сыну Е. Триммер не печатать произведение при жизни последнего. Слово свое он сдержал: на публикацию и постановку "Живого трупа" согласие дали лишь наследники великого писателя. В сентябре 1911 г. состоялась премьера сразу в двух театрах: во МХАТе и в петербургском Александрийском театре. О том, насколько актуальной была проблема, затронутая в пьесе, говорит тот факт, что только за десять месяцев 1913 г. ее поставили 9 тысяч раз в 243 русских театрах.

После Октябрьской революции 1917 г. настали новые времена и другие нравы. В. И. Ленин утверждал: "Нельзя быть демократом и социалистом, не требуя сейчас же полной свободы развода, ибо отсутствие этой свободы есть сверхпритеснение угнетенного пола, женщины...". 16(29) декабря 1917 г. был принят Декрет о расторжении брака, согласно которому все дела, "ныне производящиеся в духовных консисториях ведомства православного и прочих исповеданий... по коим не постановлено решений или постановленные решения еще не вступили в законную силу, признаются силою сего закона уничтоженными и подлежащими немедленной передаче для хранения в местные или окружные суды - сторонам же предоставляется право, не выжидая прекращения прежнего дела, заявить новую просьбу о расторжении брака по настоящему декрету".

С этого времени брак расторгали по просьбе обоих супругов или одного. Причем, если муж или жена соглашались на развод, их заявление рассматривалось в Отделе записи браков. Делали это в считанные минуты. Началась новая эра, изменились семейные отношения и бракоразводное право.

Опубликовано на Порталусе 18 июня 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама